Кружок по обучению чтению в детском саду. Кружок по обучению грамоте "веселая азбука". Учим правильно гласные и согласные

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).

В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

"Уроки логопеда"

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

"Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю"

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

"Логопедия"

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

"Первая после Букваря книга для чтения"

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.

Программа

дополнительного образования детей по курсу

« Веселая азбука».

/обучение чтению/

I . Актуальность.

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - одно из тяжелых речевых нарушений, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Обучение грамоте детей 5-ти летнего возраста с ОНР III уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Недосформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе в помощь подключается зрение.

Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

Новизна программы.

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

II . Пояснительная записка.

Данная рабочая программа адресована детям 5-6 лет с общим недоразвитием речи 1-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа предназначена для обучения чтению детей. Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).

Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки звуков учителем – логопедом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные

от простых в произношении к сложным.

Цель программы:

Предотвратить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения у детей.

Задачи:

    Учить буквы.

    Формировать буквенный гнозис.

    Формировать навык слогослияния.

    Обучать грамотному, осознанному чтению.

    Формировать языковой анализ и синтез слов.

    Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

    Развивать психологические процессы.

    Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

    Автоматизация звуков.

Программа разработана с учетом основных принципов :

    Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

    Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

    Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

    Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

    Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

    Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)

32 занятия для детей 5 – 6 лет с разным уровнем речевого развития.

Формы и режим занятий.

Проведение занятий планируется 1 раз в неделю фронтально,

продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык

осознанного грамотного чтения.

III. Содержание программы

Организация процесса обучения


Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года - 32 занятия

20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),

Содержание занятий:

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия . Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

1.Звуки:

Понятие «звук»;

Акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;

Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;

Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

Звуковой анализ состава слогов и слов;

Чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.

Знакомство с буквами А О У И ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р .

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

    Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

    Обведение буквы по трафарету;

    Обведение буквы по контуру;

    Запись буквы в воздухе;

    Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.

Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

3.Слоги:

Подбор слов на заданный слог;

Составление.

Чтение прямых и обратных слогов

4.Слова:

Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

Составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

Чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.

5. Предложение.

Составление предложений с заданным словом;
- Подсчет слов в предложении;

Чтение простых предложений.

Мониторинг

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индиви дуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индиви дуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться в конце года.

По окончании обучения

Дети должны знать:

    определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст;

    отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;

    графическое обозначение звуков и слов ;

Дети должны уметь:

    различать гласные и согласные звуки;

    дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

    различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение;

    определять в словах место и последовательность звуков;

    определять количество звуков в словах, слов в предложениях,;

    выполнять звукобуквенный анализ слов;

    Составлять из букв разрезной азбуки слова.

    Проводить звуковой анализ слов типа мишка.

IV . Литература и оборудование.

Список оборудования и материалов:

    Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (1 часть);

    Магнитная азбука;

    Графические изображения букв;

    Индивидуальные разрезные азбуки;

    Карточки для индивидуального чтения;

    Фланелеграф;

    Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

    Раскраска «Азбука» на каждого ребенка;

Список литературы:

    Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

    серия Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте.Часть I», г Киров

    Георге Виреу «Веселая азбука»

Перспективный план занятий

занятия

Тема занятия, задачи

октябрь

Мониторинг

    Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

Речевые и неречевые звуки

- знакомство детей со звуками речи.

Знакомство с понятиями гласный, согласный

Звук и буква. Алфавит

  • Дифференциация понятий звук и буква.

    Знакомство с алфавитом.

ноябрь

Буква А

Познакомить с гласной буквой Аа.

Буква О

Познакомить с гласной буквой Оо

Буква У

Познакомить с гласной буквой Уу

Буква И

Познакомить с гласной буквой Ии

Повторение пройденных букв

Анализ сочетаний ау, ау

декабрь

Буква ы

Познакомить с гласной буквой ы.

Буква Ээ

    Познакомить с гласной буквой Ээ;

Учить детей словоизменению.

Буква Мм

    Познакомить с согласной буквой Мм;

    Анализ и чтение открытых слогов с буквой М.

Буква Нн

- Познакомить с согласной буквой Нн

Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н

январь

Буква Хх

- Познакомить с согласной буквой Хх

Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х

Повторение пройденных букв.

Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х

Чтение закрытых слогов с буквой М

Буква Кк

- Познакомить с согласной буквой Кк

Анализ и чтение слогов и слова мак с буквой К

занятия

Тема занятия, задачи

февраль

ь

Буква Пп

Познакомить с согласной буквой Пп

Анализ и чтение слогов с буквой П

Буква Сс

Познакомить с согласной буквой Сс

сок, сом, нос, сын, суп

Буква Дд

Познакомить с согласной буквой Дд

Чтение и анализ слогов и слов дом, дым

Буква Тт

Познакомить с согласной буквой Тт

Чтение слогов и слов кот, туман. Анализ слова вата .

март

Буква Вв

Познакомить с согласной буквой Вв

Чтение слогов и слов вода, сова, совок, сумка. Анализ слова совы.

Буква Бб

Познакомить с согласной буквой Бб

Чтение слогов и слов типа собака. Анализ слова быки .

Буква Зз

Познакомить с согласной буквой Зз

Чтение слогов и слов типа замок. Анализ слова зима .

Буква Фф

Познакомить с согласной буквой Фф

Чтение слогов и слов типа кофта. Анализ слова фото .

Повторение пройденных букв.

- Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.

апрель

Буква Гг

Познакомить с согласной буквой Гг

Чтение слогов и слов типа погода; Гуси сыты. Анализ слова гуси .

Буква Шш

Познакомить с согласной буквой Шш

Чтение слогов и слов типа машина, кошка; У Маши мишка. Анализ слова мышка .

Буква Лл

Познакомить с согласной буквой Лл

Чтение слогов и слов типа лодка; Лида мыла окно. Анализ слова мышка .

Буква Жж

    Познакомить с согласной буквой Жж;

Чтение слогов и слов типа ложка; Даша ловит жука. Анализ слова пижама .

май

Буква Рр

- Познакомить с согласной буквой Рр

Чтение слогов и слов типа горка, радуга; Рома варит суп. Анализ слова рыжик .

Повторение пройденных букв.

Повторение пройденных букв.

Чтение предложений с изученными буквами.

Мониторинг

Пояснительная записка

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С.Я. Маршак)

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

Читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

Чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

Многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

Чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи 1-й год обучения (4-5 лет):

Подготовка к обучению чтению : обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Учим буквы : полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

- запоминаем слоги : научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

К концу первого года обучения дети должны уметь :

  • читать слоги:
  • сочетание двух гласных;
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • понимать прочитанное.

Задачи 2-й год обучения (5-6 лет):

Читаем слова : после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

- от словосочетания к предложению : главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

- учим "читать" знаки препинания : ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу второго года обучения дети должны уметь :

  • читать односложные слова со стечением согласных;
  • простое двусоставное предложение без предлога;
  • простое предложение с предлогом;
  • доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
  • отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

Доброжелательный климат

Недопустимость менторской позиции и порицания

Положительная оценка любого достижения ребенка

Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

Занимательность

Наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

2-й год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Всего 72 занятия 32 часа в год.

Учебно-тематический план первого года обучения

количество часов

I квартал

Подготовка к обучению чтению

Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

сентябрь

формирование зрительного восприятия

формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

складывать разрезные картинки и изображения из кубиков

составлять рассказ на основе последовательных картинок.

играем с неречевыми звуками

развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений

звуковой период обучения

показать, что речь «строится» из звуков

выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук

учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки.

II квартал IIIквартал

Буквенный период обучения

продолжить работу по формированию фонетического слуха знакомить с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь

учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях

«Живые звуки»

А, У, О, И, Й

познакомить детей с гласными звуками

развивать слуховое внимание,

«Живые звуки»

Э, Ы

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»

М, Н,

познакомить детей с согласными звуками

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

звуки и буквы

М, Н, Т, К

различать на слух твердые (строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки

отработка навыка чтения слов с открытыми слогами

звуки и буквы

закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

упражнять в подборе картинок к заданному звуку.

развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

звуки и буквы

учить определять твердость или мягкость согласного звука

упражнять в подборе слов к заданному звуку

формировать умение выполнять игровые задания творческого характера

большая и маленькая буква

звуки и буквы

формировать понятие «согласными звук»

развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)

чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов

звуки и буквы

закрепить практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове

развитие тонкой моторики

закрытый слог

звуки и буквы

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

Учебно-тематический план второго года обучения

количество часов

I квартал

Запоминаем слоги

Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой.

сентябрь

слог основная единица чтения

сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; овладение чтением слов различной слоговой структуры:

«Живые звуки»

гласные II ряда

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

познакомить детей с гласными звуками II ряда

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

формирование представлений о слоговом составе слова

звук и буква

учить проговаривать слово по слогам

«уменьшая» предмет, добавляя определенный слог.

закрепить практическим путем знания о звуке и букве

развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха

отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами

звуки и буквы

закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами

отработка навыка чтения

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

чтение слогов, начинающихся с гласной буквы

звуки и буквы

подбор зрительного образа к букве

закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц)

печатанье слогов

II квартал

Читаем слова

отработка навыка чтения по слогам

звуки и буквы

развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику

узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв

читаем короткие тексты звуки и буквы

выделение нужной буквы из ряда букв

отработка навыка чтения

печатанье слогов, слов

IIIквартал

От словосочетания к предложению, от предложения к тексту

Учиться в полной мере осмысливать прочитанное.

понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

учится осмысливать слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги.

звуки и буквы

ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки

анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве

стихотворное описание графического образа буквы

изображение буквы детьми («живые» буквы)

конструирование букв из элементов

знакомство с простым двусоставным предложением без предлога

печатанье буквы, слогов, слов, предложений

составление и печатанье слов с заданным слогом

от словосочетания к предложению

знакомство с простым предложением с предлога

развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов,

т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство

«Просвещение». Москва. 1965.

4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998

6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Елена Смирнова
Программа кружка по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка»

Пояснительная записка :

Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по данной программе «Подготовка детей к школе в детском саду» направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу в группе. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова. «Программа подготовки детей к школе в детском саду» поможет детям научить правильному произношению звуков, развитию фонематического слуха и восприятия, сформировать навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Основной целью данной программы является совершенствование навыка чтения , формирование слитного чтения , закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием.

Основные задачи :

Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов : внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Образовательные – обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко-буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению , обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами ; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формирование интереса к чтению , воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Ожидаемые результаты :

К концу обучения дети могут узнать :

что все слова состоят из звуков;

как четко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов таблицы;

как правильно употреблять окончания для согласования слов в предложениях;

как правильно построить предложение;

Перспективное планирование по обучению чтению дошкольников включает в себя :

ЗВУК. Основные цели : научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) ; работать над интонацией и выразительностью речи.

СЛОВО. Основные цели : уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки) .

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮ. Основные цели : обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Порядок изучения звуков и букв.

Гласные

А О У Ы Э Я Е Ё Ю И

Сонорные

Согласные парные

З – С Г – К Д – Т Б – П В – Ф Ж - Ш

Методическое обеспечение :

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Дидактические игры.

4. Словесные игры

Список литературы

Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе» . «Астрель» , Москва; 2007 г.

Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте » . «Центр педагогического образования» , Москва; 2008 г.

Рогалевич Н. Н. «100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе» . Москва, АСТ; 2007 г.

Управителева Л. В. «Подготовка к школе в детском саду» . Ярославль, Академия развития; 2006 г.

6. «Букварь» Н. С. Жукова - Пособие по обучению детей 5-6 лет правильному чтению , Екатеринбург, 2011.

7. «Ступеньки к школе» - обучение грамоте детей с нарушением речи Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова, Москва Творческий Центр 2000.

8. «Обучение дошкольников чтению » Л. Н. Смирнова. Москва мозаика-синтез, 2005.

9. «Читалочка» Книга для чтения . Москва «Просвещение» 1996.

10. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2001.

11. «Умные гласные» «Белый город» 2004г.

12. «Хитрые согласные» М. В. Сергеева. Издательство «Белый город» 2004г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Большинство родителей полагают, что для ребёнка будет лучше,.

Программа кружка «Здоровей-ка» Авторская разработка: кружок “Здоровей-ка». Актуальность оздоровительный работы по физическо РАЗВИТИЮ детей дошкольного возраста. Забота.

Планирование работы кружка «Абвгдейка» Задача кружка. Освоение детьми звукового состава, словарного фонда, грамматического строя и фразовой связной речи в диалогической форме.

Обучение чтению ребенка-дошкольника Учимся читать Первое и самое главное: прежде чем учить ребенка читать, задайте себе вопрос, а читаете ли Вы? Очень трудно привить ребенку.

Цели и задачи кружка по обучению чтению «По дороге к Азбуке» Цель кружка: Основной целью кружковой работы по обучению чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения,.

Пояснительная записка.

Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по развитию речи и обучению грамоте:

  • Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: второй год обучения (подготовительная группа)».- М.: Издательство «Альфа», 1993г.
  • В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей».- М.: Издательство ГНОМиД, 2008г.
  • Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г.

Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во всю непосредственную образовательную деятельность включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза – в месяц.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.

Группа состоит из 18 детей.

Форма предоставления услуги - групповая.

Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.

Развивать связную речь в игровой деятельности;

Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях;

Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого;

Учить передавать словесно содержание сказки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания;

Формировать графические навыки.

Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать:

  • все звуки и буквы русского алфавита;
  • правильное положение тетради при письме;
  • уметь вычленять первый и последний звук в слове;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог;
  • писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
  • составлять предложения с заданными словами;
  • составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
  • правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
  • использовать в речи обобщающие слова;
  • правильно держать ручку;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.
Дата НОД Программные задачи Материал Литература
СЕНТЯБРЬ
21.09 «Поможем Петрушке» Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела». Учить детей составлять предложения с опорой на предметные картинки. Употреблять в речи слова, называющие предмет. Развивать внимание, связную речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к своему организму. Предметные картинки (части тела человека и предметов), Петрушка – картинка, тетради, игра «Части тела». Гомзяк О.С., с. 38
28.09 «Красавица Осень» Закрепить и употребить накопленные детьми представления об осени. Продолжать учить детей выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Закреплять словарь детей: сварливые, вереница, моросящие, спячка. Развивать диалогическую и связную речь, память, внимание, логическое мышление, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде. Эмблемы: рябинки, осенние листочки; круги (зеленые и красные); картинка – Буратино, лес, хлеб, перелетные и зимующие птицы; игра «Перелет птиц». Цуканова С.П., с. 27
ОКТЯБРЬ
05.10 «Природа осенью» (деревья, кустарники) Уточнить и расширить представления детей о разнообразии деревьев и кустарников. Закрепить знания о деревьях и их частях (корни, ствол, крона, ветки, листья). Дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, о способах распространения семян. Закрепить знания о гласных звуках –а, -у; буквах –А, -У. Учить определять место звуков в словах. Учить составлять описательные рассказы. Развивать зрительное восприятие и память, речь детей, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь. Схема-описание деревьев, предметные картинки (ель, береза, дуб, сирень, акация);

цветные карандаши, тетради.

Гомзяк О.С., с.5

Цуканова С.П., с. 37

Нищева Н.В.,

12.10 «Старичок-Боровичок в гостях у детей» Активизировать словарь детей по теме «Грибы».

Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить определять на слух место звуков -О, -И в словах. Развивать связную речь, умение составлять рассказы, опираясь на план-схему. Воспитывать контроль за собственной речью.

Игрушка – Гриб;

картинки с изображением грибов; тетради, цветные карандаши; план-схема описания грибов.

Гомзяк О.С., с. 11,

Цуканова С.П, с. 39

19.10 «Мы по ягоды пойдем» Продолжать учить детей составлять описательные рассказы с опорой на схему. Систематизировать знания детей о сборе лесных и садовых ягод. Закрепить знания детей о буквах –Ы, -Э; звуке –ы. Развивать связную речь, внимание, мышление, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. Картинки (садовые и лесные ягоды); схема-план описания ягод; мяч; тетради, ручки. Цуканова С.П, с. 48
26.10 «В огород мы пойдем, урожай соберем» Активизировать словарный запас по теме «Овощи». Расширять словарь признаков. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах с опорой на карты-схемы. Закреплять знания о произрастании овощей, их значении и пользе. Развивать умение читать слоги. Развивать умение работать по словесной инструкции. Воспитывать желания высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. Конверт с письмом; посылка с муляжами овощей; схема описания овощей Нищева Н.В., с. 23
НОЯБРЬ
2.11 «Пес и кот варили компот» Учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий. Учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Развивать воображение, мышление, речь, внимание. Пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Фрукты». Развивать мелкую моторику (аппликация), связную речь, логическое мышление, внимание детей. Воспитывать самостоятельность и активность в НОД. Муляжи фруктов; макеты деревьев; клей, кисти, клеенка; заготовка «Кастрюля». Нищева Н.В., с. 36
9.11 «Овощи и фрукты – вкусные продукты» Учить детей составлять рассказы-сравнения с использованием опорных схем. Закреплять умение выполнять действия по заданному алгоритму. Закреплять понятия «согласный звук», «звонкий», «мягкий». Развивать связную речь детей за счет умения составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к познанию нового. Д/и «Чудесный мешочек»; опорные схемы для составления рассказов; тетради, цветные карандаши. Смирнова Л.Н.,с.10
16.11 «Магазин одежды» Формировать обобщающие понятия: «одежда», «головные уборы», «обувь». Уточнить словарь по данной теме, расширить и активизировать его. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Учить образовывать и использовать в речи множественное число существительных. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику рук. Формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям. Картинки (одежда, головные уборы, обувь); мяч; тетради, ручки; д/и «Оденем куклу». Гомзяк О.С., с. 14,

Нищева Н.В., с. 125

23.11 «Поможем бабушке Федоре» Закреплять умение классифицировать посуду по способу использования: кухонная, столовая, чайная. Активизировать в речи обобщающие понятия: «посуда», «чайная», «столовая», «кухонная». Закреплять умение рассуждать, объяснять. Дифференциация звуков –н, -нь. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Учить определять на слух количество слогов в словах. Развивать внимание, память, мышление, речь детей. Воспитывать чувство отзывчивости, взаимопомощи. Кукла; коробка с ленточкой; книга К.Чуковского «Федорино горе»; картинки (орудия труда, обувь, посуда). Марцинкевич Г.Ф., с. 26

Коноваленко В.В., с. 40

30.11 «Путешествие с Колобком» Формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о продуктах питания по плану воспитателя. Закреплять умение находить в слове заданный звук (букву –П), определять его место, твердость и мягкость. Развивать мышление, продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику, умение употреблять в речи качественные прилагательные, умение составлять предложения по схеме. Воспитывать отзывчивость. Игрушка – Колобок; картинки с изображением продуктов питания; схемы предложений; листочки с загадками; тетради, карандаши. Анисимова Т.Б, Плотникова Т.В., с. 158
ДЕКАБРЬ
7.12 «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Учить находить в окружении предметы, в названиях которых есть звук –т, -ть, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость. Воспитывать чувство прекрасного. Картина «Зимние забавы»; схема для составления рассказа; тетради. Нищева Н.В., с.11
14.12 «Папа, мама, я – счастливая семья» Продолжать учить детей выделять в словах первый звук и сопоставлять его с буквой (К, к). Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Закреплять образ буквы –К, учить выделять ее. Учить детей составлять коллективный рассказ по картине «Семья». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи. Сюжетная картина «Семья», фотоальбом групповой «Семья»; семейные гербы. Гомзяк О.С., с. 22
21.12 «Поможем бабе Капе вернуть мебель» Учить образовывать прилагательные от существительных. Учить правильно употреблять предлоги в предложении. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Мебель». Формировать умение находить предметы в окружении со звуком –С. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Формирование умения графически «записывать» предложения в тетради. Закреплять умение составлять описательный рассказ – загадку о предметах мебели по плану. Воспитывать умение слушать воспитателя, товарища, выполнять инструкции. Картинка – бабушка Капа; счетные палочки; карточки с предметами мебели; мяч; схема описательного рассказа. Гомзяк О.С., с. 18
28.12 «Что такое Новый год?» Познакомить с историей возникновения праздника. Продолжать учить детей образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.). Учить придумывать слова с буквами –Х, -К. Закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы. Развивать память, внимание, мышление, речь детей. Воспитывать интерес к русским традициям. Картинно-графический план; д/и «Слова на ладошке»; картинки по теме «Новый год»; Марцинкевич Г.Ф., с. 63, 96

Коноваленко В.В., с. 34

ЯНВАРЬ
11.01 «»Как живут птицы зимой?» Закреплять обобщающее понятие: зимующие птицы. Учить узнавать и раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь). Учить читать слова из трех букв. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнять в умении делить слова на слоги. Закрепить образ буквы –З. Развивать связную речь, моторику рук, мышление, память, внимание детей. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, любовь к пернатым. Картинки «Зимующие птицы», д/и «Составь новое слово», кормушка, д/и «Поставь ударение». Коноваленко В.В., с. 42
18.01 «Птичий двор» Продолжать учить детей узнавать в словах и дифференцировать звуки –с – з. Закреплять знания очертания букв –З, -С. Продолжать тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепить знания по теме «Птицы». Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам. Предметные картинки «Домашние птицы» Марцинкевич Г.Ф., с. 57, 65
25.01 «Домашние животные – друзья человека» Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков –П, -Пь; -Б, -Бь. Продолжать учить составлять рассказ, опираясь на свои наблюдения. Развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление. Воспитывать любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними. Картинки «Домашние животные», мяч, тетради, цветные карандаши. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 4
ФЕВРАЛЬ
01.02 «Дикие животные и их детеныши» Продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя заданную схему. Упражнять в подборе прилагательных к существительному. Развивать умение определять пропущенные в слове буквы, составлять предложения из данных слов по определенной схеме, связную речь, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным. Д/и «Животные и их детеныши», кроссворд, схема, тетради, ручки. Коноваленко В.В., 44, 86
08.02 «Книга Джунглий» Дифферинцировать звуки К–Г. Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран. Развивать зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. Совершенствовать навыки составления и чтения слов. Воспитывать бережное отношение к природе. Плакат с животными жарких стран, карточки с перепутанными буквами; тетради. Нищева Н.В., с. 17
15.02 «Все профессии важны, все профессии нужны…» Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Научить различать и называть профессии по инструментам. Закрепить умение образовывать слова в родительном падеже, единственного числа; умение составлять предложения с заданным словом. Дифференциация звуков –С-Ш. Продолжать учить детей находить и выделять буквы –Я, -А в заданных словах, определять их место в слове. Учить детей рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых; Д\и «Профессии»; тетради, ручки, цветные карандаши. Коноваленко В.В., с. 56 – 58
22.02 «День защитника Отечества» Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах. Учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, составлять сюжетный рассказ по серии картинок. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам. Картинки (военные профессии); игра «Что лишнее?», картинка – Буратино; тетради, цветные карандаши. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 36
МАРТ
01.03 «Весна идет, весне дорогу» Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине. Закреплять знания детей о приметах весны и весенних месяцах. Учить писать (списывать) их названия. Тренировать умение разгадывать ребусы различных видов. Дифференциация звуков –Ж-З. Развивать умение составлять из предложенных слогов слова. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе. Картина «Весна»; иллюстрации с приметами весны; колокольчик; тетради; иллюстрации «Птицы». Гомзяк О.С., с. 32
08.03 «Мамин праздник – женский день» Систематизировать и обобщить знания детей о весеннем празднике – 8 марта. Учить составлять предложения с заданными словами. Закрепить образ букв –Л, -Е. Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. Развивать умение детей подбирать признаки к существительному через Д/И «Моя мама самая – самая… »; творческое воображение, мышление через игровую ситуацию «Сюрприз в шкатулке». Развивать общую и мелкую моторику через проведение пальчиковой гимнастики и физминутки. Воспитывать уважение и любовь к самому близкому и родному человеку – маме. Шкатулка, фотографии мам; игрушка – сердечко; тетради; цветные карандаши; открытка – С 8 Марта! Гомзяк О.С., с. 29,

Нищева Н.В., с. 60

15.03 «Веселое путешествие» (транспорт) Закреплять знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, наземный, воздушный). Продолжать учить составлять описательные рассказы по схеме. Тренировать умение списывать (печатать) слова с доски. Развивать умение придумывать слова с буквами -Е, -О. Развивать навык деления слов на слоги. Воспитывать самостоятельность, интерес. Схема для составления рассказа, предметные картинки; тетради. Коноваленко В.В., с. 94
22.03 «Путешествие по городу» Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Формировать умение разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Учить правильно писать название своего города. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любовь к своему городу. Иллюстрации достопримечательностей города, тетради, карандаши, мяч. Курицына Э.М., c. 128
29.03 «Заколдованная клумба» Закрепить знания детей о цветах (садовые, полевые, комнатные). Дифференциация звуков –Р-Л. Закрепить образ букв –Р, -Л, -Ф. Тренировать умение дописывать пропущенные в словах буквы, развивать навык звуко-буквенного анализа слов. Закреплять знания по теме «Цветы. Закреплять умение составлять придумывать рассказ на заданную тему. Развивать умение подбирать к предмету как можно больше признаков. Воспитывать внимание, речь, умение четко и громко отвечать на поставленный вопрос; любовь и бережное отношение к цветам. Картинки с изображением цветов: садовые, полевые, комнатные. Картинка «Строение цветка». Разрезные картинки «Цветы». Тетради, ручки, цветные карандаши. Нищева Н.В., с. 40

Коноваленко В.В., с. 63

АПРЕЛЬ
05.04 «Вестники весны»

(перелетные птицы)

Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать навыки рассказывания по картине; грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных). Развивать связную речь, внимание, мышление детей. Воспитывать самостоятельность, любовь к пернатым. Картинки с изображением перелетных птиц, тетради, ручки, цветные карандаши. Схема для рассказа. Быкова И.А., с. 31-35

Нищева Н.В., с. 63

Скоролупова О.А., с. 47

12.04 «Подводное царство» (рыбы) Расширять представление о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». Совершенствовать навыки чтения и «печатания» слов с пройденными буквами. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Картинки «Рыбы», цветные карандаши, тетради. Разрезная картинка «Рыба». Нищева С.П., с. 26, 45.

Коноваленко В.В., с. 60

19.04 «В мире насекомых» Закреплять умение составлять описательные рассказы с опорой на схему. Упражнять в пересказывании текстов. Пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые». Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание. Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных. Закрепить образ букв –С, -Ц, -Й. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, бережное отношение к насекомым. Картинки насекомых, мини – музей «Насекомые». Текст для пересказа «Перелетный жук». Гомзяк О.С., с. 9.

Нищева Н.В., с. 51

26.04 «Волшебный портфель» (школьные принадлежности) Обобщить представления детей о школе и школьных принадлежностях. Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности» (школа, школьник, учитель, класс, урок, перемена, учеба, знания, учебник, тетрадь, пенал, папка, дневник и т.д.). Совершенствовать навыки составления и чтения слов, предложений. Развивать умение рассказывать по плану. Закреплять умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы (-Ч, -Л, -Й). Формировать готовность к школе. Картинки с изображением школьных принадлежностей. Картинка – Буратино. Тетради, цветные карандаши. Быкова И.А., с. 57

Нищева Н.В., с. 184

МАЙ
03.05 «Весна в деревне»

(весенние с/х работы)

Расширять представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Формировать представления о труде людей весной на селе. Расширять и активизировать словарь по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить. Сеять). Формировать навыки образования сложных слов. Формировать практические навыки посадки растений. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки слогового анализа слов. Автоматизировать произношения звука [Щ – Ч] в предложении. Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности. Картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, д/и «Что лишнее?», счетные палочки, ящики с землей, семена (лук, укроп, петрушка, огурец), лейка. Коноваленко В.В., с. 52
10.05 «День Победы» Расширять представления детей об армии (солдаты в годы ВОВ, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Уточнить знания детей о празднике – Дне Победы. Учить детей пересказу. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них. Альбом «Фотографии военных лет», альбом «Значки», д/и «Каким должен быть воин – солдат?» Коноваленко В.В., с. 66
17.05 «Незнайка в гостях у детей»

(повторение)

Уточнить понятие «звук»; закрепить звукослоговой анализ слов; формировать умение составлять предложения с предлогами, читать и печатать слова и предложения; развивать мышление, внимание. Воспитывать самостоятельность. Картинка (Незнайка), конверты с заданиями, «волшебная корзиночка», тетради, ручки. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 23

Список использованной литературы.

  1. И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме»: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  3. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
  4. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе/ О.С.Гомзяк. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007г.
  5. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2001г.
  6. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду с детьми 6 – 7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  7. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
  8. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
  9. Рабочая тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада / Нищева Н.В., 2001г.
  10. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу…»: Дидактический материал. - СПб.: КАРО, 2006г.
  11. Занимательное азбуковедение: Кн. Для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. В.В.Волина; Худож. Л.М.Рудаковская.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1994г.
  12. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Планы занятий.- Волгоград.: Издательство «Учитель», 2000г.
  13. Курицына Э.М., Тараева Л.А. « Говорим правильно. Большая книга занятий по развитию речи».- М.: РОСМЭМ, 2006г.
  14. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей / В.В.Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008г.
  15. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.

Электронные ресурсы.

  1. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/podgotovitelnaja-grupa-dou/page-2
  2. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/pomojem-neznaike.html
  3. http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-razvitiyu-rechi


Читайте также: