Почему поэма мцыри носит романтический характер. "Мцыри" как романтическая поэма. Черты реализма. Образ Мцыри. Природа и описание характера Мцыри

Урок: «Романтизм в русской литературе. Мцыри – романтический герой».

Цель: дать начальное представление о романтизме на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Задачи: развиваем навыки работы над материалом учебника и использование этого материала, применяя его к художественному произведению; учимся анализировать художественный текст; работаем над образом Мцыри, характеризуя как цельную, сильную натуру.

Работа начинается с чтения статьи учебника, раскрывающей основные черты романтизма как

Отвечаем на вопрос: почему поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» относится к романтизму как художественному направлению.

    Внимательно читаем статью «Начальное представление о романтизме», выписываем основные черты этого направления.

    Ощущение безграничной свободы (очарование личности, ставшей свободной) и невозможность осуществить свободу в реальной действительности (разочарование личности, не способной воспользоваться свободой для гармоничного расцвета).

    Конфликт между личностью и миром, в результате которого личность гибнет, оставаясь верной своим убеждениям.

    Основа конфликта – противоположные нравственные ценности.

    Герой – носитель истинно человеческого нравственного начала (красота одухотворенная, взгляд выразительный, глаза умные и проницательные, поведение необычное…).

    Романтический герой – выразитель авторского отношения к неудовлетворяющей и отвергаемой действительности.

    Мир контрастен, совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение. Романтик устремлен к миру – замыслу. Двоемирие - ещё одно противоречие.

    Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу. Природа – истинная сторона мира совершенного.

    Столкновение внешних событий – борьба добра и зла в душе героя.

    Контраст (антитеза) в изображении героя: венец творения – безвольная игрушка в руках судьбы, неподвластных ему сил, играющих его чувствами. Он жертва собственных страстей.

    Конкретизируются черты Мцыри как романтика в статье «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики». Раскрытию образа Мцыри как романтического героя помогают высказывания Д.Е.Максимова, В.И. Коровина. Здесь и «двуначалие», противоречивость образа, которое проявляется в сочетании физической хилости и «могучего духа», и высокая нравственность, и поиск пути к миру идеальному.

    В основе плана непосредственного анализа поэмы и романтического героя лежат эти статьи.

Как серна гор пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

Физическая слабость (последствия жизни в монастыре) и нравственная сила (наследие его отцов).

Контраст между личностью и миром

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Мир воспринимает природу как среду, чуждую человеку, а Мцыри чувствует в ней близкую ему, сильную, неподвластную миру душу. Мир труслив, Мцыри отважен. Покорность для героя – форма протеста.

Романтик устремлён к миру - замыслу

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…

И гордый, непреклонный взор,

И молодых моих сестёр…

Лучи их сладостных очей

И звук их песен и речей…

Мцыри – «естественный» человек. Он лишен любви, которая сохранилась в воспоминаниях, лишен возможности быть таким, каким должен был стать. Внутренние силы побуждают к действию, а монашеский быт подавляет их. Лишь свобода, воля, родина способны сделать его счастливым.

Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу.

Ты хочешь, что видел я

На воле? – Пышные поля, …

Кругом меня цвёл Божий сад:

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз…

Природа - та реальность, к которой стремится Мцыри. Тот идеальный мир. Деревья сравниваются с братьями «в пляске круговой», тёмные скалы «жаждут встречи каждый миг», Облака, будто «белый караван» направлялись на родину. Природа живая, её думы, жизнь понятны Мцыри и близки, поэтому так радостно-восторженно он принимает её. Родина и природа сливаются, но природа ещё не признаёт его своим. Чтобы стать своим, нужно стать равным зверю.

Он жертва собственных страстей.

И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои смутились…

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы…

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник…

Мцыри очарован молодой грузинкой, жажда борьбы и крови привела к схватке с барсом, в поисках свободы он понимает, что заблудился. Герой обнажает внутренние силы и, растратив их, погибает. Нет той среды, которая бы эти силы не только отнимала, но и возвращала.

Таким образом, Мцыри – романтический герой. И непримиримость с окружающим миром, и стремление к своему идеальному, вольному чужому для всех миру, и способность любить, возможность понимать, чувствовать природу, умение слиться с ней – всё это делает его особенным образ героя. Даже сама гибель, нежелание дальше жить в неволе – черта, свойственная необыкновенному человеку.

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Белинский Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе. Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала. ... Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной: Напрасно в бешенстве порой Я рвал отчаянной рукой Терновник, спутанный плющом: . Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста... В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире, для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен. Только эти дни он называет блаженством. Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - рассказать душу. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в это же время создал социально-психологический роман. Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал...”). Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций великого Пушкина, поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную культуру свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”. В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

Арсланова Анжела
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема : «Черты романтизма в поэме М . Ю. Лермонтова «Мцыри »

Цель :

Ученики должны доказать, что поэма «Мцыри » -романтическое произведение , научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения

Задачи :

1. Актуализировать знания о романтизме , особенностях романтического характера . Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме .

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия : работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа) .

Планируемые результаты

Ученики научатся :

Характеризовать образ юноши-мцыри , привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме , созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму) ;

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний .

Вид урока : урок -диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.

Оборудование : текст М. Ю. Лермонтова «Мцыри » ,схема «фишбоун» ,компьютерная презентация,запись фрагментов из произведений Ф. Шопена, Н. Паганини, рок-группы «Ария» ,иллюстрации к картинам К. Брюллова, И. Айвазовского.

Ход урока:

Так живо выхватил он из ребр Кавказа

одну из разительных сцен и облек ее в

живые образы перед очарованным взором.

А. Муравьев

1. Оргмомент. (Учитель проверяет готовность к уроку и настраивает учащихся на работу)

2. Актуализация знаний.

а)реализация домашнего задания. (Беседа по вопросам)

Учитель :1. С произведениями какого автора мы познакомимся уже который год?

(Дети зачитывают синквейны о М. Ю. Лермонтове ,составленные дома)

2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку ;о каком произведении Лермонтова писал поэт и мемуарист А. Муравьев эти строки?

3. В чем особенность создания этого произведения?

4. Какое значение слова «мцыри » больше подходит нашему герою : послушник, неслужащий монах или чужеземец? Почему?

5. А теперь проверим,как внимательно вы читали текст : я предлагаю вам прослушать фрагменты музыкальных произведений Шопена, Паганини и рок-группы «Ария» и соотнести их с эпизодами из поэмы . (учащиеся прослушивают фрагменты и называют эпизод,с которым они соотносят этот фрагмент)

6. Обратите внимание на репродукции на доске, кто знает, как называются эти картины и кто их авторы (И. Айвазовский «Девятый вал» , К. Брюллов «Последний день Помпеи» )

7. Как вы думаете,почему я выбрала произведения именно этих художников и композиторов (и композиторы,и художники-романтики )

б) целеполагание.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, почему я объединила на нашем уроке композиторов- романтиков , художников-романтиков и поэму М . Ю. Лермонтова ?

2. Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ?

Итак,сегодня на уроке мы должны будем выявить черты романтизма в поэме и доказать ,что она является романтической .

3. Работа по теме урока .

а)А для начала давайте вспомним, что за направление романтизм , где и когда оно зародилось, кто является основоположником этого направления в России, а кто последователем (учащиеся отвечают на вопросы)

б)Назовите основные черты романтизма . (учащиеся перечисляют)

в)Выявление черт романтизма в поэме .

А теперь давайте постараемся выявить черты романтизма в поэме . Для этого я предлагаю использовать новую интересную диаграмму, которая называется «фишбоун» . Придумана она профессором Кауро Ишикава. Этот прием позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально она похожа на скелет рыбы (отсюда и название) В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки» , на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Для этого нам надо разбить вас на группы,каждая группа получает схему и начинает работать.

Каждая группа имеет заготовку «фишбоуна» . Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т. е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально, а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.

После окончания работы и обсуждения делаем вывод. (учащиеся выполняют работу в группах,подбирая цитаты из текста)

г)Обобщение.

Каждая группа заполнила поля,подбирая аргументы,а теперь мы проверим,как вы справились с работой. (учащиеся зачитывают причину и аргументы к ней)

Исходя из перечисленного вами,давайте сделаем вывод : поэма М . Ю. Лермонтова «Мцыри » -романтическая .

Давайте подведем итоги нашего урока :я предлагаю составить синквейн,в котором вы должны отразить особенности поэмы ,сделав акцент на том,что эта поэма романтическая , или используя образ Мцыри как романтического героя . (учащиеся составляют синквейны)

Зачитываются синквейны,учитель выставляет оценки,аргументируя их.

5. Рефлексия.

Понравился ли урок ? Что нового и интересного узнали?

6. Домашнее задание

Мы продолжим на следующем уроке работу над поэмой и вашим домашним заданием будет проанализировать поэму с точки зрения художественных средств выразительности . Заданием для сильных учащихся будет работа со всей поэмой ,а учащиеся послабее работают с карточкой,в которой есть наводящие вопросы.

Публикации по теме:

Фруктово-огородное шоу «Арбузник» для школьников средних классов «Арбузник». Фруктово-огородное шоу "Арбузник" для школьников средних классов Цель: расширить знания детей о фруктах и овощах, развивать.

Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни» Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности. Задачи: 1. Сформулировать.

Конспект игрового классного часа для школьников «Законы писаны для всех» «Законы писаны для всех» Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, что благо для других. Не нужно думать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем - и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко оригинальный вариант романтической поэмы.
Мцыри - герой нового типа, во многом отличающийся от героев-романтиков, утвердившихся к этому времени в европейской литературе. Патетическая исповедь Мцыри обращена к «чернецу» - православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях» , проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута. Исповедь героя дается автором как бы в двойном обрамлении. Вначале Лермонтов говорит об истории присоединения Грузии к России и о благих последствиях этого союза: «И божья благодать сошла па Грузию!.. » Далее следует история юноши-горца, который воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств» , израненным и умирающим.
В своей исповеди герой предстает как независимая и духовно свободная личность. Его «могила не страшит» , он жаждет обрести жизнь, «полную тревог» , узнать радость борьбы, «обняться с бурей» . Это цельная, страстная натура:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть.. .
Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв» , познать и испытать себя, он мечтает
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
По типу сознания (духовная независимость, масштабность переживаний, стремление к свободе и т. д.) Мцыри относится к числу литературных персонажей, восходящих к байроновской традиции. Однако в лермонтовской поэме традиционные для «байронизма» мотивы одиночества, бегства героя от чуждого ему окружения, поиска идеальной страны получают убедительную психологическую мотивировку. Стремление Мцыри к свободе - не бунт разочарованного романтика-индивидуалиста. Его одиночество и тоска оправданы реальными жизненными обстоятельствами, ведь Мцыри - послушник поневоле, он вынужден жить среди чуждых ему по духу людей. Если монахи «лежали ниц» во время грозы, то Мцыри, напротив, «как брат, обняться с бурей был бы рад» ; ему чужды и христианское смирение, покорность судьбе, а потому он, с гордостью выслушав увещевания старика монаха, перед лицом смерти говорит: «...о прощенье не молю...» .
Стиль поэмы, безусловно, может быть назван романтическим. Речь героя эмоциональна, насыщена яркими метафорами (страсть «сожгла» душу Мцыри; вспоминая своих сестер, он видит «лучи их сладостных очей») , субъективно-оценочными эпитетами («ужасный час» , «невольный трепет» , «отрадный сон») . Вместе с тем Лермонтов широко использует и средства реалистического письма. В речи героя преобладают слова, точно и прямо описывающие предметный мир («прозрачная зелень» листов, «узкая тропа» , «сухой бурьян») .
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Вот так вот

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Люди помогите срочно.

Тест по произведению Мцыри М.Ю.Лермонтов

1. Укажите какой факт не относился к биографии М.Ю.Лермонтова
а) обучался в Мосскве в Благородном пансионе
б) был другом детства А.С.Пушкина
в) служил в лейб-гвардии Гусарском полку
г) учавствовал в Кавказкой войне

2.К какому литературному направлению можно отнести поэму?
А) сентиментализм
В) романтизм
Б) реализм
Г) классицизм

3. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь
В) барса
Б) Кавказ
Г) девушку-грузинку

4.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
В) Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

5. В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по воле
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

6. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

7. В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование
Б) смирение, покаяние
В) грусть, размышления
Г) утверждение своей правоты



Читайте также: