Неправославная беларусь артем деникин «аналитическая газета «секретные исследования. «Аналитическая газета «Секретные исследования Секретные исследования газета читать

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования»
О ЛИТВЕ
..................................продол жение..................................

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ

Началась вся круговерть с терминами в 1795 году, когда Россия аннексировала ВКЛ и Польшу - конфедерацию Речи Посполитой. Первый шаг Екатерины II (вместе с упразднением у нас Магдебургского права, которым обладали 4 века все наши города) - это упразднение ВКЛ и в дальнейшем его статутов. И самое главное - полное упразднение термина «Литва», потому что «забвение этого слова знаменует полную победу России над своим главным извечным врагом» (слова Екатерины II). Парадокс в том, что с захватом власти над ВКЛ и запрещением самого термина «Литва» - российские монархи продолжали носить титул Великого князя Литовского, и последним таковым Великим князем Литовским (то есть Белорусским) был убитый Николай II. Великий князь Литовский был - в лице российского монарха, а вот сам термин Литва был под запретом. Обращаю на это внимание потому, что кое-кто полагает, что с 1795 года Беларусь перестала именоваться Литвой, а вот Жмудь и Аукштайтия (две части нынешней Республики Летува) якобы продолжали называться Литвой. Это не так. Некоторое время небольшая часть Беларуси сохраняла элемент названия «Литва», но это именно белорусская этническая территория, а не территория Жмуди или Аукштайтии (Летувы) в составе Российской империи. Литва была запрещена практически полностью - кроме существовавшей до 1840 года Литовско-Виленской губернии, эволюция которой показывает стремление царизма постепенно изжить всю память о Литве: в 1797 году всю огромную Литву сводят до Литовской губернии из слияния Виленской и Слонимской, затем оставляют термин Литва только за Виленской губернией, а с 1840 года вообще изгоняют из ее названия элемент «Литва». Причем Литовско-Виленская губерния (единственная, сохранявшая термин «Литва» до 1840 года) входила в «Западный край» - то есть в Беларусь, а не в область проживания в Царской России восточных балтов. (Кстати, о Вильно. На каком основании Сталин эту белорусскую столицу, население которой на 80% состояло из белорусов, отдал Летуве? И почему, например, Сталин не передал в состав входившей в СССР Эстонии - Псковскую область? Ведь это то же самое! Однако расчет Сталина в том и состоял, что ампутация исторической столицы белорусов нанесет чудовищный удар по их национальной самоидентификации.) А впервые этот термин был возвращен к жизни уже после краха Царской России жмудскими националистами в Ковно в 1918 году. Несолидное название «Республика Жмудь» их не устраивало, потому они решили, что лучше уж называться «Республикой Летува», так как Жмудь являлась периферийной провинцией Литвы, имела к Литве какое-то, пусть и крайне отдаленное отношение. Факт есть факт: в Царской России с 1795 по 1917 год ни одна провинция не носила названия «Литва» (кроме быстро отмененной Литовской губернии Вильно и Слонима). Жмуды и аукштайты именовались как угодно, но не Литвой, а вместо нашего исконного названия Литва царизм ввел термины «Западный край» и ему подобные. Очень долго идеологи царизма маялись, ища нашему народу подходящее имя вместо имени «литвины». Как пишет энциклопедия «Беларусь» (Минск, 1995), нас то предписывали в указах царя официально называть «западноруссами», то «православными русскими», то «малороссами». Затем к середине XIX века петербургские политологи царизма предложили термины «Белорусь» и «белорусы». Сии новые термины стали властями активно внедряться, но вот казус - тут случилось белорусское национально-освободительное восстание 1863-64 гг., когда наш народ стал требовать независимости от России. Восстание жестоко подавил царский генерал-губернатор Муравьев, который ради полного упразднения нашего национального самосознания запретил даже эти придуманные в России для нас термины - «Белорусь» и «белорусы». Отныне за само упоминание слова «Белорусь» следовали репрессии. Однако наш народ воевал с Россией в этом восстании вовсе не с этими царскими терминами (царизмом и запрещенными). Белорусы в 1863-64 гг. продолжали себя называть литвинами и Литвой, достаточно взглянуть на названия органов, руководивших белорусским восстанием: Литовский провинциальный комитет и затем Исполнительный отдел Литвы - органы государственной власти на освобожденной от царизма территории нынешней Беларуси. Оспорить невозможно: в 1864 году белорусы еще называли себя литвинами и Литвой. Термины «Литва» и «Беларусь» оставались после этого восстания под запретом до 1905 года, когда царизм был вынужден пойти на послабления режима, разрешая ростки Гражданского Общества, что автоматически означало ростки национального сознания в этой «тюрьме народов» (определение Маркса и Ленина). Возвращения «западнорусов» к своему самоназванию «литвины» и «Литва» российские либеральные идеологи в 1905 году не позволили (ибо даже российский либерализм всегда оставался в своем базисе все равно имперским либерализмом - как и легендарные декабристы 1825 года единодушно отвергли желание таких же либералов Беларуси и Украины на создание своих суверенных государств вне России). Но вот развитие национального самосознания в плоскости царских терминов «белорусы» и «Белорусь» было позволено, ибо это было компромиссом, оставляющим идеологическое влияние России над литвинами. Добившись хотя бы этого, белорусы-литвины активно берутся за возвращение народу хоть каких-то национальных качеств, душившихся в «тюрьме народов». В 1910 году выходит в столице Беларуси городе Вильно знаменитая «Короткая история Беларуси» В.У. Ластовского. Концепция Ластовского о том, что литовцы - это балты, а белорусы - это славяне, является только вынужденным компромиссом с царизмом, ибо сам Ластовский в книге подчеркивает, что литовцы (литвины) - это название нашего славянского народа в течение почти всего тысячелетия. То есть, литовцы-литвины - это вовсе не балты, а именно славяне. Но под давлением России приходится вводить эту искусственную, лишенную научности и историчности концепцию, само введение которой на каждом шагу требует теперь от любого белорусского историка рутинных уточнений - что речь идет не о восточных балтах Летувы, а о нас, славянском народе, который раньше назывался литвинами. Позиция Ластовского понятна: неважно, как он писал, под каким именем («Литва» или новая «Беларусь») возвращается нам право на свою национальную самоидентификацию - важна сама эта национальная самоидентификация. Но это было неважно в тот острый период, когда на кону стоял вообще вопрос существования нашего народа (с любым названием), который соседи не желали признавать и хотели разделить между собой. В том числе в Брестском мире между РСФСР и Германией было предусмотрено, что нет никакой Беларуси и белорусского народа, а население этой территории делится между Германией (отходя в провинции Пруссии), Россией (вся Восточная Беларусь) и Украиной (все Полесье). Ясно, что наш народ был глубоко возмущен этим закулисным соглашением Ленина с Германией, где ликвидировался наш народ ВООБЩЕ КАК НАРОД. Это и стало причиной провозглашения Белорусской Народной Республики - как ответ на желание Ленина нас как народ ликвидировать. Вот с факта обретения белорусами своей государственности при создании БНР все дальнейшие споры о названии народа стали уже излишними - хотя селяне и продолжали себя называть «литвинами» до середины ХХ века. Но при этом встал уже другой вопрос: а какое историческое содержание имеют белорусы? Что вообще под белорусами подразумевается? Как века назад писал великий русский историк Соловьев (слова которого к своему несчастию процитировал Збигнев Бзежинский, за что получил в СССР прозвище «русофоба»), «поскреби русского - и в нем окажется татарин». Точно так и у нас: «поскреби белоруса - и в нем окажется литвин».

МИФ О ПОХОЖЕСТИ

Часто в передачах на ТВ россияне говорят, что, дескать, «белорусы и русские - почти один и тот же народ, они очень похожи, их языки почти не отличаются, их культура идентична». Даже Путин недавно это утверждал, твердо в это веря. Но так ли это? Иллюзию «похожести белорусов на русских» создает тот факт, что белорусы - это единственный народ экс-СССР, который с 1991 года пока так и не вернул себе свою национальную самоидентификацию и ментально продолжает оставаться «советским народом». И поскольку все национальное белорусами до сих пор отвергается, заменяясь абсолютно безликим и бессодержательным «советским», (это исторические национальные государственные символы белорусов, национальное название парламента, национальная валюта белорусский талер, сама история Беларуси как наследницы ВКЛ и т.д., аналогичное чему давно введено во всех остальных странах СНГ, включая саму Россию), то вот и иллюзия: Путин полагает, что говорит про белорусский народ и его национальное содержание, а на самом деле говорит о «советском народе» СССР, а не о белорусах. А о белорусах и их национальном содержании почти никто в России не знает. Ибо в Беларуси пока не пройден этап национальной самоидентификации, пройденный во всех других странах СНГ, включая даже страны Средней Азии. Кстати, насчет Азии: вызывает недоумение, что даже не имевшие никакой государственности новые азиатские республики СНГ имеют своей валютой тэньге, манат и прочие вместо рубля, когда мы единственные в СНГ отказались от своей национальной валюты непонятно ради чего, хотя таковая была: ее создал канцлер ВКЛ Сапега, чеканя нашу национальную государственную валюту - талер ВКЛ (Польша чеканила злотые). Сей белорусский талер чеканили именно белорусские города, а вовсе не чеканили российский рубль, который тогда и не существовал как валюта даже в России, а был нам и Польше навязан только в 1795 году. Почему же имеет право на существование тэньге, а наш талер - нет? Казахам можно - белорусам нет. Очевидно, тут суть в том, что казахи со своими тэньге - это просто Азия, а белорусы со своим талером - это уже Европа. Что кого-то и пугает. Давайте сравним белорусов и русских. Примерно на 70% белорусский этнос состоит из славянизированных западных балтов (пруссов, дайнова, ятвягов и пр.). То есть белорусы - это славянизированные западные балты, индоевропейцы. А русский этнос примерно на 80-90% состоит из славянизированных татар (тюрок) и финнов (меря, мордва, мурома, пермь и пр.), которые не являются индоевропейцами. То есть, этнически и антропологически это совершенно разные народы и даже разные расы. Белорусы - индоевропейцы, русские - на 80-90% нет, как пишут сами российские ученые. И совершенно разные языки. Только глубоко невежественный человек, ничего не понимающий в славянских языках, может говорить, что «белорусский и русский языки очень похожи». Русский язык на 60-70% состоит из татарской (тюркской) лексики - чего совершенно нет в белорусском. Лексические совпадения белорусского и русского языков составляют только около 30%, тогда как совпадения лексики белорусского языка с украинским и польским составляют более 80%. Белорус без переводчика понимает украинский и польский языки, а вот русский человек без переводчика не понимает белорусского языка (как, впрочем, и вообще любого славянского). Причем белорус без переводчика как раз понимает все другие славянские языки. Совершенно разная и культура. У белорусов она славяно-балтская, у русских - финско-тюркская. Разная и религия: белорусы - униаты («записаны» в московскую религию только в 1839 году указом царя, но в условиях независимого государства эта иностранная церковь быстро потеряет в Беларуси свои позиции - как чуждая, не являющаяся хранителем белорусских традиций и истории Беларуси, как проповедующая не на белорусском, а на иностранном языке). Наконец, у белорусов и русских - совершенно разная история. Белорусы до их захвата Россией в 1795 году являлись сугубо европейским народом, 400 лет жили со свободами Магдебургского права, которым обладали все города Беларуси, имели полное самоуправление и выборность всех ветвей власти, а крестьяне Беларуси до 1795 года не были закабалены в крепостное право. В составе России белорусы были только мизерный по меркам истории срок - всего 122 года, тогда как в общем с поляками государстве - втрое дольше. Разный и менталитет: у русских менталитет имперский (берущий истоки в Орде и Московии), у белорусов - европейский и балто-славянский, идентичный вовсе не русскому менталитету, а словацкому, чешскому, польскому. Так что тут общего? Это только с советским менталитетом у русских много общего, ибо он и формировался искусственно на основе имперского русского менталитета. Но его носителем не является белорус - его носителем является гомо советикус, то есть человек совсем иной национальности и житель совсем другой страны - не Беларуси, а уже умершего СССР. Как кажется, ошибочные суждения о белорусах существуют только потому, что россияне ВООБЩЕ не видят никаких проявлений национальной самоидентификации белорусов. Они незаметны по той причине, что жестоко подавлялись в царской России и в СССР, где европейский народ белорусов пытались переделать в нечто азиатское. И хотя после 1991 года прошло уже 15 лет, белорусы только начинают себя национально идентифицировать; медленно, но неизбежно исстрадавшемуся народу возвращается историческая память, народ возвращает свое запрещенное национальное лицо.

ТАК КТО МЫ?

Узкие рамки газетной публикации не позволяют в деталях раскрыть тему - очень многое, относящееся к вопросу, осталось вне статьи - может быть, в других публикациях у меня будет возможность привести множество фактов и материалов, которые тут «остались за бортом». Например, темой отдельной большой публикации является детальный анализ того, как в XIX веке возник термин «белорусы» и как он эволюционировал на протяжении века, отражаясь в реалиях политической и общественной жизни. Однако некоторые выводы мы можем сделать. Белорусы и литвины - это этнически то же самое. Русины - название литвинов (белорусов), исповедовавших Униатскую веру РПЦ Киева. Как поляками у нас назывались литвины (белорусы), исповедовавшие католицизм. ВКЛ - страна, исторической и политической наследницей которой является наша нынешняя Беларусь, имеющая свою государственность еще в ВКЛ. Все предельно просто.

ГЕНОФОНД БЕЛОРУСОВ

Артем ДЕНИКИН
«Аналитическая газета «Секретные исследования»

Исследования российских и белорусских ученых показали, что белорусы и русские – совершенно разные генетически и антропологически этносы. И ближайшей родней белорусам являются вовсе не русские и украинцы, а мазуры и лужицкие сербы.

Многие российские политики и политологи повторяют советский миф о том, что якобы «белорусы и русские – почти один и тот же народ», и на этом основании они считают необходимым вхождение Беларуси в состав России. Однако специалисты прекрасно знают, что у белорусов и русских – разное этническое происхождение, разная антропология, разные языки, разный уклад жизни, разные традиции, разная религия (у белорусов – униатская и католическая), разные национальные характеры. А проведенные в последнее время исследования генетиков России и Беларуси показали, что у народов и совершенно разные гены.

^ О РУССКОМ ГЕНОФОНДЕ

Кем являются этнически русские? Этот вопрос поставила недавно Академия Наук России – и получила четкий ответ (подробнее об этом мы рассказывали в нашей публикации «Лицо русской национальности», №15, 2006). Российский журнал «Власть» (приложение к изданию «Коммерсантъ») опубликовал статью Дарьи Лаане и Сергея Петухова «Лицо русской национальности» (№ 38, 26 сентября 2005 г., стр. 54-60), в которой сообщается: «Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка». (Еще один рассказ об этих исследованиях в журнале «NEWSWEEK», 2005, № 27 (57).)

Рассказывалось, что в 2000 году Российский фонд фундаментальных исследований выделил грант ученым из лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Молекулярно-генетические результаты первого в России исследования генофонда титульной национальности готовятся к публикации в виде монографии "Русский генофонд".

Журнал «Власть» приводит некоторые данные исследований. Так, оказалось, что русские – это никакие не «восточные славяне», а финны. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они ИДЕНТИЧНЫ.

Результаты анализа митохондриальной ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов Финляндии, - это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они очень далеки генетически от русских и фактически идентичны северо-восточным полякам – то есть мазурам Мазовы. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы – это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские – это финны.

Руководитель исследования Е.В. Балановская указывает, что пришлось «рассмотреть данные многих систем - антропологии (соматологии, дерматоглифики, одонтологии), классической генетики (группы крови, белки крови), тысяч фамилий, данные по разным системам ДНК маркеров (аутосомных, Y-хромосомы, митохондриальной ДНК).

…Мы собрали воедино два огромных массива информации о русском народе, накопленные за многие десятилетия антропологией и генетикой. Мы провели два новых исследования - ДНК и фамилий. И придумали способ, как сравнить эти четыре столь разных системы признаков – антропологии, классической генетики, молекулярной генетики, фамилий. Мы строили компьютерные геногеографические карты для каждого признака. Например, для антропологии - карту роста бороды; для классической генетики - карты встречаемости генов групп крови; для молекулярной генетики - карту гена устойчивости к СПИДу; для фамилий – карту встречаемости Ивановых во всех частях русского ареала. Четыре столь разных системы, и в каждой – много признаков. Для каждого создана карта. А затем получили «обобщенные» карты для каждой системы признаков. И после этого впервые могли сравнить все данные о русском генофонде».

Она также отметила: «Наше «открытие» в том, что совершенно разные науки и признаки – антропология, генетика, фамилии – полностью согласны друг с другом и, дополняя друг друга, рисуют общий портрет русского генофонда. Причем русский генофонд здесь, к счастью, не одинок. Еще до изучения русского генофонда мы сделали аналогичный набросок портрета генофонда народов Восточной Европы, включая в него и народы «ближнего зарубежья» (от Черного моря до Балтики), и Кавказа, и Приуралья. И обнаружили вновь единогласие свидетелей! Хотя портрет генофонда народов Восточной Европы оказался совершенно иным – волны генофонда следовали в Восточной Европе не по оси «север-юг», как в русском генофонде, а по оси «запад-восток». Поэтому и для русского генофонда – занимающего огромную часть Восточной Европы – мы ожидали увидеть все ту же восточноевропейскую закономерность. Но нет! Русский генофонд обнаружил свое собственное строение, связанное с его собственной историей. Однако все генофонды в равной степени важны и интересны. Для нас русский генофонд важен не сам по себе. Это чрезвычайно сложный, но замечательно интересный модельный объект для популяционных генетиков, коими мы и являемся. Для нас русский генофонд – это генофонд с русским ликом и в русских одеждах. Для нас важно разглядеть в нем общие черты генофондов, найти инструменты их изучения».

^ КОНЕЦ МИФА О «ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНАХ»

Результаты исследований действительно шокировали многих в России – ведь русские оказались генетически и антропологически – финнами, а не славянами. Чтобы успокоить возмущенных и несогласных сограждан (главным образом, идеологов, историков и публицистов), Е.В. Балановская разъясняет, что надо не заниматься мифами, а вспомнить о том, что раньше эти территории и были исконно финскими:

«Термин «исконный» русский ареал мы всегда берем в кавычки, помня, что история дославянского населения на этой территории на порядок дольше славянского. Генетическая память пронизывает все слои генофонда, все напластования, пришедшие от разных обитателей Восточной Европы. Поэтому анализируя «исконный» ареал, мы никогда не говорим об «исконно» русском генофонде, об «исконно» русских генах. Авторы считают, что их просто нет. Есть генофонд, раскинувшийся в этом ареале и вобравший в себя (как и все другие генофонды) гены многих популяций, оставивших в ходе многих тысячелетий свой генетический след. И любая привязка гена к народу неверна – это разные системы координат. Принадлежность к народу определяется самосознанием человека. Генофонд определяется концентрацией генов в исторически определенном ареале. Поэтому, говоря «Русский генофонд», мы имеем в виду все гены, собранные ходом истории в «исконном» русском ареале и запечатленные в нем».

Да, можно согласиться, что «Принадлежность к народу определяется самосознанием человека». И если финские народности России себя считают русскими – это их полное право. Но проблема вовсе не в этом, а в том, что дипломатично Е.В. Балановская оставляет вне обсуждения: что концепция об «одном происхождении восточных славян русских, украинцев и белорусов» - разоблаченный миф. Никаких «восточных славян» нет, ибо они «славяне» только из-за славяноязычности. А по генам и антропологии русские – это чистые финны (пусть и славяноязычные православные). На картах исследований влияние русского генофонда еще ощутимо в Витебской и Могилевской областях, но далее в Центральной и Западной Беларуси (исторической Литве литвинов) его УЖЕ НЕТ, там генетически самый близкий сосед – Мазовия Польши.

Это ставит жирную точку в выдуманной царизмом лжи про «единое происхождение белорусов и русских». Как оказалось, это генетически и антропологически два совершенно разных этноса – и даже разные этнические группы, ибо белорусы – индоевропейцы, а русские – нет.

^ УСТОЙЧИВОСТЬ ГЕНОФОНДА

Как признается Е.В. Балановская, наиболее всего российских ученых удивила УСТОЙЧИВОСТЬ генофонда: они ожидали увидеть в Центральной России смешение местных финнов с тюрками и славянами. Однако ни славянского, ни тюркского весомого влияния они не обнаружили.

На мой взгляд, в этом нет ничего странного. При соотношении населения в рамках 80% местного этноса и 20% мигрантов – за несколько поколений из-за браков с местным большинством пришлые этносы растворяются в нем, как сахар в кипятке, утрачивая и язык, и фамилии, и гены, и культуру, и менталитет. То есть – ПОЛНОСТЬЮ исчезают, и в их потомках уже не найти следов исходных не местных черт. Так, например, у потомков арапа Пушкина не обнаруживаются сегодня никакими исследованиями признаки эфиопских генов – они полностью исчезли.

В Центральной России (исторической Московии) эта устойчивость проявила себя в том, что все сельское население (70-80% от общего до второй половины ХХ века) являлось генетически финнами (мокша, мордва, эрзя, мурома, мещера и пр.). Это абсолютное большинство населения в себе и растворяло всех пришлых (у которых максимум только дворянские не местные фамилии оставались). В Литве-Беларуси аналогично на протяжении всей истории литвины-белорусы составляли около 80% населения и запросто в течение нескольких поколений этнически и генетически «переваривали» всех мигрантов (кроме евреев, противившихся этому растворению).

Типичный пример: семья русского офицера с двумя детьми приезжает в 1946 году в Беларусь, в 1960-е двое детей с вероятностью в 80% должны заключить брак с белорусами, а их дети (полурусские-полубелорусы) с вероятностью в 80% точно так заключат брак с белорусами, дав потомство, которое уже на три четверти будет этнически белорусами. Таким путем за несколько поколений приезжие полностью растворяются в этносе белорусов и при браках утрачивают свои фамилии, обретая белорусские. Аналогично и в Центральной России. Российских ученых удивила эта УСТОЙЧИВОСТЬ исконных этносов, но, как видим, ничего удивительного в ней нет.

Эта устойчивость доказывает, что Беларусь (историческая Литва) и Центральная Россия (историческая Московия) на протяжении многих веков являлись и остаются, образно говоря, МАШИНАМИ по усвоению мигрантов в свои этносы. Где сохраняется их изначальное содержание: славяно-балтское в Беларуси и финское в Центральной России.

Называть «схожими до степени братства» эти абсолютно разные по содержанию МАШИНЫ воспроизводства генофонда – просто нелепо.

^ БЕЛОРУССКИЙ ГЕНОФОНД

Дополняют картину и современные исследования белорусских ученых, изучавших антропологию белорусов. Она – западно-балтская, а не финская, как у русских. Отсылаю читателей, например, к интереснейшей работе Виктора Вераса «У истоков исторической правды», где показано, что антропологически современные белорусы – это ятвяги (исконные жители всей Западной и Центральной Беларуси).

Вопрос, таким образом, видится ретроспективно и генетически в таком содержании: народ западных балтов ятвягов является, мол, «братом» мордовского народа мокша – это исконное население Московской области (Москва: Moks мокша + Va финск. «вода»).

То есть, это полной абсурд, если мы отвлечемся от мифических как бы «сходных» названий «белорусы» и «русские». Ибо у белорусов генофонд и антропология ятвягов (шире – смесь западных балтов и славян), а у русских – генофонд и антропология финнов (шире – смесь финнов и славян).

В 2005 году (то есть одновременно с завершением работ российских ученых по русскому генофонду) и в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу А. Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса» (Мікуліч А.І. Беларусы ў генетычнай прасторы: Антрапалогія этнасу. – Мн.: Тэхналогія, 2005.). Вот отрывки из удачной, на мой взгляд, рецензии З.Санько к этой книге (в моем переводе на русский язык):

«Как справедливо отметил во вступлении к книге украинский антрополог С.П. Сегеда, подобных изданий в белорусской антропологической литературе еще не было. Монография подводит итоги более чем тридцатилетним экспедиционным исследованиям, проведенным известным антропогенетиком Алексеем Микуличем в Республике Беларуси и на смежных территориях стран-соседей – Российской Федерации, Республике Летува, Украины. Объектом их было прежде всего сельское население как носитель наиболее характерных генетических и конституционных особенностей популяций. Изучением было охвачено около 120 выбранных групп. Они формировались из представителей, которые имеют предков местного происхождения до 4-5 колена. Исследование генофонда коренных местных популяций показало целостность белорусского этноса, его гомеостаз во времени и пространстве, а также очевидность геногеографического компонента в этнической истории.

На карте генетической отдаленности от средних белорусских частот генов в населении Восточной Европы, созданной на основе значений ДНК-маркеров, ясно видна особенность генофонда белорусов, к которым примыкают коренные жители Псковщины, Новгородщины, Смоленщины, Брянщины, Виленского края и Украинского Полесья. Компактный ареал белорусского генофонда на этой карте в общих чертах соответствует сфере расселения белорусов в исторической ретроспективе. Автор обращает внимание на очевидность многовекторной дивергенции этого ареала, которая показывает дальнейшие направления миграции. Известно, что «европеизация» российского населения остановилась под татаро-монгольским нашествием. Изучение генофонда белорусов практически не показало присутствия в нем примет монгольской расы. Это подтверждает исторические свидетельства о том, что Беларусь не знала татаро-монгольского ига. Интересно также отметить, что общая тенденция изменчивости в границах белорусского ареала имеет меридиональное направление, в то время как для российского ареала ее направление перпендикулярно – широтное.

Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах. Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака» белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются. Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их – центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

Алексей Микулич аргументировано опровергает суждения московских коллег о том, что ядро российского генофонда исстари находится на северо-западе российского этнического ареала (Псковщина, Новгородщина) с привлечением части земель, которые сегодня находятся в составе Республики Беларусь. Он отмечает, что к белорусам Придвинья генетически очень близки коренные жители Псковской и Новгородской, как и Смоленской областей (и этому факту есть историческое объяснение – это этнически территория кривичей). Но это вовсе не дает повода исключать их из белорусского этнического ареала.

Сопоставление данных генной географии с материалами археологов дает очень интересные результаты. Географическая структура современного белорусского генофонда в очень многом соответствует древним археологическим культурам. …Это важный аргумент в пользу генетической непрерывности поколений. Анализ антропогенетического и генодемографического материала приводит автора к выводам о глубокой древности белорусского этноса. Современная картина белорусского генофонда сформировалась как путем долговременного приспособления в результате естественного отбора, так и в процессе этнической консолидации.

Пользуясь «генетическим календарем», автор установил, что популяции коренных жителей Беларуси ведут свою родословную непрерывно не менее как 130-140 поколений, это означает – самое позднее с середины 2-го тысячелетия до н.э. По мысли автора, происхождение, особенности языка, материальной и духовной культуры, существование в течение многих веков своего государства – Великого княжества Литовского, перевес эмиграционных процессов над иммиграционными – содействовали консолидации и формированию этнического содержания белорусов».

^ БЕЛОРУССКИЙ ЭТНОС

«В процессе формирования и развития белорусский народ прошел стадии от объединения племенных союзов через народность до нации, многие стадии социальной структуры общества», - пишет Энциклопедия «Беларусь», Минск, 1995, стр. 517. «В 13-16 веках сформировался белорусский этнос» (стр. 107).

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича – и поэтому уже те попытки московитов обратить западного соседа в «свой этнос» были чистым насилием. А ко времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности. Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта – почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ – на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.

При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» - крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян».

Энциклопедия «Беларусь» (стр. 529): «Процессы консолидации белорусской народности в белорусскую Нацию начались в 16 – начале 17 века, активизировались в 19 веке и достигли наивысшего подъема в 1910-20 годах».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не способны к этому.

Последнюю точку в этом вопросе поставили исследования генофонда: для белорусов русские оказались генетически и антропологически вовсе не родственным народом, а весьма удаленным. А вот единственные родственные по крови народы для белорусов – это поляки Северной Польши (мазуры) и лужицкие сербы нынешней Германии. И история создания ВКЛ это полностью подтверждает.

Огромный «забытый» пласт истории славян и балтов заключается в том, что в Полабской Руси и Поморье народы спасались от немецкой экспансии, все далее уходя на восток, сражались вместе славяне и западные балты против немцев, побеждали – как 15 июня 1243 года у Рейзенского озера под руководством поморского князя Святополка, воеводы короля пруссов Миндовга. В итоге все собрались под короной отца Миндовга прусского короля Рингольда, как пишет Великая Хроника Польская – и ушли на восток, там создав ВКЛ. А сын Рингольда Миндовг, король Пруссии, пытался ее многократно отвоевать с территории нынешней Беларуси и даже отвоевал на время, казнив там всех коллаборационистов. Но оккупанты все равно одолели.

Эта летописная история показывает, что славянское содержание и культурное влияние шли в ВКЛ исторически при его создании вовсе не со стороны далекого Киева или тем более еще не существовавшей финской Москвы, а являлись огромным цивилизационным влиянием со стороны славян Полабской Руси и Поморья (ободриты, лютичи-лютвины, русины острова Русин-Рюген и Старогорода (ныне Ольденбург), лужичане Лужицкой Сербии и др., поморские западные балты, среди которых главными были поруссы (пруссы), а также мазуры Мазовы). Ясно, что этносы ныне Западной и Центральной Беларуси, а тогда ятвяги и дайнова – как братьям дали им всем тут место для укрытия от немецкой экспансии, как Землю Обетованную. Что и создало ВКЛ как страну мигрировавших народов Центральной Европы.

Они принесли сюда не только свои фамилии на «-ич», которые принципиально не могли возникнуть в языках поляков, украинцев и русских (и не существовали в Полоцком Государстве), но принесли также свой европейский менталитет и славяно-балтскую технологическую модернизацию. Юрий Брезан, писатель этноса лужицких сербов, лауреат двух Государственных премий ГДР, в книге «Избранное» (М., Радуга, 1987) своих персонажей лужичан именует именно «белорусскими» именами Якуб (Якуб Кушк) или Ян (Ян Сербин) и т.д. Но «белорусские» ли это имена и фамилии? Кем считать Якуба Коласа и Янку Купалу? Или это все-таки имена исторические и изначальные лужичан? То есть, лужицких сербов.

Очевидно, что белорусский язык и сам этнос – порождены языком и этносом Полабских и Поморских славян и балтов – и не имеют в своих основах отношения к языку и этносам Киева и Москвы. А древние культурные истоки белорусов надо искать у лужицких сербов. Серьезных исследований в этом направлении не было, хотя именно тут полная схожесть и полное этническое совпадение в деталях, а не нечто «отдаленно похожее» с другими соседями.

Обращаю на это внимание по той причине, что в России существует иная и абсолютно ничем не обоснованная версия этнокультурного происхождения белорусов (к тому же, ныне опровергнутая генетикой как ложная). Мол, белорусы – это восточные славяне, которые изначально проживали на территории Днепра (и оттуда же, мол, «вышли» русские). Эта концепция позволяла царизму представить белорусов как «младший» и «изначально родственный» русским этнос, а его фактическую несхожесть с русскими царизм объяснял, как итог «полонизации». На самом деле мы видим, что белорусы в своем этническом и культурном содержании не столько похожи на поляков, сколько на мазуров и лужицких сербов и иных славян и западных балтов Полабья. Что и не удивительно, ибо белорусы возникли вовсе не на «острове восточных славян» - «Славянском Треугольнике», как это нелепо рисуют российские историки, а были открыты для мощнейшего влияния со стороны Полабья – которое (взгляните на карту) во много раз географически ближе к Центральной и Западной Беларуси, чем весьма от нее далекие Киев и Москва.

Проект 4.1 – секретное медицинское исследование правительства Соединенных Штатов над жителями Маршалловых островов, тех, кто подвергся воздействию радиации после ядерного испытания на атолле Бикини 1 марта 1954 года. Американцы не ожидали такого эффекта от радиоактивного заражения: выкидыши и мертворождения среди женщин выросли в два раза за первые пять лет после испытаний, а многие из тех, кто выжил, вскоре заболели раком.

Министерство энергетики США прокомментировало эксперименты: «…Исследования по воздействию радиации на людей можно было бы проводить параллельно с лечением пострадавших от радиации». И дальше: «…Население Маршалловых Островов использовалось в эксперименте в качестве подопытных кроликов».

Давайте более подробно узнаем о тех событиях


Более 65 лет назад США начали ядерные испытания на территории Маршалловых островов в Тихом океане.

«Кастл Браво» это американское испытание термоядерного взрывного устройства 1 марта 1954 года на атолле Бикини (Республика Маршалловы Острова, ассоциированная с США). Первое из серии семи испытаний «Операции Кастл» (Operation Castle).



В ходе данного испытания был взорван двухступенчатый заряд, в котором в качестве термоядерного горючего применялся дейтерид лития. Энерговыделение при взрыве достигло 15 мегатонн, что делает «Кастл Браво» самым мощным из всех ядерных испытаний США. Взрыв привёл к сильному радиационному заражению окружающей среды, что вызвало озабоченность во всём мире и привело к серьёзному пересмотру существовавших взглядов на ядерное оружие.

Многие десятилетия эта тема была своеобразным табу для западного мира, особенно – для США, которые проводили тестирование «дьявольского», как его называли сами островитяне, оружия под благостными намерениями «во имя мира и безопасности на Земле». Однако в 2006-м, во время международных мероприятий, посвященных 60-летию печальной даты, на уровне ООН было принято решение об официальном расследовании всех обстоятельств и последствий американских испытаний для аборигенов и окружающей среды.


За это время на Маршалловы острова было направлено несколько десятков экспедиций ученых, а также активистов, членов неправительственных экологических организаций и правозащитников. Приняли участие в исследовании проблемы и официальные лица ООН. Обобщенные материалы, выводы и рекомендации будут представлены Совету по правам человека в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве специальным докладчиком Калин Гергеску.

Как известно, первую атомную бомбу американцы испытали в атмосфере 16 июля 1945 года – на собственной территории, вблизи городка Аламогордо, штат Нью-Мексико. Затем – на жителях Японии: ядерный апокалипсис Хиросимы и Нагасаки отмечается ежегодно с августа 1945-го. После этого власти США приняли решение тестировать новое оружие подальше от собственной территории. Выбор пал на малолюдные, затерявшиеся в Тихом океане Маршалловы острова, которые сразу после Второй мировой войны находились под контролем ООН, а после взрывов в 1946 году на острове Бикини двух американских атомных бомб опека над ними была передана Соединенным Штатам. Белый дом взял на себя серьезные обязательства: «защитить жителей островов от потери их земель и ресурсов» и «защитить здоровье жителей опекаемой территории».



Как именно «защищали» американцы вверенных им людей и их земли, стало очевидно из рассекреченных в 1994-м, а также недавно официальных документов. Оказалось, что эта «опека» тянет на международный трибунал. «Между 1946 и 1948 годами, - рассказала мне автор книги «Опасность ядерной войны: отчет об атолле Ронгелеп» антрополог Барбара Джонстон, - Соединенные Штаты испытали 66 ядерных бомб на или возле атоллов Бикини и Энивиток, атомизируя острова изнутри и, как свидетельствуют рассекреченные документы, поражая местное население».


Общая взрывная мощность на Маршалловых островах оказалась в 93 раза выше всех американских атмосферных ядерных испытаний в пустыне штата Невада. Она эквивалентна более чем 7000 бомб, сброшенных США на японскую Хиросиму.

В марте 1954 года на Бикини было проведено секретное испытание под кодовым названием «Браво», результаты которого ошеломили даже военных. Остров был практически уничтожен водородной бомбой, которая в тысячу раз превышала мощность сброшенной на Хиросиму. «Накануне этого теста, – рассказывали журналистам активисты-экологи Джейн Гудолл и Рик Эсселта, - погодные условия испортились, и утром, когда проводилось испытание, ветер дул прямо на американские военные корабли и на несколько обитаемых островов, включая Ронгилеп и Утрик. Однако, несмотря на то, что такое направление ветра представляло опасность для людей, живущих на этих островах, бомба была взорвана. Огромные тучи песка, белой золы осели на нескольких атоллах, поражая людей, включая и небольшое число находящихся там американцев».

В общем, по оценкам из рассекреченных материалов США, в результате ядерных испытаний в атмосферу над Маршалловыми островами было выпущено около 6,3 млрд кюри радиоактивного йода-131. Это в 42 раза больше, чем 150 миллионов кюри, высвобожденных в результате испытаний в Неваде, и в 150 раз, чем 40 миллионов кюри после аварии на Чернобыльской АЭС. (По оценкам специалистов, выбросы на японской АЭС «Фукусима» на сегодняшний день составляют от 2,4 до 24 миллионов кюри, и они все еще в процессе.)



Однако, как свидетельствуют документы, из-за секретных испытаний ядерного оружия пострадало не только местное население. Под «раздачу» возле острова Браво в 1954 году попало также и японское рыбацкое судно Daigo Fukuryu Maru («Удачливый дракон»). Все 23 члена экипажа получили сильное облучение. Один из них, Кубояма Айкиши, умер спустя несколько недель. (Американцы же передали японцам для лечения пострадавшего от облучения экипажа антибиотики.) При этом жители островов не были предупреждены о тестировании, их не вывезли хотя бы на это время в безопасное место. Они, сами того не ведая, испытали фактически смертоносное воздействие ядерных взрывов на здоровье.

Как говорит Барбара Джонстон, ничего не подозревающие облученные аборигены с острова Ронгелеп после испытаний были отселены и стали объектами для проведения американцами сверхсекретных исследований о влиянии радиации на здоровье человека («Проект 4.1»). Уже тогда были констатированы и задокументированы последствия проникающей в человеческое тело радиации, однако никакого лечения эти люди так и не получили. Также не были обнародованы в то время и результаты движения и накопления радиоизотопов в морских и наземных средах Ронгелепа и других северных атоллов.

В 1957 году облученные аборигены, как сообщается в недавно представленном общественности США документальном фильме «Ядерная дикость. Острова секретного проекта 4.1» (автор – Адам Горовиц), были возвращены с большой помпой на родину, где им построили новые дома на пораженной территории. Это был, отмечают создатели обличающего власти США фильма, запланированный эксперимент. (В СССР нечто подобное происходило в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС – тогда тоже с подачи Политбюро ЦК КПСС на пораженных территориях построили дома для переселенцев.) Американские ученые-медики наблюдали облученную популяцию людей в естественных, так сказать, условиях приобретенной радиоактивности. Заправляли всем этим чиновники из Министерства обороны и Комиссии США по атомной энергии.

На острова ежегодно высаживались медики, чтобы исследовать с помощью рентгена, анализов крови и другими методами все ухудшающееся здоровье местного населения. Результаты тщательно документировались и хранились в военных и медицинских анналах под грифом «Совершенно секретно».

Люди на островах Ронгилеп и Утрик получили ожоги кожи, у них выпали волосы. Но тогда в отчете Комиссии США по атомной энергии для печати было сказано, что несколько американцев и маршалльцев «получили небольшую дозу радиации. Но ожогов не наблюдалось. Все прошло нормально». В закрытом же отчете властей указывалось, что радионуклидными выпадениями в результате испытаний в рамках проекта «Браво» могут быть загрязнены 18 островов и атоллов. Спустя несколько лет в докладе Министерства энергетики США было отмечено, что, помимо упоминаемых 18-ти, другие острова также были загрязнены, причем пять из них обитаемы.

В 1955 году (в разгар ядерных испытаний на Маршалловых островах) по инициативе группы известных физиков-ядерщиков был учрежден Научный комитет ООН по действию атомной радиации. Поднималась волна протестов и в самих США. Более двух тысяч американских ученых в 1957 году выступили с требованием к властям немедленно остановить испытания ядерного оружия. Около десяти тысяч исследователей из более чем четырех десятков стран направили письмо протеста генеральному секретарю ООН.


Однако в ответ на законное требование жителей Маршалловых островов прекратить ядерные испытания и уничтожение островов Великобритания, Франция и Бельгия предложили согласованный проект резолюции, в котором цинично указывалось, что США имеют право проводить ядерные испытания на подопечной территории «в интересах всеобщего мира и безопасности».

Впрочем, ничего странного. К тому времени и Великобритания, и Франция уже вовсю проводили собственные ядерные испытания, и запрет на подобные тесты США автоматически поставил бы крест и на их собственных ядерных разработках. Поэтому, несмотря на протесты мировой общественности, США продолжали ядерные взрывы в Тихом океане.

Советский Союз, испытавший собственную атомную бомбу в августе 1949-го, тоже поучаствовал в кампании против ядерных испытаний в Тихом океане. В 1956 году СССР объявил мораторий на испытания, полагая, очевидно, что пока еще немногочисленные ядерные страны последуют его примеру. Но вместо того чтобы сесть за стол переговоров и решить вопрос о прекращении испытаний или хотя бы о временном моратории на них, США и Великобритания провели 30 новых взрывов, в том числе на Маршалловых островах. Последний «ядерный гриб» закрыл над ними солнце в 1958 году.

Первые опухоли щитовидной железы появились у жителей Ронгелепа в 1963 году, спустя 9 лет после испытаний одной из самых мощных водородных бомб. Из-за ядерных испытаний около тысячи жителей Маршалловых островов, по данным независимых международных экспертов, умерли от рака и других болезней. Только 1865 человек официально были признаны властями США жертвами американских ядерных испытаний. Им была выплачена компенсация в размере более $80 миллионов. Более 5 тысяч островитян так и не получили никаких компенсаций, поскольку американские власти не посчитали их жертвами ядерного удара или радиоактивного загрязнения. Сейчас, видимо, эта несправедливость будет исправлена.

А ведь ужасающих по последствиям для человека и окружающей среды испытаний вполне могло бы и не быть. И вообще, вся мировая история могла бы пойти по-другому, если бы ООН приняла предложенную СССР в июне 1946 года (еще до начала первого ядерного испытания на Маршалловых островах) «Международную конвенцию о запрещении производства и применения оружия, основанного на использовании атомной энергии, в целях массового уничтожения». Но этот документ так и остался проектом. Ни США, ни их союзники не были готовы к подобному повороту событий. Они торопили иное их развитие – начиналась беспрецедентная гонка новых вооружений - ядерных. И какие-то там острова и их обитатели (не американцы, к тому же) для властей нарождающейся супердержавы не имели никакого значения.

Только спустя пять лет, в июле 1963 года, после изнурительных переговоров СССР с США и Великобританией был подписан беспрецедентный «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой». По данным российских экспертов, опубликованным в «Бюллетене по атомной энергии», к этому времени на планете было уже проведено около 520 ядерных испытаний в атмосфере. США и СССР взорвали более чем по 210 атомных и водородных бомб, Великобритания – 21, Франция – 50 и Китай – 23. Франция продолжала испытания в атмосфере до 1974-го, а Китай – до 1980 года.

В 1994 году был обнаружен проспект Браво 1953 года, который включал ссылку на проект 4.1, и он был написан явно до того, как произошел удар. Правительство США на это ответило, что кто-то просто вернулся в список проектов и вставил туда проект 4.1; таким образом, согласно данным правительства США, все действия на Маршалловых островах не были преднамеренными.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков рассказал «Совершенно секретно», что отношения между Россией и НАТО уже не имеют шансов на стабилизацию: «Никаких разговоров об улучшении отношений с НАТО не может быть, прогнозируется дальнейшее нарастание конфликтности в различных формах.

В ближайших планах США готовит удар по России . но это будет не классический военный конфликт. Наносить его планируют с помощью мягкой силы, с помощью организации революции, подобно той, которая недавно происходила на Украине. Для этого необходимо создать соответствующую внешнеполитическую обстановку.

Главная цель американцев - с помощью различных санкций подорвать экономику, затем выставить Россию в роли агрессора, спровоцировав на различные демонстрации воинственности.

НАТО в сложившейся ситуации является важнейшим инструментом, поэтому демонстративное нагнетение напряженности, безусловно, будет продолжаться».

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ

ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ Стоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru - мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Журнал Секрет фирмы: 2-8 июля 2007 г.

Основные темы:

Когда поставщики угрожали бизнесу

Продуманность структуры компании, гениальные менеджеры и востребованный товар -- все это сходит на нет, когда поставщик сырья или комплектующих «перекрывает кислород».

Гамма-излучение

Владелец завода красок «Гамма» Александр Ермаков задумал стать монополистом. Крохотный рынок детских канцтоваров еще не видывал таких страстей: на пути к мечте Ермаков пробует все -- от поглощения до демпинга.

Панельный расчет

S.Holding -- первая и пока единственная строительная компания, решившая торговать франшизой. По расчетам «Секрета фирмы», необычная стратегия могла бы увеличить объемы строительства в 60 раз. Но застройщики записываться в франчайзи не спешат.

Процент с колес

Первопроходцы рынка автокредитования уступают дорогу новым агрессивным игрокам. В очередь за клиентами встают и автопроизводители -- на прошлой неделе банковскую лицензию получил Toyota Bank.

Золотая мысль

«В горнодобывающей промышленности основное правило -- не раскрывать геологическую информацию». Считается, что данные о шахте по своей ценности сопоставимы со стоимостью самой шахты

Перехват-менеджмент

Текст: Оксана Царевская

Чтобы получить чужих клиентов, компании идут на любые ухищрения. «Секрет фирмы» исследовал и систематизировал самые креативные способы перехвата.

Отстрел покойников

Маркетологи не всемогущи. И если рынок подписывает брэнду смертный приговор, компании остается похоронить марку с минимальными ритуальными издержками.

Текучий момент

HR-менеджеры, словно средневековые алхимики, безуспешно пытаются вычислить наилучший уровень текучести кадров. «Секрет фирмы» пересчитал все универсальные формулы -- и забраковал их.

Принципы Андрея Охлопкова

У председателя совета директоров водочной компании «Союз-Виктан» два мобильных телефона -- один для России, другой для Украины. Это его бизнес в миниатюре: из 11,3 млн дал водки, выпущенной компанией в 2006 году, 3 млн дал произведено и продано в России. Телефоны звонят практически без перерыва, и это тоже закономерность: отойти от оперативного управления холдингом с годовым оборотом 0 млн у Охлопкова никак не получается.

Прошлые номера:

Эксклюзив для infanata.org

Свежий номер АГСИ +

Все это конечно печально, но книги в электронном виде уже продают Amazon и Apple. В России раньше видел на сервисе Subscribe.ru печатные журналы, но сейчас вот не нашел. Здесь еще преградой может быть язык. Английски таки более популярный и уровень жизни у их граждан повыше.

Насчет слива в сеть, это почему-то никак не мешает продажам музыки в iTunes, точнее мешает, но видимо недостаточно

Как вариант, платный доступ на закрытый сайт, где имеются все выпуски газеты. Но их оттуда при желании вытянут. Или создание защищенной программы, а такие что не взломали уже есть, которая позволяла бы читать выпуски при подключении к интернету. Это все лирика, но показывает, что варианты есть всегда, другое дело оправданны ли они.

Рано или поздно практически вся информация перейдет в сеть, книги, журналы, газеты, кино. Может и мы с вами, как вы сами Вадим прогнозировали по теме:

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Смышляевка

Тема проекта . художественный журнал «По секрету всему свету»

Ведущая педагогическая идея . В настоящее время очень много выпускается детских журналов разных по содержанию, по тематике и т.д. К большому сожалению, из результатов опроса, проведенного в школе выяснилось, что:

1) многие семьи в сельской местности не могут себе позволить оформить подписку детского журнала;

2) в рамках нашей школы круг чтения учащихся сводится, в основном, к чтению произведений по программе;

3) чем старше становятся ученики, тем меньше читают.

Поэтому основной целью выпуска детского журнала «По секрету всему свету» является пропаганда чтения, развитие читательского интереса.

«По секрету всему свету» - первый журнал в нашей школе, по своему содержанию ориентированный на детскую аудиторию и аудиторию для взрослых. Журнал интересен тем, что он «рукотворный», то есть состоит из материалов подобранных самими детьми. Первый номер подписан в печать 17 февраля 2013 г. В нем помещены интервью с директором школы, интервью с ребятами. В журнале есть странички для философии души, сказки для самых маленьких, ребусы, головоломки и т.д. Тексты сопровождаются красочными фотографиями, рисунками. подобранными учащимися 3 -его класса.

Мы постарались сделать журнал привлекательным не только в плане содержания, но и оформления: хочется верить. что нашим читателям придется по вкусу и удобный формат издания, и яркие иллюстрации и фотографии, большинство из которых сделаны руками наших третьеклассников.

Электронные журналы онлайн на Top-Journals.com

Если вас увлекает чтение журналов не только в бумажном варианте, но и в электронном виде, то вы пришли по адресу. Мы постарались собрать в одном месте ваши любимые журналы России и зарубежья, обеспечив вам приятное чтение без походов в магазины роспечати. Здесь вы можете скачать журналы с яндекс диск бесплатно без регистрации в PDF формате или читать журналы онлайн бесплатно c ISSUU и яндекс диска.

Наш каталог журналов ежедневно пополняется свежими номерами и бережно сохраняет богатый архив журналов различных тематик. Скачать журналы 2016 и читать журналы онлайн 2016

Мужские и женские журналы, семейные и детские журналы, о моде и кино, музыке и эзотерике, о спорте, журналы по вязанию и шитью, про компьютерные игры, про охоту и рыбалку, про науку и технику, про корабли и яхты, об оружии, про авто, про космос и авиацию, про бизнес и политику, о здоровье, искусстве, о спорте, о животных и растениях, кулинарные и исторические, об интерьере, о фантастике, о мобильной технике и компьютерах, по электронике, о путешествиях, о строительстве, о фото и дизайне, о знаменитостях, журналы для мам и детей, про сад и огород, юмористические и на тему общества вот не полный перечень тематик, представленных на нашем сайте.

Журналы дом, онлайн журнал бурда, журнал мод вязание, верена, космополитен, лиза, максим, men"s health russia, караван, why, закрытая школа, за рулем, 1000 советов, браво, гламур, oops, интерьер, секрет, похудей, 1000 советов, playboy 2016, girl и многие другие ждут встречи со своими читателями. с нами удобно читати журнали онлайн и скачати журнали

На сайте представлены только бесплатные журналы, а значит электронные журналы онлайн читать или скачать можно абсолютно бесплатно с файлообменников Народ и Яндекс.диск без смс и ограничений скорости и без предпросмотра рекламы.

Источники: studopedia.ru, log-in.ru, forum.secret-r.net, nsportal.ru, www.top-journals.com

НЕПРАВОСЛАВНАЯ БЕЛАРУСЬ

Артем ДЕНИКИН
«Аналитическая газета «Секретные исследования»

Рассказ о том, как в XIX веке царизм насильно навязал беларусам свою государственную религию.

Входит некто православный,
Говорит: Теперь я главный!
Иосиф Бродский

ОДНА ОТКРЫТАЯ ЦЕРКОВЬ – ЗАМЕНА УСИЛИЙ ТРЕХ ПОЛКОВ

Колонизируя Литву-Беларусь в XIX веке, царизм насаждал тут самодержавную религию. Указом царя в 1839 году литвинам-беларусам было запрещено молиться Богу на своем языке, подлежали сожжению Библии на беларуской мове, упразднялась наша униатская вера, а вместо нее насаждалась московская религия.

Московская православная вера – это несторианская религия Орды, в которой обожествлялась власть. Эта вера была широко распространена на Востоке, и ее переняли у татар суздальские князья (Александр Невский был породнен с сыном Батыя Сартаком – православным христианином несторианского толка). Остальная Русь эту православную ересь не признавала, поэтому Иван Грозный уничтожил все православное духовенство Новгорода, Пскова, Твери и Полоцка – кроваво захватывая эти города.

С тех пор московская религия (автокефальная в то время 141 год с 1448 по 1589, что рекорд – например, Румынская Церковь ждала признания автокефалии 30 лет, Эладская - 27) была несколько модернизирована – в 1589 году Борис Годунов выторговал у греков ее новое название «Русская православная Церковь», но суть ее оставалась прежней и в XIX веке. Самодержавная религия использовалась царизмом как главный инструмент закрепления под своей властью захваченных территорий – путем русификации народов России. Так были ассимилированы в «великорусскую народность» сотни финно-угорских и татарских народов бывшей Орды.

Вопреки заявлениям царизма, литвины-беларусы НИКОГДА не были одной веры с московитами – хотя бы уже по той причине, что московская автокефальная вера означала автоматическую присягу московскому правителю. Жители ВКЛ-Беларуси, естественно, не могли являться подданными зарубежного феодала. С 1596 года православные литвины (РПЦ Киева, а не РПЦ Москвы) стали униатами, а московиты отказались от Унии именно по причине несторианской сути своего вероучения, в котором царь Московии считался «Богоцарем», а его подданные назывались «крестианами» (крестьянами).

На момент раздела Речи Посполитой в ВКЛ-Беларуси было 38% католиков, 39% униатов, 10% иудеев и только около 6% православных (Атлас «История Беларуси. XVI-XVIII века». Издательский центр БГУ, 2005) – но и эти 6% являлись не православными РПЦ Москвы, а православными совсем другой Русской православной Церкви Киева, где не обожествлялся российский феодал и где верующие не являлись ему присягнувшими.

До этого царизм уже дважды пытался кроваво навязать свою веру в ВКЛ: во время 17-летней оккупация Полоцка Иваном IV и во время войны 1654-1667 гг., в ходе которой царь Алексей Михайлович истребил по религиозным мотивам половину нашего населения, а в восточных областях ВКЛ – 80%.

Целями третьей попытки царизма навязать нам свою веру в XIX веке являлись:

Ликвидация всего беларуского (литвинского) национального: языка, культуры, исторической памяти, ментальности;

Борьба с европейской сутью литвинов-беларусов, с 400-летними традициями Магдебургского права в нашем Отечестве – то есть с полным муниципальным и уездным (поветованым) самоуправлением, включавшим избираемость всех трех ветвей власти, - все это заменялось пресловутой «вертикалью власти» царизма;

Привитие литвинам (беларусам) природно чуждого им обожествления власти (царя); привитие им несторианского сакрального отношения к Государству;

Привитие литвинам (беларусам) несторианского менталитета путем подмены своей истории – историей Московии с ее пантеоном несторианских святых, начиная с Александра Невского (возведен в святые Иваном IV в 1547 году, одновременно с провозглашением себя царем);

Подавление национально-освободительной борьбы литвинов-беларусов против российской оккупации;

Скорейшая ассимиляция литвинов (беларусов) в великорусскую народность – с последующей ассимиляцией в нее уже поляков (в 1864 году царизм запретил им же введенное в 1840 г. для Литвы название «Беларусь» и вместо него ввел «Северо-Западный Край», а в 1888 году запретил название «Польша», введя вместо него «Привисленский Край»).

По мысли российских властей, одна открытая тут несторианско-православная церковь РПЦ Москвы принесет больше вреда национально-освободительному движению беларусов, чем три русских полка.

РЕЛИГИОЗНОЕ НАСИЛИЕ

Один из главных деятелей по распространению православия РПЦ в Беларуси – митрополит Литовский Иосиф Семашко – в своем полном отчаянии письме московскому митрополиту Филарету писал: «будут чернить имя мое и станут преследовать его клеветой даже за гробом».

И действительно, этого подкупленного царизмом ликвидатора литвинской (беларуской) униатской Церкви презирали все современники. Брат генерал-губернатора Северо-Западного Края Д. Бибикова И. Бибиков публично называл Семашко «простым, но хитрым попом, который во всех своих поступках имеет личные виды». А руководитель Полтавской православной епархии епископ Гедеон называл Семашко «Иудою предателем».

Сам митрополит Литовский Семашко постоянно жаловался, что литвины-беларусы относятся к насаждению в Литве-Беларуси православия с открытой враждебностью. Он характеризовал столицу региона (Вильню) как город, «кипящий ненавистным фанатизмом против православных, лежащий вне круга православного населения».

Население четко видело, что действия администрации Северо-Западного края в насаждении тут самодержавной православной религии – чисто колониальные захватнические и весьма далеки от религиозных целей. Больше всего проблем в насаждении православия царская администрация встретила на территории Литовской православной епархии, которая тогда охватывала всю Центральную и Западную части нынешней Республики Беларусь (эти земли являлись исторической Литвой и еще не именовались тогда «Беларусью»). Как признавался в частной переписке сам Семашко, тут было полтора миллиона католиков, и семьсот тысяч «воссоединенных» православных не составляли даже половины от католического большинства, да при том вся эта «воссоединенная» паства – вчерашние униаты, которые жили «преимущественно под продолжительнейшим влиянием иноверчества и иноземства». Тут соврал Семашко – в словах «под продолжительнейшим»: на самом деле следовало написать «всегда», поскольку никогда ранее коренное население Республики Беларусь не являлось с народами Орды-Московии ни единоверцами-несторианами, ни согражданами одного государства.

Само слово «воссоединенная паства» - уже ложно, так как никогда ранее паства ВКЛ-Беларуси не являлась присягнувшей московским сатрапам как богоцарям РПЦ Москвы. «Воссоединяться» можно только с тем, частью чего ты когда-то был. Но литвины (беларусы) никогда не были частью Орды и ее Московского Улуса (т.н. там «Святой Руси») и никогда не исповедовали самодержавную веру Орды-Московии. В отличие от Москвы, в наших храмах не помещались как ровня Иисусу и апостолам изображения царей Орды, а потом царей Москвы Ивана Грозного и Бориса Годунова – что является чистым несторианством.

Наибольшее недовольство у нашей экс-униатской паствы, «воссоединенной» с религией восточного соседа, вызывало решение Святейшего Синода от 1859 года направлять к нам из великорусских губерний священников «в виде МИССИОНЕРОВ для укрепления в православии присоединенных к восточной церкви».

Уже слово «миссионеры» в решении Синода показывает, что речь идет о привитии вовсе не православия, а какой-то новой религии несторианского толка, которая абсолютно неизвестна коренному населению края.

Местных экс-униатских священников – уважаемых у единокровной паствы своей честностью и образованностью – заменили тысячи бородатых финских и татарских московоязычных проходимцев из великорусской глубинки. Все командированные не знали литвинской (беларуской) мовы Литовской православной епархии, поражали паству своим бескультурьем, невежеством и аморальным поведением.

Это решение высшей церковной власти России назвал вредным и крайне ошибочным даже «Иуда предатель» митрополит Иосиф Семашко, который как мог сдерживал эти процессы только до 1863 года, когда по инициативе вешателя М.Н. Муравьева начался период массовой миграции российских священников в Беларусь, которую вешатель беларусов переименовал в Северо-Западный край.

В середине второй половины XIX века оккупационная сущность навязанного беларусам московского православия не вызывала ни у кого сомнений. Паства беларуская – но почти все попы во всех церквях – командированные царизмом чужаки. Довершает картину тот факт, что к середине второй половины XIX века у нас в Беларуси не осталось ни одного архиерея из этнических беларусов, местных уроженцев.

Известный профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.О. Коялович, уроженец Гродненской губернии, писал о съезде в Беларуси православных священников, где депутаты разделились на две части, обзывая друг друга «москалями-кацапами» и «поляками-униатами». Эта драка среди «воссоединенных» показывает всю изначальную гнилость этого «воссоединения».

Одновременно беларуская «воссоединенная» паства стала массового переходить в католичество. Например, в 1859 году в Литовской православной епархии в приходе деревни Клещели «совращено было в латинство до 300 человек», а в деревни Кляницы жители «оказали сопротивление совершению крестного хода по чину православной церкви». П. Батюшков упоминает 100 православных прихожан местечка Порозово в Гродненской губернии, которые перешли в латинский обряд в 1858 году, и там же в 1871 году выказали желание перейти в католичество уже 491 человек. Они проявили твердость, и созданная царизмом для разбора дела специальная комиссия ничего не смогла изменить и признала 464 из них католиками, оставив без наказания.

Тут надо объяснить, что в царской России переход от православия к иной вере являлся уголовным преступлением и карался тюрьмой/ссылкой и конфискацией имущества. Оно и понятно: царизм видел в иноверии – отказ от присяги Богоцарю, то есть бунт против самодержавия.

Историк Андрей Пятчиц писал в очерке ««Торжество» православия в Беларуси: имперский вариант»:

«Во время встреч смоленского епископа Иосифа с жителями южных приходов Виленской губернии (ныне это северная часть Гродненской области) в 1871 году от владыки требовали – «некоторые со слезами, некоторые с неистовством» - перевода их в латинский обряд. В этом регионе нередки были случаи, когда православных священников [сами православные] не пускали в хаты, пугали ими детей, называя их «медведями» и «злою бородатою чучелой». Увидев православного священника [командированного из России], дети прятались или с криком убегали».

КАК СЕЛО КУРОДИЧИ СТАЛО СЕЛОМ КАЗАНСКИМ

Как известно, наше ВКЛ было веротерпимым толерантным государством. В Российской империи все было наоборот. Там религия являлась частью государства, важнейшим элементом ассимиляции нерусских народов и закрепления колониальной власти над ними. По оценкам демографов, из нынешнего русского этноса в 150 млн. человек – около 100 миллионов являются нерусскими, ассимилированными с 1650 года. Русификация происходила автоматически – когда человек принимал веру РПЦ, то ему давались русское имя и фамилия, а при богослужениях использовался русский язык – и человек постепенно на него переходил. Этот человек теперь считался «русским» (как сегодня в РФ находят – еще и автоматически «восточным славянином»).

Согласно российским законам XIX века, «как рожденным в православной вере, так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступить от нее и принять иную веру, хотя б то и христианскую».

Слова «православная вера» тут выглядят просто нелепо, так как в православии множество канонов, а, например, в Эфиопском православии (которое втрое древнее московского) крестятся двумя перекрещенными пальцами и делают мальчикам обрезание. Поэтому под словами «православная вера» тут понимается только государственная российская.

Переход в московскую веру в Российской империи не только поощрялся, но ставился главной целью у колониальной администрации (в том числе у нас в Литве-Беларуси). А обратное считалось ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ и строго каралось тюрьмой, ссылкой, лишением имущества. Одной из форм религиозного геноцида России над нашим народом явились многочисленные судебные дела «о совращениях» (параграфы 36-39 в Своде Законов Российской империи, предусматривающие наказания за «отвлечение и отступление от веры»).

В Речи Посполитой (в Законах Польши и Статутах ВКЛ) никогда не было и быть не могло подобных людоедских законов. Но российские священники и историки потому и выдумали бредовую басню про какие-то «притеснения православных со стороны католиков и униатов» - что не только сами активно занимались религиозным геноцидом, но он вообще был прописан в российских законах.

По этим законам, за «совращение» из православия в какую-нибудь другую веру виновник осуждался «к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и к ссылке на житие в Сибирь или к отдаче в правительственные арестантские отделения».

Если же кто-то осмелился «в проповедях или сочинениях» рассуждать о свободе человека в выборе своей веры (кроме свободы переходить в московскую веру) – это наказывалось в первый раз тюрьмой на срок от 8 до 16 месяцев, второй раз заключением в крепость на срок от двух лет и восьми месяцев до 4 лет и лишением некоторых прав, третий раз – лишением всех прав и пожизненной ссылкой в Сибирь.

Если один из родителей московской веры, а другой – иной, то дети обязаны быть только московской веры. Нарушивших этот закон обоих родителей карали тюремным заключением до полутора лет, а дети у них отнимались и отдавались «православным опекунам».

Священники «иностранных исповеданий» (хотя униаты и католики никак не были у нас «иностранными», а иностранной была сама эта московская вера) за контакты с православным населением карались лишением сана и тюрьмой на срок от одного до трех лет. И т.д.

Наиболее массовыми судебные дела «о совращениях» стали в середине XIX века. При этом самое забавное состоит в том, что почти всегда вначале следовало НАСТОЯЩЕЕ СОВРАЩЕНИЕ католической паствы со стороны российских чиновников, а попытки католиков этому совращению возмущаться – и карались как «совращение». То есть, сами Законы Российской империи являлись изначально – и использовались – как РЕЛИГИОЗНОЕ НАСИЛИЕ, как РЕЛИГИОЗНЫЙ ГЕНОЦИД.

Вот типичный пример. Абсолютно обычная для того времени история о том, как происходило присоединение «совращенных» из православия римо-католиков в государственном поместье Куродичи Минской губернии.

Крестьяне этого села под Минском всю свою историю были католиками (крестились в католичество из языческой веры еще в раннем ВКЛ). Но в октябре 1861 года село посетил начальник жандармского управления (командированный из России великоросс), который заявил им, что ксендзы их обманывают и что еще 100 лет назад они были московской православной веры.

Селяне поверили этой брехне, и 25 октября 1864 года 270 селян католического вероисповедания перешли в московское православие в присутствии 5 официальных лиц: речицкого судебного следователя, местного пристава и православных священников самых близких приходов.

Вроде бы «все хорошо», но военное начальство Мозырского и Речицкого уездов докладывало в своем рапорте руководителю «вертикали власти» в губернии вешателю М.Н. Муравьеву, что крестьяне, якобы «добровольно пожелавшие перейти в православие», поставили условие: направить своих представителей к мозырскому декану ксендзу Александру Кершанскому за советом и чтобы узнать, действительно ли их предки, согласно утверждению чиновников, 100 лет тому назад были православные.

Кершанский в своем ответе документально доказал, что жители села Куродичи Минской губернии никогда ранее не были православными – ни 100 лет назад, ни вообще когда- либо. То есть – это выдумка российских чиновников для принуждения беларусов-католиков изменить вероисповедание. Крестьянам он посоветовал «уйти в лес», если принуждение будет продолжаться, и одновременно подал жалобу генерал-губернатору края насчет противозаконности действий военных и гражданских чиновников в деревне Куродичи.

Вешатель генерал от инфантерии Муравьев ответил незамедлительно:

1) ксендза Кершанского наказать штрафом в 200 рублей серебром, перевести его в другой приход, «учредить над ним строгий полицейский надзор»;

2) «закрыть и вовсе упразднить находящийся в Куродичах римско-католический костел», «обратить оный в православную приходскую церковь, употребив на устройство оной 1500 рублей серебром из дополнительного 10-процентного сбора по …губернии»;

3) «принадлежащие костелу земли, угодья и строения передать в ведение православного духовенства»;

4) «переименовать селение Куродичи в Казанское».

Вот по этой схеме у нас режимом вешателя Муравьева и насаждалось православие. Сначала по его указанию начальник жандармерии приезжал в выбранное Муравьевым село – и там, собрав селян, врал им о том, что якобы «100 лет назад ваши предки были православными» - причем именно православными московской веры. Затем в работу вступали параграфы 36-39 в Своде Законов Российской империи: противодействие этому совращению всячески каралось, местные священники высылались или наказывались тюремным сроком. Храмы отбирались в церкви московской веры, отбирались равно все земли и постройки. Часто Муравьев переименовывал и сами названия наших сел, чтобы и этим вытравить беларускость и внести сюда реалии Орды-Московии.

Почему он переименовал село Куродичи в Казанское? Что за «Татарстан» под Минском этот вешатель тут создавал? Уже одно это показывает, что речь идет не о каких-то «вопросах вероисповедания», а о чистой воды КОЛОНИАЛИЗМЕ, об уничтожении нашей беларускости и насаждении реалий Орды-России. Это была война Муравьева вовсе не с нашей религией – А ВОЙНА С НАМИ КАК НАЦИЕЙ.

НАСЛЕДИЕ XIX ВЕКА

Если взглянуть объективно, то смена униатства и католичества на московскую имперскую веру – это не вопрос Христианства, так как якобы все мы равно христиане. А вопрос только российского великодержавия, которое запретило беларусам обращаться к Богу на своем языке (как и украинцам). Но неужели Бог не понимает беларуской мовы и понимает только русскую речь? А зачем Он тогда создал самих беларусов?

Однако в Беларуской православной Церкви сегодня следуют традициям вешателя Муравьева, игнорируя беларускую мову как язык населения нашей страны. Муравьев, положим, хотел нас русифицировать. Но чего сегодня хотят попы, которые с народом общаются не на языке народа, - хотя по определению Церковь якобы должна быть хранителем национальных традиций народа?

И что вообще христианского в этой московской вере? Что от учения Иисуса в переименовании села Куродичи в село Казанское? В честь захвата Иваном Грозным Казани и обретения власти над Казанской Ордой?

Как сопоставить Заповеди Бога «Не убей» и «Не укради» с тем фактом, что Российская империя практически все свое существование вела войны и захватывала чужие земли, подавляя там восстания и ассимилируя там население в «русских», а религия Москвы была ментальным обоснованием этой инкорпорации и колонизации земель?

Один российский обозреватель написал: «Возведя во время Перестройки в святые кровавого Николая II, многие русские РПЦ вернули себе истинного Бога – они молятся не Иисусу Христу, а своему великодержавию; оно у них и есть единственный и истинный Бог».

Однако нигде в Библии не упомянута ни Москва, ни Великая Россия, ни РПЦ, ни Николай II – как посредники веры в Бога. Не буду спорить, коль там это для себя видят сутью «христианства» - пусть в это свое и верят. Но какое это имеет отношение к ВКЛ-Беларуси? Да никакого. Лишь как наследие колониализма XIX века



Читайте также: