Современные проблемы здоровья и развития детей. Состояние здоровья детей в зависимости от условий и образа жизни семьи (обзор литературы). Внедрение массовой йодной профилактики обеспечивает

1

В статье проведен анализ особенностей нервно-психического здоровья детей дошкольного возраста. Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выявил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях. Методика «беспредметного рисования» обнаружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения. Интегральное применение методик позволяет осуществлять диагностику и профилактику изменений в психическом здоровье на этапе дошкольного образования. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психическом здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей профилактического звена медицины с психолого-педагогической службой.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF CHILDREN IN CHILD CARE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Semenova N.V. 1 Shcherba E.V. 1

1 Omsk state medical academy

Abstract:

In article the analysis of features of psychological health of children of preschool age is carried out. Natural hygienic experiment according to visual thinking and level of uneasiness taped influence of intra environmental factors on mental health of children of three and six years in child care educational institutions. The technique of «pointless drawing» found prevalence of children with low level of development of color, lines and forms, and also augmentation of uneasiness and frequency of neurotic reactions in children of three years of group of observation. Integrated application of techniques allow to carry out diagnostics and prophylaxis of changes in mental health at a stage of preschool education. Search of new perspective technologies of protection and strengthening of mental health of children of preschool age is actual. Achievement of positive shifts in mental health of children possibly only on the basis of close integration of medical workers, representatives of a prokfilaktic link of medicine with pedagogic service.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Щерба Е.В. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2014. – № 2. – С. 129-130;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=424 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Школьный возраст – это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет – наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся .

Здоровье детей – обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования которое представляется как состо­я­ние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни .

Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию .

Здоровье ребенка формируется в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций . Дети независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи . Особой заботы заслуживают дети из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья (Кучма Р.М., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., 2002), заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья детей. У детей из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания. .

Правительством РФ обозначена задача сохранения и укрепления здоровья 13,5 млн. учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет реформирования системы образования. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации .

Среда общеобразовательных школ представляет собой сложный комплекс условий, формирующих образ жизни ребенка и обеспечивающих процесс обучения. Школьная микросреда включает условия размещения учреждения на территории населенного пункта, архитектурный план здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, двигательную активность, питание и медицинское обслуживание и др. .

Количественный показатель «нездоровья» в равной степени максимален и у детей областного центра и школьников села. Результаты научных исследований показывают, что только 10% выпускников школ здоровы, 40% имеют различные хронические заболевания, среди которых у 30% заболевания ограничивают выбор профессии. По уровню и структуре физического развития сельские школьники отличаются от учащихся городских школ, особенно по показателям, характеризующим функционирование сердечно-сосудистой системы. Выявленные различия зарегистрированы на фоне незначительных расхождений по значениям показателей тотальных параметров тела: например, сельские девочки по росту и массе тела не отстают от городских сверстниц. Морфофункциональная характеристика особенностей адаптации, по данным кардиоинтервалограммы и гемодинамическим показателям, свидетельствует о возрастании индекса напряжения у сельских школьников на этапах индивидуального развития в отличие от детей мегаполиса, при этом, не выходя за пределы физиологической нормы .

Реализация принципа вариативности школьного образования достигается путем создания новых видов образовательных учреждений (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов) с правом разрабатывать свои учебные программы и применять различные педагогические технологии, не получающие санитарно-гигиенической экспертизы на их безвредность для здоровья школьников . Постоянно нарастающая интенсификация учебной нагрузки подвергает значительную часть учащихся (до 80%) школьному стрессу, повышающему уровень невротизации среди детей и увеличивающему среди них число дидактогенных неврозов (до 50%). Это ведет к росту распространенности всех классов и групп болезней в 2 раза среди учащихся школ нового вида, что превышает распространенность соответствующей патологии среди детей и подростков массовых школ. По результатам комплексной оценки состояния здоровья менее половины сельских школьников Нижегородской области (2010 г) признаны здоровыми: 1-я группа здоровья – 10,1% школьников, 2-я – 34,2%, больных детей зафиксировано 54,6%, из них 53,2% с хронической патологией в стадии компенсации и 1,4% – в стадии субкомпенсации. Распределение школьников по группам здоровья в зависимости от ступени обучения показывает снижение количества здоровых детей с увеличением учебного стажа – с 63,3% в младших классах до 35,5%) – в старших. Уровень заболеваемости сельских школьников по обращаемости ниже, по сравнению с результатами углубленных медицинских осмотров городских детей, что связано с меньшей доступностью квалифицированной медицинской помощи на селе и сниженной медицинской активностью сельских жителей .

Согласно Концепции государственной политики по охране здо­­ровья детей в РФ (2009), здоровье ребенка – это процесс его индивидуального физического, психического, умственного, духовно-нравственного, культурного и социального развития, не ограниченного факторами внутренней и внешней среды.

Количественные и качественные характе­ристики питания, а также уро­вень физического развития сельских школь­ников отличаются по важ­нейшим показателям от соот­ветст­вую­щих показателей городских де­тей Данные исследований, проведенных на территории Нижегородской области, свидетельствуют об изменениях в физическом развитии детей, как крупного промышленного центра - г. Нижнего Новгорода, так и проживающих в сельской местности Нижегородской области, обусловленных стремительным увеличением числа факторов риска, влияющих на рост и развитие, причем городская среда проецируется более негативным отражением на морфофункциональном развитии современного подрастающего поколения. .

За последние 20 лет, как в России, так и в других странах, стали отмечаться тенденции физического развития, показывающие уменьшение окружности грудной клетки, снижение мышечной силы, смещение ростовых скачков на более ранний возраст. Результаты исследований свидетельствуют о двух крайних тенденциях в изменении массы тела: недостаточная и избыточная, причем вторая отмечается намного чаще и позиционируется европейскими учеными как «эпидемия ожирения». Анализ результатов функциональных параметров учащихся Нижегородской области показал, что современные школьники, в отличие от сверстников 70-х годов прошлого столетия, имеют более низкие значения показателей функциональных возможностей, обусловленные снижением результатов пробы Штанге, жизненного и силового индексов, при этом показатели пробы Генчи снизились незначительно. Выявленные изменения показателей функциональных резервов произошли на фоне значительного увеличения тотальных параметров тела и эпизодически разнонаправленного изменения жизненной емкости легких и динамометрии, что, возможно, привело к получению сниженных значений изучаемых индексов и проб.

Уровень биологического созревания сельских школьников за истекшие 45 лет статистически значимо вырос и имеет тенденцию к сближению к таковому для городских школьников на начало 21 века. Современные сельские школьники Нижегородской области характеризуются высокой вариабельностью наступления стадии появления вторичных половых признаков и их выраженности. Результаты исследования показали, что за последние 40 лет произошли неоднозначные изменения показателей функционального состояния сельских школьников со снижением в целом адаптационных ресурсов .

Таким образом, всестороннее изучение процессов морфофункционального развития, как индикатора достигнутого уровня здоровья учащихся, стали обязательным компонентом системы контроля за его качеством среди подрастающего поколения. Динамика условий среды обучения и воспитания обосновывает регулярность разработки новых более информативных методов изучения возрастных закономерностей роста и развития для корректной оценки здоровья детей в современных условиях, в т.ч. проживающих в сельской местности.


Библиографический список

  1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  2. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Проблемы здоровья современных школьников // NOVAINFO.RU. – 2014. – № 23.
  3. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 132 с.
  4. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д.Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2012. – Вып.7. – С.37-43.
  6. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия» / А.А.Баранов, Ю.Е.Лапин. – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
  7. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №2(31). – С.98-104.
  8. Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. – № 6. – С. 667-669.
  9. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д.Онтогенетический подход к экологии человека // экология человека. – 2011. – № 9. – С. 9-18.
  10. Биктемирова Р.Г., Валеев А.М., Зайнеев М.М. Оценка показателей физического развития детей, проживающих в условиях антропогенного загрязнения окружающей среды // Сборник трудов «Чтения памяти профессора А.А. Попова», Казань: Изд-во «Печать-сервис-XXI век», 2012, – С. 158-159.
  11. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. - 159 с.
  12. Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Вестник образования России. – 2013, №1. – С.12-27.
  13. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г.Г.Онищенко, А.А.Баранов, В.Р.Кучма. – М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. – 154 с.
  14. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2012 году (во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2012 года №675 «О докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области». – URL: http://www.government-nnov.ru/ Дата обращения: 26.08.2013.
  15. Кучма, В.Р. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот / В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, О.Ю.Милушкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». -Ч. 2. – М., 2002. – С. 236-238.
  16. Михайлова С.В., Денисов Р.А. Характеристика студентов из неполных семей // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 6-1(38). – С.9.
  17. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Сравнительная оценка физического здоровья студентов в зависимости от состава семьи // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 7(35). – С.5-8.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  19. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  20. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания / А.В.Леонов, Ю.Г.Кузмичев, Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 33 с.
  21. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Крылов В.Н., Жулин Н.В., Лавров А.Н., Болтачева Е.А. Сравнительная характеристика уровня функциональных резервов сельских и городских школьников // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 8-(40). – C.48-60.
  22. Михайлова, С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях / С.В.Михайлова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12(32). – С.46.
  23. Сравнительные тенденции морфофункционального развития городских и сельских школьников Нижегородской области в современных условиях / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2013. – Вып. 7. – С. 34-43.
  24. Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00 / Калюжный Евгений Александрович. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.
  25. Внедрение оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области в процесс повышения квалификации педагогов социально-гуманитарных профилей / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – Челябинск: Издательство «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». – № 1. – 2013. – С.113-118.
  26. Аникина Т.А., Крылова А.В. Изменение показателей гемодинамики у школьников разного уровня половой зрелости в течение учебного года // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3(1). – С.76-80.
  27. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района // Вестник Московского государственного областного университета. – №3. – 2012. – С.15-19.
  28. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Характеристика функциональных резервов сельских школьников // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №4(33). – С.99-106.
  29. Внутригрупповые особенности физического развития сельских школьников / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, Е.А.Болтачева, В.Н.Жулин // Научное мнение. – 2013. – № 1. – С.197-202.
  30. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  31. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
  32. Михайлова, С.В. Биометрические аспекты эпохальной динамики тотальных размеров тела сельских школьников Нижегородской области / С.В.Михайлова Е.А.Калюжный // Приволжский научный вестник. – № 5(21). – 2013. – С.11-16.
  33. Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Динамика биометрических показателей физического развития сельских школьников Нижегородской области // Исследования в области естественных наук. – 2014. – №2(26). – С.2
  34. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Жулин Н.В. Динамика показателей функциональных резервов сельских школьников Нижегородской области (1968-2012 гг.) // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7(39). – С.216-224.
  35. Шайхуллин Р.М., Рахимов И.И. Историческое освоение территории и оценка экологических условий населенных пунктов Татарстана // Филология и культура. – 2011. – № 26. – С. 92-97.
Количество просмотров публикации: Please wait

З а последнее десятилетие катастрофически растет заболеваемость детей. Отмечены высокие темпы роста числа таких заболеваний среди детей до 14 лет, как анемия (в 1,3 раза), болезни эндокринной (в 1,5 раза) и костно-мышечной системы (в 1,5 раза), аллергические болезни (в 1,3 раза), болезни системы кровообращения (в 1,3 раза), новообразования (в 1,3 раза).

Наиболее серьезная ситуация регистрируется среди подростков. Отмечается рост анемий в 1,8 раза, болезней эндокринной системы в 1,9 раза, аллергических болезней в 1,6 раза, болезней системы кровообращения в 1,5 раза, новообразований в 1,8 раза, болезней мочеполовой системы в 1,5 раза, костно-мышечной системы в 1,9 раза.

Вследствие увеличения доли длительно текущих соматических болезней за этот период вдвое возросла психосоматическая патология. Как ответ на воздействие негативных факторов внешней среды, на треть увеличилось число реактивных состояний и психопатий.

Число наркологических расстройств в 90-х годах возросло в 3,7 раза, наркоманий - в 15 раз, алкогольных психозов - в 15,5 раз, хронического алкоголизма - в 2 раза. По данным специальных исследований, реальное число больных алкоголизмом подростков увеличилось в 2-3 раза, страдающих наркоманиями и токсикоманиями - в 6-10 раз, токсикоманов - в 5,6 раза.

Есть убедительные данные о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и подростков и даже об их децелерации.

Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты. За последние 10 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тыс. По экспертным оценкам, число детей-инвалидов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

В целом в России состояние здоровья подрастающего поколения характеризуется следующими особенностями:

Увеличением хронической заболеваемости

Нарастанием уровня инвалидности

Нарушением становления репродуктивной системы

Отклонениями психического здоровья

Увеличением числа дезадаптированных детей

Снижением показателей физического развития.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм.

Ухудшение социального статуса большинства детей

Изменение качества питания

Воздействие экологических факторов

Нарастание тяжести зобной эндемии

Медикаментозную “агрессию”

Введение новых форм обучения.

Об ухудшении социального статуса большинства детей свидетельствует рост числа социально обездоленных детей. Так, 600 тыс. детей не имеют родителей, 500 тыс. ежегодно “теряют” одного из родителей, 300 тыс. детей ежегодно рождаются вне брака. 160 тыс. детей - беженцы и переселенцы, 12 млн. детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, 10 млн. - в бедных семьях, 2 млн. - безнадзорные. При таком положении дел в стране социальный фон может являться серьезной предпосылкой к формированию болезней и их прогрессированию.

Изменение качества питания

По данным многочисленных исследований, в последние годы дети недополучают не только белки, жиры и достаточную для восполнения энергии пищу, но и испытывают глубокий дефицит витаминов, минералов и микроэлементов. Так, специалисты НИИ питания РАМН, обследовавшие школьников Москвы, установили, что концентрация аскорбиновой кислоты в крови была ниже нормы у 40%, витамина Е - у 33%, витамина А - у 28% школьников. В Оренбурге у 95% детей обеспеченность витамином С была существенно ниже нормы, в том числе у 10% выявлен глубокий дефицит. Аналогичные показатели отмечены и в других регионах России.

Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов сформировало новую проблему - организм современного ребенока вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, многими другими макро- и микронутриентами. Наибольшего внимания в настоящее время требует кальциевая обеспеченность, что связано с ростом числа детей и подростков с остеопорозом, распространенность которого достигла, по нашим данным, 44%.

Необходимо принимать во внимание, что в ряде регионов России не только дети, но и 40-90% беременных женщин испытывают разную степень дефицита того или иного макро- или микронутриента.

Нарушения, возникающие в состоянии здоровья в связи с недостаточностью питания, выходят на одно из первых мест. К ним прежде всего относятся: увеличение числа маловесных детей, начиная с рождения, снижение устойчивости к воздействию факторов внешней среды, повторные респираторные заболевания, рост болезней органов пищеварения, ухудшение физической выносливости, быстрая утомляемость, ослабление познавательной и двигательной активности, задержка полового созревания, увеличение доли детей со снижением остроты зрения.

Воздействие экологических факторов

Бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состоянии здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания - на 67%, пищеварения - на 77,6 %, опорно-двигательного аппарата - на 21%, новообразований - на 15%.

Нарастание тяжести зобной эндемии

Прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% - доли подростков с нарушениями полового созревания.

Медикаментозная “агрессия”

Все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии.

Введение новых форм обучения

Реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5 ч превысили допустимые нормы. С этой “антидетской” реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствует тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции.

Проблемы и решения

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует широкого внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, и оптимизации нутритивного обеспечения, гармоничного развития и грамотной терапии болезней - с другой. Педиатрические наука и практика имеют большой опыт, позволяющий решать эти проблемы. О значении оценки значимости профилактики в сохранении здоровья детей можно судить по результатам, которые сулит принести реализация некоторых из них программ.

Внедрение массовой йодной профилактики обеспечивает:

Снижение на 10-20% числа детей дошкольного возраста с дисгармоничным физическим развитием

Снижение на 30% числа детей с хроническими болезнями

Снижение на 20-25% числа детей, не усваивающих базовую учебную программу

Уменьшение на 15% числа детей с риском асоциальных форм поведения

Предотвращение тяжелых форм умственной отсталости до 1000 детей ежегодно

Снижение заболеваемости раком щитовидной железы в 3 раза.

Профилактика дефицита кальция у детей и подростков позволяет снизить до 40-45% частоту болезней опорно-двигательного аппарата у лиц трудоспособного возраста.

Совершенствование медицинской помощи подросткам 15-18 лет может:

Снизить на треть частоту неблагоприятных исходов хронических болезней

Повысить выявляемость функциональных нарушений и хронических болезней в 5 раз, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата

Уменьшить на 18-20% частоту развития инвалидности в трудоспособном возрасте.

Организация оздоровления детей непосредственно в школе позволит:

Уменьшить в 2 раза число детей с дефицитом массы тела

Снизить в 2,2 раза заболеваемость ОРВИ

Уменьшить на 22% число рецидивов хронических болезней

Снизить в 2 раза частоту ЛОР-патологии

Улучшить на 15% успеваемость школьников.

В настоящее время как никогда актуально активизировать и научные исследования в педиатрии. Ребенок динамичен, его отличает способность остро реагировать на все изменения окружающей среды. Поэтому перед педиатрией на каждом этапе развития общества встают новые научные задачи, от решения которых зависит эффективность профилактических и организационных технологий.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, микронутриентной обеспеченности, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска.

Обоснование и оценку качества здоровья детей.

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей.

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства.

Как сохранить здоровье ребенка или помочь ему справиться с болезнями, для многих молодых родителей является непосильной наукой. В этом разделе Вы сможете найти всю необходимую информацию о здоровье детей, методах профилактики заболеваний и укрепления иммунитета.

Статьи про детские болезни и болезни новорожденных

Здоровый малыш на первом году жизни много спит, нормально кушает, активно играется. Что же делать, если ребенок начинает постоянно плакать, или на его лице проявилась сыпь? Он часто срыгивает, или Вы обнаружили язвочки на деснах? Здесь опубликованы статьи про детские болезни до года, в которых можно подробно изучить симптоматику интересующих заболеваний, причины их возникновения и методы лечения.

Статьи про болезни детей младшего дошкольного возраста

Если нужно найти наиболее информативные и простые в изложении статьи про здоровье ребенка младшего дошкольного возраста, Вы именно там, где нужно. На сайте Childdevelop расположены материалы обо всех видах инфекционных и простудных заболеваний, таких как ангина, гайморит, ларингит, ветрянка, коклюш, корь. В разделе - Здоровье ребенка Вы найдете статьи, которые помогут обеспечить здоровье для детей в период активного роста и развития, научат распознавать заболевания и опишут методы их лечения.

Здоровое питание для детей

Взрослым и детям здоровье желудочно-кишечного тракта обеспечивает нормальный рост и развитие. Как поступить в случае, если ребенок отказывается от еды, выглядит вялым и бледным? На нашем сайте находится полная информация про здоровое питание для детей, подробное описание симптомов дисбактериоза, дискинезии, гастрита, дисперсии, гельминтоза, описаны методы профилактики и лечения.

Здоровый ребенок и как укрепить здоровье ребенка

Начало посещения школы характеризуется повышенными рисками заразиться вирусными заболеваниями, начиная с банального гриппа, заканчивая краснухой и ветрянкой. Чтобы не допустить восприимчивости организма такого рода микроорганизмам, следует обратить внимание на статьи о том, как укрепить здоровье ребенка.

Здоровый ребенок - это активный, громкий и непослушный человечек. Если же Вам кажется, что с психоэмоциональным состоянием малыша что-то не то - вы пришли по адресу. Статьи в этом разделе познакомят Вас с нормами поведения ребенка, их отклонениями и многое другое. Специалисты своими советами подскажут, как сделать так, чтобы вырос здоровый ребенок.



Читайте также: