Молодые ученые провели конференцию посвященную перспективам развития. Тесты по курсу «Обществознание. Секты: практическая необходимость в религиозных знаниях

Раздел «Общество»

ЧАСТЬ А

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.

1. Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?

2. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает

3. В качестве примера влияния природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать

4. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

5. В каком из предложений понятие общество употреблено в наиболее узком смысле ?

6. Общество как динамическую систему отличает признак:

7. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

8. Какой ряд понятий, терминов связан с экономической жизнью общества?

9. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество выступает в качестве неотъемлемой части материального мира, находясь в единстве и взаимодействии с природой.

Б. Общество на определенном этапе своего развития обособилось от природы и, помимо объективных законов, подчинено законам, обусловленным волей и желаниями людей.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

11. Какой ряд понятий, терминов связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?

12. Общим признаком индустриального и традиционного общества выступает

13. С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

14. Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?

В процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания.

Человечество принимает на наднациональном уровне законы, запрещающие определенные способы ведения войны.

Ряд открытий ученых имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового поражения.

Вводимые на производстве новые типы очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу.

15. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

16. Интегративные процессы современности нашли свое проявление в (во)

17. Глобальные проблемы современного мира охватывают разные сферы жизни общества. К демографическим проблемам относится

исчезновение многих видов океанической флоры и фауны.

сокращение рождаемости и старение ряда европейских наций.

загрязнение атмосферы выбросами парниковых газов

распространение угрозы деятельности террористических организаций.

18. Глобальные экологические проблемы современности связаны с

возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы.

неспособностью человека конструктивно взаимодействовать с природой.

отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни, гармонии с природой.

сохранением этнического и конфессионального многообразия мира.

19. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.

Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.

20. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Б. Страны «третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов глобализации.

Ответы на задания части А

Раздел 1

Часть В

При выполнении заданий B1–B6 укажите ответ в виде последовательности букв, цифр или слова

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Показатели (критерии) общественного прогресса

ПОКАЗАТЕЛИ

совершенствование техники и технологии

массовое внедрение микропроцессорного оборудования

__________________________

исключение смертной казни из арсенала уголовных санкций

Ответ: ________________________

Ответ: гуманизация общества (гуманизация), совершенствование нравственных основ.

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «глобализация»

Мировой рынок, интеграция, взаимозависимость, диалог культур, стагнация, электронные сети, вестернизация.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ____________________

Ответ: стагнация

3. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) исследование жизни обитателей морского дна

А) экономическая

2) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей

Б) духовная

3) сокращение бюджетных расходов на науку

В) социальная

4) развитие средних слоев общества в структуре населения

5) оказание медицинских услуг

6) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ: БВАВАБ

4. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

в управлении широко применяются электронные технологии

в сознании людей доминируют коллективистские ценности

в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины

общество отличается низким уровнем социальной мобильности

динамичность общественных перемен

Ответ:___________________________

Ответ: 345

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

фактический характер

характер оценочных суждений

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ: ББАА

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

технологичность

интернационализация

разделение труда

человеческая свобода

производительная сила

исторический прогресс

общечеловеческие

1заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . А1 Какое из приведенных в списке...

  • Пояснительная записка На выполнение экзаменационной работы по истории абитуриенту отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 33 заданий. Максимальная оценка 100 баллов

    Пояснительная записка

    2014 года ВАРИАНТ № 1. Часть 1 При выполнении заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . A1 . Какое из перечисленных событий произошло... экономической системы. Часть 2 При выполнении заданий B1 – B10 укажите ответ в отведенном для...

  • Тесты по курсу «Обществознание»

    Тесты

    Нам возможность сделать правильные выводы. Раздел 4. Духовная культура. ЧАСТЬ А При выполнении заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . 1. Какое понятие обобщает...

  • Инструкция по выполнению работы (22)

    Инструкция

    Успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А26) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Строение и... сладостей 4) заболевания внутреннего уха A20 Какой из примеров характеризует проявление...

  • Инструкция по выполнению работы (6)

    Инструкция

    Желаем успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Общество, в... 4) подарить часть клада родственникам, а часть сдать государству A20 Верны ли...

  • ЧАСТЬ А

    1. Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?

    2. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает


    3. В качестве примера влияния природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать


    4. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является


    5. В каком из предложений понятие общество употреблено в наиболее узком смысле ?


    6. Общество как динамическую систему отличает признак:


    7. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как


    8. Какой ряд понятий, терминов связан с экономической жизнью общества?


    9. Верны ли следующие суждения об обществе?

    А. Общество выступает в качестве неотъемлемой части материального мира, находясь в единстве и взаимодействии с природой.

    Б. Общество на определенном этапе своего развития обособилось от природы и, помимо объективных законов, подчинено законам, обусловленным волей и желаниями людей.


    10. Верны ли следующие суждения?

    А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

    Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

    11. Какой ряд понятий, терминов связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?


    12. Общим признаком индустриального и традиционного общества выступает


    13. С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать


    14. Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?


    15. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как


    16. Интегративные процессы современности нашли свое проявление в (во)


    17. Глобальные проблемы современного мира охватывают разные сферы жизни общества. К демографическим проблемам относится


    18. Глобальные экологические проблемы современности связаны с


    19. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

    А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.

    Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.


    20. Верны ли следующие суждения о глобализации?

    А. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.

    Б. Страны «третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов глобализации.


    Ответы на задания части А

    Раздел 1




    отв



    отв



    отв



    отв

    1

    3

    6

    1

    11

    2

    16

    2

    2

    3

    7

    2

    12

    1

    17

    2

    3

    3

    8

    4

    13

    3

    18

    1

    4

    1

    9

    3

    14

    3

    19

    3

    5

    1

    10

    3

    15

    3

    20

    1

    Часть В
    При выполнении заданий B1–B6 укажите ответ в виде последовательности букв, цифр или слова
    1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Показатели (критерии) общественного прогресса

    Ответ: ________________________

    Ответ: гуманизация общества (гуманизация), совершенствование нравственных основ.
    2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «глобализация»
    Мировой рынок, интеграция, взаимозависимость, диалог культур, стагнация, электронные сети, вестернизация.
    Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

    Ответ: ____________________

    Ответ: стагнация
    3. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


    ФАКТ

    СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    1) исследование жизни обитателей морского дна

    А) экономическая

    2) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей

    Б) духовная

    3) сокращение бюджетных расходов на науку

    В) социальная

    4) развитие средних слоев общества в структуре населения

    5) оказание медицинских услуг

    6) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной

    Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ: БВАВАБ
    4. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

    Ответ:___________________________

    Ответ: 345
    5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    Определите, какие положения текста носят

    Ответ: ББАА

    6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и орга­низации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенство­вание рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредст­венную ___________(3) общества. Под влиянием прогрес­са в общественном производстве возвышаются общественные по­требности, а также совершенствуются способы их удовлетворе­ния, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) обще­ственной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

    Но главным показателем и критерием общественного прогрес­са является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).
    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ: ЖВДБЗГ

    ЧАСТЬ С

    При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.


    Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.


    Человек и природа

    Хорошо известно, что, увеличив власть над природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны…

    Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать, сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгранична, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете…

    Совершенно очевидно, что физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Люди сознают, что, увеличивая свое господство над миром, человек в стремлении к безопасности, комфорту и власти обрастал целым арсеналом всякого рода приспособлений и изобретений, утрачивая при этом те качества, которые позволяли ему жить в своей первозданной девственной природной среде обитания, и что это, возможно, ослабило его физически, притупив биологическую активность. Можно с уверенностью сказать, что чем более «цивилизованным» становится человек, тем меньше он оказывается способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждается в том, чтобы защищать свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий и великого множества других искусственных средств.

    С другой стороны, не подлежит сомнению, что параллельно с этими процессами повышался культурный уровень человека, шло развитие интеллектуальных способностей, которые приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком. Однако в последнее время равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно. Так что существующая ныне степень умственной и психической, а возможно, даже и физической адаптации человека к неестественности и стремительным темпам современной жизни весьма далека от удовлетворительной.

    (А. Печчеи)

    1. Автор полагает, что вмешательство человека в природу имеет свои пределы. В чем, по мнению автора, заключаются «внешние» и «внутренние» пределы человеческого вмешательства в природу? Приведите два авторских суждения раскрывающие его позицию.




    Баллы

    элементы :

    1) в качестве внешних пределов приведено суждение о небезграничности «пропускной способности» Земли, существовании биофизических пределов, или расширении не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете;

    2) в качестве внутренних пределов отмечается ограниченность физических и психологических возможностей человека, ограниченность возможностей человека действовать в стремительно меняющейся культурной среде.


    Могут даваться иные формулировки приведенных суждений.

    Приведены оба суждения.

    2

    Приведено одно суждение.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    2


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    элементы:

    Названы, с опорой на текст, следующие причины , например:

    1) человек хищнически эксплуатирует природу, нарушая естественный баланс;

    2) рост комфорта человеческого существования притупляет биологические свойства человека, его сопротивляемость внешним воздействиям;

    3) человеку крайне трудно адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, что вызывает психологический и физический дискомфорт.

    Могут быть названы другие причины.



    Указаны три причины.

    2

    Указаны две причины.

    1

    Указана одна причина ИЛИ ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    2

    3. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами из жизни современного человечества слова А. Печчеи о беззащитности цивилизованного человека перед «трудностями суровой внешней среды».


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    В правильном ответе должны быть приведены элементы:

    Приведены примеры :

    1) катастрофические последствия землетрясения на Гаити, разрушившего города и селения и приведшего к гибели около 200 тысяч людей;

    2) широкое распространение среди людей различных болезней, вызванных гиподинамией, сидячей работой, отсутствием свежего воздуха;

    3) эпидемии сезонных заболеваний (весна, осень) по-прежнему остаются проблемой современного человечества;

    4) неспособность современного человека выживать в тяжелых экстремальных условиях, переносить лишения, голод и холод.

    Могут быть приведены другие примеры.


    Приведены три примера.

    3

    Приведены два примера.

    2

    Приведен один пример.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    3

    4. Автор полагает, что в последние десятилетия «равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно». Выскажите свою оценку авторскому суждению. Подтвердите свой ответ двумя аргументами.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

    1) мнение выпускника: согласие или несогласие с приведенным суждением;

    2) приведены аргументы :

    в случае согласия

    – на появление принципиально новых видов деятельности и связанных с ними этических проблем, пока не разрешимых для человека (проблема клонирования, трансплантологии, эвтаназии и т. п.);

    – соотношение современной научной и религиозной картины мира; трудности человека в столкновении с информационной, виртуальной средой;

    в случае несогласия с приведенным мнением может быть указано, например:

    – на расширение биофизических возможностей человека в связи с достижениями современной науки;

    – на повышение качества жизни людей в связи с развитием современной техники;

    – на освобождение сил и времени человека для реализации его духовных потребностей.

    Могут быть приведены другие аргументы.



    Приведено мнение и два адекватных аргумента.

    3

    Приведено мнение и один адекватный аргумент ИЛИ мнение приведено в неявном виде, но приведены два адекватных аргумента.

    2

    Приведено мнение ИЛИ один аргумент.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    3

    5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.




    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) смысл понятия, например: «Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному»;

    Может быть дано другое, близкое по значению определение.

    2) два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:

    – «Общественный прогресс нелинеен, в нем есть элементы циклического и попятного движения».

    – «Наиболее сложно определить прогрессивный характер изменений внутреннего духовного мира человека».

    Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.


    Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

    2

    Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

    ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.



    1

    Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

    ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

    ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

    ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.



    0

    Максимальный балл

    2

    6. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами взаимосвязь и взаимодействие между сферами общества.


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    В ответе должны присутствовать элементы:

    Приведены примеры, допустим:

    2) Формирование институтов гражданского общества, общественных движений и инициатив в основном представителями средних слоев, обладающих экономической независимостью и достатком иллюстрирует взаимосвязи между экономической, социальной и политической жизнью общества;

    3) Снижение уровня жизни общества и, следующее за ним уменьшение интереса к культуре, к культурному наследию прошлого иллюстрирует связи между социальной и духовной сферами общества.

    Могут быть приведены другие примеры.



    Приведены три примера.

    3

    Приведены два примера.

    2

    Приведен один пример.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    3

    7. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь бога­тейшими странами были те, природа которых была наибо­лее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых чело­век наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесенное около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любых ценности.


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    – свертывание освоения новых месторождений и т. д.

    2) определен основной вектор общественного развития, например:

    – развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей.

    3) указаны две ценности современного общества:

    Инициативность человека, свободная реализация его запросов;

    Динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;

    Рационализм, научность, технологичность

    Могут быть указаны и иные адекватные ценности.


    Правильно сформулировано понимание слов автора, определен вектор развития, указаны две ценности.

    3

    Правильно сформулировано понимание слов автора, определен вектор развития, указана одна ценность ИЛИ, правильно сформулировано понимание слов автора, вектор развития не определен, но указаны две ценности ИЛИ

    2

    Правильно сформулировано понимание слов автора ИЛИ определен вектор развития ИЛИ указаны одна-две ценности

    1

    Ответ неверный.

    0

    Максимальный балл

    3

    8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



    Содержание верного ответа и указания по оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    При анализе ответа учитываются:

    – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

    – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1) Угрозы и вызовы современного человечества.

    2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

    3) Особенности терроризма на современном этапе:

    а) наднациональный характер;

    б) использование современных электронных сетей и средств.

    4) Проявления террористической деятельности.

    5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


    Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    2

    Формулировки пунктов плана корректны.
    Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
    ИЛИ
    Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    1

    План не раскрывает предложенной темы.
    ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

    0

    Максимальный балл

    2

    9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


    Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.



    Критерии оценивания ответа на задание С9

    Баллы

    К1

    Раскрытие смысла высказывания

    Смысл высказывания раскрыт.

    2

    Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

    1

    Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

    0

    К2

    Представление и пояснение собственной позиции

    Представлена собственная позиция с аргументацией

    1

    Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.

    0

    К3

    Уровень приводимых суждений и аргументов

    Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

    2

    Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.

    ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.



    1

    Суждения и аргументы не приведены.

    0

    Максимальный балл

    5

    Пример эссе

    «Общество – это свод камней, который разрушился бы, если бы один не поддерживал другого»- Сенека.

    Главная проблема, затронутая автором в этом высказывании, - это проблема взаимодействия в обществе, проблема общественной солидарности. Для каждого общества характерны свои определенные признаки (целостность, тесная взаимосвязь, наличие общих задач и целей) без которых невозможно его существования.

    Я выбрал эту тему для своего эссе, так как считаю эту проблему очень актуальной для нынешней ситуации в нашей стране и в мире в целом. На человечество обрушились многочисленные беды, катастрофы, катаклизмы кризисы. И все это связано прежде всего с тем, что люди ставят в прерогативу свои локальные интересы, пытаются извлечь выгоду лишь для себя, не задумываясь о последствиях своих действий. Доказательством к этим словам служит огромное количество экологических проблем, финансовый кризис, неконтролируемость ядерных вооружений и многие другие глобальные проблемы. Казалось бы что возможно сделать в такой ситуации? Ответ на этот вопрос очень прост: люди должны забыть про свои локальные интересы и консолидироваться для решения этих вопросов.

    Позиция Сенеки по этому вопросу заключается в том, что он видит общество в качестве многочисленных маленьких частиц, которые составляют единое целое. Он заостряет внимание на тесной взаимосвязи этих частиц и указывает на то, что общество достаточно зыбкая структура, которая разрушится, если в ней не будет взаимопонимания и единства.

    Я не могу не согласиться с позицией автора, так как считаю её единственно верной и непоколебимой спустя столетия. Существует множество примеров из истории показывающих, что только когда общество едино, оно способно существовать. Во-первых это период смуты в нашей стране, когда России могла вполне потерять свою суверенность и ее спас только объединившийся народ, создавший народные ополчения. Во-вторых это яркий пример из зарубежной истории 70-ых годов, когда в Испании после смерти диктатора Франко состоялись первые выборы в состав парламента (кортесы); две враждующие партии, абсолютно разной направленности, коммунисты и франкисты набрали поровну голосов, однако не смотря на свои разногласия они приняли решение не расходиться до тех пор пока не примут конституции. Как не странно, эта конституция практически без изменений работает и по сей день.

    Закончить свое эссе я хотел бы замечательной фразой Жан Жака Руссо: «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе».

    Раздел «Человек»

    ЧАСТЬ А

    При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.
    1. Важным отличием человека от иных живых существ выступают(ет)

    2. Социальным, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является

    Студент первого курса магистратуры Сретенской семинарии Валентин Фролов рассказывает о научно-богословской конференции по церковной истории и церковнославянскому языку

    26 сентября 2016 года Европа праздновала день языков. Цель такого праздника – поддержание языкового разнообразия, развитие преподавания и изучения различных языков в мире . Хотя в нашей стране этот праздник не принят, однако , он совпал с проведением в Сретенской семинарии н аучно-богословской конференции, главными темами которой стали – актуальные вопросы церковной истории и сохранения церковнославянского языка в XXI веке…

    Пролог

    Золотая осень. Прошли отпуска. Еще не выпал снег, но холод окутывает каждого москвича, добирающегося от метро и до работы, и от работы до метро, и потом домой. Суета в переходах, эскалаторы, шум проносящихся в темноту подземных поездов разбавляются осенними размышлениями: кто-то уже планирует, как встретить Новый год, кто-то думает, как воплотить в жизнь новый проект, а кто-то, смотря в окно трамвая, думает над словами,

    До Петра I церковнославянский был языком не только богослужения, но и - юридической письменности

    услышанными на конференции в Сретенской семинарии: «Церковнославянский и русский языки неразделимы», а еще, оказывается: «До Петра I церковнославянский был языком не только богослужения, но и - юридической письменности, переводов, языком науки, какой она была тогда, языком оригинальной древнерусской художественной литературы…» Трамвай неторопливо передвигается сквозь московскую темноту, освещенную свечением вывесок и фонарей…

    Собрание молодых ученых

    Уже месяц как стартовал учебный процесс в Сретенской семинарии. И венец этого месяца - проведение научно-богословской конференции «Перспективы гуманитарно-богословских исследований».
    Актовый зал наполнился людьми, так что свободных кресел почти не оставалось. Бóльшая часть семинаристов даже и не догадывались, что на конференцию придет столько гостей. Некоторых докладчиков, не рассчитывавших на такое положение дел, захватывало волнение.

    «Слово “перспектива” присутствует почти во всех темах докладов конференции, что подчеркивает актуальность каждой заявленной темы в контектсе современности», – отметил преподаватель семинарии, иеромонах Ириней (Пиковский), приветствуя от лица ректора всех собравшихся.

    Работа проходила в рамках двух секций: «Актуальные проблемы церковной истории» и «Церковнославянский язык в XXI веке»

    Конференция была открытая, кроме воспитанников семинарии духовной школы в ней приняли участие студенты, аспиранты и молодые ученые из других вузов: МГУ, РГГУ, Академии юстиции, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и ПСТГУ. Работа проходила в рамках двух секций: «Актуальные проблемы церковной истории» и «Церковнославянский язык в XXI веке». В последней секции с необычным докладом о ритмах в старославянских библейских текстах выступил гость из Набережных Челнов - Константин Калинин.
    Руководитель секции церковнославянского языка – Лариса Ивановна Маршева, доктор филологических наук, профессор. Руководитель исторической секции - Павел Владимирович Кузенков, кандидат исторических наук, доцент.

    «Теперь знаю, о чем я хочу писать научную работу …»

    Нужно отметить, что подобные конференции организуются, в первую очередь, для того, чтобы студенты, аспиранты разных вузов делились опытом друг с другом, а также для того, чтобы показать уровень нашей семинарии, чтобы ее воспитанники делились своими открытиями. Кроме того, студентам младших курсов полезно узнать, в каких областях науки можно работать.

    Один из слушателей-семинаристов, Сергей Дрыгайло, поделился впечатлениями:

    «Я убеждаюсь в том, что у нас есть думающие, влюбленные в Православную Россию люди»

    «Ребята очень хорошо выступали, были представители многих вузов. Меня поразило, насколько вопросы церковной жизни важны для окружающих. Я снова и снова с радостью убеждаюсь в том, что в России есть молодежь, которая идет в Церковь с верой и любовью. Это думающие, влюбленные в Православную Россию люди.

    Такие конференции помогают направить свои научные изыскания. И когда встречаешь в лицах докладчиков заинтересованность и даже любовь к их темам, то начинаешь думать о потаенных уголках и своей души, о ее огоньке, который невольно вырывается из глубины и заставляет тебя оценить личные возможности и интересы».

    Взгляд через века на современность

    На исторической секции затрагивались самые разные темы церковной истории, рассматривалось их значение для современности. Например, оценивались актуальные идеи религиозной политики императора Константина Великого, затрагивались вопросы теократии и монархии; обсуждались проблемы сект, взаимоотношений старообрядчества и советской власти, отношения Русской Церкви с Ватиканом. Кто-то впервые услышал о существовавшей в Российской империи армейской семинарии. Многих слушателей поразил доклад на тему «Интернет-раскол: старообрядческая конкуренция на просторах Сети» и т.д.

    Константин Цырельчук, студент 2 курс семинарии, рассказал о своих впечатлениях:

    Михаил Алекумов рассказал о подложности документа, которым оперировали римские папы, доказывая право на первенство среди епископов

    «Я выбрал секцию церковной истории, о чем не жалею. Хочу выделить доклад магистранта семинарии Михаила Алекумова «Дар Константина: мифы и реальность». Михаил рассказал о подложности документа, которым оперировали многие римские папы, доказывая свое право на первенство среди всех епископов. Вспоминается имя Лоренцо Валлы - итальянского историка, который впервые поставил под сомнение дар императора Константина папе Римскому Сильвестру… В целом, конференция была живой и увлекательной. Во время ее проведения я стал подумывать о том, на какую тему и я бы смог писать сообщения для следующих конференций».

    «Церковнославянский – часть русского, и не должен превращаться в языковой экспонат»

    Пожелтевшие и красноватые кленовые листья лежат на скамейках рядом со Сретенской семинарией - таков вид из окна самой большой семинарской аудитории «Святая земля», в которой заседала секция «Церковнославянский язык в XXI веке».

    Что запомнилось слушателям и докладчикам? «Чувствовалось, что все, кто здесь собрались, действительно любят церковнославянский язык. А то, как живо на конференции обсуждались проблемы языка, свидетельствует о том, что высказывания, которые то и дело можно слышать от критиков церковнославянского языка, что язык-то этот - мертвый, неправомерно», - рассказывает магистрант Феодосий Кудряшов.

    Темы сообщений были столь же разнообразны, как и у историков. Говорили о подъязыке Православия, рассматривали отзывы архиереев Русской Церкви начала XX века – о непонятности языка и их предложения для решения этой проблемы. Один из докладчиков рассказывал о своем опыте редактирования богослужебного Апостола, о важности привлечения для такой работы святоотеческих творений. Кто-то делился опытом составления службы святому на церковнославянском, а кто-то – опытом обратного перевода, с русского на церковнославянский.

    Сегодня на просторах Интернета, например, даже на православном сайте Предание.ру, можно встретить перевод Нового Завета, который ошибочно расценивается как хорошая альтернатива Синодальному переводу. Это перевод Кулакова. Однако Михаил Алекумов в своем сообщении рассказал собравшимся об адвентистских абсолютно ошибочных чертах этого перевода.

    Кроме того, один из участников отметил, насколько важно сегодня применять новые подходы в преподавании церковнославянского языка, учитывая симпатию современного общества к визуальному восприятию информации.

    В связи с этим в завершении последнего сообщения состоялась презентация логотипа для магистерского профиля в Сретенской семинарии «Церковнославянский язык: история и современность». На логотипе изображены первая и последняя буквы церковнославянского языка («аз» и «ижица»), причем буква «ижица» похожа на птицу. «Аз» символизирует начало обучения церковнославянскому, а «ижица» - завершение. А цель церковнославянского языка, для чего он и был создан, – это общение с Богом. Поэтому птица-ижица – символ возведения изучающего язык к небу. Соответственно, цвет логотипа – цвет неба.

    «Продолжение следует…»

    Всего на обеих секциях было зачитано 25 докладов.

    После конференции Л. И. Маршева поделилась и своими впечатлениями: «Я очень довольна результатами конференции… И мне жаль, что филология сегодня находится на задворках популяризации. Это касается не только языка, это касается и литературы. И отрадно за нашу семинарию, что в ней проводятся такие встречи молодых ученых. Подобный формат должен обязательно поддерживаться. Это очень полезно».

    В октябре пройдет III Всероссийский форум «Моя история», который организует студенческое научное общество Семинарии

    Как сообщает куратор студенческого научного общества Сретенской семинарии, Константин Белый, «этой небольшой, почти домашней конференцией мы надеемся открыть целую серию научно-просветительских мероприятий в рамках нашей семинарии, Исторического парка на ВДНХ и других площадок в вузах, сотрудничающих с нами. Уже 11-16 октября на базе Исторического парка, РГГУ, МПГУ и Сретенской семинарии пройдет III Всероссийский молодежный исторический форум «Моя история», который организует студенческое научное общество Семинарии в союзе со студенческим активом четырех ведущих вузов Москвы».

    Эпилог

    И вот нужная остановка. Двери трамвая открываются. Нужно уже выходить. Вечер. Побывав в гостях у Сретенской семинарии, идешь и думаешь: почему в школе не рассказывают о церковнославянском языке?.. Вспоминаешь выступления и понимаешь, что он – неотъемлемая часть русского языка, и знания о нем так же необходимы, как колеса автомобилю.

    Размышляешь о том, что церковнославянский язык - такая же часть русской культуры, как русские сказки, былины, музыка, изобразительное искусство, наследие Пушкина и т. д. Понимаешь, если забыть навсегда о церковнославянском, то грядущие поколения забудут и сам русский, и тогда даже выражение «уста младенца глаголят истину» будет звучать как иностранная речь.

    Валентин Фролов,

    магистрант 1 курса Сретенской семинарии ,

    Предлагаем Вашему вниманию еще несколько сообщений, которые были зачитаны на конференции:


    Секты: практическая необходимость в религиозных знаниях

    Кузнецов Евгений Федорович
    магистрант
    Всероссийского государственного университета юстиции
    (РПА Минюста), Москва.

    Правовые реформы 90-х годов ХХ века проводимые в нашей стране после принятия Конституции безусловно были направлены на укрепление прав и свобод гражданина, что являлось важным шагом на пути формирования правового государства. Одной из таких реформ явилась отмена научного атеизма в качестве государственной идеологии. С принятием закона «О свободе вероисповедания» право человека на религиозное самоопределение было признано на государственном уровне, стало незыблемым и охраняемым. Однако, как это часто бывает, общество сталкивается с проблемами злоупотребления правом, и право на свободу вероисповедания не является исключением. Широкую известность получили факты деятельности на территории России религиозных организаций созданных и функционирующих в корыстных интересах их лидеров. «Хочешь заработать миллион – придумай религию» (Дворкин, 2002) руководствуясь данным принципом, религиозные лидеры идут на любые ухищрения и обещания с целью получения от своих последователей материальных ценностей. О добровольных пожертвованиях здесь не может быть и речи так как жертвователь находится под эмоциональном давлением со стороны религиозного лидера и других адептов, фактически впадая в психологическую зависимость.

    К сожалению, в практике деятельности правоохранительных органов встречаются и более тяжкие преступления, чем дарение квартир и сбережений сектантским лидерам. И данные преступления не объяснимы только корыстным мотивом. В 2008 году большой общественный резонанс вызвало «Дело ярославских сатанистов», на счету которых не только замученные животные, но и надругательство над трупами, каннибализм, человеческие жертвоприношения и прочие деяния не совместимые не с законом, не с человеческой моралью, не со здравым смыслом.

    В современной криминалистике выработаны методики расследования убийств различных видов, в том числе ритуальных, однако только юридических знаний явно недостаточно. Ритуальные убийства, иначе говоря человеческие жертвоприношения, всегда имеют религиозный подтекст, поэтому при расследовании данных преступлений невозможно обойтись без использования специальных богословско-религоведческих знаний. Но безусловно главная задача правоохранительных органов состоит не столько в расследовании уже совершенных преступлений, сколько в их профилактике. И данная проблема не разрешима без консолидации юридических и богословско-религиозных знаний, а анализ материалов судебной практики, средств массовой информации и других источников только подтверждает данный вывод.

    Итак, безусловно, представители правоохранительных органов и традиционных конфессий должны бороться… Но с чем? На сегодняшний день понятия «секта» или «опасное религиозное учение» нет, но есть преступления совершаемые их адептами. В данной ситуации совершенно очевидно, что требуется юридически закрепить понятие секты. В своей книге «Сектоведение» А. Л. Дворкин перечисляет большое количество сект, различных течений и направлений. Но если правоохранительные органы начнут борьбу с каждой из них, то безусловно появятся претензии на нарушения конституционных прав на свободу вероисповедания. Разрешение вопроса на сколько данные претензии будут обоснованы, решать суду, но то что они появятся не вызывает никаких сомнений. Следовательно, в правоприменительной практике деятельности судебно-следственных органов возникает практическая необходимость в применении специальных религиозно-богословских знаний. Если так можно выразится, то юриспруденция ставит перед богословием ряд теоретических задач.

    Первой задачей стоящей на сегодняшний день перед учеными богословами, является определение понятия «секта». Но не просто определить секту как религиозную группу исповедующую нетрадиционную религию, но именно на основе изучения их религиозных текстов, обрядов, иерархии, а может даже уклада жизни ее адептов, выделить именно признаки социально, общественно опасных религиозных учений. Аналогичные критерии были разработаны для определения экстремистских книг, материалов и фильмов.

    Во-вторых именно перед специалистами в области религиозных, богословских знаний стоит задача по духовному противодействию деятельности данных организаций. Но и здесь в вопросе просветительской, миссионерской деятельности священнослужителей, разработка убедительных контраргументов против учений и постулатов сектантов, потребует детального изучения самих деструктивных культов.

    В-третьих, детальное изучение деструктивных религиозных культов, их церемониально-обрядовой части, текстов, уклада жизни адептов и так далее, пригодятся не только в душепопечительском служении пастырей, но и позволит привлекать священнослужителей в качестве специалистов при расследовании уголовных дел совершенных сектантами. Сейчас в таких специалистах ощущается острая нехватка. Учитывая, что специалисты могут привлекаться не только для экспертизы религиозных текстов, но и в допросах, как сейчас психологи, помощь священнослужителей, особенно обладающих углубленными знаниями в области деструктивных учений может оказаться просто неоценимой. В 2001 году в Нижнем Новгороде была проведена конференция с очень точным названием «Тоталитарные секты – угроза XXI века», а с любыми угрозами на Руси было принято бороться всем миром, поэтому перед лицом сект и их лидерами правоохранительные органы и представители традиционных конфессий должны только консолидировать свои усилия.

    Литература

    1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования Издание 3-е, переработанное и дополненное Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002 г.

    На пути от биоэтики к прикладному богословию

    Священник Константин Лазукин
    аспирант кафедры внешних церковных связей
    Общецерковная аспирантура и докторантура
    имени святых Кирилла и Мефодия (г. Москва).

    Сегодня человечество от всех научных дисциплин ждет практических ответов и богословие в том не исключение. Вызов, который перед обществом ставит биотехнический прогресс не позволяет отдаленно и невзначай дискутировать. Запоздавшая оценка в богословском осмыслении биоэтики может привести человечество к необратимым процессам.

    В современной науке у разных теоретических дисциплин существует отдельное, своё поле прикладных или экспериментальных изысканий. Так, например, в математике существует отдельное направление – прикладн ая математик а , а в физике отдельное исследовательское направление – экспериментальная физика . Подобные тенденции выделения отдельных сфер исследований можно увидеть и в социально-гуманитарных науках – прикладная философия, прикладная филология, прикладная этика (биоэтика, эко-этика, профессиональная этика, христианская этика (Свешников В., 2010) и т.д.), прикладная психология. Приведенные примеры далеко не исчерпывают список прикладных, экспериментальных и эмпирических направлений.

    Опытный и практический подход в решение поставленных задач присутствует уже в донаучный этап развития человечества. Однако не во все времена развития науки с должным вниманием относились к эмпирическим методам. Часто научные деятели, увлекаясь чрезмерной теоретизацией и фундаментальностью забывали или не заботились о практическом применении их исследований.

    В разных сферах богословского (теологического) анализа прослеживаются свои аспекты научно-практических исследований, которые ставят перед богословами новые задачи. Для большей точности стоит оговориться, что богословие само по себе часто в Церковном сознании воспринимается как практическая дисциплина, но в свете научного подхода, под тенью – основного и догматического богословия - данная дисциплина воспринимается глубоко теоретической. Нельзя опустить из вида, прикладные сферы богословского анализа – нравственное богословие (моральная теология), пастырское богословие… В конце ХХ века перед богословами возникает еще одно направление в изучении прикладного проблемного поля – биоэтик и (Брек И., 2004). И одной из главных задач является богословское осмысление данной сферы. Одновременно в осмыслении вопросов биоэтики подключаются и философы. Воспринимая биоэтику, как одно из направлений прикладной этики (философии морали) разрабатывается философский анализ, прописываются принципы и аргументация (Sugarman & Sulmasy, 2010). Говоря вкратце, формируется отдельный эпистемологический подход и методы анализа (методология). Стоит заметить, что в решение данных вопросов философия склоняется к экзистенциальному осмыслению человеческого бытия, что, от части, созвучно с богословскими претензиями. Вызовы биоэтического характера без внимания не оставляет и Римо-католическая Церковь, однако, стремясь к универсальности своих научных выводов, основывает их как правило на естественно нравственном законе (Cahill, 2005). Данный подход не всегда дает исчерпывающие сведения и часто не выявляет исчерпывающую аргументацию особенно для верующего христианина.

    Совершенно очевидно, что без предварительно подготовленных «инструментов» богословский анализ с малой вероятностью сможет достичь такого качественного результата, который помог бы решить практические вызовы биотехнического прогресса ХХI века (Чурсанов, 2014). Использую сравнительный анализ разных прикладных богословских дисциплин и учитывая позиции светских философов и христианских богословов в работ е делается попытка систематизировать спектр подходов (методик анализа) в осмыслении проблем биоэтики. Предлагается задуматься о том, какой аргументацией богословие могло бы апеллировать, и на каких принципах необходимо создавая аксиологические и методологические основы христианской биоэтики. В поиске ответов и примеров автор прибегает к основам православной антропологии (Леонов В., 2013), использует опыт наработок в сфере христианской педагогике (Дивногорцева, 2013).

    Действительно, назвать проделанную работу исчерпывающей не выходит, т.к. остается еще много материала и источников, которые ждут своего анализа. В некоторых случаях представленные гипотезы и поднятые вопросы не получают полного ответа или получают субъективную интерпретацию. Однако, если подобная ситуация будет воспринята как почва для дискуссии и конструктивного диалога, то и в этом случаи появиться возможность быстрее прийти к качественному результату.

    Литература

      Брек И., прот. (2004). Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика. Москва: Паломник.

      Дивногорцева, С. Ю. (2013). Основы православной педагогической культуры. Москва: ПСТГУ.

      Леонов В., прот. (2013). Основы православной антропологии. Москва: Из-во МП РПЦ.

      Михайлов, П. (2015). Категории богословской мысли (изд. 2-е издание). Москва: Изд-ва: ПСТГУ.

      Платон (Игумнов), архим. (20 05 2016 r.). Православное Нравственное Богословие. Holy Trinity Orthodox Mission.

      Свешников В., прот. (2010). Очерки христианской этики. Москва: Лепта Книга.

      Чурсанов, С. А. (2014). Богословские основания социальный наук. Москва: Изд-во ПСТГУ.

      Cahill, L. S. (2005). Theological Bioethics: Participation, Justice, and Change. Washington, USA: Georgetown University Press.

      Sugarman, J., & Sulmasy, D. P. (Eds.). (2010). Methods in Medical Ethics (2nd Edition ed.). Georgetown University Press.

    «Дар КонСтантина»: мифы и реальность

    Алекумов Михаил Геннадьевич
    Студент (магистрант)
    Сретенская духовная семинария, Москва.


    В 756 году от Византийской империи отделился город Рим с прилегающими территориями. Инициатором отделения был Римский папа, вошедший в союз с молодой франкской династией Каролингов и оправдавший неповиновение Константинопольскому императору грамотой якобы самого первого равноапостольного императора под названием «Дар Константина». Союз Каролингов с папами, по словам профессора Ф.И. Успенского, произвел величайшую в мире революцию, давшую начало новому направлению европейской истории . Этот союз, будучи аналогом Византийской империи на западе, инициировал разделение до тех пор единого христианского мира на две части: романо-германскую и греческую.

    Для того чтобы понять масштаб влияния, которое оказал данный документ на историю Православной Церкви, необходимо учитывать, что для появления в ее лоне подобного текста, содержание которого самым глубоким образом противоречит основам христианской экклесиологии, было необходимо длительное приготовление, которое совершалось римскими епископами в той или иной мере, начиная со II века так, что уже в V веке папа Лев I Великий утверждал, что «Иисус Христос передал Свою власть не непосредственно всем апостолам, но только одному Петру» . Данные тенденции у римских епископов особенно активно стали проявляться с IV века и позднее не случайно, но в неразрывной связи кардинальными политическими переменами, происходящими в Римской империи.

    В IV веке с фактическим перенесением столицы империи в Византийскую провинцию, а также из-за постоянных ударов варваров Рим с каждым днем терял свое политическое значение. Это позволяло папам проводить свою, независимую политику.

    В середине VIII века король лангобардов Айстульф начал активно захватывать имперские владения, и папа Стефан III остался один на один с мощным вражеским войском. Папа посылал письма с просьбой о военной поддержке императору Константину V Копрониму, но тщетно.

    В это время трон Франкского королевства, занимал безвольный король Хильдерик III Меровинг. Майордом Пипин Короткий из рода Каролингов решил захватить власть, для чего нуждался в санкции духовенства в лице великого патриарха Римской Церкви. Для папы Стефана III это было средство к спасению Рима от лангобардов и обретению сильного защитника Церкви.

    Летом 754 года папа Стефан III в Париже, в церкви Сан-Дени совершил миропомазание над Пипином, а новый король в свою очередь дал клятву за себя и за своих предков заботиться о Церкви. Вступая в данный союз, папа должен был для урегулирования могущих появиться недоумений со стороны Константинополя дать Пипину звание патриция, т.е. фактического наместника императора в Италии. Этого права Стефан III не имел – следовательно, нужно было его создать.

    Подложная грамота «Дар Константина» была составлена (по официальной версии – найдена в одной из римских библиотек), вероятно, в 754 году. Ее первая часть содержит следующую историю крещения первого христианского василевса.

    Император Константин за гонения на христиан был поражен проказой. Родственники умоляли Константина согласиться на принятие средства к исцелению, которое посоветовали ему жрецы Капитолия – «искупаться в крови новорожденных детей» . Но Константин пожалел младенцев, и в награду во сне ему явились два мужа «и в христианском крещении указали спасительный путь очищения от проказы» . Константин обратился к римскому папе Сильвестру, который показал ему в церкви изображения святых апостолов Петра и Павла. Император узнал в них мужей из ночного видения и принял крещение, после чего исцелился. В знак благодарности Константин приказал выкопать останки Петра и Павла, собственноручно положил их в янтарную раку и распорядился построить над ней храм, причем при закладке фундамента лично принес двенадцать мешков земли по числу апостолов.

    Последующее содержание «Дара» сводится к следующему:

      Император Константин объясняет перенос центра империи из Рима на Восток следующими словами: «Где первый из священников и глава христианской религии поставлен императором небесным, там не подобает иметь власть императору земному» .

      Император возложил на главу папы тиару и в знак «глубокого благоговения перед блаженным Петром» сам держал удила коня папы Сильвестра, «исполняя для него службу конюшего» .

      Римский престол должен «обладать первенством как над четырьмя главными престолами - Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Константинопольским, - так и над всеми Церквами Божиими во вселенной» .

      Только папа Сильвестр и его приемники обладают правом назначения священником того или иного человека.

    Таким образом, «Дар Константина» полностью ограждал деятельность римского епископа от любых притязаний Константинополя. Теперь получалось, что франкский король просто помогает вернуть папе свои законные владения.

    На протяжении веков «Дар Константина» пользовался полным доверием как на Западе, так и на Востоке. Так продолжалось до первой половины XV века, когда итальянский историк Лоренцо Валла написал «Трактат о подложности “Константинова Дара”».

    В опровержение подлинности «Дара» Валла приводит ряд аргументов, из которых можно выделить один как наиболее очевидный: на момент предполагаемого вручения «Дара» (323-324 гг.), в котором папа ставится выше четырех главных престолов, в том числе Константинопольского, Новый Рим только начинали строить или еще вовсе не заложили. Поэтому утверждения, что там был престол, и притом главный – явное доказательство позднейшего происхождения документа .

    В 1517 году немецкий рыцарь-гуманист Ульрих фон Гуттен в тайной типографии выпустил первое печатное издание трактата Валлы, которое иронически посвятил папе Льву X. Папа ответил на это тем, что приказал Рафаэлю написать в Ватиканском дворце две большие фрески, изображающие сюжет «Дара Константина». Кроме того, папа распорядился начать работу по составлению списка запрещенных книг, в который, конечно, вошло и сочинение Валлы.

    Вероятно, в мировой истории не было более великого по своим последствиям подлога, чем «Дар Константина». Поскольку преемники папы Стефана III также принимали истинность «Дара Константина», то с уверенностью можно сказать, что, начиная со второй половины VIII века, традиция понимания папства как всемирного церковного и светского первенства прочно вошла в предание Римской Церкви.

    Пагубные последствия выхода Церкви в лице ее предстоятеля на политическую арену не заставили себя долго ждать. В начале XIV века Дантэ так протестовал против обладания папами светской властью, губившей их:

    О, Константин, ты миру дал крещенье,

    Но для чего имевшим папский сан

    Тобою был и дар богатый дан!

    Но эти и подобные данным воззвания лучших представителей итальянского общества не нашли отклика у пап. Обмирщение привело Римскую Церковь к закономерному внутреннему протесту в лице Мартина Лютера и Реформации начала XVI века, когда огромная часть западного христианского мира разделилась на два враждующих между собой лагеря.

    Таким образом, вся история Римской Церкви, начиная с VIII века, наглядно свидетельствует о том, что даже небольшая ложь, положенная в основание такого великого дела, как спасение Церкви от уничтожения, непременно приведет к разрушительным последствиям для самой Церкви.

    Источники и литература

      CONSTITUTUM CONSTANTINI. // THE LATIN LIBRARY. URL: http://www.thelatinlibrary.com/donation.html

      Алигьери Д. Божественная комедия. М., 2007.

      Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. III-IV. Минск, 2011.

      Величко А. М. История Византийских императоров. Т. III. М., 2012.

      Владимир (Гетте), архим. Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. М., 2007.

      Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000.

      Задворный В.Л. Сочинения римских понтификов I-IX веков. М., 2011.

      Козлов М., прот. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009.

      Косминский Е.А. Историография Средних веков. V – середина XIX вв. М., 1963.

      Одайский А., свящ. Папство как победа национального благочестия. // Портал Богослов.Ru. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3219067.html (дата обращения: 15.09.2016).

      Спасский А.А. Обращение императора Константина в христианство. СПб., 2007.

      Успенский Ф.И. История Византийской империи IV-XI вв. М., 1996.

      Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005.

    10 класс базовый уровень.

    Вариант 1.

    1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

    а) система;

    б) весь материальный мир;

    в) формы и способы взаимодействия людей;

    г) этап исторического развития человечества.

    1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

    а) систему; в) материальный мир;

    б) часть природы; г) цивилизацию.

    1. Одной из подсистем общества как целого является

    а) биосфера; в) природа;

    б) духовная культура; г) трудовой коллектив.

    1. Устойчивая система социально значимых связей, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

    а) человека; в) индивидуальности;

    б) индивида; г) личности.

    1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

    а) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды;

    б) ответственности за свои действия и их последствия;

    в) обусловленности поведения генетическими особенностями;

    г) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве.

    1. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

    а) общение с помощью членораздельной речи;

    б) потребность быть в обществе;

    в) способность абстрактно мыслить;

    г) приспособление к условиям среды.

    1. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке мозгов», массововму отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как

    а) экономическая, политическая;

    б) социальная, экономическая, духовная;

    в) духовная, политическая, экономическая;

    г) экономическая, социальная.

    1. Верны ли суждения об искусстве?

    А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком, основанную на художественном образе.

    Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном, формирует эстетическую картину мира.

    1. В каком из приведенных предложений понятие «культура» употреблено в смысле «совокупность духовных достижений народа в определенную историческую эпоху»?

    а) культура представляет собой своего рода «вторую природу», среду, созданную умом, творческими усилиями человека;

    б) для древнерусской культуры характерно органичное сочетание языческих и христианских традиций;

    в) этот человек, вне всякого сомнения, отличается низким уровнем культуры, его нельзя допускать в приличное общество;

    г) отличительной чертой демократической политической культуры является широкое участие народа в управлении государством.

    1. По заданию учителя биологии ученик проводил исследование уровня загрязненности воздуха в центре города. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что ученик использовал в своей работе теоретические методы познания?

    а) составление дневника наблюдений за лишайниками, растущими на деревьях;

    б) измерение уровня загрязненности воздуха при помощи специальных приборов;

    в) выдвижение гипотезы о том, что уровень загрязненности влияет на характер флоры в центре города;

    г) описание состояния растений, находящихся в центральном парке города.

    1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключение двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите две позиции «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)цель; 2) мотив; 3)средства; 4) субъект; 5) общение; 6) социализация.

    1. Эксперимент;
    2. Системный анализ;
    3. Математическое моделирование;
    4. Классификация;
    5. Методы познания.
    1. Потребность
    2. Истина
    3. Познавательный инстинкт
    4. Процесс
    5. Деятельность
    6. Результат
    7. Идеальные образы
    8. Объективность
    9. Субъект

    Предварительный просмотр:

    Контрольное тестирование по теме: «ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК»

    10 класс базовый уровень.

    Вариант 2.

    1. В отличие от природы общество

    а) является системой;

    б) находится в развитии;

    в) выступает в качестве творца культуры;

    г) развивается по собственным законам.

    1. Понятия «элемент», «структура», « взаимосвязь» характеризуют общество как

    а) часть материального мира;

    б) социальную среду обитания человека;

    в) целостную систему;

    г) совокупность общностей.

    1. Обществом в широком смысле называют

    а) всех жителей государства;

    б) группу людей, объединившихся для совместной деятельности;

    окружающий мир в целом;

    г) все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    1. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

    а) индивида; в) физического лица;

    б) личности; г) биологической особи.

    1. Главным проявлением личности человека является (-ются)

    а) участие в жизни общества;

    б) характер протекания психических процессов;

    в) генетически наследуемые качества;

    г) особенности мышления и памяти.

    1. И человек, и животное обладают

    а) социальными потребностями;

    б) поведенческой активностью;

    в) стремлением к саморазвитию;

    г) сознательным отношением к действительности.

    1. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано:

    а) переходом Юлием Цезарем реки Рубикона и началом войны против Галлии;

    б) борьбы за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы;

    в) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье;

    г) победой спартанцев над Афинами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев.

    1. Верны ли суждения о познании?

    А. Единственный подлинный источник знания – непосредственные ощущения, эмпирические опыты и эксперименты.

    Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, подтверждать вывода и заключения на практике.

    а) верно только А; в) верны оба суждения;

    б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

    1. В отличие от природы культура

    а) представляет собой систему, подчиняющуюся стихийным законам развития;

    б) включает в себя живые организмы;

    в) отличается целостностью и комплексностью связей и отношений, взаимозависимостью всех элементов;

    г) является продуктом созидательной деятельности общества и человека.

    1. Человеку свойственны различные пути и способы познания. Что из перечисленного характерно для религиозного познания?

    а) выдвижение и обоснование гипотез, подбор теоретических доводов и оснований;

    б) проведение серии экспериментов, призванных доказать выдвинутые предположения;

    в) опора на жизненный опыт, наблюдения за явлениями природы;

    г) принятие на веру отдельных суждений и предположений о сверхъестественных силах и существах.

    1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключение двух, относятся к понятию «народная культура». Найдите две позиции «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Анонимность большинства произведений;
    2. Сохранение и трансляция из поколения в поколение;
    3. Эпические предания;
    4. Популярные сериалы;
    5. Бестселлеры;
    6. Студенческие анекдоты и байки.
    1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
    1. Введение новой системы оплаты труда в образовании;
    2. Социально-преобразовательная деятельность;
    3. Реорганизация службы скорой медицинской помощи;
    4. Увеличение размеров материнского капитала;
    5. Введение новых ставок налогов на предпринимательскую деятельность.
    1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    1. Потребность
    2. Интерес
    3. Мотив
    4. Процесс
    5. Деятельность
    6. Результат
    7. Рефлексия
    8. Цель
    9. Субъект

    Ответ запишите в виде порядка цифр.




    Читайте также: