Что такое ближний космос. Проблемы отечественной космонавтики. Границы на пути к космосу

Все когда-либо путешествовали, затрачивая конкретное время на преодоление пути. Какой же бесконечной казалась дорога, когда она измерялась сутками. От столицы России до Дальнего Востока – семь дней езды на поезде! А если на этом транспорте преодолевать расстояния в космосе? Чтобы добраться до Альфа Центавра поездом потребуется всего-то 20 млн. лет. Нет, лучше на самолёте – это в пять раз быстрее. И это до звезды, находящейся рядом. Конечно, рядом — это по звёздным меркам.

Расстояние до Солнца

Аристарх СамосскийАриста́рх Само́сский Астроном, математик и философ, жил в III веке до н. э. Первым догадался что земля вращается вокруг Солнца и предложил научный метод определения расстояний до нее. ещё за двести лет до нашей эры попытался определить расстояние до . Но вычисления его были не очень верны – он ошибся в 20 раз. Более точные значения получил космический аппарат Кассини в 1672 году. Были измерены положения во время его противостояния из двух различных точек Земли. Высчитанное расстояние до Солнца получилось 140 млн. км. В середине ХХ в, при помощи радиолокации , выяснились истинные параметры расстояний до планет и Солнца.

Сейчас нам известно, что расстояние от земли до Солнца — 149 597 870 691 метр. Это значение называется астрономической единицей, и оно является фундаментом для определения космических расстояний по методу звёздных параллаксов.

Многолетние наблюдения также показали, что Земля отдаляется от Солнца примерно на 15 метров в 100 лет.

Расстояния до ближайших объектов

Мы мало задумываемся о расстояниях, когда смотрим прямые трансляции из дальних уголков земного шара. Телевизионный сигнал приходит к нам практически мгновенно. Даже с нашего спутника, радиоволны долетают до за секунду с хвостиком. Но стоит заговорить об объектах более дальних, и тотчас приходит удивление. Неужели до такого близкого Солнца свет летит 8,3 минуты, а до ледяного – 5,5 часов? И это, пролетая за секунду почти 300 000 км! А для того, чтобы добраться к той же Альфе в созвездии Центавра, лучу света потребуется 4,25 года.

Даже для ближнего космоса не совсем годятся наши, привычные, единицы измерения. Конечно, можно проводить измерения в километрах, но тогда цифры будут вызывать не уважение, а некоторый испуг своими размерами. Для нашей принято проводить измерения в астрономических единицах.

Теперь космические расстояния до планет и других объектов ближнего космоса будут выглядеть не так страшно. От нашего светила до всего 0,387 а.е., а до – 5,203 а.е. Даже до самой удалённой планеты – – всего 39,518 а.е.

До Луны расстояние с точностью до километра. Это удалось сделать, поместив на его поверхность уголковые отражатели, и применив метод лазерной локации. Среднее значение расстояния до Луны получилось 384 403 км. Но Солнечная система простирается гораздо дальше орбиты последней планеты. До границы системы целых 150 000 а. е. Даже эти единицы начинают выражаться в грандиозных величинах. Тут уместны другие эталоны измерений, потому что расстояния в космосе и размеры нашей Вселенной – за границами разумных представлений.

Средний космос

Быстрее света в природе ничего не бывает (пока не известны такие источники), поэтому именно его скорость была взята за основу. Для объектов, ближайших к нашей планетной системе, и для удалённых от неё, принят за единицу путь, пробегаемый светом за один год. До границы Солнечной системы свет летит около двух лет, а до ближайшей звезды в Центавре 4,25 св. года. Всем известная Полярная звезда расположилась от нас на удалении в 460 св. лет.

Каждому из нас мечталось отправиться в прошлое или будущее. Путешествие в прошлое вполне возможно. Нужно лишь взглянуть в ночное звёздное небо – это и есть прошлое, далёкое и бесконечно далёкое.

Все космические объекты мы наблюдаем в их далёком прошлом, и чем дальше наблюдаемый объект, тем дальше в прошлое мы смотрим. Пока свет летит от далёкой звезды до нас, проходит столько времени, что возможно в настоящий момент этой звезды уже не существует!

Ярчайшая звезда нашего небосвода – Сириус – погаснет для нас только через 9 лет после своей смерти, а красный гигант Бетельгейзе – только через 650 лет.

Имеет размер в поперечнике 100 000 св. лет, а толщину около 1 000 св. лет. Представить такие расстояния невероятно трудно, а оценить их практически невозможно. Наша Земля, вместе со своим светилом и другими объектами Солнечной системы, обращается вокруг центра , за 225 млн. лет, и делает один оборот за 150 000 св. лет.

Дальний космос

Расстояния в космосе до далёких объектов измеряют, используя метод параллакса (смещения). Из него вытекла ещё одна единица измерения – парсек Парсек (пк) - от параллактической секунды Это та дистанция, с которой радиус земной орбиты наблюдается под углом в 1″. . Величина одного парсека составила 3,26 св. года или 206 265 а. е. Соответственно, есть и тысячи парсек (Кпк), и миллионы (Мпк). А самые дальние объекты во Вселенной будут выражаться в расстояниях миллиард парсек (Гпк). Параллактическим способом можно пользоваться для определения расстояний до объектов, удалённых не далее 100 пк, бо льшие расстояния будут иметь очень значительные погрешности измерений. Для исследования далёких космических тел применяется фотометрический метод. В основе этого метода находятся свойства окажется на удалении 660 Кпк. Группа галактик в созвездии Большая Медведица отстоит от нас на 2,64 Мпк. А видимой 46 миллиардов световых лет, или 14 Гпк!

Измерения из космоса

Для повышения точности измерений в 1989 году стартовал спутник «Гиппарх». Задачей спутника было определение параллаксов более 100 тысяч звёзд с миллисекундной точностью. В результате наблюдений, были вычислены расстояния для 118 218 звёзд. В их число вошли больше 200 цефеид. Для некоторых объектов изменились ранее известные параметры. Например, рассеянное звёздное скопление Плеяды приблизилось – вместо 135 пк прежнего расстояния получилось всего 118 пк.

Современное развитие человечества невозможно представить без дальнейшего освоения космического пространства и развития космонавтики. Важнейшим элементом этого процесса являются носители, с помощью которых космонавты и другая полезная нагрузка доставляется на околоземную орбиту. О создании многоразовой системы «Энергия» - «Буран» и нынешних проблемах в этой области рассказывает Юрий Григорьев, профессор МФТИ, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской и Европейской академий естественных наук.

Все, что, как нам кажется, находится над нами, мы обычно делим на три части.

1. Околоземное пространство - это газовое пространство, атмосферный слой над Землей, вращающийся вместе с Землей.



Ближайшая и наиболее доступная исследованию область космического пространства - околоземное пространство

Та часть атмосферного слоя, которая находится над конкретным государством, находится под юрисдикцией этого государства, и проникновение в него любых иностранных объектов (самолетов, планеров, аэростатов и т.д.) рассматривается как нарушение государственной границы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Атмосферный слой давно и эффективно используется для перевозки людей и различных грузов, для чего создано множество типов самолетов и других летательных аппаратов.



Ближний космос это всеобщее достояние, это зона полетов различных космических аппаратов.

2. Ближний космос - это область вокруг Земли, находящаяся над околоземным пространством. Решением ООН граница между околоземным пространством и ближним космосом определена на высоте около 100 км над уровнем моря.

Атмосферы здесь практически уже нет, но физические характеристики ближнего космоса находятся под влиянием Земли, прежде всего её гравитационного поля. Это влияние уменьшается по мере удаления от Земли и окончательно исчезает только на расстоянии более 900 тыс. км от Земли.

Ближний космос это всеобщее достояние, он в равной мере принадлежит всем государствам и гражданам всего мира, это зона полетов различных космических аппаратов. Для того, чтобы космический аппарат стал искусственным спутником Земли, его нужно разогнать до первой космической скорости - 7,9 км/с, а что бы спустить с космической орбиты - затормозить до скорости, ниже указанной величины.



Человечеству наряду с недрами, сушей, океаном и атмосферой удалось засорить еще и ближний космос

Отработавшие и уже не нужные космические аппараты после торможения падают на Землю, сгорая в атмосфере, а не догоревшие остатки тонут в океане.

Космические аппараты, которые должны не только летать в космосе, но и возвращаться на Землю, например, с космонавтами или ценной аппаратурой, оснащаются специальной теплозащитой, органами управления, системой спасения, например, парашютами и т.д., что позволяет им спускаться на Землю в полной сохранности.



Дальний Космос — мир звезд и галактик

3. Дальний космос - это мир звезд и галактик, где влияние Земли уже не ощущается. Чтобы отправить космический аппарат в дальний космос, его нужно разогнать до второй космической скорости - 11,2 км/сек, после чего аппарат становится спутником Солнца. А чтобы покинуть Солнечную систему, аппарату нужно разогнаться до третьей космической скорости - 16,6 км/с.

Космические аппараты, предназначенные для работы в дальнем космосе, улетают туда безвозвратно. Их полет может продолжаться годами, и в течение всего это времени они передают на Землю информацию, полученную их аппаратурой во время полета.

Доставка космических аппаратов в ближний и дальний космос до настоящего времени осуществляется только баллистическими ракетами-носителями. Пока ничего другого не придумали - проекты создания космических лифтов еще не вышли из стадии фантастики.



Ракетно-космические комплексы России


Зададим себе простой вопрос: почему для вывода в космос, и прежде всего, в ближний космос, применяются одноразовые ракеты? Почему у нас нет ракет-носителей, которые после выполнения своей функции - вывода в космос космических аппаратов, спускались бы на землю и могли быть использованы еще и еще не один раз?

Ответ очень прост. Да потому, что наши ракеты-носители созданы на базе одноразовых боевых межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Одноразовость для боевых ракет это совершенно естественное свойство, а для ракет-носителей это ненормальное и дорогое удовольствие. Слетал один раз, и все, над чем трудились долгое время, все на помойку.



Ракеты носители ОКБ-1 - ЦСКБ - Прогресс, разработанные на базе Р-7

Ракета-носитель «Союз» и все её модификации (полезная нагрузка до 8 т), на которых летают в космос наши, а теперь и иностранные космонавты и доставляются грузы на орбитальную станцию, разработаны на базе первой в мире МБР Р-7, созданной в 1957 году (главный конструктор С.П. Королев).



На космодром Плесецк доставлена ракета-носитель «Союз-2.1б» для запуска космического аппарата «Глонасс-М»

Ракеты-носители типа «Союз» выпускается и в настоящее время. Они экологически безопасны, поскольку их двигатели работают на керосине (горючее) и жидком кислороде (окислитель).



Ракета-носитель «Протон» изготавливается в различных вариантах до настоящего времени

Ракета-носитель «Протон» (полезная нагрузка до 23 т), на которой выводятся в космос блоки орбитальных станций и тяжелые космические аппараты, вначале была разработана как МБР УР-500К, созданная в 1965 году (главный конструктор В.Н. Челомей), а когда необходимость в ней отпала, была переоборудована в столь популярную теперь ракету-носитель «Протон», которая изготавливается в различных вариантах до настоящего времени.

Двигатели этой ракеты работают на экологически вредных и опасных для человека компонентах топлива: горючее - несимметричный диметилгидразин (гептил), окислитель - азотный тетраксид (амил). Для боевой ракеты это нормально, а для постоянно используемой ракеты-носителя просто недопустимо. Но у нас пока нет другого решения.



РН «Рокот» - трехступенчатая ракета. Первая и вторая ступени - ракетный блок МБР УР-100Н. В качестве третьей ступени используется разгонный блок «Бриз»

Ракеты-носители «Рокот» и «Стрела» это переоборудованные снимаемые с боевого дежурства МБР УР-100Н УТТХ (генеральный конструктор В.Н. Челомей, с 1984 года Г.А. Ефремов). Производство этих ракет давно прекращено, так что после их израсходования, ракеты-носители «Рокот» и «Стрела» исчезнут.



Запуск ракеты-носителя «Днепр»

Такая же судьба ждет и ракету-носитель «Днепр» , это доработанная снимаемая с боевого дежурства МБР Р-36М УТТХ (генеральный конструктор В.Ф. Уткин). Компоненты топлива у всех этих ракет это те же гептил и амил.



Многоразовый космический самолет американцев - известный «Спейс Шаттл»

Первыми решили создать многоразовый космический самолет американцы. И создали известный «Спейс Шаттл», представляющий собой пилотируемый самолет, грузоподъемностью 20-30 т, оснащенный мощными жидкостными двигателями, для которых основной запас топлива размещается в подвесных баках, сбрасываемых после израсходования топлива. Кроме того, установлены еще два сбрасываемых твердотопливных ускорителя.


Уникальная ракетная система «Энергия» - «Буран»

Наши конструкторы не пошли по пути копирования американского «Шаттла». Было решено создать универсальную конструкцию, способную не только доставлять на орбиту 30 т и спускать с нее 20 т груза, как у американцев, а кроме того уметь доставлять на орбиту грузы до 100 т.

Была создана уникальная ракетная система «Энергия» - «Буран» (генеральный конструктор В.П. Глушко). Поскольку проектные организации ракетно-космического министерства, которое тогда называлось Министерством общего машиностроения, не имели опыта разработки самолетных систем, то в структуре Министерства авиационной промышленности было создано НПО «Молния» (главный конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский), которое с 1976 года стало головным разработчиком космического корабля «Буран» и провело большой цикл теоретических и экспериментальных исследований для создания этого уникального космического самолета.


При создании космической системы «Энергия» - «Буран» было разработано 85 новых материалов, которые по своим свойствам существенно выше традиционных, спроектированы 20 уникальных систем автоматики и управления, зарегистрировано 400 изобретений, получено 20 патентов и 100 лицензий.

Первый полет ракеты-носителя «Энергия» осуществился 15 мая 1987 года. В качестве экспериментальной нагрузки на ракету был установлен 75 тонный космический аппарат - прототип орбитальной лазерной платформы.

Ракета сработала нормально, но космический аппарат не был выведен на расчетную орбиту из-за сбоя системы ориентации самого космического аппарата.



Во время второго полета ракеты-носителя «Энергия» на ней был установлен космический самолет «Буран» (без пилотов)

Второй полет ракеты-носителя «Энергия» был осуществлен 15 ноября 1988 года. На ракете был установлен космический самолет «Буран» (без пилотов). Это был блестящий полет. Выведенный на орбиту «Буран» два раза обогнул Землю, потом спустился с орбиты, развернулся над космодромом Байконур и в автоматическом режиме приземлился с высокой точностью. Отклонение от центра взлетной полосы не превышало одного метра.

Автору в тот торжественный момент довелось быть в Центре управления полетами (ЦУП) в городе Королеве. Всеобщее ликование было и в Центре управления, и на космодроме Байконур, откуда велась прямая телевизионная трансляция всего происходящего непосредственно в ЦУП, включая полет «Бурана» и встретивших и сопровождавших его истребителей.

К сожалению, всего этого не смог увидеть генеральный конструктор В.П.Глушко - он тяжело болел и находился в больнице. Его коллеги поехали в больницу и все доложили ему, но через два месяца Валентин Петрович скончался.

Третья ракета «Энергия» была готова к полету в начале 1989 года, однако этот полет с тяжелой нагрузкой был перенесен сначала на 1990 год, а потом на 1993-1995 годы.

Четвертая ракета с «Бураном» готовилась на Байконуре к пуску, при этом «Буран» должен был совершить в автоматическом режиме полет по более сложной программе, со стыковкой с орбитальной станцией «Мир». Пилотируемый полет намечался на 1992 год.


Ракета-носитель «Энергия-М» для выведения космических аппаратов массой до 35 т

Кроме того на базе ракеты-носителя «Энергия» разрабатывалась ракета-носитель «Энергия-М» для выведения космических аппаратов массой до 35 т на низкие, средние, высокие круговые и эллиптические орбиты и до 6,5 т на геостационарную орбиту, а также для выведения космических аппаратов на траектории полета к Луне и планетам Солнечной системы.

Эта ракета предназначалась для замены экологически опасной ракеты-носителя «Протон», что позволило бы исключить необходимость отчуждения больших участков земли в районах падения первой ступени ракеты с остатками высокотоксичных компонентов топлива и обеспечить безопасность при эксплуатации.



Ракета-носитель «Энергия II» («Ураган») проектировалась, как полностью многоразовая конструкция

Разрабатывалась также ракета-носитель «Энергия II» («Ураган»), которая проектировалась, как полностью многоразовая конструкция. На Землю для повторного использования возвращались все элементы системы, а центральный блок «Урагана» должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром в беспилотном режиме.

Нетрудно понять, что если с помощью «Протона», чтобы создать в космосе 100-тонную космическую станцию, необходимо израсходовать пять ракет, каждая из которых доставит на орбиту один 20 тонный блок (модуль), а эти модули еще нужно состыковывать в космосе, то при использовании ракеты «Энергия» можно было бы разработать оптимальную 100-тонную космическую станцию, провести все необходимые проверки на земле и вывести её на орбиту одной ракетой.



Первое сооружение 112-ой площадки - Монтажно-испытательный корпус - МИК. В нём в 2002 году обрушившаяся крыша раздавила единственный летавший в космос Буран

Однако в начале 1990 года работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году вся эта программа была закрыта полностью. На космодроме Байконур в различной стадии готовности находились несколько ракет-носителей «Энергия».

Две из них стали собственностью Казахстана, но были разрушены 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на площадке 112.

Три находились на различных стадиях изготовления в НПО «Энергия», но после закрытия работ этот задел был уничтожен, изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены, а несколько «Буранов» еще долго показывали на всяких выставках и у нас, и за рубежом.

Американцы ликовали - теперь их превосходство в освоении космоса не могло быть подвергнуто никакому сомнению. Правда, развернуть у себя производство жидкостных двигателей от ракеты «Энергия» они, даже при наличии документации, так и не смогли и до сих пор покупают модификации этих двигателей у нас и на них летают в космос.



Уникальный автоматизированный, так называемый «безлюдный» стартовый комплекс ракеты-носителя «Зенит»

С использованием блоков и фрагментов ракеты «Буран» была создана ракета-носитель «Зенит» с полезной нагрузкой 12-14 т (генеральный конструктор В.Ф. Уткин). Она сразу создавалась как ракета-носитель.

Для нее впервые в мире был разработан уникальный автоматизированный, так называемый «безлюдный» стартовый комплекс (генеральный конструктор В.Н. Соловьев).

Когда наблюдаешь за предстартовой подготовкой наших ракет типа «Союз», то видишь различного рода фермы, площадки, на которых работают сотрудники стартовой команды.

Старт «Зенита» это уникальное зрелище. Вначале нет ничего, потом подъезжает железнодорожный состав с ракетой, которая устанавливается вертикально на пусковой стол, при этом все магистрали состыковываются автоматически.

Людей на стартовой площадке нет, управление и контроль за операциями осуществляются дистанционно с командного пункта. Также дистанционно подаются команды на заправку ракеты, проверку всех систем и, наконец, старт.

Конечно, воссоздать ракетно-космическую систему «Энергия» - «Буран» мы уже не способны, но и оставаться дальше только с «Союзом» и «Протоном» невозможно, особенно в свете создания космодрома Восточный. Пуски «Протона», отработавшие ступени которого с остатками топлива будут падать в море, вряд ли понравятся нашим азиатским соседям.

Не говоря уже об аварийных случаях, полностью исключить которые невозможно, особенно в свете нынешнего снижения квалификации наших специалистов.



Макеты ракет-носителей ""Ангара"

Давно уже разрабатывается семейство ракет-носителей «Ангара», летные испытания одной из этих ракет согласно указу тогдашнего Президента Ельцина должны были начаться в 1995 году, но до сих пор так и не начались.

Но с момента начала этих испытаний, которые все же, видимо, начнутся, до момента подтверждения натурными пусками высочайшего уровня надежности ракеты-носителя, позволяющего приступить к запуску космонавтов, пройдут многие годы.

Конечно, оптимальным решением было бы размещение на космодроме Восточный ракеты-носителя «Зенит» с её автоматизированным стартом, но эта ракета разрабатывалась и изготавливалась в Днепропетровске, т.е. теперь уже за границей, хотя сам стартовый комплекс создан в Москве.

Нам пора создавать новую многоразовую ракету-носитель, у которой многоразовой была бы для начала только первая ступень, которая после разделения представляет собой два опустевших, а потому не очень тяжелых топливных бака и двигатель.



"Байкал" - это ускоритель на ЖРД РД-191М (модификация однокамерного РД-171, сделанная для РН "Ангара") с тягой 196 тс


Варианты исполнения многоразового ускорителя "Байкал" на РКС "Ангара"

Необходимо превратить первую ступень в летательный аппарат, для чего нужно смонтировать на ней крылья, органы управления и установить систему управления по типу той, которая блестяще управляла в автоматическом режиме «Бураном».

Разумеется, проектантам ракетчикам одним с этим не справиться, а потому необходимо привлечь авиастроителей, которые и помогут превратить первую ступень ракеты-носителя пусть в не очень красивый, но способный спуститься с небес на землю летательный аппарат.

Разумеется, маршевый двигатель для такой первой ступени должен создаваться в расчете не на один пуск, как для боевой ракеты, а на многократное применение. Эта проблема была у нас решена десятки лет назад, когда главным конструктором Н.Д. Кузнецовым были созданы двигатели НК-33 и НК-43 для ракеты-носителя Н-1 («Лунная программа»).

После закрытия этой программы готовые двигатели долгие годы хранились в полной сохранности, а в новой России им быстро нашли применение: продали десятки таких двигателей американской фирме «Аэроджет» вместе с документацией и лицензией на их производство.

Создание ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью открыло бы перед Россией новые горизонты в космонавтике. Разработка многоразовой второй ступени это последующий этап развития, в котором уже использовался бы полученный опыт, и реализовывались бы новые идеи.

Совокупность всего, что существует физически

  • Космическое пространство - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел
  • Космос (философия) - мир в целом, миропорядок, упорядоченная Вселенная в противоположность хаосу
  • Космос, или Космея (Cosmos ) - род американских красивоцветущих травянистых растений семейства Астровые
  • В технике

    • Космос (КА) - серия искусственных спутников Земли, запускавшихся в СССР с 16 марта 1962 для изучения космического пространства, решения технических проблем, отработки систем космических аппаратов
    • Космос (ракета-носитель) - разработанные в СССР двухступенчатые ракеты-носители для запуска искусственных спутников Земли «Космос»

    В искусстве

    Организации, имеющие в своём наименовании слово «Космос»

    • Космос (гостиница) - гостиницы с таким названием в России и других странах
    • Космос-Золото - сеть ювелирных магазинов
    • Космос-ТВ - оператор спутникового телевидения
    • Космос (финансовая группа) - финансовая группа на Украине
    • Космос (кинотеатр, Москва)
    • Космос (банк) - коммерческий банк в Москве
    • Космос (музей) - музей в Ярославской области, посвящённый Валентине Терешковой
    • Космос (киноконцертный театр, Екатеринбург) - кинотеатр в Екатеринбурге
    • ТМ Космос - производитель ламп, аккумуляторов, фонарей и пр. под брендом «Космос»
    • Кинотеатр Космос - Кинотеатр в городе Канск
    • California State Summer School for Mathematics and Science (COSMOS) - калифорнийская государственная летняя школа математики и науки
    • Consortium of Organizations for Strong Motion Observation Systems (COSMOS) - консорциум организаций наблюдения сильных движений

    Спорт

    • «Нью-Йорк Космос» - бывшая футбольная команда, базировавшаяся в Нью-Йорке
    • «Йомо Космос» - футбольная команда, базирующаяся в Йоханнесбурге

    Прочее

    • Космос - железнодорожная станция на ветке Домодедово-Аэропорт Павелецкого направления МЖД .
    • Косм (греч. κόσμος , космос ) - титул верховных правителей древнего Крита
    • Космос - один из международных искусственных языков

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Ближайшие галактики
    • Ближний восток

    Смотреть что такое "Ближний космос" в других словарях:

      ближний космос - artimasis kosmosas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. near space; near Earth space vok. Nahkosmos, m; Nahweltraum, m rus. ближний космос, m; околоземный космос, m pranc. cosmos proche, m; espace proche de la Terre, m … Radioelektronikos terminų žodynas

      КОСМОС Современная энциклопедия

      КОСМОС - (греч. kosmos) синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос мир звезд и галактик … Большой Энциклопедический словарь

      КОСМОС (Вселенная) - КОСМОС (греч. kosmos), синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос мир звезд и галактик … Энциклопедический словарь

      КОСМОС - (греч. kosmos), в древнегреческой философии термин употреблялся для обозначения мира как структурного организованного и упорядоченного целого. В настоящее время используется как синоним астрономического определения Вселенной. Различают ближний… … Экологический словарь

      Космос - (греческое kosmos строй, порядок, мир, Вселенная), первоначально у древних греков Вселенная как стройная, организованная система, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. В современном понимании термин космос имеет… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      космос - ▲ пространство Вселенная космос пространство Вселенной; мировая среда небесных тел (ближний #. дальний #. освоение космоса). макрокосм. , космический (# лучи). ближний космос. ↓ небо, мировая катастрофа … Идеографический словарь русского языка

      КОСМОС - (от греч. kosmos украшение, порядок, мир) синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, и дальний космос мир звезд и галактик. Всего лишь 100 лет назад,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

      космос - а, только ед., м. Астрономическое определение Вселенной. Полет в космос. Исследование космоса. Синонимы: макроко/смос (спец.), мирозда/ние (книжн.) Родственные слова: космодро/м, космона/вт … Популярный словарь русского языка

      космос - а; м. [греч. kosmos вселенная]. Освоение космоса. Полёты в к. Выйти в открытый к. (за пределы космического летательного аппарата). ◁ Космический (см.). * * * космос (греч. kósmos), синоним астрономическому определения Вселенной; часто выделяют… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • Курсант , Архипов Андрей Михайлович. Ближний космос как сосредоточение интересов земных империй - и обыкновенный парень в переплетении событий. А еще биороботы, нейросети, добыча ресурсов, войны... Трудно среди этого выжить и…

    Приблизительно равных или превышающих расстояние между Землей и Луной..."

    Источник:

    <РЕГЛАМЕНТ РАДИОСВЯЗИ> (Извлечение)


    Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

    Смотреть что такое "Дальний космос" в других словарях:

      дальний космос - Космическое пространство на расстояниях от Земли, равных или превышающих 2 млн. км (Регламент радиосвязи Ст. 1, п. 1.177). Тематики электросвязь, основные понятия EN deep space … Справочник технического переводчика

      дальний космос - tolimasis kosmosas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. deep space vok. ferner Weltraum, m; Fernraum, m rus. дальний космос, m pranc. espace lointain, m … Radioelektronikos terminų žodynas

      Дальний космос - 1. Космическое пространство на расстоянии от Земли, равном или превышающем 2х106 км Употребляется в документе: утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2006 года № 439 23 Таблица распределения полос частот между радиослужбами… … Телекоммуникационный словарь

      Звездный путь: Дальний Космос 9 (телесериал)

      Звёздный путь: Дальний Космос 9 - Звездный Путь: Глубокий Космос Девять Star Trek: Deep Space Nine Жанр научная фантастика Автор идеи Рик Берман Майкл Пиллер В главных ролях Эвери Брукс Нана Визитор Рене Аберджен … Википедия

      Звёздный путь: Дальний Космос 9 (телесериал) - Звездный Путь: Глубокий Космос Девять Star Trek: Deep Space Nine Жанр научная фантастика Автор идеи Рик Берман Майкл Пиллер В главных ролях Эвери Брукс Нана Визитор Рене Аберджен … Википедия

      Звёздный путь: Дальний космос 9 (телесериал) - Звездный Путь: Глубокий Космос Девять Star Trek: Deep Space Nine Жанр научная фантастика Автор идеи Рик Берман Майкл Пиллер В главных ролях Эвери Брукс Нана Визитор Рене Аберджен … Википедия

      КОСМОС - (греч. kosmos) синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос мир звезд и галактик … Большой Энциклопедический словарь

      КОСМОС (Вселенная) - КОСМОС (греч. kosmos), синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос мир звезд и галактик … Энциклопедический словарь

      КОСМОС - (греч. kosmos), в древнегреческой философии термин употреблялся для обозначения мира как структурного организованного и упорядоченного целого. В настоящее время используется как синоним астрономического определения Вселенной. Различают ближний… … Экологический словарь

    Книги

    • Гнев Императора. Книга 2. Дальний путь , Иар Эльтеррус. Обитаемая галактика... Элианская империя мало что могла противопоставить высокоразвитым цивилизациям, которые вышли в Большой Космос много веков назад, разве что -свою магию. Но именно магия…
    Уровень моря - 101,3 кПа (1 атм.; 760 мм рт. ст атмосферного давления), плотность среды 2,7·1019 молекул на см³.
    0,5 км - до этой высоты проживает 80 % человеческого населения мира.
    2 км - до этой высоты проживает 99 % населения мира.
    2-3 км - начало проявления недомоганий (горная болезнь) у неакклиматизированных людей.
    4,7 км - МФА требует дополнительного снабжения кислородом для пилотов и пассажиров.
    5,0 км - 50 % от атмосферного давления на уровне моря.
    5,3 км - половина всей массы атмосферы лежит ниже этой высоты (немного ниже вершины горы Эльбрус).
    6 км - граница постоянного обитания человека, граница наземной жизни в горах.
    6,6 км - самая высоко расположенная каменная постройка (гора Льюльяильяко, Южная Америка).
    7 км - граница приспособляемости человека к длительному пребыванию в горах.
    8,2 км - граница смерти без кислородной маски: даже здоровый и тренированный человек может в любой момент потерять сознание и погибнуть.
    8,848 км - высочайшая точка Земли гора Эверест - предел доступности пешком.
    9 км - предел приспособляемости к кратковременному дыханию атмосферным воздухом.
    12 км - дыхание воздухом эквивалентно пребыванию в космосе (одинаковое время потери сознания ~10-20 с); предел кратковременного дыхания чистым кислородом без дополнительного давления; потолок дозвуковых пассажирских лайнеров.
    15 км - дыхание чистым кислородом эквивалентно пребыванию в космосе.
    16 км - при нахождении в высотном костюме в кабине нужно дополнительное давление. Над головой осталось 10 % атмосферы.
    10-18 км - граница между тропосферой и стратосферой на разных широтах (тропопауза). Также это граница подъёма обычных облаков, дальше простирается разрежённый и сухой воздух.
    18,9-19,35 - линия Армстронга - начало космоса для организма человека - закипание воды при температуре человеческого тела. Внутренние телесные жидкости на этой высоте ещё не кипят, поскольку тело генерирует достаточно внутреннего давления, чтобы предотвратить этот эффект, но могут начать кипеть слюна и слёзы с образованием пены, набухать глаза.
    19 км - яркость тёмно-фиолетового неба в зените 5 % от яркости чистого синего неба на уровне моря (74,3-75 свечей против 1500 свечей на м²), днём могут быть видны самые яркие звёзды и планеты.
    20 км - интенсивность первичной космической радиации начинает преобладать над вторичной (рождённой в атмосфере).
    20 км - потолок тепловых аэростатов (монгольфьеров) (19 811 м).
    20-22 км - верхняя граница биосферы: предел подъёма в атмосферу живых спор и бактерий воздушными потоками.
    20-25 км - яркость неба днём в 20-40 раз меньше яркости на уровне моря, как в центре полосы полного солнечного затмения и как в сумерки, когда Солнце ниже горизонта на 9-10 градусов и видны звёзды до 2-й звёздной величины.
    25 км - днём можно ориентироваться по ярким звёздам.
    25-26 км - максимальная высота установившегося полёта существующих реактивных самолётов (практический потолок).
    15-30 км - озоновый слой на разных широтах.
    34,668 км - официальный рекорд высоты для воздушного шара (стратостата), управляемого двумя стратонавтами (Проект Страто-Лаб, 1961 г.).
    35 км - начало космоса для воды или тройная точка воды: на этой высоте вода кипит при 0 °C, а выше не может находиться в жидком виде.
    37,65 км - рекорд высоты существующих турбореактивных самолётов (Миг-25, динамический потолок).
    38,48 км (52 000 шагов) - верхняя граница атмосферы в 11 веке: первое научное определение высоты атмосферы по продолжительности сумерек (араб. учёный Альгазен, 965-1039 гг.).
    39 км - рекорд высоты стратостата, управляемого одним человеком (Ф. Баумгартнер, 2012 г.).
    45 км - теоретический предел для прямоточного воздушно-реактивного самолёта.
    48 км - атмосфера не ослабляет ультрафиолетовые лучи Солнца.
    50 км - граница между стратосферой и мезосферой (стратопауза).
    51,694 км - последний пилотируемый рекорд высоты в докосмическую эпоху (Джозеф Уокер на ракетоплане X-15, 30 марта 1961 г.)
    51,82 км - рекорд высоты для газового беспилотного аэростата.
    55 км - атмосфера не воздействует на космическую радиацию.
    40-80 км - максимальная ионизация воздуха (превращение воздуха в плазму) от трения о корпус спускаемого аппарата при входе в атмосферу с первой космической скоростью.
    70 км - верхняя граница атмосферы в 1714 г. по расчёту Эдмунда Галлея на основе данных альпинистов, законе Бойля и наблюдений за метеорами.
    80 км - граница между мезосферой и термосферой (мезопауза): высота серебристых облаков.
    80,45 км (50 миль) - официальная высота границы космоса в США.
    100 км - официальная международная граница между атмосферой и космосом - линия Кармана, определяющая границу между аэронавтикой и космонавтикой. Аэродинамические поверхности (крылья) начиная с этой высоты не имеют смысла, так как скорость полёта для создания подъёмной силы становится выше первой космической скорости и атмосферный летательный аппарат превращается в космический спутник. Плотность среды на этой высоте 12 триллионов молекул на 1 дм³

    Читайте также: