Первичные условия музыкального развития. Музыкальное воспитание. Характеристика музыкальных способностей

Дли того чтобы выявить специфику видов музыкальной деятельности дошкольников, сравним их с аналогичными видами музыкальной деятельности взрослых.

Б. В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Сочинение музыки (творчество) является первичным видом музыкальной деятельности взрослых, определяющим все другие виды - исполнительство и восприятие. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей.

Исполнитель - посредник между композитором и слушателем. Он творчески воспроизводит нотную схему, записанную композитором, изучая авторские ремарки, историю создания произведения. В его задачу входит поиск варианта творческой интерпретации произведения, наиболее близкого по духу авторскому замыслу. Вариантность исполнения одного и того же произведения разными исполнителями обеспечена тем, что каждый интерпретатор обладает своим мироощущением, интеллектом, мастерством, талантом и может проинтонировать текст по-своему. Исполнительство также представляет художественную ценность для других людей.

Слушатель воспринимает произведение в интерпретации исполнителя. Глубина восприятия музыки зависит от качества самого произведения, уровня исполнения и опыта слушания, культуры восприятия, вкусов человека.

При характеристике видов музыкальной деятельности детей схему Б. В. Асафьева (композитор - исполнитель - слушатель) нужно читать, начиная с конца: восприятие - исполнение - творчество. Обосновывается это тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок сам еще не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному языку.

Таким образом, восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений.

духовной деятельностью читателя. Деятельность эта есть творчество»1.

Музыкальное восприятие - это также активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, Б. В. Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания - гнев, ласка, привет, ужас. Он называл эту особенность речи и музыки «речью чувства». «Состояние тонового напряжения,- писал Б. В. Асафьев,- объединяет музыкальную и речевую интонацию»2.

Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека образуется «личный запас ассоциаций и образов - своеобразный словарь - тезаурус»2.

Восприятие у ребенка и у взрослого неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта.

Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы человека, наличие способности длительного сосредоточения.

Восприятие других видов искусства разными людьми также неодинаково по глубине. Известно образное высказывание В. Ф. Асмуса о восприятии литературных произведений: «Содержание художественного произведения не переходит - как вода, переливающаяся из кувшина в другой,- из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной,

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия музыки, «словарь эмоций») восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Н. А. Ветлугина в статье «Возраст и музыкальная восприимчивость» пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является Следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

Таким образом, музыкальное восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.

Качество музыкальных произведений, звучащих в детской аудитории, должно отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для всей последующей музыкальной деятельности.

От качества исполнения музыкальных произведений, адресованных детям, зависит их восприятие; поэтому к педагогу предъявляются те же требования, что и к профессиональному исполнителю. Кроме того, исполняя музыкальные произведения, педагог должен учитывать возрастные особенности и возможности детей.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Движение от «поверхности» к смыслу в музыкальном восприятии имеет свою специфику - это путь от целостного восприятия (улавливание общего характера музыки, отдельных ярких деталей) к дифференцированном у (выделение доминирующих средств музыкальной выразительности, создающих образ) и вновь к целостному (более глубоко прочувствованное и осмысленное восприятие).

В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Различение нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает (движение, слово, игра и т. д.).

Исполнительская деятельность взрослых и детей еще более отлична. Ребенку-дошкольнику недоступно художественное воплощение музыкального образа по тем же критериям, которые предъявляются к музыканту-исполнителю. Исполнительская деятельность детей специфична. Это посильное их возрастным возможностям воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на музыкальных инструментах), музыкально-ритмических движений, которое должно отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность.

Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие - с трудом. Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять наиболее яркие из них, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее, элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении дети преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Танцевальные движения также разучиваются сначала в виде упражнений. Постепенно с опытом появляется выразительность движений, согласованность их с характером музыки. Для игры на музыкальных инструментах необходимо развитие слуха и чувства ритма. Эти способности формируются с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений. Игра на инструментах осваивается детьми постепенно: вначале это лишь воспроизведение ритмического рисунка мелодии на шумовых и ударных инструментах. По мере развития слуха дети обучаются игре на звуко-высотных музыкальных инструментах - металлофоне, цитре, арфе, баяне и т. д. Чтобы запомнить и точно воспроизвести мелодию, ее необходимо повторить несколько раз.

Самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Слова Д. Б. Кабалевского о том, что на уроках музыки в школе не должно существовать никаких правил и упражнений, требующих многократных повторений, можно отнести и к занятиям с детьми дошкольного возраста.

Педагог должен чувствовать, видеть реакцию детей, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальным занятиям и, следовательно, к музыке.

Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка - самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К. С. Станиславский назвал «сверх¬сознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.

Особенности и возможности художественного творчества детей исследовали психологи, искусствоведы, педагоги (Б. М. Теплов, Л. С. Выговский, А. В. Запорожец, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, В. Глоцер, Б. Джеферсон, 3. Фрейд и др.). В теории существуют два направления*"- Сторонники одного направления (В. Глоцер, Б. Джеферсон и др.) утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Они утверждают, что детское творчество возникает спонтанно, интуитивно и ни в каких советах взрослых дети не нуждаются. Другое направление признает интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считает нужным разумное влияние педагога (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова, Т. Г. Казакова, Я. Бирзкопс, С. В. Акишев и др.).

Обобщая эти выводы, следует подчеркнуть, что вмешиваться в художественное творчество детей можно по-разному. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству.

Н. А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме.

Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по своей природе - синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную.

Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.

В инсценировании песен, хороводов движения подсказывает литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна для развития воображения, образного мышления. Было бы ошибочно ограничиваться только такими заданиями. Полезнее использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценирования, для танцевальной музыки.

Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д.

Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были удовлетворены своими результатами.

В музыкальной деятельности взрослых, кроме триады видов деятельности Б. В. Асафьева (композитор - исполнитель - слушатель), можно выделить еще два направления - музыкознание и музыкальную педагогику (Н. А. Ветлугина).

Музыкознание - это область музыкальной науки, изучающая закономерности музыкального языка, музыкальной речи в историческом и теоретическом аспектах. Кроме того, оно включает в себя теорию исполнительского искусства (выявление различных направлений в исполнительстве), имеющую значение и для музыкальной педагогики.

Музыкальная педагогика изучает наиболее эффективные пути передачи опыта подрастающему поколению, методы и педагогические условия, обеспечивающие успешность этой деятельности. Музыкальная педагогика - это и сам процесс передачи музыкального опыта детям, юношеству, студенчеству, формирования исполнительских и творческих умений и навыков.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности.

Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Освоение навыков и умений подменяет собой решение основных задач музыкального воспитания и развития детей. Если обучение осуществляется без индивидуально-дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

Некоторые системы музыкального воспитания детей, существующие в разных странах, построены на использовании какого-либо вида музыкальной деятельности, который признается ведущим.

Так, система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т. е. нацеливает на активное действие, сотворчество) К. Арф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

Ритмические и мелодические упражнения и созданные на их. основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом - его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением, характером звучания (светлым, гулким, вязким и т. д.). Музыка «Шульверка» опирается на народные мотивы, широко представлены поговорки, пословицы, дразнилки, считалки.

К. Орф считает наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.

Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) посредством детского элементарного музицирования.

Другой подход к музыкальному воспитанию детей мы встречаем в венгерской системе, автором которой является крупный венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.

Обучение детей пению проводится с использованием так называемой релятивной (относительной) системы на основе народных песен и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т. д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме того, используются слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.

Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пении по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения к устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овладевают ею.

В Японии распространен метод Судзуки, построенный на признании ведущей роли исполнительства, а именно игры на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте начинается с 3 лет.

Существующая в России система музыкального воспитания школьников, разработанная Д. Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки. Другие виды музыкальной деятельности также используются в обучении, чтобы через исполнительство, творчество (активную деятельность, позволяющую выразить впечатления от музыки) дети научились глубже и тоньше воспринимать музыку, не только слушать, но и слышать ее.

Принцип тематизма, лежащий в основе построения программы Д. Б. Кабалевского,- это ряд взаимосвязанных между собой тем, позволяющих идти от простого к сложному, опираясь на знакомые детям понятия, музыкальные интонации, формы, виды музыки. Так, тема «Три кита» (песня, танец, марш), используемая в первом классе, ведет впоследствии к пониманию детьми более сложных, широких понятий песенности, танцевальности, маршевости в классической музыке.

Преемственность школы и дошкольного музыкального воспитания выражается, прежде всего, в том, что ведущим видом музыкальной деятельности признается восприятие музыки.

Труды В. Н. Шацкой, Л. К. Шлегер, Б. В. Асафьева, Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскиной, Т. А. Вилькорейской, Е. М. Кершнер, Н. А. Метлова, А. В. Кенеман, М. А. Румер, С. Н. Беляевой-Экземплярской, Б. М. Теплова и многих других педагогов и психологов легли в основу системы дошкольного музыкального воспитания детей.

Н. А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития музыкальных способностей, творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, применения различных форм организации детской музыкальной деятельности и др. А также обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н. А. Ветлугиной И. Л. Дзержинская, Я. Бирзкопс, А. Вайчене, М. Викат, Т. В. Волчанская, С. В. Акишев, Р. А. Егорова, Р. Т. Зинич, В. В. Ищук, А. Катинене, Л. Н. Комиссарова, Е. Ф. Корой, Э. П. Костина, К. А. Линкявичус, М. А. Медведева, М. Л. Палавандишвили, О. П. Радынова, А. И. Ходькова, Н. А. Чичерина, А. И. Шелепенко, С. М. Шоломович и др.

Развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Но конечная цель музыкального воспитания детей - научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

Слушание музыки - вид деятельности

Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский подчеркивал: «...попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране, при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента»1. Всю свою музыкально-пропагандистскую деятельность, композиторский талант Д. Б. Кабалевский отдал воздвижению этого фундамента, отмечая важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в драматизированной игре и танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным слушателю.

Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

Всем известно глубокое воздействие музыки на внутренний мир человека, описанное А. М. Горьким в произведении «В людях»: «...когда слушаешь ее, то забываешь - день на земле или ночь, мальчишка я или старик, забываешь все»2.

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Дети неоднократно слушают песню, разучивая ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая разнообразный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».

Воспитывая дошкольников, развивая их способности, обогащая духовно, нельзя ограничиться только пением и ритмикой. Песни, представленные в программе, скромны по своим музыкальным средствам - мелодия изложена в ограниченном диапазоне, с легкими интервальными ходами, фортепианное сопровождение, почти полностью ее, повторяя, имеет облегченную фактуру.

Инструментальная музыка, сопровождающая ритмику, главным образом танцевального и маршевого характера.

Поэтому необходим специальный раздел слушания музыки, позволяющий (в определенной системе) знакомить детей с более разнообразными, более сложными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это откроет перед детьми еще один путь обогащения их музыкального опыта.

Условия и особенности для музыкального развития ребенка – важные условия для развития музыкальных способностей ребенка, формирования любви к музыке.

Условия для музыкального развития ребенка

Музыкальное развитие ребенка, прежде всего, зависит от врожденных способностей ребенка, но еще немаловажным фактором является музыкальная культура в семье, отношение родителей к музыке (какая музыка чаще звучит в доме, посещают ли родители концерты, какие музыкальные телепередачи смотрят по телевизору). Чтобы создать условия для музыкального развития ребенка, нужно обязательно учитывать возраст ребенка.

  • Для детей дошкольного возраста лучшим способом музыкального развития будут игры . Ребенок с помощью маминого пения, с помощью музыкальных игрушек , детских музыкальных сказок и музыки из мультфильмов познает музыкальные основы. Главным условием будет наличие музыкальных инструментов (начиная самых элементарных - барабана, детского пианино , дудочки и т.д.)
  • Для детей школьного возраста лучшим способом музыкального развития будет изучение музыкальных произведений известных композиторов (русская и зарубежная музыка).

Если ребенок проявляет интерес к музыке, то важным условием становится посещение различных музыкальных секций и кружков, а лучше музыкальной школы . Также родителям нужно развивать музыкальные способности ребенка с помощью посещения различных музыкальных спектаклей, концертов, галерей с картинами, в которых передана эпоха разных культур, то есть стараться расширять музыкальный кругозор ребенка. Обязательным условием для музыкального развития ребенка становится изучение шедевров классической музыки, только так ребенок начнет понимать настоящее музыкальное искусство (от классической музыки – И.С. Бах, Л. Бетховена, Ф. Шопена, П. И. Чайковского до фольклора). Еще одним важным условием является «прослушивание» ребенка, пусть ребенок рассказывает вам о музыке, о своих впечатлениях, о том, как понимает ту или иную композицию, какие чувства и эмоции музыка в нем вызывает и т.д. Главное, проявляйте терпение, у всех детей свое индивидуальное понимание музыки, вкусов и музыкальных пристрастий.

Особенности музыкального развития ребенка

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой против его желания. Занятия нужно проводить, если у ребенка есть интерес к музыке. Выделим несколько важных моментов.

  • Обязательно прививаем любовь ребенка к чтению, пусть ребенок изначально знакомится с различной информацией о музыке, о великих музыкальных произведениях и композиторах.
  • Развивайте у ребенка чувство ритма - это поможет ему в дальнейшем развивать музыкальный слух.
  • Чаще включайте ребенку различную музыку, пытайтесь напевать песни вместе с ребенком.
  • Улучшайте у ребенка память, играми или различными методиками, с помощью этого ребенку будет проще научиться запоминать музыку и улавливать необходимое звучание нот.
  • Развивайте у ребенка общий интерес к искусству помимо музыкального развития.
  • Выделяйте ребенку определенное время для занятия музыкой и придерживайтесь этого графика ежедневно.
  • Попытайтесь в ребенке вызвать творческий интерес, чтобы он сам что-нибудь сочинял, сыграл, спел и т.д.
  • Не давите и не ругайте ребенка, если у него не получается что-то в музыке, ребенок должен чувствовать вашу поддержку. Только тогда это придаст ему уверенности двигаться дальше.

Важно знать

Музыкальное развитие ребенка во многом зависит и от эмоциональной сферы в семье. Постарайтесь развивать в ребенке духовные аспекты, прививайте чувства к красоте, чуткости, состраданию. Выделим несколько важных правил, которые необходимо знать, развивая в ребенке музыкальные способности:

  • Чем раньше ребёнка начинают прививать к музыке, тем эффективней результат будет в будущем (в музыкальном отношении).
  • Повышайте культурный уровень ребенка во всех отраслях искусства.
  • Не делайте музыку слишком громко и не давайте прослушивать в наушниках, это все пагубно влияет на слух ребенка.
  • Чаще включайте ребенку музыкальные телепередачи (но не переусердствуйте со временем за телевизором).
  • Если есть возможность, отдайте ребенка на танцы. Танец положительно влияет на музыкальное воспитание ребенка.

И главное - помните, что каждый ребенок индивидуален. Поэтому, старайтесь дома окружать ребенка любовью, заботой и поощряйте первые музыкальные успехи ребенка. Тогда ребенок добьется значительных успехов в музыкальной сфере.

Ссылки

  • Музыка для детей
  • Музыкальные способности , социальная сеть для родителей "Страна Мам"

Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации учебного и воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях. Физиолог А.А. Маркосян, например, разработал подробную возрастную классификацию, включающую одиннадцать возрастных периодов. По мнению исследователя именно они создают лишь предпосылку для тех или иных изменений психической организации ребёнка; эти изменения находятся под влиянием социальных факторов, выявить которые уже нельзя с помощью одной только психофизиологии.

Таким образом, возраст - понятие не только физиологическое, но и социальное. Это толкование содержится и в самом наименовании некоторых возрастных периодов: «дошкольный», «школьный» и др. С каждым возрастом в обществе связываются определенные функции, за возрастными группами закрепляется тот или иной статус. Социально-психологический смысл возрастного деления нельзя упускать из виду, когда речь идет о возрастных особенностях, проявляющихся в сфере контакта человека с искусством. Поэтому, говоря о наилучшем возрасте для развития музыкальности, мы имеем в виду многие условия.

Надо назвать еще одну существенную закономерность - психические функции развиваются неравномерно. Эта мысль высказана Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович. Так, Л. С. Выготский отмечает: «...развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте». Развивая эту мысль, Л. И. Божович указывает, что границы возраста могут сдвигаться в зависимости от деятельности ребенка и конкретных условий, в которых он находится.

Структура может стать практическим, руководством, если ее использовать с учетом музыкального развития детей различных возрастов и их индивидуальности.

Но для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей. Знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.

Понятия «возраст» и «возрастная стадия развития» трактуются по-разному. Одни рассматривают возрастную стадию только как естественный биологический процесс. Отсюда вывод о неизменности этих стадий. Другие вообще отвергают понятие «возраст» и считают, что на любом этапе развития ребенка можно научить чему угодно. Отсюда полное игнорирование учета возрастных возможностей.

Ранние и яркие успехи детей в исполнительской музыкальной деятельности каждый раз позволяют думать, что мы имеем дело с явлением редкостным, исключительным. Но есть основания предполагать, что способность к восприятию музыкального произведения также не всегда находится в прямой зависимости от возраста.

Мнение о том, что между музыкальными способностями и возрастом нет прямой причиной связи, имеет две стороны: негативную и позитивную. Негативная его сторона заключается в том, что отрицается правомерность развития музыкальных способностей по мере взросления человека. Иными словами, ребенок может расти, а его способности к музыкальной деятельности не прогрессировать (может даже напротив -- регрессировать), если не обеспечивать оптимальные возможности для ее развития. Позитивная -- заключается в том, что уже в раннем возрасте у ребенка может быть развита музыкальная восприимчивость.

Идея существования наилучшего возрастного периода для развития музыкальных способностей перекликается с положением Л. С. Выготского о ведущих видах деятельности для детей различных возрастов. Но в области музыкального восприятия такой период еще предстоит найти. Говоря «наилучший», мы имеем в виду не столько то, что он единственный (например, возраст до трех лет является единственным, когда человек может научиться речи), сколько то, что, упустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в деле музыкального развития.

Следует подчеркнуть, что хотя возраст в огромной мере характеризует становление индивида, но его нервно-психическое созревание определяется в основном всем его жизненным опытом. Человек на любом этапе своего развития обладает совершенно неповторимым, единичным свойством. В этом смысле индивидуальные свойства как бы перекрывают его возрастные особенности, что делает возрастные границы восприятия крайне неустойчивыми, динамичными, переменчивыми и вместе с тем очень дифференцированными, подверженными внешним воздействиям.

Что же кладется в основу при установлении границ возрастных стадий развития детей?

Советские психологи считают, что эти границы определяют отношение ребенка к окружающему миру, его интересы, потребности к определенным видам деятельности. И в соответствии с этим можно отметить следующие возрастные этапы всего дошкольного периода:

младенчество (первый год жизни);

раннее детство (от 1 года до 3 лет);

дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

Сроки начала музыкального развития и воспитания надо искать в предпосылках возникновения определенного отношения к музыке, появления эмоциональной и слуховой отзывчивости.

В советской психологии и педагогике получены данные о ранних сроках проявления музыкальности. По данным А. А. Люблинской, у малышей на 10--12-й день жизни возникают реакции на звуки.

В начале первых месяцев жизни (первый возрастной этап - младенчеств о) музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Так, дети, спокойно сидящие в манеже, при неожиданных звуках фортепиано поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. В соответствии с этим и строится программа музыкального воспитания в дошкольных учреждениях, которая намечает определенные задачи музыкального развития детей, начиная с двух месяцев жизни. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Следующий возрастной этап - раннее детство (1-3 года). В этот период у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности.

При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности, что позволяет некоторым малышам точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

Появляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. И если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может сам воспроизвести мелодию небольшой попевки (с помощью воспитателя). В этот период дети часто по собственному желанию напевают, импровизируя какие-то понравившиеся им интонации. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. У ребенка заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат, и движение под музыку помогает ему выразить свое настроение.

Следующий возрастной этап - собственно дошкольное детство (3-7 лет). Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах - игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию. Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде - от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, "не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка среднего дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. Так, после прослушивания двух маршей С. С. Прокофьева и Э. Парлова детям предложили сказать, какой из маршей им нравится и почему. Большинство детей выбрали «Марш» С. С. Прокофьева. Но их мотивировки были весьма своеобразными: «Строгая музыка», «Этот марш лучше, там смелые такие солдаты», «У музыки характер есть». О марше Э. Парлова мальчик сказал: «Мне больше понравился, мы знаем его, он мягче». В этих высказываниях проявилось стремление найти жизненные прообразы, выраженные музыкальными средствами, оценить общий его характер («строгая музыка», «у музыки характер есть», «он мягче»), видна попытка сопоставить со своим опытом («мы знаем его»). В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки - до, ре - второй октавы.

Дети 5--6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6-7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс - плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки). Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т.д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихонемного грустно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи). Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы-до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно, хотя мастера-педагоги, занимаясь с детьми этого возраста, добиваются хороших успехов.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах (индивидуально и в ансамбле). Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.), струнных (цитры), духовых (триола, Мелодия-26); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)

Главное, и это подчеркнуто в программе музыкального воспитания, дети получают опыт слушания.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как] возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

В целом можно сформулировать уровень развития музыкальности, к которому должны стремиться в практике музыкального воспитания в детском саду.

Приведем примеры желательного уровня музыкального развития ребенка средней, старшей и подготовительной школе групп.

В средней группе дети должны:

эмоционально откликаться на музыку, узнавать все, знакомые произведения, отмечать любимые, узнавать мелодию, высказываться о произведениях, различать контрастный характер музыки, звуки по высоте в пределах сексты;

определять различные динамические оттенки: форте [f] -I громко, меццо-форте - умеренно громко, пиано [p] - тихое: звучание;

петь простейшие песни без сопровождения и с сопровождением;

двигаться под незнакомую музыку, передавая ее основное настроение, точно и с удовольствием выполнять плясовые движения, чисто воспринимать простой ритмический рисунок на ударных инструментах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявление предположительно имеющихся музыкальных способностей детей дошкольного возраста возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.

Развитие
музыкальных
способностей
дошкольников
Презентацию составила Михайлова Э.Д.,
преподаватель ОГА ПОУ БПК,
высшая квалификационная категория
04.05.2016

Способности

Способности – индивидуально-психологические
особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности /Кирнарская Д.К.
Музыкальные способности – индивидуальнопсихологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и
являющиеся условием успешного её выполнения.
Большинство авторов разделяют способности на
общие и специальные.

Виды способностей
Общие способности
Специальные способности
Система интеллектуальных свойств
личности (внимание, память, мышление,
волевые качества, грамотная речь,
работоспособность и др.), обеспечивающая лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и в познании действительности.
Они носят универсальный характер,
т. е. присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности в той или иной деятельности.
Система свойств, обеспечивающая
при прочих
равных условиях
высокие достижения в познании,
творчестве, в специальной области
деятельности
(например,
музыкальной).
Для них необходимы особые
задатки, которые присущи не всем.
Однако специальные способности
могут быть развиты при длительной
и упорной тренировке.
Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных
способностей образует более широкое понятие – музыкальная одарённость.
К её показателям относятся:
блестящие музыкальный слух и память
пластичный, скоординированный двигательный аппарат;
необычайная обучаемость;
работоспособность в музыкальной деятельности.
Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а
формируются при жизни в деятельности

Задатки

Человек не рождается со способностями. Врождёнными могут быть
только задатки.
Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов
чувств и движений, функциональные особенности организма, данные
каждому человеку от рождения
Психологи утверждают:
задатками музыкальных способностей выступают основные
сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и другие
функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.);
«задатки взаимосвязаны со
предпосылками к их развитию»;
способностями
и
являются
тяготение ребёнка к определённой деятельности - первый
признак зарождающейся способности;
дети одарены ко всем видам художественного творчества; это -
возрастная одарённость, сензитивность к развитию способностей во
всех видах художественной деятельности, в том числе и
музыкальной.

Условия музыкального развития ребёнка

Первичные условия музыкального развития
Звуковысотный слух
Чувство ритма
Музыкальная память
Музыкальное воздействие на ребёнка в пренатальный
период, пребывание его в насыщенной музыкальной среде и
слуховой опыт способствуют созреванию необходимых
нервных связей в структуре мозга. Всё это как бы «включает»
природные задатки, которые предопределены генетически
или анатомически.
Важным фактором развития музыкальных способностей
выступает интенсивность и планомерность обучения,
сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне
развития ребёнка.

Характеристика музыкальных способностей

Музыкальные способности – это способности необходимые для
успешного осуществления музыкальной деятельности. Они
объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность – комплекс способностей необходимых для
осуществления всех видов музыкальной деятельности (Б.М. Теплов).
Ведущие компоненты музыкальности
Эмоциональный отклик на музыку
(способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на неё. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он
музыкален)
Музыкальный слух
(способность
вслушиваться,
сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности)

Музыкальный слух

Выделяют несколько видов музыкального слуха:
Музыкальный слух
звуковысотный
(различение высоты
звуков)
мелодический
(восприятие
одноголосной
мелодии)
тембровый
(различение
окраски звуков);
гармонический
(восприятие
созвучий,
многоголосия)
динамический
(различение
силы звука)

Основные музыкальные способности

Отечественный психолог Б.М. Теплов в структуре музыкальности
выделяет три основные способности:
Структура музыкальности
Ладовое чувство
(восприятие
мелодического движения)
– эмоциональный
компонент музыкального
слуха
Музыкально-слуховые
представления
или
звуковысотный слух
(способность звуковысотного
отражения мелодии)
Чувство ритма
способность активного
двигательного переживания
музыки, ощущение его
воспроизведения
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства –
любовь и интерес к слушанию музыки

Музыкально-сенсорные способности –

это слуховое восприятие отдельных качеств музыкальных звуков
(высота, тембр, динамика, длительность),
лежащее в основе познания музыки
Характеристики музыкально-сенсорных способностей:
различение свойств музыкальных звуков;
различение их выразительных соотношений;
качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание
свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;
выделение комплекса других звуков;
различение их выразительного звучания;
воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на
музыкальном инструменте;
комбинирование звуковых сочетаний;
сопоставление с принятыми эталонами.
Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:
формирование слухового внимания детей;
концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;
умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых
комплексов.

10.

Ведущие компоненты музыкальности
Структура музыкальности:
ведущие компоненты музыкальности
Эмоциональное
реагирование на музыку
Тонкость эмоциональных
переживаний
Эмоциональный
отклик на музыку
Музыкальный
слух
Звуковысотный слух
Мелодический слух
Гармонический слух
Творческое
воображение
Тембровый слух
Художественное
восприятие мира
Высота
Музыкальные сенсорные способности
Тембр
Динамика
Динамический слух
Длительность
Основные музыкальные способности
Ладовое чувство
Восприятие
эмоциональной
выразительности мелодии
Чувствительность
к точности интонации
Музыкально-слуховые
представления
Воспроизведение мелодии
по слуху
Чувство ритма
Темп
Музыкальный метр
Ритмические единицы
в музыке

11.

Способности к различным видам музыкальной деятельности
Способность восприятия
Способность целостного восприятия
Способность дифференцированного восприятия
Исполнительские способности
Чистота певческих интонаций, качество
звукообразования
Координационность, согласованность движений рук
(игра на инструментах)
Пластичность моторного аппарата, изящность
движений и слитность их с музыкой
Творческие способности
Способность творческого воображения при
восприятии музыки
Способность к песенному, музыкально-игровому,
танцевальному творчеству, к импровизации на
инструментах

12. Характеристика музыкального развития детей

Наиболее сензитивным для развития музыкальных
способностей детей считается период от 2 – 2,5 до 11 – 13 лет.
Музыкальное развитие, как и любые другие психические и
физиологические процессы, идёт по возрастающей линии.
Музыкальное развитие
Непроизвольные
отклики на музыку
Импульсивные
стремления петь,
двигаться под музыку
Смутные приятные
ощущения восприятия
звуков
Эстетическое
отношение к музыке
Выразительное
исполнение
Эмоциональное
и сознательное слушание произведения
С е н зи ти в н о с ть (от лат. чувство, ощущение) - характерологическая особенность
человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям,
обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.

13. Развитие музыкальных способностей

Все способности развиваются в деятельности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех
видах музыкальной деятельности, но лучше всего она развивается при:
восприятии музыки (предшествует и сопутствует всем видам
музыкальной деятельности);
музыкально-ритмических движениях, так как проявляется ярче
всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и
чувстве ритма.
Ладовое чувство может успешно развиваться в процессе:
восприятия музыки (её узнавания, определения, закончилась ли
мелодия);
пения (дети контролируют слухом правильность интонации).
Музыкально-слуховые представления – в видах деятельности,
которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в
пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих характеру окраске музыки (согласованность ритма движений и
музыки).

14. Диагностика музыкальных способностей

Для того чтобы обучение носило развивающий характер,
важно контролировать развитие музыкальных способностей
детей. В теории и практике музыкального воспитания
принята диагностика, основанная на выявлении трёх
основных музыкальных способностей по Б.М. Теплову:
1) ладовое чувство,
2) музыкально-слуховые представления;
3) чувство ритма.
Эмоциональная
отзывчивость
на
музыку
(центр
музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой
и третьей способностях.
Исходя из этой структуры музыкальности важно
определить показатели развитости каждой музыкальной
способности в соответствии с возрастными возможностями
детей.

15.

Ладовое чувство
Один из показателей ладового чувства – любовь и
интерес к слушанию музыки:
внимание детей во время слушания, внешние
проявления (двигательные, мимические, пантомимические), просьба повторить произведение, наличие
любимых произведений и т. д.;
высказывания детей о прослушанной музыке, о её
характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»);
умение различать устойчивые и неустойчивые
звуки при окончании на них мелодии, узнавать
мелодию, чувствительность к точности интонации.

16.

Музыкально-слуховые
представления
Они проявляются в двух видах музыкальной
деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на
музыкальных инструментах.
В зависимости от возраста детей задания могут
усложняться, например:
пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением, и без него;
пение малознакомой или незнакомой мелодии,
несколько раз прослушанной;
подбор по слуху хорошо знакомой короткой
попевки или несколько раз прослушанной;
подбор мелодий и т. д.

17.

Чувство ритма
К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие
характеру и ритму музыки.
Дети, начиная с 5 лет могут выполнять задания
на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.
Для каждой возрастной группы определяются показатели и
задания, которые позволяют судить о динамике развития
музыкальных способностей (табл. 1-4). Диагностика может
проводиться педагогом в течение нескольких занятий.
Некоторые задания дети выполняют небольшими группами,
другие - индивидуально.

18.

Параметры и критерии диагностики музыкальных
способностей
Таблица 1
Основные
музыкальные
способности
Ладовое чувство
Музыкальнослуховые
представления
Чувство ритма
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Яркое
эмоциональное
восприя-тие музыки, внимание
во
время
слушания
предлагаемого произ-ведения,
просьба повторить его, наличие
любимых
произведе-ний,
точное
ощущение
устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них
мелодии.
Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание
при восприятии, нестабильность правильных ответов в
определении устойчивых и
неустойчивых
звуков
при
окончании на них мелодии,
нестабильность
правильного
выполнения задания довести
мелодию до тоники.
Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой
песни с сопровождением и без
него,
неточная
интонация
мелодии после её предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной
мелодии (попевки) по слуху.
Воспроизведение в хлопках
ритмического рисунка мелодии
с ошибками, недостаточная
точность соответствия ритма
предлагаемого
музыкального
произведения.
Отсутствие
внешних
проявлений эмоциональности при восприятии
предлагаемого музыкального произведения, неузнавание знакомых мелодий, отсутствие способности довести мелодию
до тоники.
Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность
интонации незнакомой мелодии
после её предварительного
прослушивания,
правильный
подбор по слуху незнакомой
мелодии (попевки).
Чёткое воспроизведение в
хлопках ритмического рисунка
мелодии, соответствие ритма
движений ритму предлагаемого
произведения.
«Гудошник», неправильный подбор по слуху
незнакомой мелодии.
Неправильное воспроизведение ритмического
рисунка мелодии, несоответствие ритма движений ритму музыкального
произведения.

19.

К диагностике музыкальных
способностей детей
Младшая группа
Таблица 2

Ладовое чувство
Музыкальноп/
слуховые
п
представления
1. Внимание
Подпевание зна2. Просьба повторить
комой мелодии с
3. Наличие любимых про- сопровождением
изведений
4. Внешние проявления
(эмоцииональные)
5. Узнавание знакомой мелодии
Чувство ритма
Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии
из 3-5 звуков.
Соответствие эмоциональной окраски движений
характеру музыки.
Соответствие ритма движений ритму музыки.

20.

Средняя группа
Таблица 3

п/
п
Ладовое чувство
1. Внимание
2. Просьба повторить
3. Наличие любимых произведений
4. Внешние
проявления
(эмоциональные)
5. Высказывания о характере
музыки (двухчастная форма)
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
7. Определение,
закончилась ли мелодия
8. Определение
правильности интонации в пении
у себя и других
Музыкально-слуховые
представления
Чувство ритма
Подпевание знакомой
мелодии с сопровождением.
Пение малознакомой
попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением.
Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на
металлофоне.
Воспроизведение
в
хлопках, в притопах,
на музыкальных инструментах
ритмического рисунка мелодии.
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными
частями.
Соответствие
ритма
движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

21.

Старшая группа
Таблица 4

п/п
Ладовое чувство
1.
Внимание
2.
Просьба повторить
3.
Наличие любимых произведений
Внешние
проявления
(эмоциональные)
4.
5.
Высказывания о музыке с
контрастными частями
6.
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
Определение,
закончилась ли мелодия
Окончание на тонике начатой мелодии
7.
8.
Музыкально-слуховые
представления
Чувство ритма
Пение знакомой мелодии с сопровождением.
Пение знакомой мелодии без сопровождения
Пение
малознакомой
мелодии (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением.
Пение
малознакомой
мелодии без сопровождения.
Подбор по слуху хорошо знакомой короткой
попевки на металлофоне.
Подбор по слуху малознакомой попевки.
Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных
инструментах
ритмического
рисунка
мелодии.
Соответствие
эмоциональной окраски движений характеру музыки с
малоконтрастными частями.
Соответствие ритма движений ритму музыки (с
использований
смены
ритма).

22.

1.
Задания
Пользуясь
выше
предложенными
диагностическими
материалами
продиагностируйте музыкальные способности ребёнка дошкольного возраста.
Для этого:
установите возраст ребёнка;
подберите практический материал (музыкальные пьесы, песни, попевки, ритмические
примеры, детские музыкальные инструменты) для диагностирования музыкальных
способностей дошкольника данного возраста;
сформулируйте (письменно) по 2 задания для определения уровня каждого вида
музыкальных способностей испытуемого;
разработайте и запишите критерии оценивания;
проведите диагностирование;
оцените уровень выполнения каждого задания по разработанной Вами шкале и
занесите данные в таблицу:
Основные
музыкальные
способности
2.
Виды музыкальной деятельности
Восприятие
Ладовое чувство
1.
2.и т.д.
Музыкальнослуховые
представления
1.
2.и т.д.
Чувство ритма
1.
2.и т.д.
Пение
Музыкально-ритмические
движения
Игра на детских музыкальных
инструментах
Подберите практический материал (песни, попевки, ритмические примеры,
детские музыкальные инструменты: музыкально-дидактические игры) для
диагностирования музыкальных способностей у детей.

23. Источники информации

1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005.
320 с.
2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.
Гончарова, Ю.С. Богачинская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия,
2014. 256 с.
3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / А.Н.
Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век,
2007. 367 с.
5. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И, Тарасова К.В. и др. Психология
музыкальной деятельности: Теория и практика. М.: Академия, 2003.
367 с.
6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк.
воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.

Условия для музыкального развития ребёнка./ Балада музыкаль үсеш өчен шартлар

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально - образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.



Читайте также: