Волшебная копилка. Тема урока: "Суффикс" Фонетический разбор слов из стихотворения «Волшебная копилка»

1) не, очень, тебе, ней 2) очень 3) очень, даём, просто 4)

Чтобы выполнить данное задание, нужно сделать фонетический разбор каждого из слов стихотворения, и вспомнить какие согласные называются шипящими. Начнем с фонетического разбора.

Фонетический разбор слов из стихотворения «Волшебная копилка»

Фонетический разбор слова «волшебную»
Фонетический разбор слова «копилку»
Фонетический разбор слова «тебе»
Фонетический разбор слова «даём»
Фонетический разбор слова «мы»
Фонетический разбор слова «руки»
Фонетический разбор слова «живут»
Фонетический разбор слова «ней»
Фонетический разбор слова «не»
Фонетический разбор слова «монетки»
Фонетический разбор слова «а»
Фонетический разбор слова «веришь»
Фонетический разбор слова «буквы»
Фонетический разбор слова «звуки»
Фонетический разбор слова «гласные»
Фонетический разбор слова «согласные»
Фонетический разбор слова «просто»
Фонетический разбор слова «очень»
Фонетический разбор слова «разные»
Фонетический разбор слова «подходящие»
Фонетический разбор слова «найди»
Фонетический разбор слова «ты»
Фонетический разбор слова «на»
Фонетический разбор слова «правильном»
Фонетический разбор слова «пути»

Имея пред глазами фонетических разбор каждого из слов, можно без труда ответить на вопросы задания.

1) Слова, в которых все согласные мягкие: не, очень, тебе, ней .
2) Слова из двух слогов, которые нельзя переносить:
очень .
3) Слова, в которых есть звук [о]: очень, даём, просто .

Вспомним, что в русском языке 4 шипящих согласных буквы: Ж, Ш, Ч, Щ.

Теперь можем дать ответ на последний вопрос задания.

4) Слова, в которых есть шипящие согласные звуки: волшебную, живут, веришь, очень, подходящие .

Выбор слов из стихотворения «Волшебная копилка» по определенным критериям

Вновь обращаясь к фонетическому разбору слов из стихотворения, ответим на дополнительные вопросы.

Слова, в которых букв больше, чем звуков:
правильном, веришь, очень .
Слова из трёх слогов, в которых звуков больше, чем букв:
гласные, разные .
Слова, в которых все согласные звуки — твёрдые:
мы, в, живут, в, просто, буквы, на, ты .
Слово из трёх слогов с проверяемой безударной гласной в корне:
копилку .

Cлов из стихотворения Волшебная копилка

Вновь обращаясь к нашему фонетическому разбору ответим на вопросы.

  1. Слова, в которых количество гласных звуков равно количеству согласных: тебе, мы, руки, не, очень, ты, на, пути .
  2. Слова, в которых звуков меньше, чем букв: веришь, очень, правильном .
  3. Слово, в корне которого есть непроверяемая безударная гласная и проверяемая согласная: монетки .
  4. Слова, в которых звуков больше, чем букв: волшебную, даём, гласные, согласные, разные, подходящие .
  5. Слова, в которых ударение падает на суффикс: копилку, подходящие .
  6. Слова из двух и более слогов, в которых все согласные звуки звонки:
    даём, разные, найди .
Слово "монетка" - словарное. В корне этого слова есть непроверяемая безударная гласная. Однако есть проверяемая согласная - "т". Проверочное слово к букве "т" - монет а. Для выбора слов, в которых ударение падает на суффикс, требуется сделать разбор слов по составу. Разберем три слова из стихотворения, которые на первый взгляд подходят под условия: Разбор слова «волшебный» по составу Разбор слова «копилка» по составу Разбор слова «подходящий» по составу Видим, что из разобранных слов в двух случаях ударение падает на суффикс. Это слова: "копилка" и "подходящий".

Cлова из «Волшебной копилки»

И вновь обращаемся к фонетическому разбору слов стихотворения «Волшебная копилка». Но прежде разберем дополнительно еще два слова, которых нет в первом варианте стихотворения.


Фонетический разбор слова «возьми»
Фонетический разбор слова «смелее»

А теперь ответим на поставленные вопросы.

1) Слова из трёх слогов:
копилку, смелее, монетки, гласные, разные, правильном
.
2) Слова, в которых есть буквы, не обозначающие никаких звуков:
возьми, веришь, очень, правильном
.
3) Слова с двумя согласными звуками:
очень, руки, пути, ней
.

К сожалению, в базе нет такого слова. Посмотрите другое.

«копилка» корень в слове и морфемный разбор по составу

Разбор слова по составу.

Состав слова "копилка":

Приставка: -

Корень слова: коп

Суффикс: и л к

Окончание слова: а

Морфемный разбор слова копилка

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова копилка делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова копилка – это первый шаг;
  • второй - выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для копилка (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы для копилка путем подбора других слов, которые образованы таким же способом, что и копилка.

Как вы видите, морфемный разбор копилка делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова копилка и сделаем его разбор.

копилка - корень суффикс окончание и приставка в слове

Окончание в слове копилка

Окончание. Окончание в слове копилка находим, изменяя слово (склоняем/спрягаем). В данном случае окончание: а

Корень слова (в слове) копилка

Корень. Корень слова определить проще, если вы можете подобрать однокоренные и родственные слова. Для слова копилка коп - корень слова.

Приставка в слове копилка

Приставка. Определяем приставку, подбирая слова, которые так же образованы с этой приставкой. В данном случае, приставка: -











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • дать представление о суффиксе как о значимой части слова,
  • показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов, показать единообразное написание одного и того же суффикса;
  • развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов;
  • формировать навыки речевого этикета при использовании личных имён;
  • обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование: М-М проектор, компьютер, презентация “Суффикс”, карточки для самостоятельной работы, наборное полотно “Копилка суффиксов” с карточками-суффиксами, шкала знаков “!”, “+”, “-” (карточки-кружки), учебник “Русский язык”. 2 класс, 2 часть, авт. Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, Москва. Просвещение. 2012 год.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый
Русский язык. (Слайд 2)

2. Минутка чистописания.

3. Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая работа. Работа в парах. (Слайд 3)

Распределите слова в группы.

В..юга, лист..я, с..едобный, об..явление, под..ехал, солов..иный, с..ёжиться, обез..яна.

Взаимопроверка тетрадей.

Взаимооценка. (используется шкала знаков “!” “+” “-” Приложение 2 )

4. Самоопределение к деятельности.

Какие части слова вы уже знаете? (Корень, приставка)

А как вы думаете есть ли ещё другие части в слове?

Давайте проведём расследование. Внимание на доску!

На доске:

1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

Что общего в значении всех слов? (Это имена)

Что общего в значении слов первой группы? второй?

Какими словами мы недолжны пользоваться? Почему?

А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? (-еньк-)

После какой части она стоит? (После корня. Учитель выделяет мелом корни.)

Есть ли общая часть во второй группе слов. (-к-)

После какой части она стоит? (После корня)

Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:

или уменьшительно- ласкательное, или пренебрежительное, грубоватое.

Эта часть слова имеет своё название. Как вы думаете какую задачу нам предстоит выполнить на этом уроке? (Мы познакомимся с новой частью слова)

Чтобы подробнее узнать об этой части слова, прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.62 учебника.

Как же называется новая часть слова?

Сформулируйте тему урока.(Суффикс. Его значение в слове.)

Какая орфограмма спряталась в названии темы? (Удвоенная –ф-)

5. Работа по теме урока.

1) Работа по учебнику. Стр.62 Сообщение профессора Самоварова.

Работа в парах. Используя сообщение профессора составьте рассказ о новой части слова по плану:

1. Что такое суффикс?

2. Для чего он служит?

3. Каким значком обозначается? (Слайд 4)

Рассказы детей о суффиксе (2 ученика)

2) Задание умного Совёнка. (Слайд 5)

Попробуйте образовать новые слова.

тигр -ёнок

Проверка. Кого называют полученные слова (Детёнышей животных)

Какие части слова вы использовали (Корень и суффикс)

Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных? (Суффикс)

3) Собираем “копилку суффиксов”. (Наборное полотно. Приложение 1 )

Какой суффикс мы отправим в нашу копилку? (-ёнок-)

4) Задание Ани.

Аня загадала слова, отгадайте и запишите их в тетрадь.

Маленький дом можно назвать....(домик). Очень большой дом называют.... (домище). Старый неказистый дом-это...(домишко).

5) Ваня предлагает нам посмотреть, как работает суффикс. (Слайд 6)

Какое значение придают слову суффиксы –ик, -ишк-, -ищ-,-ин-?

(Суффиксы отправляются в “копилку”)

6. Физминутка.

Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.

7. Продолжение работы по теме.

1) Игра “Будь волшебником” (Слайд 7)

Придайте значение маленького размера предмета.

Нос, стол, дуб, хвост, мёд.

Проверка. Какие суффиксы использовали? (-ик, -ок)

Отправляем их в “копилку”.

2) Работа с учебником. Стр.63 Упр.83.

8. Рефлексия. Работа по карточкам.

Вычеркните “лишнее слово”

Хвостище, глазище, усище, носики.

Лесок, садок, мячик, листок.

Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.

Сверка по образцу (Слайд 8)

Самооценка (шкала знаков “!” “+” “-” Приложение 2 )

9. Итог урока (Слайд 9)

Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: “Суффикс - это часть предложения”.
  • Мальвина сказала: “Суффикс – это часть слова”.
  • Незнайка сказал: “Суффикс - это слово”.

Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал: “В начале слова”.
  • Мальвина сказала: “Суффикс стоит после корня”.

Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала: “Суффиксы образуют новые слова”.
  • Буратино сказал: “Просто так”.

10. Домашнее задание. Сочинить сказку про суффиксы –ок-, -ик-

Используемая литература.

1. И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК “Перспектива”. 2 класс. Москва. “ВАКО”. 2013 год.

2. Г.Н.Сычёва. Сборник упражнений по русскому языку для начальной школы. Ростов-на-Дону. “БАРО-пресс”. 2003 год.



Читайте также: