Карточная система после войны отменена. Карточная система и продовольственное снабжение

В 1916 году карточная система вводилась даже в нейтральной Швеции .

Карточная система широко использовалась в Советской России с момента ее создания в 1917 году, в связи с политикой «военного коммунизма ». Первая отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа . В январе 1931 г. по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения СССР ввел всесоюзную карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам. Вне государственной системы снабжения оказались крестьяне и лишенные политических прав (лишенцы), вместе составлявшие более 80 % населения страны . 1 января 1935 года отменили карточки на хлеб, 1 октября на другие продукты, а вслед за ними и на промтовары.

Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг. Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г.

Вскоре, однако, неминуемо последовали новые кризисы снабжения (1936-1937, 1939-1941), локальный голод и стихийное возрождение карточек в регионах. Страна вступила в мировую войну в состоянии обостренного товарного кризиса с многотысячными очередями.

Вторая мировая война

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии - для студентов вузов). По месту работы (обычно в профкоме) были организованы распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Организация торговли через «заказы» также могла требовать налаживания системы контроля, например продажа мяса по «талону-заказу» требовала простановки двух печатей: ЖЭКа, выдававшего талон, и магазина, осуществлявшего продажу.

Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления . Без талона купить товар можно было на рынках и у спекулянтов. Однако с разрастанием дефицита 1987-1990 годах талоны были повсеместно внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табачные изделия , водка , колбаса , мыло , чай , крупы, соль , сахар , в некоторых случаях, в отдаленных местностях, хлеб, молоко, майонез, стиральный порошок, женское бельё и т. д. ).

Целью введения талонов было обеспечить население минимально гарантированным набором товаров. Спрос должен был снизиться, так как без талона соответствующие товары в государственной сети торговли фактически не продавали. На практике иногда не удавалось использовать талоны, если соответствующих товаров в магазинах не было. Некоторые товары, если они были в избытке, продавали без талонов, хотя талоны выдавались, например, и на соль.

Предполагаемая норма потребления могла отличаться в зависимости от статуса населенного пункта; так, при введении в Челябинской области в 1981 году нормирования масла, норма для Челябинска, Магнитогорска и 5 других крупных городов составляла 200 грамм на человек в месяц, для некоторых городов поменьше - 150 грамм, для большинства населенных пунктов - 100 грамм. Обеспечение талонов конкретным видом продукции могло варьировать; так, при гарантированной норме в 2 килограмма мясопродуктов на человека в месяц, талоны в Челябинской области в 1983 году отоваривались на 67 % колбасами, на 23 % мясом птицы и на 10 % мясом говядины и свинины (в основном для инвалидов войны и диабетиков), в 1985 году ситуация с поставкой мясопродуктов ухудшилась, и талоны отоваривались в основном вареными колбасами, свининой и тощей бараниной.

Хронология

В 1970-х годах, после малоуспешных попыток ограничить вывоз дефицитных товаров (мяса, мясных и рыбных продуктов) иногородними, руководство отдельных городов стало выдвигать идеи ввода талонов на мясо. В конце 1970-х - первой половине 1980-х годов, в связи с нарастающим продовольственным дефицитом, в некоторых городах и областях страны (Пермь , Свердловск , Челябинск , Вологда , Железногорск и другие) были предприняты попытки регулирования потребления путем ввода нормирования и талонов на некоторые виды продовольствия (мясо, мясопродукты, колбаса, животное масло).

Наибольшее распространение талонная система получила в 1988-1991 годы, когда тотальный дефицит достиг пика, причём продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое.

Талонная система сошла на нет с начала 1992 года в связи с «отпуском» цен , сократившим спрос , и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше.

Продуктовые карточки в США

В условиях рыночной экономики под талонами обычно понимают карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения; товары по талонам выдаются либо бесплатно, либо по льготным ценам.

ФАС предложила ввести "продуктовые карточки" для малоимущих слоев населения в связи с санкциями ЕС и США. Но возможен ли возврат к карточной системе и действительно ли проблема с санкциями принимает столь серьезный оборот? С другой стороны, может быть, продуктовые карточки в принципе стоит ввести в России, без учета разных ситуаций в стране?

Кстати, в ФАС уверены, что эта мера допустима в рамках так называемой "зеленой" корзины ВТО (разрешенных направлений господдержки агроотрасли), то есть юридически эта мера будет вполне законной. В то же время в минпромторге уверяют: никакой необходимости срочно вводить продуктовые карточки или устанавливать предельные цены на санкционные группы товаров нет. Во всяком случае, пока. Да и в будущем вряд ли появится такая необходимость… Минпромторг проводит ежесуточный мониторинг цен по санкционной группе продуктов питания, и никаких подозрительных явлений не наблюдает даже под лупой.

"На сегодняшний день оснований, на мой взгляд, этого (введения карточек) делать не нужно, — рассказала в интервью сайт заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева . — Но, вообще, эта проблема — она ж не сегодняшнего дня. И, наверное, таким образом, в том числе, некоторые государственные структуры ее пытаются решить, потому что эта проблема — она действительно существует для некоторых слоев населения. Но мне кажется, что здесь нужно пойти по несколько другому пути, и сейчас у нас эта возможность есть, — развивать производство, развивать рабочие места и, наконец, просто элементарно давать возможность трудоустроиться. И трудоустраивать тех, кто хочет работать, потому что есть часть населения, которая просто живет за счет того, что получает пособия по безработице, что тоже не совсем правильно".

Безусловно, нужно как-то помогать категории малоимущих граждан, считает эксперт. Но вот, допустим, ведем мы карточки. Нужен какой-то специальный магазин либо в магазинах должны быть отделы соответствующие. Но у нас нет уже практически государственных магазинов! То есть, как эта карточка будет работать? Ввести-то можно все что угодно, а как карточка будет на практике реализовываться?

"Лет пять назад были такие народные магазины, мы их так называли. Может быть, такие магазины снова открыть — тогда эта карточка начнет работать. Но тогда нужен особый контроль, потому что я помню историю, когда открывали магазины для ветеранов, а поставляли туда товар либо просроченный, либо у которого срок годности заканчивался завтра. Ты его мог купить и съесть только сегодня, потому что завтра он уже был негоден", - вспоминает Елена Афанасьева.

"Я уверен, что такого (введения продуктовых карточек) не будет, — сказал в телефонной беседе с корреспондентом сайт доктор экономических наук, профессор (специализация "Мировая экономика", "Мировые интеграционные процессы") Владимир Мантусов . — А насчет "зеленой корзины ВТО" — здесь надо уточнить, что имелось в виду. Во-первых, в сельском хозяйстве есть три корзины — так называемая красная, желтая и зеленая. По зеленой корзине можно, скажем так, со стороны государства предпринять определенные меры для улучшения. Это меры не прямого, косвенного характера, это меры для улучшения сельскохозяйственной сферы, к примеру, подводка линий электропередач, скажем, или улучшение технического обеспечения и т.д, то есть это не прямого воздействия меры.

Хотя, по сути, карточки никакого страха не должны вызывать, потому что это мера обеспечения малоимущих слоев населения. Вот и все. Это своеобразная мера неденежного стимулирования".

В принципе, можно и по-другому сделать, считает эксперт. Например, выделить какие-то определенные средства для того, чтобы индексировать, например, пенсии или уровень заработной платы населения с низкими доходами. Но можно это сделать и через карточную систему. Две формы, денежная и, допустим, карточная. Ничего здесь страшного нет и ничего такого нового нет. Но, конечно, лучше всего сделать так, чтобы национальная экономика была более эффективной — и тогда количество людей, живущих, скажем так, по уровню, который мы называем "с низкими доходами", перешли в категорию населения со средним достатком. Вообще, именно к этому надо стремиться, и каждая национальная экономика должна перед собой ставить такого рода задачи, добавил Владимир Мантусов.

"Вообще-то, ничего такого противозаконного в предложении ФАС нет. Но там, кажется, действуют по принципу "лучше перебдеть, чем недобдеть", — поделился своим мнением по этому вопросу член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт . — Ведь известный Федеральный закон "О торговле" действительно дает право на госрегулирование цен, установление их предельного уровня на ряд социально значимых товаров, если цена на них вырастет на 30 процентов в течение месяца. Такая норма была внесена в закон в 2010 году после аномальной засухи и резкого роста цен на гречневую крупу, но ни разу не применялась на практике.

Но и ранее госрегулирование цен применялось лишь однажды, в 2007 году, когда вследствие значительного подорожания продовольствия в мире в целом ритейлеры и компании-переработчики подписали меморандум "О заморозке цен" на социально значимые продукты питания. Но действовало оно лишь несколько месяцев. Мне кажется, что, озвучив предложение о карточках и специализированном регулировании цен на какие-то "санкционные" товары, ФАС лишь как бы прикрывает себя от возможных неприятностей. А ну как что-то случится действительно (хотя вероятность этого крайне мала)? А у них готов ответ: а мы, мол, предупреждали… И взятки гладки. С точки зрения чиновников, вполне нормальный "страховочный" ход".

Ну, и в заключение. сайт уже сообщала, что Россия 7 августа 2014 года ввела сроком на год продовольственное эмбарго на ввоз мясной, молочной, плодоовощной продукции из стран, ранее поддержавших санкции против экономики и ряда граждан России на фоне кризиса на Украине: ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии. И минпромторг утверждает, что за период с 8 по 25 августа резких изменений розничных цен на продовольствие не отмечено. Хотя какие-то колебания, конечно, есть, но они небольшие.

Напомним, что такое карточная система вообще. Может быть, люди постарше ее еще помнят, но то, что наши молодые читатели с ней не сталкивались вообще, — это точно.

Карточная система — это система снабжения населения товарами в условиях дефицита. Современная карточная система появилась в Европе, в странах, пострадавших в результате Первой мировой войны. В XX веке эта система широко применялась в странах социалистического лагеря для борьбы с товарным дефицитом, а в странах с рыночной экономикой — для поддержки социально не защищенных слоев населения. Карточки (талоны) устанавливали определенные нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением.

Впервые карточки на получение продовольствия ("тессеры") были отмечены еще в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793-1797). Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности в США и Германии. В Российской империи в августе 1915 года, спустя год после начала войны, правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер: учреждается "Особое совещание по продовольствию" с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твердых закупочных цен, на реквизацию продуктов. С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания.

Временное правительство уже 25 марта 1917 года ввело "хлебную монополию" (теперь весь хлеб, все зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. Далее было расширение карточной системы распределения: с июня 1917 года карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре — на кондитерские изделия и на чай. В 1916 году карточная система вводилась даже в богатой нейтральной Швеции.

Карточная система широко использовались и в Советской России. Карточная система на хлеб была введена в СССР в 1929 году, с 1 января 1935 года она была отменена. Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось.

В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и других. После войны нормы отменялись по мере того, как рынок обеспечивал страну товарами. В СССР карточное распределение было введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года. В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.

В Великобритании, например, карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости - в 1953 году, на мясо - в июле 1954 года. В Японии карточная система отменена в 1949 году, государственный контроль над ценами отменен в 1952 году. В Израиле карточная система вводилась в 1949-1952 годах ("режим аскетизма").

В "застойном" СССР, как могли, избегали официального введения продуктовых карточек, скрывая их под другими "масками": так называемыми "заказами", "наборами" и т.д. Талоны на продукты в издыхающем СССР появились в 1989 году, то есть в период, предшествующий эпохе частного капитала. Наибольшее распространение талонная система получила в 1991-1992 годах, когда инфляция стала ощутимой населением в виде появляющихся пустых полок с продуктами, причем продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое.

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии — для студентов вузов). По месту работы (обычно, в профкоме) было организовано распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления.

Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с "отпуском" цен, сократившим платежеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше.

Кстати, талонная система для наименее защищенных групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки — это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на 115 долларов в месяц, а семья — на 255.

В 2013 году количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 46 миллионов человек. Можно сказать, что в США число "карточников-талонщиков" почти равно населению Украины…

5 мая 1942 года Вторая мировая война, уже несколько лет сотрясавшая планету, пришла наконец и к «самым благополучным обывателям мира»: гражданам США. В этот день их известили о том, что одна из их базовых свобод — свобода торговли — дала трещину. Теперь кое-что им можно было купить только в ограниченном количестве, да и то по карточкам. Прежде всего — сахар и бензин.

По каким-то загадочным причинам карточная система распределения продуктов чётко ассоциируется только и исключительно с социализмом. Дескать, «свободный мир» никогда не может скатиться до такого убожества. В качестве аргумента часто приводят слова Уинстона Черчилля : «Врождённый порок капитализма — неравное распределение богатства. Врождённое достоинство социализма — равное распределение нищеты».

Слова красивые, спору нет. Но потрясают они только воздух, а никак не мало-мальски осведомлённого собеседника. В кризисной ситуации капитализм устраивает такую дикую уравниловку, что меркнут все достижения «тоталитарного советского режима».

Поровну или по справедливости?

Достаточно даже самого беглого взгляда на историю торговли и распределения продуктов во время Второй мировой войны, чтобы убедиться: так или иначе карточки ввели все воюющие державы, от Англии до Японии, если смотреть по алфавиту. Даже в относительно благополучных США с 1943 г. появились карточки на консервы, мясо, сыр, масло и (почему-то) горох.

Другое дело, как вся эта радость была организована. Сравнивая карточную систему той же Англии и СССР, невозможно уйти от скоморошеского принципа делёжки спиртного, принятого у Митьков, группы питерских художников-примитивистов.

«Разделить поровну — водку наливают одинаково. Разделить по справедливости — Митёк большую долю выпивает сам».

Продовольственные карточки 1942 года, по которым жители СССР получали продовольствие. Фото: РИА Новости

В СССР, этом «царстве уравниловки», продукты нормировали и распределяли именно что по справедливости. Кто больше, тяжелее или опаснее работает, тот имеет преимущества. Паёк иждивенца меньше, чем паёк рабочего, а паёк рабочего, в свою очередь, меньше, чем продовольственный аттестат военного. Система жёсткая, но понятная: воспоминания советских детей военных лет полны жалоб на постоянное чувство голода, но упрёков в адрес шахтёров или (тем более) солдат с их хлебной нормой, вдвое-втрое превышающей детскую, нет.

В Англии, где бал правил капитализм с его «неравным распределением богатства», продукты по карточкам распределяли как раз поровну. Нет, кое-какие категории, например, беременные и кормящие женщины, пользовались определёнными поблажками. Но в остальном дело доходило до абсурда. Так, рабочие карточки были унифицированы. Правительство нимало не заботилось о том, что какие-то производства более тяжёлые, какие-то — стратегически важные, а какие-то — попросту вредны или даже губительны. Всем всё поровну, и никаких вариантов.

С самого января 1940 г., как только карточки были введены, традиционно сильные в Англии профсоюзы пытались давить на Департамент продовольствия, чтобы как-то поощрять рабочих тяжёлых производств. Тщетно. Понадобилось более полутора лет и ряд сильнейших военных оплеух от Германии, чтобы до чиновников дошло: кто хорошо ест, тот хорошо работает, тот куёт фронтовую победу в тылу. И осенью 1941 г. были введены… Нет, не разные нормы отпуска продуктов. А всего лишь разные столовые. В столовых категории А питались шахтёры, литейщики и докеры. Остальные — в столовых категории В. Карточки по-прежнему оставались одинаковыми для всех.

1 яйцо и 2 кармана

Что же на них можно было получить?

Вот стандарт недельного отпуска продуктов по карточкам в Англии:

Мясо - 230 г;

Масло - 57 г;

Сахар - 227 г;

Яйца куриные или утиные - 1 штука;

Кулинарный жир - 113 г;

Молоко - 1,4 л.

Можно видеть, что сюда не входят ни овощи, ни хлеб. И то, и другое было на протяжении войны в свободной, хотя и нормированной продаже, по знакомой нам схеме: «Не больше кило в одни руки». Может быть, хотя бы в этом есть какое-то преимущество капитализма?

Может, и есть. Но вот какой забавный нюанс. В СССР карточную систему отменили в 1947 г. А в Англии примерно в то же самое время эту самую систему, наоборот, ужесточали. Так, хлебные карточки там появились уже после войны: в 1946 г. Спустя два года появились ещё и карточки на картошку, что не лезет уже ни в какие ворота. Кстати, карточки на ряд продуктов продержались в Англии до 1954 г.

Более того. Стремление к уравниловке породило там такой феерический идиотизм, как нормирование одежды. Британскими законами военного времени запрещались брюки с манжетами: лишнее расходование материала. Регулировали количество карманов и пуговиц на мужских пиджаках: карманов — не более 2, пуговиц — не более 3. Барышням тоже досталось: высота каблука не должна была превышать 2 дюймов (чуть более 5 см).

В нашей периодике можно встретить зубоскальство на тему того, как советские женщины, получив по ленд-лизу из США синтетические или шёлковые комбинации, сдуру приняли их за вечерние платья. И принялись щеголять в исподнем по театрам и ресторанам. Наверное, это действительно может показаться смешным. Но никак не унизительным. Реальное унижение вот где. На волне уравниловки и дефицита в послевоенной Англии женщины шили себе лифчики из мужских носовых платков. А бельё из ворованного парашютного шёлка считалось высшим шиком.

Британия. Отмена карточной системы.1954 год.

Любой россиянин, безусловно уверен, что во второй мировой войне СССР победил фашистскую Германию. Любая попытка сказать россиянину, что победили союзники и СССР получал помощь от союзников, главным из которого былаБритания,вызывают ярость. При том, что победила не Россия, а СССР. В России принятого утверждать, что Россия всегда есть и будет при том, что например СССР по населению была почти в два раза больше России. Победили только мы, а всякие попытки сказать, что нам кто-то помогал это оскорбление памяти павших воинов. Россияне вообще агрессивны, но тут степень из агрессии становится пугающей. В Росси никогда не будет стоять протестный майдан при том, что не разграблен ни один магазин, россияне даже в обычном протесте сразу грабят магазины. При этом практически любой солдат великой отечественной войны вспоминает продукты, которые получала армия СССР по ленд-лизу. Особенно это касается . При этом кто оплатил ленд-лиз принято не вспоминать, СССР заплатил все долги кровью, а деньги это такая грязная материя.Все долги оплатила Британия. Какие это имело последствия для маленького острова?

Британия была вынуждена ввести карточки. При этом карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сладкое в 1953 году, на мясо и остальные продукты в июле 1954 года. Понятно, что СССР жило хуже и питалось не сопоставимо хуже, но СССР платил за свои идеологические химеры, а Британия платила за битву двух зол: коммунизма и фашизма. Расходы Великобритании на вторую мировую войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов, это огромная сумма! Государственный долг вырос за годы войны более чем в три раза. Более 1 млрд. фунтов стерлингов было расходовано на оплату военных поставок. В России по этому поводу принято говорить, что человеческую жизнь нельзя измерить деньгами. Это парадоксальным образом уживается в голове россиян с фразой нежно ими любимого Сталина- «пусть убью, бабы новых нарожают».

После второй мировой войны, 26 июля 1945 года в Великобритании прошли парламентские выборы, на которых, впервые в истории большинство в палате общин получила лейбористская партия. Политика лейбористов себя не оправдала, налоги выросли, карточная система казалась вечной. В стране заметно выросли цены на продукты питания. При этом тяжелым грузом на экономике повис заем в сумме 4400 млн. долларов, который в декабре 1945 выдали США.

Но Британия нашла свой путь и стала величайшей страной и экономикой. Произошло это за счет одновременного ослабления государственного воздействия на экономику и разгона профсоюзов. Идея свободы, великая идея Британии, которая ведет мир к лучшей жизни сейчас и тогда позволило Британии отказаться от карточной системы.

Особенно интересно, что сейчас, не смотря на умеренную инфляцию продукты в Британии в абсолютном измерении дешевле, чем 30 лет назад! Даже русские олигархи типа Чучваркина, оказавшись в Британии,говорят о том, что самое потрясающее это цены в магазинах, они настолько ниже, чем в Москве, что это просто потрясает!

Причина заключалась в росте цен на продук­ты питания и их остром дефиците, вызванном усиленным спросом на предметы продовольствия со стороны армии и их масштабными государственными заготовками (см. Заготовки сельскохозяйственной продукции государственные). Появлению карточной системы предшествовало введение регулирования губерна­торами и городскими управами цен на предметы первой необхо­димости в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1914. В 1915 в городах возникли комиссии по регу­лированию цен и продовольственные отделы. Органы городского самоуправления развернули самостоятельные заготовки с целью сдержать рост дороговизны. Заготовленные товары продавались насе­лению с минимальными наценками. Это не принесло ожидаемого эффекта, а только усилило ажиотаж на рынке. Во второй половине 1915-16 продовольственные управы городов начали нормирован­ное распределение товаров по продовольственным карточкам. По мере увеличения набора товаров, отпускаемых по карточкам, в большинстве городов появились целые продовольственные книжки, удостоверявшие право горожан на ежемесячное получе­ние в городских лавках определенного количества различных товаров.

В 1917 карточная система охватывала широкую номенклатуру товаров - сахар, мука, крупа, соль, мыло, спички и другое. Круг то­варов, распределяемых по карточкам, и нормы снабжения со временем могли меняться. В 1917 сельское население стало получать по карточкам сахар и некоторые другие товары через кооперативные продовольственные лавки. В сельской местности карточная система в годы Граж­данской войны не получила широкого распространения. В городском снабжении она, напротив, укрепилась. К нормиро­ванным товарам добавились водка, ткани, обувь. Во многих городах снабжали по карточкам мануфактурой, рыбой, мясом, овощами, керосином, дровами и др. Но выдача нормированных товаров осуществлялась крайне нерегу­лярно. Часто карточки не отоваривали из-за отсутствия запасов, выдавали товары по сниженным нормам, взамен одних товаров выдавали другие. Карточная система открывала широ­кие возможности для злоупотреблений. По сообщениям прессы, не только работники городских лавок, но и руководи­тели продовольственных управ, отвечающие за организацию закупок продо­вольствия, оказывались причастны к спекуляции. Населе­ние возмущали факты, когда карточки не отоваривались, а отсутствующие в городских лавках товары свободно продава­лись на рынке по спекулятивным ценам. Другим поводом для недовольства становилась сама организация распределения. До потребителей многие товары доходили ненадлежащего качест­ва, их получение часто было связано с простаиванием в больших очередях. Тем не менее подавляющая часть на­селения требовала ужесточения карточной системы.

В 1929 в городах СССР, в том числе расположенных в восточных регионах, введена нормированная продажа хлеба и других продовольственных товаров. Государство, искусственно поддерживая закупочные цены на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции на низком уровне, спровоцировало в 1927/28 хозяйственном году хлебный кризис. Перебои в снабжении хлебом в городских поселениях Урала, Сибири и Дальнего Востока возникли уже в 1928.

С введением карточек городское население разделялось на 4 категории: в 1-ю входили рабочие, пайщики пот­ребительской кооперации ; во 2-ю - рабочие, не состоявшие ее членами; в 3-ю - служащие, члены потребительской коопера­ции ; в 4-ю - дети, иждивенцы и все остальные. По по­вышенным нормам и в первую очередь снабжались те, кто имел карточки 1-й категории. Лишенные избирательных прав, не получали карточек. С 1931 было введено обес­печение населения по спискам (особый список, списки № 1, 2, 3), в которые местные власти включали различные ка­тегории населения. Деление осуществлялось не только по социальной принадлежности людей, но и по степени при­оритетности, важности их труда в общем народнохозяйственном комплексе, в жизни общества. Установленные нормы полу­чения продуктов по карточкам должны были обеспечи­вать необходимый минимум потребления. По карточке рабочего, включенного в список № 1, можно было ку­пить 800 г хлеба в день, 4,4 кг мяса, 2,5 кг рыбы, 3 кг крупы, 1,5 кг сахара, 400 г масла, 10 шт. яиц в месяц. Но «отоварить» карточки, т. е. выкупить продукты по этим нормам, удавалось далеко не всегда. Поступавших в сибирские города товарных ресурсов, как правило, не хватало, нормы выдачи сокращались, в магазинах необходимо было выстоять огромные очереди. Часто срок действия карточки оканчивался раньше, чем ее удавалось «отова­рить». В 1929-30 были введены карточки не только на продовольствие, но и на промышленные изделия повседневного спроса. Свободно купить любые товары в системе государственной торговли стало невозможно.

Данные о структуре розничного товарооборота отражают низкий уровень жизни городского населения Сибири в 1930-е гг. Покупки продовольствия составляли в общем товаро­обороте в 1933-37 56-60%, в том числе около 1/3 всех затрат на продовольственные товары шло на водку и другие алкогольные напитки. Из промышленных товаров, составлявших 40-44% розничного то­варооборота, покупались в основном готовая одежда, обувь, ткани, на покупки мебели приходилось только 0,5%, культтоваров - 4%.

Нормированное распределение товаров породило осо­бую систему торговли : закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие коллективы крупных предприятий или нескольких мелких. Рабочие и служащие по месту работы при­креплялись к ЗРК, где могли покупать товары народного потребления по так называемым заборным книжкам. Карточная система создала благодатную почву для различных махинаций, хищений и спекуляции. Постоянные проверки выявляли расхож­дения в числе прикрепленных к ЗРК и реально рабо­тающих на предприятии, количестве проданных продуктов и карточек, включение в особый и 1-й список лиц, не имевших на это права. Похищенные из нормированной тор­говли товары продавались на «черном» рынке. Помимо него существовала система коммерческой торговли , в которой товары народного потребления можно было купить свобод­но, но по высоким (в 2-3 раза выше обычных) ценам. В ряде сибирских городов открылись и магазины «Торгсин» (система торговли с иностранцами, где товары прода­вались за валюту или золото).

Дефицит товаров вызывал массовое недовольство, тормозил развитие экономики из-за снижения материальных сти­мулов, что заставило руководство страны принять меры по улучшению снабжения населения. С 1 января 1935 были отменены карточки на хлеб, с 1 октября 1935 - на мясо, рыбу, картофель, жиры, сахар. В 1936 постепенно от­меняются карточки на промышленные товары. Вместо разделения торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам вновь создается единая система торговли.

Карточная система в годы ВОВ

С начала Великой Отечественной войны продовольственные ре­сурсы страны резко сократились, что обусловило введе­ние жесткой системы нормированного распределения. С сентября 1941 в Омске , Новосибирске , Красноярске , Иркутске и других крупных городах стали продаваться по карточкам хлеб и сахар. В ноябре карточная система распространилась на мяс­ные и рыбные продукты, жиры, крупу, макаронные изделия и др. Продовольственное снабжение горожан производи­лось дифференцированно. Устанавливались 4 группы карточек: для рабочих и ИТР, служащих, иждивенцев, детей до 12 лет. Кроме того, все работающие распреде­лялись по 2 категориям в зависимости от значимости их предприятий для обороны страны. Норма на хлеб была дневной, на остальные продукты - месячной. Рабочим, снабжавшимся по 1-й категории, ежедневно полагалось 800 г хлеба, по 2-й - 600 г, детям и иждивенцам - по 400 г. Более резко различались нормы на другие продтовары. Трудящиеся крупных оборонных заво­дов могли приобрести в месяц 2,2 кг мяса или рыбы, 1,5 кг крупы и макаронных изделий, 600 г жиров. На других предприятиях рабочий паек весил гораздо меньше. Из-за нехватки продовольственных ресурсов одни продукты заменялись другими, худшего качества. Вместо мяса выдавались субпродукты, сахар заменялся низкосортной караме­лью, росло использование на пищевые цели отходов производства мясо-молочной промышленности: сыворотки, обрата, пахты, потрохов и костей. В целях экономии муки до­пускалось повышение влажности хлеба, разрешались различные примеси. С апреля 1942 были уменьшены нор­мы на сахар, и до конца войны для рабочих они не пре­вышали 400 г. в месяц. Осенью 1943 полегчала хлебная пайка. Трудящиеся, снабжавшиеся по 1-й категории, стали получать 600-650 г хлеба в день, по 2-й - 500 г. Вместе с тем с осени 1942 руководству предприятий предо­ставлялось право премировать ударников и стаханов­цев дополнительным пайком. Напротив, для тех, кто не выполнил производственное задание, допустил опоздание на работу или иное нарушение трудовой дисциплины, хлебная норма уменьшалась на 200 г.

Несмотря на суровые законы военного времени, рас­пространились различного рода злоупотребления с вы­дачей и отовариванием карточек. Часть хлебных ресурсов разворовывалась, реализовывалась по запискам руко­водителей. В начале 1942 контрольные органы отмечали отсутствие должного порядка в расходовании хлеба в Новосибирской области , и особенно в Новосибирске. Толь­ко в январе 1942 перерасход хлеба в областном центре составил 1 тыс. т, в феврале - 800 т. Большие масштабы злоупот­реблений проявились и в других городах страны, что вы­нудило правительство создать особые контрольно-учетные бю­ро, которые принимали от торговых организаций талоны и купоны продовольственных карточек в подтверждение реализации нормированных продуктов, а также ежемесячно проверяли контингенты, подлежащие снабжению.

По мере накопления продовольственных ресурсов у государства появи­лась возможность улучшать централизованное обеспечение населения продуктами питания. В годы войны это до­стигалось не повышением норм, а переводом потребите­лей с одних, низких норм на другие, более высокие. В середине 1942 только 2 /5 городского населения получали хлеб по карто­чкам для рабочих и служащих, остальные - по нормам для иждивенцев и детей. К концу 1944 уже половина горожан снабжалась по нормам для рабочих и служащих. Если в I квартале 1943 дополнительное питание получили 12% всех рабо­чих, то в I квартале 1945 - около 50%. При этом удельный вес трудящихся, снабжавшихся по повышенным нормам, в городах Урала и Сибири был одним из самых высоких в стране. В ходе голода 1946 количество населения, снаб­жавшегося по карточкам, было сокращено с 87,8 млн до 60 млн человек в конце 1946. Для отдельных групп городского населения, главным образом для иждивенцев, были урезаны нормы выдачи хлеба. Одновременно уменьшались фонды коммерческой торговли хлебом. Это решение сталинского руководства стало причи­ной резкого роста смертности в ходе голода .

Отмена карточек

Карточная система была отменена специальным постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с прове­дением денежной реформы конфискационного типа. Некоторые элементы нормированного распределения товаров народного по­требления сохранялись на протяжении всего советского пери­ода. Периодически вводились нормы отпуска дефицитных товаров в одни руки, списки на предприятиях и в уч­реждениях на приобретение товаров. Последним прояв­лением нормированного распределения в конце 1980-х гг. стала система талонов на приобретение дефицитных товаров, в том числе продуктов питания.

Лит.: Букин С.С. Продовольственная проблема в городах За­падной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы труда и быта городского населения Сибири (1940-1990-е гг.). Ново­сибирск, 1992; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Косых Е.Н. Цены в Томске в 1917 году // Вопросы экономической истории России XVIII-XX вв. Томск , 1996; Осокина Е.А. За фаса­дом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.



Читайте также: