Кланы японии. История японских гербов Происхождение и история якудза

В самые древние времена японцы объединялись в племена, которые после стали называть японскими кланами. Живя в горной стране и имея непростые отношения с соседями, люди, боясь жить изолированно, объединялись для самозащиты. По прошествии времени некоторые племена становились могущественными и сильными и захватывали власть над другими племенами, которые постепенно сливались с ними или превращались в рабов. В племенах не было равенства, каждый выполнял собственную работу – ремесленника, крестьянина или раба. Те, которым удавалось разбогатеть, быстро отвоевали себе привилегии и командовали беднотой.

Наиболее сильными племена постоянно воевали с остальными, часто побеждали и подчиняли их себе.

Из более могущественного класса выбирались судьи, они готовили вооружение, могли принять или отвергнуть чужака, определяли круг сельскохозяйственных работ. Над всеми стоял вождь племени, который помимо всего прочего был наделен еще и религиозной властью.

Таким образом, первой социальной структурой является племя, за которым следовал “клан” – объединение племен. Вся японская история может считаться созданной кланами, которые в кровопролитнейшей борьбе отвоевали у других сильных групп право главенства.

В начале VIII века началась эпоха Нара, названная так по первой столице, которую клан Фудживара основал в регионе Йамато. Эта эпоха характеризуется усвоением китайской культуры: в то время были проведены аграрные реформы, появились своды законов, была адаптирована иероглифическая письменность. За Фудживара последовали Минамото, сделавшие столицей город Камакура. В эту эпоху был создан новый институт власти – “сёгунат” просуществовавший вплоть до XIX века.

Даймё, представители знати, обладавшие значительным количеством привилегий, делились на три категории и часто враждовали между собой.

Сёгун был генералиссимусом, командующим военными и политическими силами, в то время как император, конечно же по-прежнему уважаемый и почитаемый за свое божественное происхождение, потерял реальную власть в обществе и воспринимался как религиозный властитель и верховная власть. В то время население делилось по значимости следующим образом: главнейшими были “даймё” – очень могущественные феодалы, затем торговцы, потом крестьяне, ремесленники и в самом низу были рабы.

Даймё, у которых уже были некоторые привилегии, в некоторый момент предприняли попытку добиться независимости, воспользовавшись затяжной войной, которую страна вела против монголов. В итоге к власти пришел Асикага, который объявил себя сёгуном и положил начало эпохе Муромаки.

Фамилии и имена самураев

Самураи – это японское военно-феодальное сословие. Слово "самурай" происходит от древнеяпонского глагола "самурау", что означает "служить человеку высшего сословия". То есть "самурай" означает "служивый человек, слуга". Самураев в Японии также называют "буси", что значит "воин".

Самураи появились в Японии в VII-VIII веках н.э. Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей, а также представители средней и низшей аристократии (мелкие дворяне). Из дружинников самураи постепенно становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилище и пищу. Некоторые самураи получали земельные наделы с крестьянами, и сами превращались в феодалов.

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333). Предшествовавшая этому затяжная, кровопролитная гражданская война между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната – правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.

Бусидо – кодекс чести самурая, свод заповедей "Путь Воина" в средневековой Японии. Кодекс появился в период XI-XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава. Если самурай не выполнял правила поведения, его с позором выгоняли из рядов самураев.

Воспитание и обучение самурая были основаны на мифических рассказах о легендарных героях, безразличии к смерти, страху, боли, сыновней почтительности и верности своему феодалу. Наставник заботился о становлении характера будущего самурая, помогал наработать отвагу, мужество, выносливость, терпение. Будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, развивали в них качества, которые считались в среде самураев главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей жизнью ради жизни другого. Чтобы развить терпение и выносливость, будущих самураев заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна, ходить босиком зимой, рано вставать, ограничивать себя в пище и т. д.

После установления при сёгунате Токугава мира, огромное количество самураев, которые умели только воевать, оказались обузой для страны, многие из них бедствовали. В то время появились книги, развивающие идею Бусидо (кодекс чести самурая), появилось большое количество школ боевых искусств, которые для многих самураев были единственным средством существования.

В последний раз самураи взялись за оружие в Гражданскую войну 1866-1869 гг., в ходе которой было свергнуто правительство Токугава. В этой войне самураи сражались на обеих сторонах.

В 1868 году произошла реставрация Мэйдзи, реформы которой затронули и самураев. В 1871 году император Мэйдзи, решивший реформировать государство по западному образцу, издал указ о формировании японской армии призывным способом, не только из сословия самураев, но и из всех прочих. Последним ударом по самураям стал закон 1876 года, запрещающий ношение мечей. Так завершилась эпоха самураев.

Фамилии и имена самураев

Абэ Масахиро

Абэ-но Мунэто

Адзаи Нагамаса

Аидзава Сэйсисай

Акамацу Мицусукэ (старший)

Акамацу Норимура

Акэти Мицухидэ

Амакуса Сиро

Аоки Сюдзо

Асакура Ёсикагэ

Асакура Кагэтакэ

Асакура Такакагэ

Асикага Ёсиакира

Асикага Ёсимаса

Асикага Ёсимицу

Асикага Ёсимоти

Асикага Ёсинори

Асикага Ёситанэ

Асикага Ёсихидэ

Асикага Ёсихиса

Асикага Такаудзи

Ватанабэ Хиромото

Гото Сёдзиро

Датэ Масамунэ

Ёсида Сёин

Ии Наосукэ

Имагава Ёсимото

Исэ Соун

Каваи Цугуносукэ

Каваками Гэнсай

Като Киёмаса

Кидо Такаёси

Кита Нарикацу

Кобаякава Хидэаки

Кониси Юкинага

Кусуноки Масасигэ

Мамия Риндзо

Мацудайра (Юки) Хидэясу

Мацудайра Киёясу

Мацудайра Саданобу

Мацудайра Таданао

Мацудайра Хиротада

Мацумаэ Ёсихиро

Мацумаэ Такахиро

Маэда Кэйдзи

Маэда Тосииэ

Маэда Тосинага

Мидзуно Тадакуни

Минамото-но Ёрииэ

Минамото-но Ёримаса

Минамото-но Ёритомо

Минамото-но Ёсимицу

Минамото-но Ёситомо

Минамото-но Ёсицунэ

Минамото-но Санэтомо

Минамото-но Тамэтомо

Минамото-но Юкииэ

Могами Ёсиаки

Мори Аринори

Мори Мотонари

Мори Окимото

Мори Тэрумото

Мори Хиромото

Набэсима Кацусигэ

Набэсима Наосигэ

Нагао Тамэкагэ

Накано Такэко

Нитта Ёсисада

Ода Кацунага

Ода Нобукацу

Ода Нобунага

Ода Нобутада

Ода Нобутака

Ода Хидэкацу

Ода Хидэнобу

Оки Такато
Окубо Тосимити

Омура Масудзиро

Омура Сумитада

Отани Ёсицугу

Оути Ёсинага

Оути Ёсиоки

Оути Ёситака

Оути Ёсихиро

Оути Масахиро

Принц Мориёси

Сагара Содзо

Сайго Такамори

Сайто Досан

Сайто Ёситацу

Сайто Хадзимэ

Сакамото Рёма

Саканоуэ-но Тамурамаро

Санада Юкимура

Сасса Наримаса

Сибата Кацуиэ

Симадзу Ёсихиро

Симадзу Иэхиса

Со Ёситоси

Согано Ирука

Согано Умако

Согано Эмиси

Соэдзима Танэоми

Суэ Харуката

Тайрано Киёмори

Тайрано Масакадо

Такасуги Синсаку

Такэда Нобусигэ

Такэда Нобутора

Такэда Нобухиро

Такэда Сингэн

Тани Татэки

Танума Окицугу

Тёсокабэ Моритика

Тёсокабэ Мототика

Тоётоми Хидэцугу

Токугава Ёринобу

Токугава Ёрифуса

Токугава Ёсинао

Токугава Иэмицу

Токугава Иэмоти

Токугава Иэцуна

Токугава Иэясу

Токугава Нариаки

Токугава Нобуёси

Токугава Тадаёси

Токугава Тадатэру

Токугава Хидэтада

Укита Хидэиэ

Уэсуги Кагэкацу

Уэсуги Кагэтора

Уэсуги Кэнсин

Уэсуги Норимаса

Фудзивара-но Ёримити

Фудзивара-но Каматари

Фудзивара-но Сумитомо

Фукусима Масанори

Харада Саносукэ

Хасэгава Ёсимити

Хатано Хидэхару

Хаяси Радзан

Хидзиката Хисамото

Ходзё Удзимаса

Ходзё Удзинао

Ходзё Удзицуна

Ходзё Удзиясу

Ходзё Ясутоки

Хосокава Ёриюки

Хосокава Кацумото

Хосокава Масамото

Хосокава Сумимото

Хосокава Тадаоки

Хосокава Тадатоси

Хосокава Такакуни

Хосокава Фудзитака

Хосокава Харумото

Это Симпэй

Ямана Мотитоё

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Наша новая книга "Энергия фамилий"

В нашей книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Самурай - это воинский класс феодальной Японии. Их боялись и уважали за их благородство в жизни и жестокость во время войны. Они были связаны строгим кодексом чести, который назывался бусидо. Самурай сражался за феодалов, или даймё, наиболее могущественных правителей и властителей страны, подчиняющиеся только сегуну. Даймё, или полководцы, нанимали самураев для защиты своей земли, платя им землей или продуктами питания.

Эпоха даймё длилась с 10-го века, вплоть до середины 19-го века, когда Япония приняла префектурную систему в 1868 году. Многих из этих военачальников и самураев стали бояться и уважать по всей стране, а некоторых даже за пределами Японии.

В последующие после окончания эпохи феодальной Японии годы, легендарные даймё и самураи стали объектами восхищения романтизированной культуры, восхвалявшей их жестокость, репутацию невидимых убийц и престиж их места в обществе. Правда, конечно, часто намного мрачнее, - некоторые из этих людей были немногим больше, чем просто убийцы. Тем не менее, многие известные даймё и самураи стали очень популярны в современной литературе и культуре. Вот двенадцать самых известных японских полководцев и самураев, которых помнят, как настоящие легенды.

12. Тайра-но Киёмори (1118 - 1181)

Тайра-но Киёмори был полководцем и воином, который создал первую самурайскую административную систему управления в истории Японии. До Киёмори, самураи в основном рассматривались как наемные воины для аристократов. Киёмори взял под свою защиту клан Тайра после смерти своего отца в 1153 году, и быстро добился успеха в политике, в которой он ранее занимал лишь незначительный пост.

В 1156 году, Киёмори и Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) подавили восстание и стали управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. Их союз превратил их в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Он продвинулся по государственной службе, а в 1171 году выдал свою дочь за императора Такакура. У них, в 1178 году, появился ребенок, сын Токихито. Киёмори позже использовал этот рычаг, чтобы заставить императора Такакура отдать свой трон принцу Токихито, а также своим союзникам и родственникам. Но в 1181 году умер от лихорадки в 1181 году.

11. Ии Наомаса (1561 – 1602)

Ии Наомаса был знаменитым генералом и даймё в период Сэнгоку, когда правил сегун Токугава Иэясу. Он считался одним из Четырех Небесных Королей Токугава, или самых преданных и уважаемых генералов Иэясу. Отец Наомаса был убит после того, как его ошибочно признали виновным в измене, когда Наомаса был маленьким ребенком.

Ии Наомаса продвинулся вверх в клане Токугава, и получил большое признание, после того, как под его руководством 3000 солдат одержали победу в битве при Нагакутэ (1584). Он боролся так лихо, что получил похвалу даже от генерала противников, Тоётоми Хидэёси. После того, как он помог одержать победу Токугава во время осады Одавары (1590), он получил замок Миновa и 120000 коку (древняя японская единица измерения площади), то есть самый большой участок земли, принадлежащий кому-либо из вассалов Токугава.

Звездный час Наомаса настал во время битвы при Секигахаре, где он был ранен шальной пулей. После этого ранения он так до конца не мог поправиться, но продолжал бороться за жизнь. Его подразделение стало известно как "Красные Дьяволы", за их кроваво-красные доспехи, которые они носили в бою, для психологического воздействия.

10. Датэ Масамунэ (1567 - 1636)

Датэ Масамунэ был безжалостным и жестоким даймё в ранний период Эдо. Он был выдающимся тактиком и легендарным воином, и его фигура стала еще более знаковой из-за его потерянного глаза, за что его часто называли «Одноглазый Дракон».

Как старший сын клана Датэ, он должен был занять место своего отца. Но из-за потери своего глаза после оспы, мать Масамунэ посчитала его непригодным кандидатом для правления, и второй сын в семье взял управление на себя, в результате чего в семье Датэ возник раскол.

После несколько ранних побед в качестве генерала, Масамунэ завоевал положение, став признанным лидером и начал кампанию, чтобы победить всех соседей своего клана. Когда соседний клан попросил Терумунэ, его отца, обуздать своего сына, Терумунэ сказал, что не будет это сделать. Впоследствии Терумунэ был похищен, но перед этим он дал наставления, чтобы сын убил всех членов вражеского клана, если что-то подобное случиться, даже если в ходе битвы отец будет убит. Масамунэ повиновался, убив всех.

Масамунэ служил Тоётоми Хидэёси в течение некоторого времени, а затем перешел на сторону союзников Токугава Иэясу после смерти Хидэёси. Он был верен обоим. Хотя это удивительно, но Масамунэ был покровителем культуры и религии, и даже поддерживал дружеские отношения с Папой Римским.

9. Хонда Тадакацу (1548 - 1610)

Хонда Тадакацу был генералом, а позже даймё, в конце периода Сэнгоку до раннего периода Эдо. Он служил Токугава Иэясу, и был одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного.

Тадакацу был настоящим воином в глубине души, и, после того, как сёгунат Токугава превратился из военного в гражданско-политический институт, он стал все больше отдаляться от Иэясу. Репутация Хонды Тодакацу привлекла внимание некоторых из самых влиятельных фигур в Японии того время.

Ода Нобунага, который, как известно, не хвалил своих последователей, называл Тадакацу "самураем среди самураев." Тоётоми Хидэёси называл его "лучшим самураем на востоке." О нем часто упоминали как о "воине, превзошедшем саму смерть", так как он никогда не получал серьезных ран, несмотря на то, что прошел через чем более 100 боев к концу своей жизни.

Его часто характеризуют как полную противоположность другому великому генералу Иэясу, Ии Наомаса. Оба были свирепыми воинами, и способность Тадакацу ускользать от травм часто противопоставлялась всеобщему представлению, что Наомаса пережил много боевых ранений, но всегда боролся с ними.

8. Хаттори Хандзо (1542 - 1596)

Хаттори Хандзо был известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку, и одной из самых часто изображаемых фигур той эпохи. Ему приписывают спасение жизни Токугава Иэясу, а также, что он помог ему стать правителем объединенной Японии. Он получил прозвище Они-но Хандзо (Дьявол Хандзо) за свою бесстрашную военную тактику, которую он показал.

Хаттори выиграл свою первую битву в возрасте 16 лет (в ночном нападении на замок Удо), и успешно освободил из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. В 1579 году он руководил отрядом ниндзя из провинции Ига для защиты против сына Ода Нобунага. Провинция Ига была, в конечном счете, уничтожена самим же Нобунага в 1581 году.

В 1582 году он внес свой самый ценный вклад, когда помог будущему сегуну Токугава Иэясу бежать от преследователей в провинцию Микава, с помощью местных кланов ниндзя.

Он был отличным фехтовальщиком, и исторические источники указывали, что последние годы своей жизни он скрывался от всех под видом монаха сименем "Сайнен." Легенды часто приписывают ему сверхъестественные способности, такие как исчезновение и появление в другом месте, предвидение и психокинез.

7. Бэнкэй (1155 - 1189)

Мусашибо Бэнкэй, известный в народе просто как Бэнкэй, был воином-монахом, который служил Минамото-но Есицунэ. Он – популярный герой японского фольклора. Рассказы о его рождении очень разнятся - некоторые говорят, что он был сыном изнасилованной матери, другие называют его потомком бога, и многие приписывают ему атрибуты ребенка демона.

Бэнкэй, как говорят, убивал минимум 200 человек в каждом бою, в котором он участвовал. В возрасте 17 лет, он был ростом более двух метров, и его называли гигантом. Он прошел обучение по владению нагинатой (длинным оружием, похожим на гибрид топора и копья), и покинул буддийский монастырь, чтобы присоединиться к тайной секте горных монахов-аскетов.

По преданию, Бэнкэй отправился на мост Годзё в Киото, где обезоружил каждого проходящего мимо фехтовальщика и тем самым собрал 999 мечей. Во время его 1000-го боя, он потерпел поражение от Минамото-но Ёсицунэ, и стал его вассалом, борясь с ним против клана Тайра.

Находясь в осаде несколько лет спустя, Есицуне совершил ритуальное самоубийство (харакири), в то время как Бэнкэй боролся на мосту в передней части главного входа замка, чтобы защитить своего хозяина. Говорят, что солдаты, организовавшие засаду, боялись заходить мост, чтобы вступить в бой с одиноким, гигантом. Бэнкэй убил свыше 300 солдат и еще долго после того, как битва уже была закончена, солдаты видели, как покрытый ранами и пронзенный стрелой Бэнкэй по-прежнему стоит. Гигант упал на землю, умерев стоя, что в итоге стало известно как "Стоячая смерть Бэнкэя."

6. Уэсуги Кэнсин (1530 - 1578)

Уэсуги Кэнсин был даймё в период Сенгоку в Японии. Он был одним из самых могущественных полководцев той эпохи, в основном его помнят за его доблесть на поле боя. Он славится своим благородным поведением, военным мастерством и давним соперничеством с Такэдой Сингеном.

Кенсин верил в буддийского бога войны - Бисямонтена – и поэтому его последователи считали его воплощением Бисямонтена или Бога войны. Он иногда упоминается как "дракон Этиго", за его грозную технику боевых искусств, которую он показал на поле боя.

Кенсин стал юным 14-летним правителем провинции Этиго после того, как вырвал власть из рук своего старшего брата. Он согласился выйти на поле боя против могущественного военачальника Такеды Сингена, потому что завоевательные кампании Такеды приближались близко к границам Этиго.

В 1561 году Кенсин и Синген участвовали в своей самой большой битве, четвертом сражении при Каванакадзиме. По преданию, во время этой битвы Кенсин накинулся на Такэду Сингена со своим мечом. Синген отмахивался от ударов своим боевым железным веером, и Кенсину пришлось отступить. Результаты боя не однозначны, так как оба военачальника потеряли более 3000 человек.

Хотя они были соперниками более, чем 14 лет, Уэсаги Кенсин и Такэда Синген несколько раз обменивались подарками. Когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин, как говорили, плакал в голос из-за потери такого достойного противника.

Также следует отметить, что Уэсаги Кенсин лихо победил самого могущественного военачальника той эпохи, Ода Нобунага, аж два раза. Говорят, что если бы он не умер внезапно после тяжелого пьянства (или рака желудка или же убийства, в зависимости от того, кого вы спросите), он, возможно, узурпировал бы трон Нобунаги.

5. Такеда Синген (1521 – 1573)

Такеда Синген, из провинции Кай, был выдающимся даймё в позднем периоде Сэнгоку. Он известен своим исключительным военным авторитетом. Он часто упоминается как "тигр из Кай" за свое военное мастерство на поле боя, и, как главный соперник, Уэсуги Кэнсина, или "Дракона Этиго".

Синген взял под свою защиту клан Такэда в возрасте 21 года. Он объединился с кланом Имагава, чтобы они помогли в проведении бескровного переворота против его отца. Молодой военачальник добился быстрого прогресса и получил контроль над всем близлежащим районом. Он воевал в пяти легендарных сражениях против Уэсаги Кэнсина, а затем клан Такэда разрушили внутренние проблемы.

Синген был единственным даймё, обладающим необходимой силой и тактическим мастерством, чтобы остановить Ода Нобунага, который хотел управлять Японией. Он победил союзника Нобунаги, Токугава Иэясу в 1572 году, и захватил замок Футамата. Тогда он разбил небольшую объединенную армию Нобунага и Иэясу. Во время подготовки к новому бою, Синген скоропостижно скончался в своем лагере. Некоторые говорят, что вражеский стрелок ранил его, в то время как по другим источникам считается, что он умер от пневмонии или от старой боевой раны.

4. Токугава Иэясу (1543 - 1616)

Токугава Иэясу - первый сегун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла Японией с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу захватил власть в 1600 году, стал сёгуном в 1603 году, отрекся от должности в 1605 году, но оставался у власти до своей смерти в 1616 году. Он является одним из самых известных полководцев и сёгунов в японской истории.

Иэясу пришел к власти, воюя под кланом Имагава против блестящего лидера Ода Нобунага. Когда лидер Имагава, Йошимото, был убит во время неожиданного нападения Нобунага, Иэясу образовал тайный союз с кланом Ода. Вместе с армией Нобунаги они захватили Киото в 1568 году. В то же время, Иэясу заключил союз с Такэдой Сингеном и расширил свою территорию.

В конце концов, после прикрытия бывшего врага, альянс Иэясу-Синген рухнул. Такеда Синген победил Иэясу в ряде сражений, но Иэясу обратился за помощью к Ода Нобунага. Нобунага привел свою большую армию, и силы Ода-Токугава в 38000 человек одержали великую победу в битве при Нагасино в 1575 году против сына Такэды Сингена, Такеды Кацуёри.

Токугава Иэясу в конечном итоге пережил многих великих людей той эпохи: Ода Нобунага засеял почву для сёгуната, Тоётоми Хидэёси получил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

3. Тоётоми Хидэёси (1536 - 1598)

Тоётоми Хидэёси был великим даймё, генералом, самураем, и политиком периода Сэнгоку. Его считают вторым «великим объединителем» Японии, сменившим своего бывшего хозяина, Ода Нобунага. Он положил конец периоду Воюющих царств. После его смерти, его молодой сын был вытеснен Токугава Иэясу.

Хидэёси создал ряд культурных наследий, таких как ограничение, по которому только члены класса самураев могли носить оружие. Он финансировал строительство и восстановление многих храмов, которые все еще стоят в Киото. Он сыграл важную роль в истории христианства в Японии, когда он приказал казнить на кресте 26 христиан.

Он присоединился к клану Ода около 1557 года в качестве скромного слуги. Его повысили, и он стал вассалом Нобунага, и участвовал в битве при Окэхадзаме в 1560 году, где Нобунага победил Имагава Йошимото и стал самым могущественным полководцем периода Сэнгоку. Хидэёси провел многочисленные ремонтные работы в замке и по строительству крепостей.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, стал одним из главных генералов Нобунаги. После убийства Нобунаги в 1582 году от рук его генерала Акэти Мицухидэ, Хидэёси хотел отомстить, и, вступив в союз с соседним кланом, победил Акэти.

Хидэёси, как Нобунага, так и не получил титула сёгуна. Он сделал себя регентом и построил себе роскошный дворец. Он изгнал христианских миссионеров в 1587 году, и начал охоту за мечами, чтобы конфисковать все оружие, остановив крестьянские восстания и обеспечив большую стабильность.

Когда его здоровье начало давать сбои, он решил воплотить в жизнь сон Ода Нобунага о том, как Япония завоевывает Китай, и начал завоевание династии Мин с помощью Кореи. Вторжение Кореи закончилась неудачей, и Хидэёси умер 18 сентября 1598 года. Классовые реформы Хидэёси изменили социальную классовую систему в Японии на следующие 300 лет.

2. Ода Нобунага (1534 - 1582)

Ода Нобунага был могущественным самураем, даймё, военачальником, который инициировал объединение Японии в конце периода Воюющих царств. Он прожил всю жизнь в непрерывных военных завоеваниях, и захватил треть Японии до своей смерти в перевороте 1582 года. Его помнят, как одну из самых жестоких и дерзких фигур периода Воюющих царств. Его также признают одним из величайших правителей Японии.

Его верный сторонник Тоётоми Хидэёси стал его преемником, и он стал первым, кто объединил всю Японию. Токугава Иэясу позже укрепил свою власть сёгунатом, который правил Японией до 1868 года, когда началась Реставрация Мэйдзи. Говорили, что "Нобунага начинает делать национальную рисовую лепешку, Хидэёси месит ее, и, в конце концов, Иэясу садится и ест ее."

Нобунага изменил технику военного дела в Японии. Он внедрил использование длинных пик, способствовал строительству укреплений замков, и особенно применению огнестрельного оружия (в том числе аркебуз, мощного огнестрельного оружия), что привело к многочисленным победам полководца. После того, как он захватил два важных мушкетных завода в городе Сакаи и провинции Оми, Нобунага получил превосходящую оружейную мощь над врагами.

Он также учредил специализированную воинскую классовую систему, основанную на способностях, а не на имени, звании, или семье. Вассалы также получили землю на основе того, сколько там производится риса, а не от размера земель. Эта организационная система была позже использована и широко разработана Токугава Иэясу. Он был отличным бизнесменом, модернизировавшим экономику от сельско-хозяйственных городов до формирования городов-крепостей с активным производством.

Нобунага был почитателем искусства. Он построил большой сад и замки, популяризировал японскую чайную церемонию, чтобы можно было поговорить о политике и бизнесе, и способствовал началу формирования современного театра кабуки. Он стал покровителем миссионеров-иезуитов в Японии, поддержал создание первого христианского храма в Киото в 1576 году, хотя он оставался непреклонным атеистом.

1. Миямото Мусаси (1584 - 1685)

Хотя он не был выдающимся политиком, или знаменитым генералом или военачальником, как многие другие в этом списке, пожалуй, не существовало другого, более великого фехтовальщика в истории Японии, чем легендарный Миямото Мусаси (по крайней мере для западных жителей). Хотя он был фактически бродячим ронином (самураем без хозяина), Мусаси прославился благодаря рассказам о его мастерстве фехтования в многочисленных поединках.

Мусаси - основатель техники фехтования Нитен-рю, искусства боя на двух мечах – там одновременно используются катана и вакидзаси. Он был также автором «Книги пяти колец», книги по стратегии, тактике и философии, которая изучается до их пор.

По его собственным рассказам, Мусаси провел свой первый поединок в возрасте 13 лет, где он победил человека по имени Арика Кихей, убив его палкой. Он боролся с адептами известных школ фехтования, но никогда не проигрывал.

В одном поединке против семьи Йошиока, знаменитой школы фехтовальщиков, Мусаси, как сообщается, изменил своей привычке появляться поздно, прибыл на несколько часов раньше, убил 12-летнего противника, а затем сбежал, когда на него напали десятки сторонников его жертвы. Чтобы отбиться, он достал свой второй меч, и эта техника владения двумя мечами положила начало его технике Нитэн-ки ("два неба, словно одно").

По рассказам, Мусаси странствовал по земле и сразился в более чем 60 поединках, и никогда не был побежден. Это консервативная оценка, скорее всего, не принимает во внимание смерти от его рук в крупных сражениях, в которых он участвовал. В последние годы своей жизни, он участвовал в поединках гораздо меньше и больше писал, удалившись в пещеру, чтобы написать «Книгу пяти колец». Он умер в пещере в 1645 году, предвидя свою смерть, так что он умер в позе, сидя с одним поднятым вертикально коленом и держа свой вакидзаси в левой руке, а палку в правой.

Материал подготовила Александра Ермилова - сайт

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"


Почитать ещё:

Иди за своими компаньонами в огонь и в воду. Не жалей для них ни красоты, ни здоровья и ни жизни. Делись с ними последним куском еды, что имеешь. На доброту отвечай искренностью и преданностью. Оберегай их дом и их детей так же, как оберегаешь свои собственные. Если же тебя предадут твои друзья – отомсти им. Сделай месть своей жизнью и мсти до тех пор, пока некому станет мстить. Сделай так, чтобы в их саду жизни многие тысячи лет не росло ни одного ребёнка, ни одного цветка и ни одной травинки.

Хисаи Ивасаки, третий президент “ Mitsubishi”.

В середине 19 столетия для подавляющего числа стран азиатского региона решался принципиальный и очень важный в своих возможных перспективах вопрос. Суть вопроса состояла в грядущей реконструкции веками складывавшихся экономических систем восточных государств традиционного типа. и стандартизация на европейских лад всех существующих экономических составляющих сулили Азии, если и не грандиозными инвестиционными вливаниями западных финансовых институтов, то, по крайней мере, приличными дивидендами в виде плавающих тарифов по природной сырьевой ренте уже в самом ближайшем времени. Своеобразие текущего исторического момента застало Японию в плачевном положении. В отличие от других азиатских государств, где мало-помалу, но всё же происходили хоть какие-то сдвиги в сторону собственного капиталистического развития, Япония к началу 20 века продолжала оставаться военно-феодальным конгломератом сёгунатов, занятых в основном поборами с неимущего крепостного крестьянства и кровопролитными распрями друг с другом.

Малоземелье, недостаточное количество естественных природных богатств, технологическая неразвитость, территориальная и политическая раздробленность лишали её всяких шансов даже на то, чтобы стать хотя бы сырьевым придатком западных демократий. Ситуация усугублялась ещё и тем, что традиционно изолированное и замкнутое в себе общество Японии упорно не желало идти на сближение с прогрессивными европейскими государствами, воспринимая всякие попытки завязать отношения извне как покушение на собственную финансовую независимость и государственный суверенитет. В подобной атмосфере тотального идеологического гнёта и повсеместного обнищания японского народонаселения на карте крупнейших мировых финансовых корпораций появляется японская промышленная группа “Mitsubishi”. Группа, представленная семейным кланом, который на сегодняшний день по силе своего воздействия, оказываемого на общемировые политические события, и количеству нулей в совокупной цифре, отождествляющей размер фамильного богатства, можно сравнить разве что с кредитной империей Ротшильдов.

Основателем данного клана является Ятаро Ивасаки. С именем этого легендарного и богатейшего человека всех времён и народов связана не только известный афоризм, гласящий, что Япония – это и есть международный “Mitsubishi”, но ещё и глубочайшая интеграция японской промышленности в мировую экономику. Один из самых влиятельных политиков от бизнеса и бизнесменов от политики, он являл собой идеал самурая периода реставрации и роста могущества Мэйдзи.

Ятаро Ивакаси родился 11 января 1835 года (по некоторым сведениям – в конце 1834 года) в городке Инокуши воинственного сёгуната Тоса. Могущество клана Тоса и его многочисленные связи с императорской фамилией надолго предопределили консервацию феодальных отношений в пределах всего сёгуната, подвластное население которого преимущественно составляли деревенская беднота и мелкие ремесленники. Фамилия Ивакаси принадлежала к прослойке мелкопоместного дворянства. Дед и прадед Ятаро находились на службе императора и имели богатый послужной список, что позволило семье обзавестись небольшим земельным наделом и десятком крестьян-рабочих. Как бы то ни было, преуспеть в феодальном землепользовании семье суждено не было. К моменту приобретения Ятаро совершеннолетия, долги и прямые убытки стали постоянной и превалирующей частью хозяйственного баланса клана Ивасаки. Площадь земельных угодий семьи сократилась на две трети по сравнению с первоначальной, а подневольные крестьяне, гонимые голодом и нуждой, разбрелись в поисках работы по городам. К 1850 году на полях Ивасаки работать стало некому, а ещё через год в целях финансового обеспечения получения сыном образования, главой семейства было принято решение о продаже большей части фамильных ценностей, деловых реликвий (вместе с аттестатом феодала и фамильным гербом) и почётного титула имперского самурая.

Многие исследователи сравнивают жизнь Ятаро Ивасаки с идеально исполненным и реализованным бизнес-планом, где практически под каждое действие была подведена мощнейшая морально-этическая . Поэтому, для того, чтобы разобраться в причинах невероятного богатства этого человека, казавшегося на тот момент просто невозможным, следует вникнуть в обстоятельства идеологической подоплёки этого богатства и, прежде всего, самурайской её составляющей. С самого начала своего победного шествия по головам и трупам своих финансовых конкурентов, Ятаро Ивасаки взял за правило руководствоваться тремя непреложными, как ему казалось, самурайскими правилами, ставшими впоследствии писаным кодексом чести “Mitsubishi” , изложенным в переработанном виде президентом компании Хисаи Ивасаки в 20 веке.

Сам Ятаро называл эти три главных принципа своего собственного самурайского пути ценнейшими бриллиантами, имея которые перед собой любой здравомыслящий человек может прожить жизнь, достойную самой ценной похвалы. Отсюда и эмблема Митцубиси – три бриллианта, расходящиеся в стороны из одного, общего центра. Этот центр, в свою очередь, красноречиво символизировал единоличного и всевластного правителя, стоящего во главе компании. Единовластие и безразмерный авторитаризм считались Явасаки лучшими из придуманных людьми методов рационального управления процессами. Демократический стиль властвования отвергался им как вредный и несостоятельный, а всякий либерализм в отношениях между подчинёнными и начальством считался главным признаком отсутствия дисциплины и преступного попустительства со стороны руководства.

Полностью разделяя этический свод правил самурая, основополагающими принципами которого являлись жёсткая дисциплина и беспрекословная преданность своему господину, Ивасаки, разумеется, своей властью ни с кем делиться не собирался. Правда, так было далеко не всегда. В первые годы своей деятельности на коммерческом поприще Ивасаки вынужден был делить ложе управляющего со своими деловыми компаньонами, владевшими львиной долей активов судоходного предприятия.

Так, в 1870 году давний знакомый Ивасаки Когами Сёкай, женатый на сестре Ятаро Суоми Ивасаки, берёт его в число акционеров вновь организованной судоходной компании “Shokai-Tsukumo”, владевшей на первых порах всего десятком небольших грузовых кораблей. Доля акций Ятаро на тот момент составляла всего на всего пять процентов, а пребывание в компании объяснялось исключительно кровным родством с любимой супругой Сёкай. Тем не менее, проявив недюжинные организаторские способности и таланты переговорщика, Ивасаки практически за пять месяцев дошёл до поста главного советника Когами Сёкай по финансовой части. Развив в организации дух здоровой конкуренции, Ятаро, в конце концов, сделал так, что без его участия в компании не принималось ни одного мало-мальски значимого решения. Однако, зная лидерские наклонности Ивасаки, нетрудно предположить, что пребывания на вторых ролях ему было недостаточно.

Через два года при невыясненных обстоятельствах Когами Сёкай гибнет и пост главного управляющего, который, в принципе, должен был перейти к Ятаро Ивасаки, так как единственный брат покойного Когами Кидо Сёкай был недееспособным, переходит к взявшемуся ниоткуда брату Когами Сёкай Митсокаве (на протяжении пяти лет считался погибшим). Компания была преобразована в филиал правительственной верфи “Shokai-Mitsukawa”, а Ивасаки понижен до должности заместителя распорядителя одного из отделов. Смиренно, перенеся удар судьбы, Ятаро повторил тот же фокус, что и ранее. Проводя различные “конкурсы идей” среди подчинённых, компрометируя своих непосредственных начальников и стравливая друг с другом отделы компании, Ивасаки вскоре снова занял своё законное место на посту управляющего с уже 15-процентной долей акций. Но больше испытывать фортуну Ивасаки не стал. В 1873 году он, продав свою долю акций, основывает собственную компанию (с небольшой долей участия постороннего капитала), получившую название “Mitsubishi” – в честь фамильного герба семьи Ивасаки.

Позже, окончательно утвердившись в статусе полноправного и единоличного владельца компании, он отошёл от практики коллегиального принятия ответственных решений и исключил всякую возможность карьерного роста своих непосредственных помощников, не являющихся членами семьи Ивасаки, выше ранга младших административных сотрудников. Обычай имперского стиля управления, где власть передавалась от отца к сыну, а за его неимением – к другим родственникам и свойственникам, перекочевал сначала в двадцатый век, а затем и в новое тысячелетие. Этим можно объяснить и ту известную долю самостоятельности компаний, действующих под эгидой корпорации “Mitsubishi”. “В каждой компании должен быть единоличный император, независимый ни от кого. “Mitsubishi” можно представить как систему формально независимых друг от друга элементов. Так оно и есть на самом деле. Все они подобны пальцам на руке. Свободны и беспечны до тех пор, пока обстоятельства не потребуют крепко сжатого кулака” – писал Хисаи Ивасаки в своей книге “О величии и процветании”.

Другой принцип, который ввёл в практический оборот основатель “Mitsubishi”, заключался в нерасточительстве заработанных денежных средств. Будучи ещё владельцем небольшой судовладельческой компании, Ятаро Ивасаки принудил всех своих служащих (под страхом увольнения и штрафа) пользоваться в повседневной жизни услугами исключительно собственной компании. Поступая на работу к Явасаки, все сотрудники, чья должность своим статусом превосходила “должность” помощника кочегара подписывали специальное обременяющее соглашение, в соответствии с которым обязывались в течение всего срока службы на предприятии не прибегать к услугам фирм-конкурентов. Так Ивасаки воспитывал в своих подчинённых крепкий корпоративный дух, и так понимал значение конкурентной борьбы. Впрочем, сам себя он частью дружного коллектива компании не ощущал.

Жёстко регламентируя жизнь подчинённых даже за пределами рабочих графиков, Ивасаки сурово наказывал за малейшие признаки непослушания и “болезненного” упрямства. Болезненным упрямством в “Mitsubishi” считалось, например, дружить с кем-либо из конкурирующей компании, или иметь родственников-служащих конкурирующих компаний. Увольнение с отметкой “упрямое нарушение воли руководства работодателя” во многих случаях означало невозможность будущего трудоустройства на всей территории Японии, а штраф “за пренебрежение общеорганизационных целей и интересов” мог достигать суммы двухлетнего заработка старшего инженера предприятия Ивасаки. Наследникам Ятаро этот принцип также пришёлся по душе. Сегодня, когда практически ни одна сфера производства и потребления не обходится без участия “Mitsubishi”, сотрудники компании попали в тотальную зависимость от товаров и услуг, предоставляемых розничными сетями японского финансового клана.

Но валютная наличность и объём исключительной правосубъектности в отношении средств государственных и частных фондов никогда не представляли для Ивасаки той ценности, которую имела для него благосклонность правителя того государства, на территории которого он имел возможность осуществлять промышленно-торговую деятельность своей компании. В этом заключался третий, и последний принцип религии Ятаро Ивасаки.“Самурай не выбирает своего господина. Господин выбирает себе самурая. Уже за то, что такой выбор пал на участь самурая, последний должен быть благодарен и услужлив перед господином. У самурая нет другого пути, кроме служения своему господину. Бог даёт самураю жизнь, господин даёт самураю смысл жизни. Без служения господину жизнь самурая пуста и бессмысленна. Служение есть всевидящий и добродетельный поводырь самурая сквозь ночи, холод и смерть” – гласит Кодекс Чести Самурая Тоса. Этот пункт самурайской библии был отправным для всей нелёгкой жизни предков Ятаро Ивасаки по отцовской линии и стал таковым для самого бизнесмена в его бесконечных интригах и деловых исканиях. Это же изречение, исполненное в серебре с золотыми вкраплениями, венчало вход в домашнюю резиденцию японского магната. Сам Ивасаки не раз утверждал, что без государственного покровительства и экономического партнёрства со стороны национального правительства не может существовать ни одно доходное дело.

Наиболее ярким примером делового партнёрства “Mitsubishi” и национального правительства, позволившим Ивасаки добиться государственной милости и всесторонней поддержки, является отправка правительственных войск на Тайвань в 1874 году. Зная о напряжённой обстановке на острове и желании правительства разрешить конфликт военной силой, Ивасаки, имеющий некоторые связи в почтовой службе, организует своего рода диверсию – изымает корреспонденцию двора, адресованную пароходной компании Японии с требованием о доставке войск на остров Тайвань. В результате контракт на доставку войск, а заодно и наградной символ императорской милости, попадает в цепкие руки Ивасаки. С тех пор, по образному выражению историка Митсуэ Аббэ, “благодарная рука Ятаро ни на минуту не отпускала из своих крепких объятий щедрую руку Японии”.

После смерти Ятаро в 1885 году пост директора “Mitsubishi” занял его родной младший брат Яносуке Ивасаки, показавший себя ещё более ревнительным хранителем самурайских традиций, нежели его предшественник. В настоящее время влияние империи “Mitsubishi” распространилось на подавляющее большинство развитых и развивающихся стран мира. Число коммерческих организаций и их хозяйственных объединений под торговой маркой “Mitsubishi” составляет более четырёх сотен, а точное количество компаний, объединённых крепкими родственными и свойственными узами клана Ивасаки, вообще не поддаётся исчислению.

Литература.

1)Хисаи Ивасаки. “О величии и процветании”.

2)Митсуэ Аббэ. “Классические размышления на экономическую тематику”.

Продолжение следует.

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

Японский фамильный герб (мон 紋, или камон 家紋) был широко распространен в эпоху расцвета самураев как отличительный знак воинского дома или группы самураев, объединенной общими интересами. Камон наносились на одежду самураев, оружие, доспехи, знамена, конскую сбрую, бытовые принадлежности (например, посуду, ширмы, подставки для мечей и т.д.) и другие предметы. Фамильный герб обычно передавался по наследству вместе с родовым именем, хотя известно немало случаев, когда самураи меняли свои гербы, часто вместе с фамилией.

Многие из родовых гербов имеют древнее происхождение. Полагают, что самые первые мон возникли как часть дворцовых костюмов аристократии в периоды Нара (710–794) и Хэйан (794–1185). Многие узоры, ставшие позже гербами, первоначально были просто рисунками окраски тканей. Это, в частности, хризантема, глициния, павлония, пион, узоры «семь звезд» и «девять звезд», томоэ* , ханабиси** и многие другие. Неясно, когда они в точности появились, но уже в течение второй половины периода Хэйан многие узоры использовались определенными аристократическими домами. Функционально это делало их близкими к первым семейным гербам, камон , хотя на деле они еще ими не являлись.

Древнейшие гербы
Хризантема Глициния Павлония Пион
Мицудомоэ Семь звезд Девять звезд Ханабиси

В XII в. мон стали использоваться воинскими домами. Так, в повести «Сказание о земле Муцу» (Муцуваки ), посвященной кампаниям Минамото-но Ёриёси и Ёсииэ по «замирению» мятежников провинции Муцу, говорится о том, что Минамото-но Ёсииэ использовал изображение двух голубей на своих знаменах и полотнищах, огораживающих ставку командующего (маку , или дзинмаку ). Голуби считались посланцами японского бога войны, Хатиман, который одновременно являлся фамильным божеством рода Минамото. Свиток XIV в. Госаннэн Кассэн Экотоба , иллюстрирующий «Вторую Тёхлетнюю войну», помещает на дзинмаку Ёсииэ стилизованные изображения птиц, более напоминающие гусей. Основой для этого может быть пассаж в Муцуваки , в котором взлетевшая стая гусей указала Ёсииэ на расположение вражеского отряда. Ёсииэ, в свою очередь, узнал об этой примете, изучая древнекитайские военные тексты.

Геральдика Минамото-но Ёсииэ

Два фрамента из Госаннэн Кассэн Экотоба. Слева на дзинмаку можно видеть изображения двух голубей, в то время как справа они более напоминают стилизованных уток.
Изображения двух голубей (слева) и двух уток (справа) в позднейшей геральдике.

Хэйкэ моногатари (повесть о войне Минамото и Тайра в 1180-1185 гг.) описывает гербы нескольких воинских домов, например, веер, принадлежавший роду Кодама. В качестве собственно гербов мон стали использоваться в период Камакура как знак, позволяющий отличать своих воинов от чужих. Первоначально они располагались на флагах, затем их стали помещать на доспехах, оружии, одежде и конском снаряжении. Моко сюрай экотоба (иллюстрированный свиток, рассказывающий об истории монгольского вторжения в 1274 и 1281 гг.) показывает, что к этому времени камон стали использовать в качестве отличительного знака на поле боя. В этом свитке герб можно увидеть на флагах, занавесях, огораживающих ставку военачальника, щитах, конской упряжи и т.д.

Камон эпохи Камакура
Асикага Кавано Кикути Кумагаи
Миура Отомо Оэ Сатакэ
Сибуя Тиба Хатакэяма Ходзё

Также в период Камакура (1180-1333) мон начинает появляться на одежде самураев, положив начало костюму даймон («большие гербы»), в котором по всему полю одежды располагались крупные семейные гербы. Первые иллюстрации с изображением родовых гербов самураев тоже относятся к периоду Камакура.

Повесть Тайхэйки XIV в. («Сказание о Великом Мире») подробно описывает гербы самурайских родов и их использование где только возможно, начиная от индивидуальных флажков, носившихся на доспехах (каса-дзируси и содэ-дзируси ), и заканчивая парусами кораблей.

Камон эпохи Муромати
Акамацу Кавагоэ Кусуноки Нава
Нитта Сёни Токи Хосок а ва

К концу периода Муромати количество камон выросло настолько, что возникла необходимость в их четкой классификации. Первое описание гербов было составлено приблизительно между 1510 и 1520 г. К началу ХVI в. уже было известно около 250 сохранившихся до наших дней мон . Могущественные воинские дома стали иметь не по одному, а по нескольку мон , применение которых часто строго регламентировалось. Так, семья Санада из Синано имела герб из шести монет – рокумондзэн – в качестве военного герба. Он украшал знамена и доспехи этой семьи. В тоже время гербом мирного времени было изображение утки – кариганэ . Отпрыски знатных фамилий часто выбирали себе иной герб, не имевший ничего общего с гербом их предшественников. Так, Сайто Ёситацу, унаследовавший Сайто Досан, заменил герб последнего, волну (нами ), на павлонию (госан кири ). По поводу последнего случая надо заметить, что Сайто Ёситацу не являлся биологическим сыном Сайто Досан, и, более того, он разбил и убил своего отчима, так что смена геральдики в этом случае выглядит достаточно оправданной.

Камон эпохи Сэнгоку
Военный мон Санада Мирный мон Санада Мон Сайто Досан Мон Сайто Ёситацу

Кроме того, общее увеличение численности армий в этот период и широкое использование пехотинцев асигару привели к использованию упрощенных знаков различия, заменявший более сложный мон на доспехах и знаменах. В качестве примера могут служить черный или золотой круг на доспехах асигару семьи Курода или иероглиф тай («великий») на знаменах Дайдодзи Масасигэ вместо более сложного изображения махаона.

Камон эпохи Сэнгоку
Мон Курода Военный символ Курода Мон Дайдодзи Масасигэ Военный символ Дайдодзи Масасигэ

В эпоху Сэнгоку также сложились правила нанесения семейных гербов на одежду. На бытовое платье мон наносили в пяти местах – по обеим сторонам груди, на спине пониже ворота и сзади на оба рукава на уровне локтей. Ниже приведен кадр из фильма Кагэмуся («Тень воина»), в котором хорошо видно, что знаменитые полководцы Такэда Сингэн одеты в камисимо , украшенное у каждого его собственным гербом.

В эпоху Токугава (1603–1868) правящие круги предприняли определенные шаги по фиксированию существующих на то время гербов, и было принято решение о периодическом издании свода всех геральдических изображений Японии (букан ). Мирные условия эпохи Токугава способствовали упрочению устоявшейся системы геральдики и ее упрощению, эстетизации, популяризации и развитию. Гербы все чаще наносились на гражданскую одежду, появились некоторые закономерности и стили в оформлении мон . Большинство из них стали симметричными и изображались в виде какого-либо орнамента.

В период Эдо помимо самураев гербы также имели куртизанки, актеры Кабуки, торговцы и представители других сословий. Во многих случаях мон использовался как торговая марка, особенно в период укрепления торгового сословия. В период Эдо черно-белые каталоги мон стали выходить регулярно, и сейчас они являются источником ценной информации о родственных связях Японии той эпохи.

Долгая эволюция японских гербов не закончилась с завершением феодальной эры. Многие семьи продолжали и продолжают использовать фамильные гербы в повседневной жизни. Число различных вариантов мон насчитывает от 4 до 5 тысяч рисунков, большинство которых являются производными от основных 250 гербов эпохи средневековья.

Примечания

* Томоэ — предмет в форме запятой, служивший в древности оберегом, амулетом. Вероятно, форма томоэ имеет отношение к клыкам и зубам диких животных, из которых с древности делали ожерелья. Уже в периоды Дзёмон и Яёй подвески ожерелий стали делать не из клыков животных, а из полудрагоценных камней, например, яшмы или нефрита. В геральдике томоэ чаще всего встречается в виде тройного томоэ , или мицудомоэ , закрученного по или против часовой стрелки (что не имеет существенного значения).

**Ханабиси — «цветочный ромб». Не имея прямого отношения ни к какому цветку, ханабиси представляет собой популярный узор окраски такней начиная с периода Хэйан.



Читайте также: