Наука и образование в первой половине ХIХ века

План Обновление духовной жизни общества Развитие науки в первой половине ХIХ века Развитие образования в первой половине ХIХвека

Обновление духовной жизни общества Первая половина ХIХ века по праву считается «золотым веком» русской культуры. Ее влияние проходило под влиянием многих поистине исторических событий: 1) Отечественная война 1812 года 2) Промышленный переворот 3) Рост национального самосознания народов

Рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Важным событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766 -1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792 -1856) Создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики.

Николай Николаевич Зинин (1812- 1880) Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

Б. С. Якоби (1801 -1874) -физик, электротехник, академик Петербургской АН Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. v Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). v Создал гальванопластику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840– 1850), исследовал электромагниты. v Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии

Павел Петрович Аносов (1799- 1851) Раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

Н. И. Пирогов (1810 -1881) профессор медикохирургической академии, анатом, хирург, педагог Основоположник военно-полевой хирургии и анатомоэкспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Учился в Московском университете. Участник Севастопольской обороны 1854– 1855), франкопрусской (1870– 1871) и Русскотурецкой (1877– 1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку. Боролся с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование.

А. М. Бутлеров (1828 -1886) химик-органик v Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. v Первым объяснил явление изомерии. v Сторонник введения высшего образования для женщин.

Николай Михайлович Карамзин Писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его «Истории государства Российского» вышли в 1816- 1817 гг. ; последний, 12 -й том - в 1829 г Автор успел довести изложение до 1611 г.

Русские путешественники Русский мореплаватель, адмирал. В 1788 г. Иван Федорович Крузенштерн закончил Морской корпус. В 1803– 1806 гг. он руководил первым русским кругосветным плаванием на кораблях «Надежда» и «Нева»

Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778 -1852), мореплаватель, адмирал. Родился в Эстонии, учился в Морском Кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803– 1806 гг. был участником первого кругосветного путешествия на корабле «Надежда» . После экспедиции Беллинсгаузен командовал кораблями на Черном и Балтийском морях. В 1819– 1821 гг. он возглавил первую русскую антарктическую экспедицию. Экспедиция открыла Антарктиду (1820 г.), ряд островов в Тихом океане, остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I.

Образование в первой половине XIX века Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социальноэкономическими изменениями в стране. В стране этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным.

Система образования в начале ХIХ века Общеобразоват ельная школа: -Гимназии (7 лет) -Уездные училища (3 года) -Приходские училища (1 год) Высшая школа -Университеты -Академии

Развитие образования Александр I 1)1802 – Министерство народного просвещения 2) Создание гимназий и уездных училищ 3) 1811 – открытие Царскосельского лицея

Развитие образования Николай I 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Формирование нравственности на религиозных началах Сохранились все типы школ, но стали сословно-представительскими 1827 - указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян Увеличение численности учебных заведений 1828 – Петербургский технологический институт 1830 – Московское ремесленное училище 20 е годы – Комитет по устройству учебных заведений

Основные тенденции в развитии образования и науки Сословность системы образования. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан не было возможности даже при желании расширить образование. Образование же помещичьих же крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но и их внедрении в производство.

ВЫВОДЫ: Патриотический подъем 1812 года, перемены в экономике стали причинами обновления духовной жизни страны, крупных успехов российских ученых, способствовали развитию системы образования и просвещения.

Проверим знания: Выдающимся путешественником первой половины ХIХ века был: 1) Ф. Ф. Беллинсгаузен 2) П. Л. Шиллинг 3) Н. И. Пирогов 4) В. Я. Струве



Читайте также: