Позиционные изменения в области согласных звуков. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация. Позиционные изменения гласных звуков Изменение гласных и согласных звуков

Позиционные изменения звуков

Позиционной меной звуков называется закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется со звуком [Л], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот - кЛта]).

В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.

Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пять ударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а*], после мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале своей длительности [*а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а*], [*а], [*а*].

В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот - плоть - плётка - переплёте (плот - пло*т" - пл"о*ткъ - п"ьр"и е плцт"ь], суда - судя - сюда - сюсюкать [суда - су*д"ъ - с"*уда - с"яс"укът"].

Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.

Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков - параллельной и непараллельной - является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.

Комбинаторные изменения звуков

Комбинаторные изменения звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.

ассимиляция ((от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение),

диссимиляция (,один из видов комбинаторного изменения звуков в потоке речи, когда один из двух тождественных или сходных звуков речи (смежных или несмежных) заменяется другим звуком, отличным или менее сходным с ним),

аккомодация (частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного, состоящее в том, что экскурсия (т. е. начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (т. е. окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация).) - приспособление согласных к гласным и гласных к согласным («игры - отыгран»),выпадение звука («сонце» вместо «солнце»), гаплология - выпадение одного из одинаковых или подобных слогов («знаменосец» из «знаменоносец»), стяжение двух смежных гласных в один (русское диалектное «быват» из «бывает»), афереза - отпадение начального гласного слова после конечного гласного предшествующего слова, элизия - отпадение конечного гласного слова перед начальным гласным следующего слова, эпентеза - вставка звуков (просторечное «Ларивон», «радиво»), метатеза - перестановка («Фрол» из лат. Florus).

Позиционные изменения , происходящие со звуками в потоке речи (в пределах одной морфемы), связаны с воздействием звуков друг на друга, а также с общими условиями произношения: положением в абсолютном начале / конце слова, в ударном / безударном слоге и т.п.

Позиционные изменения гласных связаны прежде всего с положением в ударном / конкретном предударном или заударном слоге, в абсолютном начале или конце слова (см. редуцированные гласные), а также с влиянием мягких согласных: гласные приспосабливаются к артикуляции мягких согласных и при произношении сдвигаются вперед и вверх либо в начальной фазе своего образования (если мягкий согл. предшествует гласному), либо в конечной стадии (мягкий согл. стоит после гласного), либо в целом (гласный окружен мягкими согласными).

Позиционные изменения согласных в потоке речи могут касаться любого из признаков: глухости / звонкости, твердости / мягкости, места и способа образования.

Сильные позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак остается самостоятельным, ни от чего не зависящим и служащим для различения слов и морфем):

1) перед гласными: там – дам;

2) перед сонорными: слой – злой;

3) перед [в], [в’]: сверь – зверь.

Слабые позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак несамостоятелен, зависит от положения в слове или фонетического окружения):

1) на конце слова звонкие шумные оглушаются: снег, дуб;

2) перед согласными (кроме сонорных и [в], [в’]):

Оглушение звонких шумных перед глухими (лодка, ложка);

Озвончение глухих шумных перед звонкими (молотьба, просьба).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, т.е. двух гласных или двух согласных, называется ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление»). В некоторых случаях в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные (сзади, отдать). В любом случае направление воздействия одно – от последующего звука к предшествующему. Такой вид ассимиляции называется регрессивной ассимиляцией . (Прогрессивная ассимиляция крайне редка: наблюдается, например, в диалектном произношении слов типа «Ванька» [ван"к"а], но это не соответствует современным орфоэпическим нормам.)

Сильные позиции для твердости / мягкости согласных:

1) перед гласными, включая [э]: лук – люк, нос – нёс, пастель – постель (мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, твердые – в заимствованных);

2) на конце слова: кон – конь;

3) перед заднеязычными согласными (у переднеязычных): банка – банька, горка – горько;

4) перед губными согласными (у переднеязычных): изба – резьба;

5) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: волна – вольна.

Слабые позиции – все остальные. Ассимиляция по твердости, например, наблюдается в случае соединения мягкого зубного с твердым зубным (конь – конский, искл.: июньский). Ассимиляция по мягкости осуществляется непоследовательно и соблюда ется не всеми говорящими (дверь - [д], [д’], съем - [с], [с’]). Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч"], [ш’] (барабанчик, барабанщик).

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга (т.е. нет сильных позиций).

Ассимиляции по месту образования подвергаются зубные щелевые, которые заменяются на передненебные перед передненебными шумными (сшить, с чемпионатом, отсчитать);

Ассимиляции по способу образования подвергаются взрывные согласные, которые чередуются с аффрикатами перед щелевыми и аффрикатами того же места образования (отсыпать, отцепить).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных.

Обратное ассимиляции явление, или диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»), заключается в утрате звуками общих фонетических признаков. Подобные изменения характерны для диалектов и просторечия, в литературном языке они связаны с ограниченным кругом примеров: легкий, мягкий ([х"к’]) – диссимиляция по способу образования + по глухости и мягкости.

Помимо описанных явлений в русской речи может фиксироваться упрощение групп согласных (в ряде звуковых сочетаний при соединении трех согласных один выпадает): уездный, местный, сердце.

Слог. Типы слогов.

Слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком.

В современной лингвистике широкое распространение получила сонорная теория слога , разработанная Р.И.Аванесовым. С точки зрения этой теории слог рассматривается как совокупность разных по степени звучности (сонорности) звуков – от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, представляющий ядро, вершину слога, к нему примыкают остальные звуки - неслоговые.

Каждому типу звуков Аванесов присвоил определенный уровень звучности . Вспомните цепочку:

по соотношению шума и тона все звуки языка можно отразить в виде цепочки (по мере усиления шума):

гласные → сонорные согл. → шумные звонкие согл. → шумные глухие согл. → пауза

уровень звучности: 4 3 2 1 0

Таким образом, слог, по теории Аванесова, представляет собой волны сонорности . Количество слогов в слове определяется количеством пиков, вершин сонорности. Обычно вершиной слога, т.е. слоговым звуком, оказывается гласный. В редких случаях слоговым может становиться и согласный, чаще всего сонорные (это достигается путем вставки перед такими согласными гласного призвука): [жыз" ь н"]

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам.

По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые – начинающиеся с согласного звука: [ру-ка];

2) неприкрытые – начинающиеся с гласного звука: [а-ист].

По конечному звуку слоги делятся на:

1) закрытые – кончающиеся на неслоговой звук (согласный): [бал-кон];

2) открытые – кончающиеся на слоговой: [ва-зъ].

Границы слогораздела поможет определить теория Аванесова, согласно которой слог в русском языке строится по закону восходящей звучности – от наименее звучного к наиболее звучному, т.е. слоговому. Данный закон определяет следующие особенности слогоделения :

1) Неконечные слоги стремятся к открытости: [на-у-къ], [а-па-зда-лъ].

2) Закрытые слоги могут появляться лишь в трех случаях:

В конце слова: [пла-ток];

На стыке сонорного и шумного в неначальном слоге (сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный – к последующему): [бал-кон];

На стыке и любого согласного ( отходит к предшествующему слогу, другой согласный – к последующему): [ма j’-къ], [ва j’-на].

При делении слова на слоги необходимо иметь в виду, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением и правилами переноса на письме.

Ударение.

Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них обязательно выделяется силой голоса или повышением тона. Такое выделение одного из слогов в слове называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога, которые в разных языках неодинаковы. Выделяют следующие фонетические типы ударений:

1) силовое ударение (динамическое) характеризуется повышенной громкостью и увеличением силы выдоха;

2) количественное ударение (квантитативное) связано с увеличением долготы произношения ударного слога;

3) музыкальное ударение (тоновое) использует для выделения ударного слога движение голосового тона (восходящее, нисходящее, комбинированное).

Ударение в русском языке является одновременно силовым и количественным.

Словесное ударение выполняет организующую функцию, объединяя в единое целое фонетическое слово – группу слогов, связанную общим словесным ударением. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения всех остальных слогов.

Фонетическое слово не всегда равняется лексическому. Некоторые слова в тексте не имеют собственного ударения, сливаясь с рядом стоящими ударными и образуя с ними единое фонетическое слово. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди (союз, предлог, частица, местоимение), называется проклитикой: не увижу, пыль да комары. Безударное слово (частица, местоимение), примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: скажи-ка. Возможна ситуация, когда односложный предлог или частица «перетягивает» словесное ударение на себя и превращает знаменательное слово в энклитику: водить за нос, упал на пол.

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение, более слабое. Оно чаще всего падает на начальные слоги и фиксируется в сложных словах: стройматериалы, аэрофотосъемка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным (например, во французском языке ударение может приходиться только на последний слог). Русское ударение не фиксируется за определенным слогом и может падать на любой слог на любую морфему в слове (выбыть, золото, леса, обыкновенный), т.е. является разноместным.

Еще одна особенность русского ударения – его подвижность. При образовании грамматических форм слова возможен переход ударения:

1) с основы на окончание и наоборот (страна – страны, голова – головы);

2) с одного слога на другой в пределах одной морфемы (дерево – деревья, озеро – озёр).

Итак, русское ударение характеризуется следующими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по расположению в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме при словоизменении.

Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е [ж"ж"] у , ви [ж"ж"] ать с мягким долгим звуком [ж"], так и е [жж] у , ви [жж] ать - с твердым долгим; правильно и до [ж"ж"] и , и до [жд] и , и ра [ш"ш"] истить и ра [ш"ч"] истить , и [д] верь и [д"] верь , и п [о] эзия и п [а] эзия . Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова (М., 1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба [с"е] йн и ба [сэ] йн ; в этом словаре предлагается произносить манёвры , планёр , но допускается и произношение манвры , плнер .

Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а [н"] гел , це [р"] ковь , ве [р"х], пе [р"] вый . Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице - ся (сь ) (смеял [с] а , встетили [с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на - кий , - гий , - хий и в глаголах на - кивать , - гивать , - хивать . Слова высокий , строгий , ветхий , вскакивать , подпрыгивать , стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой , ветхой , вскаковать , подпрыговать . Потом норма стала допускать оба варианта - старый и новый: и смеял [с] а и смеял [с"]я, и стро [г] ий стро [г"] ий . В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие - младшего.

В произношении имен прилагательных родительного падежа единственного числа среднего и мужского рода по традиции согласный [г] заменяется на [в]: у черного [ч"яоґрнъвъ] камня, без синего [с"ыґн"ьвъ] платка.

В именах прилагательных на - гий , -кий, -хий и в глаголах на - гивать , -кивать, -хивать согласные Г, К, Х произносятся мягко, в отличие от старомосковского произношения, которое требовало в этих случаях твердого согласного:

Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения - ут , -ют, -ат, -ят и суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- в языке наших дней произносятся неодинаково, их произношение ориентируется на написание. Старомосковские же нормы требовали произнесения этих окончаний и суффиксов только по варианту 1 спряжения. Подобные варианты произношения теперь устарели, однако их еще можно услышать в речи старых интеллигентов.

Произношение постфиксов - ся и - сь в возвратных глаголах. Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах: бою[с], мыл[съ]. Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя[с"], стуча[с"]. В современном языке рекомендуется произносить [с"] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нес[съ], тряс[съ], но: оставай [с"ъ], мыл[с"ъ] .

6. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ы э ], т.е. считалось верным такое произношение слов:

жара - [жы э раґ], шары - [шы э рыґ],

шалун - [шы э луґн], шантаж - [шы э нташ].

Эту норму можно в настоящее время считать устаревшей. Однако ни одна ранее действовавшая в речи норма не исчезает, не оставив исключений, своего рода речевых атавизмов, в которых по традиции сохраняется старое произношение. Таким исключением в русском языке стало произношение слов:

жалеть - [жы э л" ]еть, жасмин - [жы э с]мин,

лошадей - ло[шы э ]дей, жакет - [жыэ]кет,

а также числительных 20 и30 в косвенных падежах:

двадцати - двад[цы э ]ти.

Напротив, после мягких шипящих, как и после любых мягких согласных, в позиции первой степени редукции не должен появляться звук [Л], но только [и э ]. Следовательно, надо произносить слова таким образом:

В потоке речи артикуляция, а, следовательно, и акустика звука подвергаются модификации, т.е. частичному изменению. Эти изменения всегда позиционные, но они разделяются на два вида: собственно позиционные и комбинаторно-позиционные.

1. Собственно-позиционные модификации:

1) Оглушение звонких согласных в конце слова (в немецком языке и в конце слога).

2) Редукция гласных.

Оглушение звонких согласных в конце слова типично для многих языков, для немецкого языка – также в конце слога (Absatz[´ápzats], русск.: абзáц).

Редукция гласных связана с ослаблением безударных слогов, т.е. гласные в безударной позиции произносятся менее отчетливо. Степень распространенности редукции в разных языках различна. Например, в грузинском, итальянском языках редукция вообще отсутствует. В испанском она проявляется слабо. Сильное проявление редукции в германских языках. В них безударные гласные крайне редуцированы.

Редукция может быть количественной , т.е. проявляться в сокращении длительности звука при сохранении качества. В немецком языке в открытом безударном слоге долгий гласный становится полудолгим (mó:to˙r–mo˙tó:rən).

При качественной редукции меняется и качество, и количество звука. В русском языке три степени редукции: мал [мал], малыш [мΛлы´ш], малыши [мълышы]. В истории немецкого языка редукция проявилась в том, что существовавшие до концаXIв. конечные позиции имен существительных о, а, и, у вследствие редукции слились в один редуцированный звук е [ə]. Это получило большой резонанс на морфематическом уровне (закон межуровневой корреляции ). Например, склонение существительных во множественном числе.

До XI в.: berga, bergo, bergum, berga – после: Berge, Berge, Bergen, Berge.

Формы редукции: 1) полная – исчезает один звук или целый слог (безударная позиция); если в конце слова – этоапокопа (Тань!), а если в середине –синкопа (Саныч)/

Редукция в разной степени проявилась в истории германских зыков. По степени усиления: мертвый готский (рунический), исландский, немецкий, английский (день – dagur–day–dag–Tag;onoma–namo,Name–name.

Последствия фонетической редукции очень велики. Почему? На конечные гласные часто приходятся грамматические показатели. Отпадение этих показателей ведет сначала к уменьшению словоформ в парадигме склонений/спряжений, затем функция различения грамматических значений переносится на другие уровни, а закончиться этот процесс может изменением типа языка. Язык может превратиться из синтетического в аналитический.



2. Комбинаторно-позиционные изменения в потоке речи.

Типы: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и дополнительные разновидности: метатеза, эпентеза, протеза, диэреза, гаплология.

Аккомодация (accomodatio– приспособление) – это изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и гласных под влиянием согласных. Может бытьпрогрессивной ирегрессивной (,®). Пример регрессивной аккомодации в русском языке – лабиализация согласных под влиянием лабиализованных гласных. В английском языке в результате прогрессивной аккомодации произошел переход: [æ]®[о] послеw(cat–was–).

Ассимиляция – это влияние одних гласных на другие гласные и согласных на согласные. Это влияние в сторону сближения, уподобления одного звука другому. Может быть®и. Для русского языка характернаассимиляция по оглушению и озвончению (ло[ш]ка – ложечка, про[з"]ба – просить). В немецком языке есть и®, иассимиляция, но только по оглушению (озвончения нет). В английском языке пример прогрессивной ассимиляции: -s:books , а в остальных случаях (после звонких и сонорных) – [z]. В результатеассимиляции в древнегерманских языках появился умлаут (переогласовка), например,sandjan–sendan–senden–send;gast–gasti–gaesti–gäste– гость – гости.

Ассимиляция может быть контактной идистантной . Прогрессивная дистантная ассимиляция гласных имеет место в большинстве тюркских языков и в ряде финно-угорских. Это важнейший показатель данных семей, получивший название «гармонии гласных» –сингармонизм . Например, в турецком, узбекском, казахском языках суффикс множественного числа существительных –lar, если в корне есть –а или другие гласные непереднего ряда, а если другие гласные –ler. Например, в турецкомoda–odalar, еv– - еvlег; в казахскомara–aralar–aralarga– пилам, в киргизскомota–otalar– отец,ene–eneler– мать.

Диссимиляция – расподобление звуков. В целом этот тип встречается реже. В русском языке – в просторечии, в заимствованиях (февральfebruarius, тарелкаteller).



Метатеза – перестановка. Например, лат.silverster– рус. Селиверст; нем.Futteral– футляр; медведь – ведмедь.

Гаплология – из двух одинаковых слогов один исчезает, убирается: знаме(но)носец, траги(ко)медия.

Эпентеза – вставка звука, как правило, в середину слова. Например, какао – какава, срам – страм, Ларивон.

Протеза – вставка звука в начале слова при заимствовании или в просторечии. Например, осьм – восемь, острый – вострый; в тюркских языках скопление согласных не допускается, поэтому в словах при заимствовании добавляется «ы» – «ыстакан».

Диэреза – выпадение звуков в середине слова, обычно в спонтанной речи. Например, бывает – быват, говорю – грю, местность – месность.

Итак, два вида изменений (модификаций) звуков в потоке речи: 1) собственно позиционные изменения: оглушение звонких в конце слова, редукция гласных в безударной позиции и 2) позиционно-комбинаторные: аккомодация (взаимовлияние гласных и согласных), ассимиляция (гласные влияют на гласные, а согласные – на согласные) и диссимиляция. Особые случаи комбинаторно-позиционных изменений – метатеза (перестановка звуков), гаплология (опущение одного из одинаковых слогов), эпентеза (вставка звука в середине слова), протеза (вставка звука в начале слова), диэреза (выпадение звуков в середине слова).

Фонетическое членение речи. Слог, такт, фраза. Понятие сегментных и суперсегментных фонетических единиц. Интонация, типы интонаций, функции интонации. Ударение, разновидности ударения, его функции в языке. Редукция.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.

2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением 1 . Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется прокли2зой 2 , а само примкнувшее спереди безударное слово – прокли2тикой (например, на дому2, без шля2пы, три го2да, мой дя2дя, что он2, ты ходи2л), где безударные на, без, три, ты, мой, что, ты – проклитики. Примыкание сзади называется энкли2зой 3 , а само примкнувшее сзади безударное слово – энкли2тикой (например, ви2дел ли, ходи2л бы, кто2-то, кто2 это, что2 он, на2 дом, где ли, был, то, это, он, дом – энклитики).

3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты 1 . Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные, ср. русское перст, где слоговоее, сербское прст, где слоговое р , и французское pst! , где слоговое s 2 . В таких языках, как сербский, слоговые согласные – особые единицы (сербск. прст – «палец», срп – «серб» и т. п.).

4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [тс] – звукосочетание, где две экскурсии и две рекурсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коц и Котс (а также кот-с).

Обычно словесное ударение заключается в том, что в слове (или же в группе, состоящей из знаменательного слова и одного или нескольких служебных) с помощью тех или иных звуковых средств подчеркивается один вполне определенный слог, а иногда - в мень- шей мере - еще и другой или другие слоги. Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью - так называемое динамическое, или силовое, ударе- ние 1 . Он может удлиняться (чаще за счет своего гласного) - кван- титативное, или кол ичественное, ударение. Он может выде- ляться повышением или понижением тона - музыкальное, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также каче- ственное ударение - особое качество звуков, составляющих ударный слог.

В многосложных словах особенно отчетливо выступает та функ- ция ударения, которую Н. С. Трубецкой называл «вершннообразу- ющей» («кульминативной»). Ударный слог как бы составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине. В отрезке связной речи, состоящем из подобных слов, количество вершин ука- зывает нам, сколько слов содержится в этом отрезке. Например: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» - 7 ударений и 7 слов. Но такую же картину дают и односложные слова, несущие ударение: в приведенном выше примере «Тут брат взял нож» - 4 ударения и 4 слова. Можно сказать, что ударение и в односложном, и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его «отдельности», его некоторой самостоятельности в ряду соседних слов. Таким образом, «вершинообразующая» функция ударения есть частный случай более общей функции, которую можно назвать с л о воформир. ующей. Ударение - такой же обязательный элеме1ттзвукбвого облика данного слова, как и определенный фонемный состав. Отмечено, что опознание слова, особенно в затрудненных условиях общения, в первую очередь зависит от правильного восприятия ударного слога.

§ 80. Словесное ударение может быть свободным (разномест- ным) или связанным (фиксированным, одноместным). 1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно может стоять па любых (начальных, серединных, конечных) слогах ак- центного слова, как это мы видим в русском языке.

Свободное ударение может быть неподвижным при обра- зовании форм слова и производных слов или подвижным. Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох, гороха, гороху и т. д., также горошина, горошек, гороховый, огоро- шить - везде ударение падает на один и тот же слог -рох- или -рд-. Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную словоформу, но и данную корневую морфему: в слове горох и его производных оно неизменно падает на второй слог корня. Ударение является в подобных случаях такой же четкой и харак- терной приметой данной корневой морфемы, как и фонемный состав ее экспонента. Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, бороде... побороду, бороды... и, наконец, бород (ср. и производное бородка). Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где ударение так или иначе характеризует определенные некор- невые морфемы (окончания, суффиксы, приставки), определенные грамматические формы и словообразовательные типы.

Связанным (фиксированным) называется словесное ударение в тех языках, в которых оно всегда (или почти всегда) падает на один определенный по порядку слог слова, например: только на началь- ный, только на конечный, только на предпоследний слог и т. д. На- чальное ударение имеем в финно-угорских языках, а из индоевропей- ских- в латышском, чешском, словацком.

Нетрудно заметить, что в языках со связанным ударением место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова (начальной или конечной) и, следовательно, служит если не показателем точного места этой границы, то во всяком случае показателем ее близости. В этих языках на общую словоформирующую функцию ударения дополнительно наслаивается словоразграничивающая (делимитативная, или функция «пограничного сигнала»)

Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках син- таксических единиц - словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации - мелодика, т. е. движение основного тона голоса (повышение и понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Так, су- щественное понижение тона указывает на завершенность сообщения или какой-то его относительно самостоятельной части. Напротив, повышение говорит о незаконченности мысли, о том, что надо ждать продолжения, или - при другом мелодическом рисунке - о том, что это вопрос, а не утверждение и т. д. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации - интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит ф р а з о вое ударение. Его нейтральную разновидность Л. В. Щерба называет синтагматическим ударением и рассматривает как средство фонетической организации синтагм. Синтагма же понимается как единица изменчивая, речевая, «...кратчайший отрезок речи.., который в данном контексте и в данной ситуации соответствует единому понятию» 1 . Синтагма - сравнительно небольшая группа слов,объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что по- следнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом, неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем другие. Так, предложение «Что вы делали вчера вечером?» наиболее привычно распадется на две синтагмы (границы их обозна- чим вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое уда- рение, выделим курсивом): «Что вы делали | вчера вечеромЪ Ср. и в ответе: «Читал новую книгу, | которую мне дали | на один день». Во всех этих случаях синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями. Во французском тексте все слова синтагмы, кроме последнего, вообще теряют свое словесное ударение. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей выска- зывания. Это ударение часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического ударения. Так, в предложении «Его новая книга понравилась мне меньше, чем первая», хотя на конце первой синтагмы стоит слово книга, мы больше выделим не его, а другое слово - новая и тем самым сделаем более выпуклым выраженное здесь противопоставление: новая - первая. В других случаях логическое ударение, напротив, еще больше подчеркивает слово, которое и без того должно быть выделено синтагматическим ударением. Ср.: «Это не новая книга, а всего лишь новая статья!» Отметим, что логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения. Ср. обычное словесное ударение: до еды и ло- гическое: «до еды или после еды?» Третий компонент интонации - темп речи, ее замедление и ускорение. Замедлением темпа выделяются более важные слова в высказывании (разновидность логического ударения) или слова, наиболее значимые эмоционально (так называемое эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное, ударение). В русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растя- гивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова («Он замеча-ательный человек!»); в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т. д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!). С убыстрением темпа обычно произносятся менее важные части вы- сказывания. Важными компонентами интонации являются также п а у з и р о-в а н и е, т. е. расстановка пауз и их градация по степени длительности, и, наконец, тс тембровые особенности, которые связаны с выражением общей эмоциональной настроенности нашей речи (на- пример, то, что называют «металл в голосе»)

13. Фонема и ее функции в языке. История выделения фонемы. Основные положения МФШ. Ленинградская фонологическая школа: особенности понимания фонемы, функции фонемы и варианта фонемы.

Основные функции фонемы.

Перцептивная (лат. perceptio – воспринимать) функция фонемы предполагает ее способность быть воспринятой слухом, т.е. отождествляться. Так, корень в формах местоимения мой, моя, моего один и тот же, т.к. он имеет одно и то же значение и одинаковый фонемный состав, при этом каждая фонема представлена различными позиционно чередующимися звуками, в том числе и нулем звука: мой – <моj-ø> и [мо˙ṷ ], моя – <моj-а> и [мΛja], моего – <моj-ово> и [мъи э в˚о]).

Сигнификативная (лат. significāre – обозначать) – способность различать морфемы и слова, т.е. смыслоразличительная функция Например, согласные фонемы <к>, <т>, <м>, <л>, <в>, <р> различают слова кот – тот – мот – лот – вот – рот; гласные <о>, <э>, <а>, <у>, <и>, <ы>, <а> – слова мол – мел – мал – мул – мил – мыл – мял и т.п

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ ) - одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ ), основанной Л. В. Щербой).

Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский.

Важнейшее положение школы - необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка .

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

Перцептивную - способствовать отождествлению значимых единиц языка - слов и морфем;

Сигнификативную - способствовать различению значимых единиц.

Фонетические изменения и звуковые законы.

Фонетические изменения:

1. Парадигматические (изменение в системе)

2. Синтагматические (изменение в речевом потоке)

Изменение фонетическое может быть связанно с позицией звука.

Изменение звука может быть связано с воздействием на него окружающих

Позиционные изменения - это изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Им подвержены как гласные, так и согласные

1) Редукция - от лат. reductio - "уменьшение, сокращение". Это изменение звуковых характеристик гласных или согласных (связанное с сокращением их длительности или ослаблением напряжения), вызванное их фонетической позицией в слове. Редукции подвергаются в основном гласные, однако встречается редукция согласных (особенно в позиции конца слова). Редукция может быть количественной это редукция, связанная с сокращением времени артикуляции звука, т.е. сокращением его длительности и качественной. это редукция, связанная с изменением характера артикуляции звука в связи с сокращением его длительности.

3) оглушение звонкого согласного на конце словаОглушение шумных звонких в абсолютном конце слова – это замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:

В конце слова:

а) перед паузой

б) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и сонорным согласным, гласным, а также [в] и [j]

В середине слова: перед глухим согласным (регрес. ассимиляция)

Комбинаторные изменения - это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций в потоке речи. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию. В зависимости от направления звуков друг на друга комбинаторные изменения могут быть регрессивными (связанные с влиянием артикуляции последующего звука на произнесение предыдущего) и прогрессивными (связанные с влиянием артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего).

1)Ассимиляция - от лат. - "уподобление". Это артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания. Взаимодействовать могут как соседние звуки - контактная А., так и звуи на расстоянии - дисстактная А. Происходит между звуками одного типа - гласными или согласными. Различают ассимиляцию по: глухости/звонкости, по месту образования, по способу образования и т.д.

Диэреза. - от греч. diairesis - "деление, раздел" Это явление выпадения согласных возникает на основе А.

2) Сингармонизм - позиционный фонетический процесс, свойственный тюрским и финно-угорским языкам. Состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда - или переднего, или заднего.

2) Диссимиляция - от лат. dissimilatio - "расподобление". Это артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков. Наблюдается между звуками одного типа - гласными (вокалическая диссимиляция) или согласными (консонантная). На диссимилятивной основе возникают:

Гаплология - от греч. Haplos - "простой" и logos"слово". Упрощение слоговой структуры за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов.

Метатеза - от греч. metathesis - "перестановка" Это явление перестановки в слове звуков или слогов.

Протеза - от греч. prothesis - "постановка впереди". Появление дополнительного звука в абсолютном начале слова, отсутствующего в первоначальной форме.

Эпентеза - от греч. epenthesis - "вставка". Появление дополнительного звука в середине, отсутствующего в первоначальной форме.

Пример: радио - радиво.

3)Аккомодация - от лат. accomodatio - "приспособление". Это частичное изменение артикуляций смежных звуков - согласного и гласного. А. таким образом чаще наблюдается между звуками разных типов, т.е. гласными и согласными. Бывает прогрессивная и регрессивная.

Пример: А пргресс: мороз и.. [марос-ы ] - под влиянием твердого согл. гласная переднего ряда становится более задней

А. регресс. - мир [м"ир] - под влиян гласн. переднего ряда палатализуется согл.

№21 фонема как единица языка. Фонема и звук.

Фонема - от греч phone – “звук”, “голос” . Минимальная единица звукового строя языка служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем слов.

Щерба писал: "В живой речи произносится обычно больше, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы. Это звуковые типы… будем называть их фонемами". ТО фонема - единица языка, а звук - единица речи. Язык - система средств коммуникации. Достаточно четкая модель его представлена в его грамматике, в словарях. Языковым средствам свойственна обобщенность, психичность (они хранятся в нашем сознании в виде обобщенных представлений) Речь - реализация или использование языковой потенции в реальной коммуникативной ситуации. Явления речи реальны, материальны,тк воспринимаются слухом и зрением вариативны и изменчивы. Следовательно :

Фонема

Единица языка.

Психол эквивалент звука (образн представление)

Обобщенный звуковой тип

Для передачи фонемного состава слова используется фонематическая транскрипция

Звук

Единица речи

Реальная артикуляция и акустический результат

Вариант фонемы в опр позиции

Фонетическая транскрипция

Фонему произнести нельзя, так как любое произнесение есть звук. , оттенок фонемы. Звук воспринимается как основный оттенок ф и как бы представляет фонему

Фонема обладает перцептивной функцией это функция доведения до восприятия речи (звуки – ухом, буквы – глазами).и сигнификативной - смыслоразличительной, те ф-ция различения значимых элементов языка.

Звуков в каждом языке значительно больше чем фонем. Количество фонем исчислимо, число звуков - нет В русском согласных - 32-37, гласных 5-6 Для русских неважно различие Э открытого и закрытого, как для французов, например.

Напротив, т и т" важны; твердость и мягкость служат для различения слови их смысла.

Любая фонема обладает набором дифференциальных признаков - акустико - артикуляционные свойства фонем, которые воспринимаются говорящим и отличают фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и морфем. и интегралных признаков - . общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка.

По Дифф признаку одна ф может быть противопоставлена др фонеме. Д признаки являются основой группировки фонем в системную парадигму, например: треугольник гласных.

В каждом языке система фонем отлич не только кол-вом, но и набором дифференц признаков.

Интегральные признаки - это признаки неразлич наполняющие фонемы: сонорные, щелевые - д призн, но если они общие у группы фонем, то они становятся интегральными.В зависимости от произносительных условия фонема может оказаться в сильной позиции - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для согл - перед гласными. Фонема проявляет себя отчетливо.

Или в слабой позиции - это позиция неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции фонема может утрачивать некот признаки. Безуд для гласн, перед др согл или в конце слова для др согл.

фонема может не сливаться с др фонемой и сигнифик ф-ция будет выполняться. Так возникают вариации фонемы. (по МФШ)

В ряде случаев фонема в слабой позиции может слиться с основными вариантами парной фонемы, что ведет к утрате сигнификативной ф. Так возникают варианты фонем. По МфШ.

Опрелделение фонематического состава разные ФШ дают по-разному

МФШ - Аванесов, Кузнецов, Реформатский. Исходит из связи фонемы и морфемы и из постоянного фонематич состава морфем независимо от позиции.

ЛФШ - Щерба, Бондарко. Исходит из того, что фонема не может быть оторвана от реального звучания и обладает как единица языка самостоятельностью. Соответственно, то, что мы слышим то и явл Ф, если это соотв ее произносит типу.

Фонемы И и Ы:

МФШ - считает Ы вариантом фонемы И и подчеркивает, что в одной и той же морфеме И заменяется Ы под влиянием твердости предшествующего согласного. Во флексиях имен прилаг. И после тверд основ использ Ы и после мягких И. Аргументы : ж, ш,ч - исконно мягкие4 невозможность употребления Ы в начале слова.

ЛФШ - разные фонемы в виду их осознанности. Не целиком соотв фактам русск фонем то, что предыдущий твердый согласн обуславливает появл Ы. Этого не наблюд в тверд основах, когда к ним присоед суфф ИК. Вместо ожидаемого Ы. Аргументы: при обучении иностранца их придется развести. Нужно ставить произношение, есть разница в артикуляции, методически позиция ЛФШ верна.

№ 28 Способы и средства выражения грамматического значения .

Могут выражаться разными средствами

1) Основное средство - аффиксация, когда граммат формы образуются при помощи аффиксов Аффикс - это морфема с грамматическим значением. По положению относительно корня А можно разделить на префиксы и постфиксы. Постфиксы в свою очередь делятся на суффиксы - постфиксы с деривационным значением, и флексии - П с реляционным.

Бывают аффиксы иного типа:

1) Интерфиксы - это служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. (соединительные гласные в р/я)

2) Конфиксы - комбинации из двух аффиксов: префикса и конфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно.

3) Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня.

4) Трансфиксы - это А, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат "прослойкой " гласных среди согласных, определяя словоформу и оформляя её грамматически.

5) Нулевой аффикс - отсутствие А в одной форме парадигмы при наличии А в других формах той же парадигмы.

В языках мира существую два типа аффиксации :

Флективность

2. Агглютинация способ образования форм слова или производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым (лишенным внутренней флексии) основам или корням.

Основное различие между ними - характер и функциональная нагрузка аффиксов с формообраз основой. При Агл - каждое грамматич значение слова выражено отд стандартным аффиксом, и каждый аффикс имеет одну функцию. Флективность - словоизменительная аффиксация или словоизменение посредством флексии. Флексия при этом может передавать несколько грамматич значений одновременно + одно грамм знач может быть передано разными флексиями. Связь между формообраз основой и аффиксом настолько тесная, что происходит взаимопроникновение контактирующих морфем, те фузия. Для флективных языков характерна еще и внутренняя флексия.

Кроме аффиксации грамм знач могут быть переданы еще и морфемами-операциями:

Ударение

3) значащее чередование (фонетич, нефонетич), в котором различие в качестве последнего согласного основы является показателем грамматич хар-ки

4) супплетивизм - соединение в одну грамматическую пару (или в единый грамматический ряд) разнокоренных или разноосновных слов, когда, не смотря на различие корней или основ лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений.

5) редупликация - полное или частичное повторение корня. В русском языке с помощью редупликации передается значение усиления признаки предмета: синий-синий, или действия: еле-еле дошел. В некоторых языках служит для ослабленного признака.

Все эти средства выражения грамматического значения относятся к синтетическому способу - простая форма, образованная путем слияния основы и формообразующих аффиксов.

К аналитическому способу - составная форма, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слов, относятся:

1) Служебные слова - слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.

2) Порядок слов - аналитический способ выражения граматического значения. Этим способом в русском языке передается значение приблизительности (Ср: сорок кошек и кошек сорок), особенно продуктивен этот способ в языках с фиксированным порядком членов предложения. Здесь порядок слов является единственным способом определения синтаксической роли имени в предложени, т.е. они выполняют смыслоразличительную функцию.

3) Интонация - также может использоваться как способ (аналитический) выражения грамматического значения. С помощью интонации передается вопрос, побуждение, перечисление, пояснение и т.п.

Существует и смешанный способ вырадения грамматич значения, когда оно передается и и знаменательным словом, имеющим формы словоизменения, и служебным, или двумя знаменательными словами (я несу).

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio «отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, голова [ъ]. Редукция количественная - уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. судно, суда, судовой).

Безударные гласные в конце слова могут редуцироваться до нуля, как это встречается в словах: чтобы > чтоб, или > иль; мама > мам (в разговорной речи при обращении); или происходит сокращение слова за счёт потери слогового сонорного: рубл ь > рупь. Такое отпадение конечного гласного или слогообразующиего сонорного называется апóкопа.
Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой отмечено в русском языке: труба – труб [труп]; везет – вез [в’oс] и т. п., английскому языку такое явление не свойственно.

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество ) . Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у] , [и] , [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а] , [о] , [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а] , [о] , [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.
14. Спонтанные изменения звуков. Два типа исторических изменений фонем: изменения в фонемном составе слова и в фонематической системе языка. Конвергенция и дивергенция фонем.



Спонтанные изменения - один из типов звуковых изменений, представляющие собой позиционно необусловленные (беспричинные) изменения звука.

Пример:Под категорию спонтанных законов подводили, например, такие звуковые изменения, как утрата носового качества у восточнославянских [о]ж и [?]А и замена их соответственно гласными [у] и ["а]

Следует отметить, что некоторые изменения, считавшиеся ранее «спонтанными», признавались обусловленными с установлением каких-либо новых закономерностей, которые раньше не замечались.

В общем, исторические изменения в фонетической системе языка бывают двух типов:

1) изменения в фонемном составе, не изменяющие фонетической системы языка;

2) изменения в фонемном составе, вызывающие преобразование фонетической системы языка, что приводит к конвергенции или дивергенции фонем.

Проиллюстрируем это примерами.

В древнерусском языке фонема /э/ под ударением после мягкого согласного перед твердым изменилась в /о/: село – с?ла, сестра – с?стры; для этого даже была введена буква «?». Однако это в целом не изменило фонетическую систему русского языка: количество и качество фонем осталось прежним.

Иное наблюдается при конвергенции фонем.

Конвергенция фонем заключается в историческом совпадении исконно разных фонем, т. е. происходит слияние разных фонем в одну.

В русском языке в результате утраты носовых гласных совпали фонемы /у/ как исконно русская (графически обозначалась оу) и /у/ из /?/ (графически – буква «юс большой»). Например: древнерусские оухо, доумати (ухо, думать) и русские слова «рука», «суд» из древнерусских р?ка, с?д. Аналогично слились в одну фонему /а/ общеславянская фонема /?/ (графически – буква «юс малый») и исконно русская /а/: [м?съ] – мясо, [п?т’] –пять и мати (мать), рана. Конвергенция коснулась и двух древнерусских фонем /э/, которые существовали как /э/ и /?/ (е закрытое) (графически Ђ – буква « ять»): этот, село, ЂХАТИ? ехать; ВЂК? век и т. п.

Дивергенция фонем – расщепление фонемы на две самостоятельные фонемы. Путём дивергенции фонем из заднеязычных согласных возникли шипящие согласные, при этом заднеязычные сохранились, т. е. вместо одной фонемы стало две.

В русском языке фонемы /к/, /г/, /х/ перед гласными переднего ряда дали соответственно /ч/: пеку – печешь; /ж/: могу – можешь; /ш/: ухо – уши.

Аналогичный процесс зафиксирован и в английском языке, где палатализованные cреднеязычные фонемы /k»/, /k:»/ превращаются в среднеанглийский период в сибилянты (шипящие), в глухую фонему-аффрикату /t?/: cild «дитя»? child, а /g:»/ переходит в звонкую аффрикату /d?/: bryc? «мост»? bridge. Палатализованная аффриката /sk»/ также перешла в шипящий /?/: scip «корабль»? ship [Иванова И., Чахоян Л., Беляева Т. 2001: 54].

Приведённые факты изменений фонетических систем языков свидетельствуют о существовании звуковых законов. Под звуковым законом понимаются регулярно осуществляющиеся звуковые (фонетические) изменения, свойственные одному языку или группе родственных языков. Фонетические законы бывают живые, т. е. они действуют в современный период, и исторические, если эти законы действовали в определенную эпоху развития языка. В русском языке живым фонетическим законом является аканье, а также закон редуцирования гласных в безударном положении.

К историческим законам, действовавшим в общеславянскую эпоху, например, относится закон первой палатализации, который состоял в том, что заднеязычные /к/, /г/, /х/, как уже было сказано выше, перед гласными переднего ряда дали соответственно /ч/; /ж/; /ш/.

В латинском языке в определенный период развития языка действовал закон ротацизма: фонема /s/ между гласными переходила в /r/. Вспомните слова: tempus, temp?risn время; flos, florism цветок или спряжение глагола esse быть в Imperfectum ind. act.: eram (я был), eras (ты был), erat (он был) et cet?ra. В то же время в латинском языке есть слова miser жалкий, несчастный; misi я послал и др., где подобного перехода не наблюдается.

Действие этого закона зафиксировано и в германских языках: переход индоевропейской фонемы /s/ ? через *z (по закону Вернера) ? в /r/, готск. mizdo ? древнеангл. meord (награда)


15. Язык и письмо. История письма. Основные этапы развития письма (кроме буквенно-звукового).

Каждый язык служит взаимопониманию между людьми. Когда мы говорим, мы выражаем то, что мы думаем и чувствуем. При этом мы не всегда придерживаемся правил нашего языка. Мы используем наш собственный язык, наш разговорный язык. В письменном языке это по-другому. Здесь отображаются все правила нашего языка. Только письмо позволяет сделать язык настоящим языком. Оно делает язык видимым. Благодаря письму знание передаётся на тысячелетия. Поэтому письмо является основой каждой высоко развитой культуры.

Искусством письма люди владели не всегда. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Для того, чтобы представить возникновение русской книжности, необходимо обратиться к истории.

Самый древний и самый простой способ письма – пиктография - появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография . Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э.



Читайте также: