Ученые утверждают что образование и. Учёные утверждают: образование - это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируй систему доказательствтого, что образование играет значительную ро

Подробное решение Параграф § 10 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Что представляет собой сфера культуры?

Сфера культуры как социальный институт – это особая отрасль социального производства, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей (культурные потребности).

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество.

Вопрос 2. В чём состоит отличие постиндустриального (информационного) общества от предыдущего этапа общественного развития? Какие научно-технические достижения конца XX - начала XXI в. вошли в повседневную жизнь? Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?

Постиндустриальное общество - общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал - профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Научно-технические достижения конца XX - начала XXI в. вошедшие в повседневную жизнь: компьютеры, робототехника, интернет.

В школе невозможно получить знания, которых будет достаточно на всю жизнь.

Вопрос 3. Какова главная мысль этого документа? Почему именно её ты считаешь главной?

«Образование на протяжении всей жизни - центральная проблема для общества.

Желательно, чтобы школа прививала человеку вкус к образованию, научила получать удовольствие от учёбы, создавала возможности научиться учиться, развивала любознательность.

Прежде всего необходимо научиться приобретать знания. Однако, учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин».

Вопрос 4. Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?

Образование - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познания и длительность жизни взаимосвязаны.

Образование - это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.

В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о признании принципа приоритетности образования в нашей стране. Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живёт. В одном из документов Организации Объединённых Наций подчёркивается, что учащемуся «должно даваться образование», которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всём российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки.

Вопрос 5. Почему в информационном обществе возрастает значимость образования? В чём состоит связь между конкурентоспособностью страны и образованием?

Образование тесно связано с жизнью данного общества. Важнейшая задача, которую предстоит решить нашей стране, - создание инновационной экономики, основанной на новейших достижениях науки и техники. Такую экономику, в которой основными факторами развития выступают знания и человеческий капитал, называют «экономикой знаний». Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются её экономика, культура.

Вы знаете, что человеческое общество постоянно развивается. Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Конец XX - начало XXI в. ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического прогресса, обострением состязания (соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями. Стала более распространённой и конкуренция между работниками, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности.

Это состязание охватывает весь мир (носит международный характер) и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу - обеспечить конкурентоспособность (т. е. способность выдержать конкуренцию). Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием. Применительно к теме данного параграфа выстраивается цепочка из трёх взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев конкурентоспособности: а) страна; б) образование; в) личность.

Исходная государственная установка гласит: обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшим условием усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния её населения, способности быстро и правильно ориентироваться в условиях международной конкуренции. Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество её человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования.

Вопрос 6. Что такое конкурентоспособность человека, каковы пути её повышения?

Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Уже в основной школе начинается процесс формирования его личностных качеств, соответствующих запросам информационного общества. Назовём некоторые из них:

В информационном обществе всё более отчётливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе. При этом речь идёт не только о материальных благах, поскольку для современного человека основными мотивами деятельности становится самореализация, стремление к образованию и знаниям и практическому их применению. Эксперты утверждают, что всё большее число людей из рабочей среды обучаются достаточно долго, чтобы стать работниками умственного труда. Речь идёт уже не о деньгах. Речь идёт о собственном достоинстве.

Вопрос 7. Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества?

Личностные качества, соответствующие запросам информационного общества:

Уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;

Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;

Овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; понимать, что культурный человек продуктивно участвует в коллективном труде, достигает взаимопонимания в общении, хорошо подготовлен к самостоятельному творчеству, к высококачественной работе, к пользованию гражданскими правами;

Учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии.

Вопрос 8. Каковы основные уровни образования в нашей стране?

Общее образование включает следующие ступени: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Задачи этих элементов образования - формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии.

Профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере. Ступени профессионального образования таковы: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее профессиональное образование, в котором различают три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Задачи профессиональных учебных заведений - последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляются по программам дополнительного профессионального образования.

Вопрос 9. Почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?

В современном мире часто звучат слова: кто владеет знаниями, тот владеет миром. Знания требуют постоянного развития, обновления. Поэтому на первый план выдвигается задача непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Непрерывное образование рассматривается как руководящий принцип во всех странах мира. Его реализация направлена на достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании общества.

Учёные полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.

Составной частью непрерывного образования является самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования - чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

Вопрос 10. Приоритетность образования требует выделения значительных средств из бюджета как государства, так и семьи на образовательные цели. Тем, кто сомневается в целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского университета (США) ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почём невежество».

Выскажи своё отношение к приведённому суждению; если ты с ним согласен, приведи примеры бедствий, вызванных отсутствием необходимых знаний.

Образование в неумелых руках, опасное оружие. Человек в меру своего безмерного любопытства и тяги к знаниям, может затронуть те рычаги мироздания, которые потом - не в силах будет исправить.

Вопрос 11. Учёные утверждают: образование - это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируй систему доказательств того, что образование играет значительную роль в общественном развитии.

Если человек получит образование, то он сможет стать выдающимся человеком и это может пригодиться стране.

Вопрос 12. Объясни, каким образом образование влияет на конкурентоспособность страны.

Во-первых, без образования очень сложно устроится на работу, даже почти невозможно. Следовательно, жители страны будут безработными, неграмотными, что плохо повлияет на страну.

Вопрос 13. Ознакомься с приведенным ниже суждением и аргументируй (привлекая примеры) свою точку зрения. "Образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему. Образование должно обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем."

Да, образование должно быть многосторонним, чтобы люди могли знать ответы на элементарные вопросы во всех областях знаний.

Учёные утверждают: образование - это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируй систему доказательствтого, что образование играет значительную роль в общественном развитии.

Ответы:

1. Образование это знания, знания необходимы в любом деле. 2. Если ты закончил школу соответственно ты можешь пойти и получить работу 3. Так как ты идешь работать значит получаешь деньги и можешь прокормить себя и вообще нормально жить. Образование это главная часть всей жизни человека так как оно помогает в жизни и нужно для дальнейшего продвижения человека. Поэтому люди и отличаются от животных.

Похожие вопросы

  • у миши в 2 раза больше орехов,чем у николая, а у пети в 3 раза больше,чем у николая. Сколько орехов у каждого, если у всех вместе 72 ореха?
  • Какая группа организмов и благодаря каким ароморфозам первой полностью утратила зависимость от водной среды и смогла широко распространиться на суше? 1) Название группы - ? 2) Какие 5 ароморфозов - ?
  • Альтернативными называют такие виды энергетических ресурсов, которые относятся к … 1. Неисчерпаемым и экологически чистым 2. Невозобновимым, но имеющимся в большом количестве 3. Исчерпаемым, но возобновляемым 4. Исчерпаемым и экономически дешевым
  • Напишите структурную формулу для пентадиена 1,4. и составьте к ней по 1 изомеру: а) Изомер цепи б) положение кратной связи в) межклассовый изомер
  • переведите данные числа из градусной меры в радианную 75 градусов и 144 градусов
  • продолжить предложения,записать схемы с однородными членами предложения 1) мы получили информацию о самых больших планетах солнечной системы:......................
ученые утверждают: образование - это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируйте

систему доказательств того, что образование играет значительную роль в общественном развитии.

между двумя мальчиками разгорелся спор.Один утверждал что человеческие потребности нужно ограничивать, так как человеку сложно остановиться в своих жедания

х. Другой говорил, что потребности ограничивать нельзя,так как это приводит к тому что человек перестанет развиваться. Какой точки зрения поддерживаетесь вы? Приведите не менее 2-х аргументов, потверждающих вашу позицию. Зарание спасибо за ответ)

Практическое мышление Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что

одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах... Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длительного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограниченны, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник далеко не всегда имеет время для таких проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума. Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятиях философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматривался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях - ум политика, государственного деятеля, полководца, - расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности. Вопросы и задания: 1) Какие различия теоретического и практического мышления выделяет Б. М. Теплов? 2) Каким видам деятельности в большей мере соответствует практический тип мышления? 3) Продолжите перечень названных во фрагменте видов деятельности. По какому принципу вы включаете тот или иной вид деятельности в данный список? 4) Согласны ли вы с ученым в оценке значения практического мышления? О чем бы вы могли поспорить? Какие аргументы вы можете привести в пользу своей точки зрения?

Если верно то, что мы должны использовать все возможности для учения и совершенствования, то не менее верно и то, что мы должны быть в состоянии использовать эти возможности, а для этого каждому человеку необходимы все элемента качественного базового образования. Более того, желательно, чтобы школа прививала ему вкус к образованию, научила получать удовольствие от учебы, создавала возможности научиться учиться, развивала любознательность.

На пороге XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение.

Прежде всего необходимо научиться приобретать знания. Однако, учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин. Общий культурный уровень является в некотором роде пропуском к непрерывному образованию, поскольку он прививает вкус к образованию, а также является его основой, необходимой для того, чтобы учиться на протяжении всей жизни».

Составной частью непрерывного образования является самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования - чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещен не музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

Проверь себя

1. Что такое образование? В чем заключается приоритет образования?

2. Почему в информационном обществе возрастает значимость образования? В чем состоит связь между конкурентноспособностью страны и образованием?

3. Что такое конкурентоспособность человека, каковы пути ее повышения?

4. Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества?

5. Каковы ос ионные элементы образовательной системы РФ?

6. Почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?

В классе и дома

1. Приоритетность образования требует выделения значительных средств из бюджета как государства, так и семьи на образовательные цели. Тем, кто сомневается

целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского университета (США) ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

Выскажи свое отношение к приведенному суждению; если ты с ним согласен, приведи примеры бедствий, вызванных отсутствием необходимых знаний.

2. Ученые утверждают: образование - это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируй систему доказательств того, что образование играет значительную роль в общественном развитии.

3. Объясни, каким образом образование влияет на конкурентоспособность страны.

4. Ознакомься с приведенным уже суждением и аргументируй (привлекая примеры) свою точку зрения. (Образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему. Образование должно обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем».

5. После окончания основной школы ты можешь избрать один из путей продолжения образования: переход в 10 класс средней школы с возможностью профильного обучения; поступление и профессиональное учебное заведение; самообразование. Раскрой, в чем, по-твоему, состоят преимущества и недостатки каждого из названных путей. Какой путь и почему тебе кажется предпочтительным?

Говорят мудрые

«Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему

В некоторых округах столицы России люди живут дольше, чем в соседних. К такому выводу пришли специалисты ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения. Кроме того, женщины в Москве в среднем живут дольше мужчин даже в неблагоприятных для жизни округах. Между тем специалисты из московского Департамента природопользования скептически относятся к подобным выкладкам, хотя впрямую их не опровергают.

Кому верить – каждый москвич решает самостоятельно. По крайней мере все сходятся в том, что в зеленых районах столицы дышится легче.

Ученье – жизнь!

«Москвичам живется легче в тех районах, где преобладают зеленые насаждения, подчеркивают эксперты» Научный сотрудник ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Виктория Семенова рассказала, что высокая смертность – это результат многолетнего процесса, а не влияние нескольких последних лет и сегодняшнюю ситуацию прогнозировали еще в начале 90-х. К естественным природным изменениям и ухудшению экологии добавились политические потрясения времен перестройки и становления демократии в стране.

Но в своих прогнозах социологи и демографы предполагали, что политические коллизии и реформы в первую очередь затронут стариков и детей и смертность повысится среди них. Против ожиданий сегодня под ударом растущей смертности оказался фактически самый цвет российского общества – люди от 20 до 39 лет.

Интересно, что не в последнюю очередь жизнь людям сохраняет образование. Каким образом накопленные в институте знания отпугивают смерть – объяснить трудно, однако бесстрастная статистика утверждает: дольше всего люди живут в Юго-Западном и Центральном округах Москвы, где сосредоточилась основная масса выпускников вузов.

В этом отношении меньше всего повезло Восточному и Южному округам столицы, где уровень смертности выше всего, – по той же статистике это два самых «малообразованных» московских округа. Специалист ЦНИИ Семенова заметила, что образованных людей в двух неблагополучных округах становится меньше с каждым годом – среди самой «опасной» группы (20–39 лет) количество мужчин, получивших высшее образование, приблизительно на 8% меньше, чем среди мужчин, которые старше их на 20 лет. А смерть, как показывает статистика, любит необразованных и малограмотных.

Точечная экология Москвы

Несмотря на удручающую статистику, ситуация со смертностью населения в Москве отличается в лучшую сторону от аналогичных оценок по России: москвичи живут в среднем на 8 лет дольше остальных россиян, а москвички – на 4 года. При этом 10 лет назад продолжительность жизни в столице России была несколько ниже, чем в целом по стране, однако с 1996 года, несмотря на дефолт, она выросла в среднем на 9 лет, а в остальной России – не больше чем на 1,5 года.

Но только ли образование влияет на продолжительность и комфортность жизни москвичей в разных округах? Представители компании «Экостандарт» провели свое собственное исследование и выстроили рейтинг благоприятных для жизни районов, учитывая концентрацию в атмосфере четырех основных компонентов: оксидов углерода, азота, серы и углеводородов.

По их выкладкам, в одном и том же округе ситуация может заметно отличаться: например, в ЮАО, который уже выше упоминался как неблагополучный, район Орехово-Борисово признан благоприятным для проживания, а районы Нагатинский Затон и Зябликово – очагом напряженности с повышенным содержанием оксида углерода. Даже в благополучном ЦАО практически все округи, где кипит деловая жизнь, – Мещанский, Таганский, Тверской, Пресненский и многие другие, – признаны неблагополучными, поскольку в воздухе содержится значительное превышение оксидов азота, серы и углеводородов.

Между тем специалисты столичного Департамента природопользования сдержанно относятся к подобной градации и разрезанию Москвы на отдельные узкие участки с хорошей или плохой экологией.

«Все зависит от точки зрения и желания развернуть факт под определенным углом. Вот смотрите: в ЦАО самая низкая смертность по рейтингу, и он же – один из самых напряженных по загрязненности атмосферы. Какой оценке верить больше, как это выяснить? Наверное, нужно понимать, что Москва – это не страна, это город, хоть и большой, и на территории города экология не может разительно отличаться в двух разных районах. Хотя, конечно, москвичам живется легче в тех районах, где преобладают зеленые насаждения», – пояснил сотрудник департамента корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. // Екатерина Сапогова



Читайте также: