Окр мир отечественная война 1812 года. Сопроводительный материал к слайдам

1. С помощью учебника сформулируй определение. Отечественная война - это

Отечественная война - война, во время которой весь народ поднимается на защиту Отечества.

2. Соедини линиями разного цвета название битвы и имя полководца.

3. Вырежи из Приложения фрагменты картосхем и наклей их в соответствующие окошки.

4. Прочитайте отрывки из стихотворных произведений русских поэтов XIX века и напишите ответы на вопросы.

1) Какое событие описано?

Ну ж был денёк!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М.Ю. Лермонтов)

В стихотворении описана Бородинская битва

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте и запишите, что такое редут, кто такие уланы и драгуны.

Редут - сомкнутое полевой укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.
Уланы - военные, вооружённые пиками, из частей лёгкой кавалерии.
Драгуны - военные предназначенные действовать как в конном, так и в пешем бою.

2) Какой момент Отечественной войны запечатлён?

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

(А.С. Пушкин)

В стихотворении описан момент взятия Москвы Наполеоном.

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте, о каком обычае упоминает А. С. Пушкин. Почему Наполеон ждал ключей от Кремля? Запишите.

Раньше город, который сдавался после осады, отдавал ключи от своих ворот победителю.

3) Напишите имя человека, о котором идёт речь.

На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, как может росс!
На Бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс.
С своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!»
(К.Ф. Рылеев)

В стихотворении говорится о Михаиле Илларионовиче Кутузове.

5. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

  1. М. И. Кутузов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов - одни из героев Отечественной войны 1812 года - верное утверждение .
  2. Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение - верное утверждение .
  3. Войска неприятеля вторглись в Россию в июне 1812 года, а были изгнаны из страны в декабре 1812 года - верное утверждение .
  4. Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву - неверное утверждение.
  5. Заграничные походы российской армии закончились в Париже - верное утверждение .

Тема: Отечественная война 1812 года.
Цель:

Уяснить причины Отечественной войны 1812 г., подвести учащихся к пониманию условий, влияющих на ход войны, определить значение победы русского народа в войне. Углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях.

Развивать учебную деятельность: умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы, разрабатывать учебные проекты, умение обмениваться вопросами в ходе урока. Формировать уважение к историческому прошлому России, воспитывать патриотические чувства учащихся на примере борьбы русского народа с французской армией в 1812 г.

Основные понятия: Отечественная война, флеши, партизаны, Тарутинский маневр, «Битва народов».

Важнейшие даты:

Ход урока.

Вопрос: Догадайтесь, как будет звучать тема урока сегодня.

(слайд1)

«Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром

Москва, спаленная пожаром

Нужно подвести учащихся к теме Отечественной войны 1812 года.

Тема урока:

Отечественная война 1812 года - запись в тетради. (Слайд)

Актуализация личного опыта учащихся.

(предполагаемый ответ: Отечественная война 1812 г. состоялась в годы правления императора Александра І (1801-1825г.г.). Ей предшествовали внутриполитические реформы императора. Следствием войны был заграничный поход русской армии, Венский конгресс. В культуре ряд произведений, посвящены Отечественной войне)

Рассмотрите карту и выделите причины войны, (слайд 4)

предполагаемый ответ:

1. Стремление Наполеона к мировому господству

2. Личная неприязнь между русским и французским императорами

Характер войны, соотношение сил.

Каково было соотношение сил? (по учебнику)



- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Работа по карте

- Как расположена была русская армия перед началом войны?

(Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

Учащиеся показывают на карте расположение русской армии.

- Какие планы преследовал Наполеон?

(Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)

Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись в тетради: (слайд)

Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте).

Таким образом, план Наполеона был сорван.

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики: «Что ж мы?

На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

Работа с документом. №1

А. Ермолов : «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич : «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка : «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года? (Слайд)

Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Работа по учебнику.

Каковы были силы сторон накануне битвы. Сделайте вывод.

Учитель расположение русской и французской армий показывает по условной карте на рисованной на доске, рассказывает о Бородинском сражения, попутно спрашивает у ребят, что такое:

Инфантерия- пехота;

Флеши - земляные укрепления;

Пехота - пешие войны;

Кавалерия-

Батарея-

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

Хотя в Бородинской битве никто не проиграл и никто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск: Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.


  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

  4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

«Совет в Филях, Пожар Москвы»

Рассмотрите внимательно иллюстрацию

«Военный совет в Филях» (слайд12) ,

озвучьте дискуссию военных начальников с учетом исторической эпохи


Документ 2 (от имени М. И. Кутузова)

Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»


М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага Отечества... Приказываю отступать!»
-Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?

Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на Поклонной горе. (слайд 17)

Напрасно ждал Наполеон

Москвы коленопреклоненной..

Работа с документом№3.

Какой предстала Москва перед французскими войсками?

В чем была причина недовольства Наполеона?

Де-ла-Фриз : « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье : «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».

Учитель : Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.


Английский фельдмаршал Б.Монтгомери, выступая в палате лордов в 1962 г., заявил: «Первое правило, начертанное на первой странице книги войны, гласит: «Не ходи в Москву». Какие исторические события стали основанием для заявления военачальника? (ответ: Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945г.г.)

«Партизанское движение, народный характер войны»

Выясните, используя словарь, кто такие партизаны, ополчение. Запишите определения на доске.

Запись на доске и в тетради:

Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага. Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах. _

Презентация Юли.

Тарутинский маневр (по учебнику)

Куда повернул Наполеон? (на юг)

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

На фоне слайда я зачитываю документ

Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

Запись на доске и в тетради:

Вывод. Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

Открытый урок по окружающему миру (4 класс)

Тема: Отечественная война 1812 года.

Цель: сформировать представление о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать патриотизм, гражданственность у младших школьников.

Оборудование: фото великих людей России, рисунки и слайды с изображением Александра 1, Наполеона, Кутузова, фрагментов сражения при Бородино.

Литература:

    А.А. Плешаков. Мир вокруг нас, Учеб. для 4 кл. нач. шк. 2 ч.М.,П., 2006 г.

    О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс, М., ВАКО,2008 г.

    Т.А. Корнева,Е.А. Шмидт. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методическое пособие для уч. нач. кл. ч2 – Волгоград: Учитель,2003 г.

    Л.П. Борзова. История России в картинках, рассказах, путешествиях.- М: ЗАО РОСМЭН – ПРЕСС, 2007 г.

    Энциклопедия для детей (т.32)История воин/ред.коллегия: М. Аксенов, А. Желенин, С. Шокарев- М.: Мир энциклопедий Авонта+, Астрель,2009 г.

Ход урока

    Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать на машине времени под названием «История».

— Что такое история? (наука о прошлом, история изучает, как жили различные народы, какие события происходили).

2. Повторение изученного.

— Посмотрите перед вами портреты известных людей, которые тесно связаны с историей нашей страны каждый человек оставил свой след в истории нашего Отечества.

— Ваша задача назвать его имя и те события и даты, которые с ним связаны в хронологической последовательности (Дмитрий Донской – 1380 г. Куликовская битва с Мамаем, Иван 3 – 1480 г Великое стояние на р. Угре, свержение татаро – монгольского иго, Иван Грозный – первый царь, 1654 г первая типография в Москве, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – 1612 г освобождение России от польских интервентов, Петр 1 – 1700-1721 – Северная война, первый император, 1703 – строительство Санкт – Петербурга, реформы флота, армии).

— Осталось два портрета с людьми, с которыми мы еще не знакомы. Цель нашего урока познакомиться с ними и узнать, какие страницы истории нашей страны связаны с этими выдающимися личностями.

4. Новая тема.

— В течение всего урока по ходу моего рассказы вы меня внимательно слушаете и заполняете хронологическую таблицу (см. Приложение 1).

В 1799 году во Франции пришел к власти генерал Наполеон Бонапарт. Вскоре он провозгласил себя императором и решил покорить вест мир. (доклад, подготовленный учеником о Наполеоне, приложение 2). Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно чувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

К началу 19 века Россия была огромной державой,

имеющей земли от Балтийского моря до Тихого океана.

Она имела выход не только в балтийское море, но и в Черное.

В то время страной правил Александр1.

В июне 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Силы Наполеона превосходили русских (600 тыс. человек). Русская армия имела 590 тыс. человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тыс. человек (часть армии находилась на юге, где продолжалась война с Турцией. Остальная часть армии была разделена на три части, стоявших друг от друга очень далеко.

Ф ранцузский император планировал победить Россию очень быстро, дав основные сражения у границы. Но возглавляющий русскую армию осторожный Барклай де Толли решил по – другому:

необходимо отступать в глубь страны, постепенно изматывая противника и уменьшать его силы.

В тыл врага посылались партизанские отряды.

Одним из предводителей партизанского отряда был поэт, писатель Денис Давыдов. Они внезапно нападали, лишали их продовольствия и связи

друг с другом. Это был верный

путь к победе. Но многие влиятельные люди считали это трусостью. Они требовали смены командующего.

Возглавил русские войска опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов (доклад, подготовленный учеником о М.И. Кутузове, Приложение 3). Император Александр 1 призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества. Поэтому война1812 года получила название Отечественной.

Когда Наполеон уже подходил к Москве, численность русской и французской армии почти сравнялась. Теперь противнику можно было дать решительное сражение. Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Бородинское сражение одно из них.

26 августа 1812 года близ села Бородина, рядом с Можайском сошлись почти 300 тыс.человек из двух враждебных армий. На рассвете загремели выстрелы тысяч пушек. Французы атаковали центр и левое крыло русских. Несколько раз русские отражали натиск противника и сами переходили в атаки. До позднего вечера длилась перестрелка, затем Наполеон отвел свои войска на исходные рубежи. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражения, а отступить к Москве.



Бородино посеяло во французах чувство неуверенности и страх перед стойкость противника. Наполеон вспоминал: «Изо всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.» (Лермонтов М.Ю. отрывок «Бородино»).

После Бородинского сражения русские отступили почти на 10 км. 1 сентября в

деревне Фили (под Москвой) состоялся военный совет.

— Какие вопросы могли решать офицера на данном совете? (Дать бой под Москвой или отдать Москву без боя).

Часть офицеров настаивали на сражении под стенами Москвы. Другие считали, что позиция русской армии очень неудобна, давать сражения здесь нельзя. Но Кутузов успокоил: «С потерей Москвы не потеряна Россия. Нужно сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление. Само уступление Москвы приготовит неизбежную гибель неприятелю». 2 сентября русская армия вышла из Москвы.

В начале сентября Наполеон вошел в Москву. Он напрасно надеялся, что ему вынесут ключи от города. Завоевателя ждал пустой город и пожар, уничтоживший больше половины всех московских домов. Наполеон предложил Кутузову перемирие. Но русские были непреклонны.

Целый месяц находился Наполеон в Москве. За это время 2 тыс. французов попали в плен и 30 тыс. погибли. Не хватало продовольствия, приближались холода и Наполеон понял, что зимовать в Москве смерти подобно.

В начале октября у села Тарутино произошло сражение. Французы понесли большие потери и отступили.

7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы. При переправе через реку Березину армия Наполеона понесла огромные потери. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж.

В 1814 году русские войска победоносно вошли в столицу Франции Париж. Мечтавший о мировом господстве Наполеон остаток жизни провел пленником на далеком острове в Атлантическом океане.

В честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный Храм Христа Спасителя в г. Москве.

4. Закрепление нового материала.

— Каковы причины победы русской армии в Отечественной войне 1812 года? (военный талант, главнокомандующих, смелость, храбрость и стойкость русских людей, погодные условия).

— Почему войну 1812 года назвали Отечественной? (на защиту страны встал весь народ – армия, партизаны, народное ополчение).

— Найдите ошибки в данных предложениях.

1. Кутузов возглавил русские войска, когда Москва уже была отдана французам.

(Кутузов возглавил русские войска, перед тем как отдать Москву).

2.Как только войска покинули Москву, состоялся совет в Филях .

(Совет в Филях состоялся перед тем как отдать Москву французам).

— Проверим хронологические таблицы по теме нашего урока.

Дата

Событие

1799 г.

Во Франции у власти Наполеон

июнь 1812 г.

Армия Наполеона перешла границы России

Бородинское сражение

Совет в Филях

Русская армия вышла из Москвы

начало октября 1812 г.

Сражение у села Тарутино

Наполеон вывел свою армию из Москвы

1814 год

Русские войска вошли победоносно в Париж

    Работа в тетрадях.

— откроем рабочие тетради «Окружающий мир» страница 41, №4

7. Итог урока. Тест.

    1.Какая страна напала на Россию в начале XIX века?

    М) Франция

    П) Швеция

    Р) Германия

2
. Кто был императором России в то время?
а) о)

3. Кто возглавлял армию французов?

    М) Мамай

    Н) А. Суворов

    Л) Наполеон

4.Главнокомандующий русских войск

    У) Ф. Ушаков

    О) М. Кутузов

    А) А. Невский

5. Где произошло решительное сражение войны с французами?

    Н) на Куликовом поле

    Д) у села Бородино

    Ж) на реке Неве

6.В каком году произошло Бородинское сражение?

    И) 1811 году

    Ё) 1380 году

    Е) 1812 году

    Какой храм был сооружен в Москве в честь победы в Отечественной войне 1812 года?

    Ф) Софийский собор

    Ц) Храм Христа Спасителя

    Х) Рождественский храм

— Правильные ответы вы увидите если прочитаете слово, которое у вас получилось (МОЛОДЕЦ!)

— Спасибо за урок. Оценивание работы учащихся на уроке.

8. Домашнее задание.

— стр. 112 – 117 чит., перес., р.т. с.40-43. Подготовить информацию о дальнейшей судьбе Наполеона.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Хронологическая таблица

Дата

Событие

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наполеон Бонапарт – выдающийся французский полководец и государственный деятель. Родился он в 1769 году в семье адвоката и его жены. У них было 5 сыновей и 3 дочери, жили они небогато. При Людовике 16 он смог поступить в военную академию. В 24 года Наполеон стал бригадным генералом. Позже он получит под командование армию в Италии и руку Жозефины Богарне.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Кутузов Михаил Илларионович родился в 1745 году и происходил из старинного дворянского рода. Получив прекрасное домашнее воспитание, 12- летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом в Соединенную Артиллерийскую и Инженерную дворянскую школу; в 16 лет получил первый офицерский чин, а в 17 лет в чине капитана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка.

Участник русско – турецких войн 18 века. В русско – австро – французскую войну 1805 года командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из –под угрозы окружения.

Кутузов не только выдающийся военачальник, каковым его знают все. Он был также одним из крупнейших русских дипломатов, блестяще сочетавшим в себе военные и дипломатические таланты

Тема: "Отечественная война 1812 года

Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года;
  2. познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
  3. сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
  2. развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;
  2. содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории

Оборудование.

Портрет М.И.Кутузова и Б. Наполеона

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.

II. Введение в тему. Целеполагание.

Ученик.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении?

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

Учитель . Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения?

Учитель. Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”.

Задачи сегодняшнего урока вы определите сами. Прочитайте заголовок 1 колонки.

(Приложение 1)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

Учитель. Что вы узнали из услышанного отрывка стихотворения?

Дети отвечают:

1. Москва отдана французам.

Учитель. Прочитайте заголовок 2-й колонки.

Что бы вы хотели узнать, исходя из темы урока?

Учащиеся:

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу? (Все причины прикрепляются на доску)

Учитель. Обратите внимание на 4-ю колонку. Скажите, чему вы будете учиться на уроке? (Дети отвечают, а учитель прикрепляет к доске заранее заготовленные “предположительные ответы учащихся”)

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

III. Работа по теме урока.

Учитель. Чтобы ответить на первый вопрос, давайте обратимся к источнику информации, к нашему учебнику. Откройте учебник на 112 странице и прочитайте 1 абзац. (Работа в группах)

Учитель. Какова же причина нападения на Россию? (3-я колонка)

(Дети отвечают. Ответ выносится на доску )Наполеон мечтал покорить весь мир .

Учитель. А сейчас давайте обратимся за помощью к историкам и узнаем, кто же такой Наполеон?

Слайд №2

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Слайд №3

В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Слайд №4

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Учитель. Теперь вы можете ответить на второй вопрос?

2. Французской армией командовал Наполеон . (3-я колонка – на доску)

Учитель. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. С вторжения наполеоновской армии на нашу русскую землю и началась война 1812 года.

Давайте обратимся к летописцам и с их помощью узнаем, как же Наполеон начал осуществлять свои планы.

Летописец. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разорённой территории. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Учитель. Удалось ли Наполеону быстро осуществить свой план? Почему? (Дети отвечают)

Слайд №5

Учитель. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать в глубь страны.

Ученик.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

Слайд №6

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Слайд №7

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Учитель. Но командиры не боялись “изорвать чужие мундиры”, а тщательно готовились к генеральному сражению. После взятия Смоленска, (показать на карте) наполеоновская армия продолжала продвигаться в глубь страны. И когда до Москвы оставалось 100 вёрст, (верста – русская мера длины, равная чуть больше 1 км – работа с новым термином - вынести на доску )

Ребята, а, сколько это километров? (Ответы детей)

Главнокомандующим российской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Давайте обратимся к историкам и узнаем, кто же такой М.И. Кутузов?

Слайд №8

Историк. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

Слайд №9

“Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

Слайд №10

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен

Учитель. Давайте ответим на второй вопрос – кто командовал российской армией?

Российской армией командовал М.И. Кутузов. (3-я колонка – выносится на доску )

Слайд №11

Учитель. Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы (карта, атлас у уч-ся). Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Здесь, 26 августа 1812 года (дату на доску), и произошло Бородинское сражение.

Слайд№12

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так:

«Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый,

Как кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус»

Слайд №13

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Слайд№14

Летописец. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.

Слайд№15

Учитель. Поздно ночью, на военном совете в подмосковной деревушке Филе в избе крестьянина, собрались военачальники решать, как быть дальше. Кутузов принял непростое решение: оставить Москву.

Как вы думаете, почему он принял такое решение? (Дети высказывают свои мнения, делают выводы и отвечают на вопрос)

Учитель. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву. Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

“Напрасно ждал Наполеон,
Москвы коленопреклонённой...
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…”

Слайд №16

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. (Карта). Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, пожив конец завоевательной политике Наполеона.

Учитель. Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: “Армии больше нет”.

Сделайте, пожалуйста, вывод, кто же одержал победу в Отечественной войне 1812 года?

Победу одержала Российская армия . (3-я колонка, ответ на доску)

Слайд №16

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории

В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Слайд №17

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд №18-19

1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт)

2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир)

3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году)

4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов)

6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы)

7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско)

8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве)

9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны)

10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?(Храм Христа Спасителя)

V. Домашнее задание.

Выполните творческое индивидуальное задание. Приложение 4.

VI. Итог урока. Оценки.

Рефлексия. (Дети выбирают любое начало предложения и заканчивают его)

Сегодня на уроке: Я узнал (-а) … Я научился (-лась) …

Мне понравилось … Я бы хотел (-а) … Новые знания мне …

Вы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

  1. отлично
  2. хорошо
  3. удовлетворительно
  4. плохо

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 1

(Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала. Так она должна выглядеть к концу урока)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и Францией.

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу?

1. Наполеон мечтал покорить весь мир.

2. Французской армией командовал Наполеон.

Российской армией командовал М.И. Кутузов

3. Победу одержала Российская армия.

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

Фрагменты этой таблицы (1, 2, 3 колонки) я заимствовала в ежемесячной методической газете для учителей начальной школы “Начальная школа” № 48 за 2004 год. Авторы Мастерской – “Уроки по родной истории” - Е. Рогалева и Т. Соловьёва.

Приложение 2

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

Нарисуй рисунок по данной теме урока.

Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Наполен Бонапарт В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся в Россия, но я раздавлю её», заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Общее мнение было у народа: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Михаил Кутузов Кутузов сделался известен ещё при Екатерине II . При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении Писал о нём: «Кутузов шёл у меня на левой руке, но был моею правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, а в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

«Видно, говорил доктор,- Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран»

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен.

Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждать боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч.

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так: «Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый, Как кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус»

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В это м ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

1 сентября 1812 года состоялся военный совет в Филях, на котором главнокомандующий российской армией М.И. Кутузов принял трудное, но волевое решение – отступить, оставив Москву врагу. Жителей заранее предупредили об отступлении и многие из них покинули город. Всем известны знаменитые слова русского полководца: «С потерей Москвы не потеряна Россия». В последствии эти слова подтвердятся…

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории. В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

Закрепление изученного. 1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт) 2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир) 3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году) 4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов) 6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы) 7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско) 8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве) 9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны) 10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя)



2. Бородинская битва.
3. Наполеон в Москве.

1. Нашествие Наполеона на Россию.

С конца 18 века европейские страны были погружены в бесконечные войны. Во Франции к власти пришел полководец Наполеон Бонапарт и провозгласил себя императором. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

В июне 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. Численность армии Наполеона составила 600 тысяч человек. Удар французов был так стремителен и селен. Русские армии не смогли сдержать натиск французов и вынуждены были начать отступление. Наполеон был уверен в скорой победе.

Солдаты и генералы русской армии тяжело переживали неудачи первых месяцев войны. Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот тяжелый для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов .

Войска с радость встретили назначение Кутузова главнокомандующим. На его счету уже было много побед и он был учеником Суворова.

2. Бородинская битва.

Кутузов начал подготовку к решительному сражению. 20 августа 1812 года в 6 часов утра произошло сражение на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы.

Оборона Курганской высоты стала стала одной из самых тяжелых моментов в Бородинской битве. Возглавлял оборону Курганской высоты генерал Николай Николаевич Раевский. 400 французских пушек обстреливало высоту в течении нескольких часов. И после жесточайших атак врагу удалось занять высоту.


Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М.Ю.Лермонтов)

Реду́т (фр. redoute — убежище) - укрепление сомкнутого вида, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Ула́ны - наряду с гусарами род легковооружённой (в противовес кирасирам) новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (уланка или конфедератка).

Драгуны (фр. dragon - «драгун », букв. «дракон») - название конницы, способной действовать также и в пешем строю. В прежние времена под этим же названием понималась пехота, посаженная на лошадей.

Русская армия в Бородинской битве понесла большие потери. Кутузов отдал приказ отступать к Москве. Перед ним встал трудный выбор: дать сражение под стенами Москвы или оставить Москву французам, но сберечь войско. Кутузов принял решение отступить.

На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, что может росс!
На Бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс.
С своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепляясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!»
(К.Ф.Рылеев)

3. Наполеон в Москве.

Наполеон вошел в Москву. В покоренных городах Европы ему в почетом подносили ключи от города. Передача ключей от города — символ добровольной сдачи города. Наполеон считал, что близок к победе и ждал от жителей Москвы такого шага. Но Москва же стояла опустевшей.

2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Москва почти полностью сгорела.


Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

(А.С.Пушкин)


За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Наполеону пришлось оставил Москву. Наступил черед русской армии преследовать отступающую французскую армию.

3. Роль народа в Отечественной войне 1812 года.

На борьбу с захватчиками поднялся весь народ. Именно поэтому эта война названа Отечественной.

Большой урон отступающим французам наносили партизаны. Они воевали на территории, занятой противником. В партизанском движении принимали участие не только мужчины, но женщины, старики, подростки. Они вооружались вилами, дубинами, брошенным оружием. Партизанили и небольшие отряды русской армии.

Денис Васильевич Давыдов был офицером, талантливым поэтом и писателем. Он командовал одним из таких отрядов.

Именно партизанские отряды наносили ощутимый урон французской армии. Они захватывали повозки с оружием и продовольствием, расстраивали дисциплину в рядах французской армии, внушали ей страх.

Война Наполеоном была проиграна. В декабре 1812 года русские войска освободили свою землю, помогла освободить порабощенные страны Европы. Отечественная война 1812 года была завершена в апреле 1814 году на территории Франции, после того, как был занят Париж.

Отечественной войне 1812 года стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только сплоченный, решительный и самоотверженный народ.

Армией Наполеона были разрушены многие города и села, погибли многие ценности. Но Россия сумела отстоять свою независимость.

В конце 19 века в Москве в память избавления России от захватчиков был возведен храм Христа Спасителя, чтобы «вечно напоминал бы отдаленному потомству о доблестных делах его предков».

Храм взорван в 1931. В 1994 пр-во Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления храм Христа Спасителя . К 1997 храм восстановлен в основных формах.

Просмотры: 27 043

Вам может быть интересно



Читайте также: