Особенности системы управления в средневековом китае. Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура. Крестьянская война в Китае в IX веке

Тысячелетиями огромный культурный Китай существовал в окружении варварских кочевых племен на Севере и относительно малых и слабых государственных образований на Юге и Востоке, Такое положение, сохранившееся и в средние века, отразилось на внешнеполитических воззрениях как элиты, так и всего китайского народа, считавшего свою страну центром земли и остального человечества, у которого нечему учиться культурным китайцам. Комплекс этноцивилизационного превосходства отразился даже на такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия.

Официальная китайская дипломатия исходила из концепции "предопределенного вассалитета" остального мира от Китая, поскольку "Небо над миром одно, Мандат Неба выдан китайскому императору, следовательно, весь остальной мир - вассал Китая... Император получил ясный приказ Hеба править китайцами и иностранцами... С тех пор как существуют Небо и Земля, существует и деление на подданных и государей, низших и высших. Поэтому существует определенный порядок в отношениях Китая с иностранцами".

О сути такого "определенного порядка" говорит иероглиф "фань", обозначающий одновременно иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря. По представлениям китайцев их страна - круг, вписанный в квадрат мира, а в уголках квадрата существуют вышеупомянутые фань, относиться к которым гуманно нельзя, поскольку "принцип морали - для управления Китаем, принцип нападения - для управления варварами". Завоеванным Китаем уголкам мирового квадрата давались соответствующие названия: Аньдун (Замиренный Восток), Аннам (Замиренный Юг).

Знание мира у китайской верхушки было, но оно принципиально игнорировалось: весь некитайский мир рассматривался как нечто периферийное и однообразное, многообразие мира и реальность заслонялись шовинистической китаецентристской догмой.

На практике апологеты "предопределенного вассалитета" удовлетворялись номинальным вассалитетом: главными обязаностями "вассала" были посещение Пекина (официально трактуемое как проявление верноподданничества) с подарками китайскому императору (трактуемыми как дань) и получение "вассалом" еще более ценных подарков от императора, именуемых "милостью и жалованьем".

Объясняется указанный феномен китайской дипломатии тем, что концепция "предопределенного вассалитета" была рассчитана не столько на иностранцев, сколько на самих китайцев: видимость вассалитета - дополнительное доказательство святости власти династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней "все иностранцы в трепете подчинились", "бесчисленные государства спешат стать вассалами... принести дань и узреть Сына Неба". Таким образом, в Китае внешняя политика находится на службе внутренней политики прямо, а не опосредованно, как на Западе. Параллельно убеждению масс в стремлении большинства стран "приобщиться к цивилизации" нагнеталось также ощущение внешней опасности от закоренелых варваров с Севера для сплочения общества и оправдания жесткой налоговой эксплуатации: "Отсутствие внешних врагов ведет к распаду государства".

С целью усиления психолого-идеологического воздействия дипломатии в нужном направлении на иностранцев и собственный народ была абсолютизирована церемониальная сторона дипломатических контактов. В соответствии с дипломатическим ритуалом коу-тоу, просуществовавшим до 1858 г., иностранные представители должны были выполнить ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3 коленопреклонения и 9 падений ниц.

В 1660 г. цинский император так прокомментировал прибытие в Пекин российской миссии Н. Спафария: "Русский царь назвал себя Великим Ханом и вообще в грамоте его много нескромного. Белый царь всего лишь глава племен, а самонадеян и грамота его кичливая. Россия находится далеко на западной окраине и недостаточно цивилизована, но в присылке посла видно стремление к выполнению долга. Поэтому велено Белого царя и его посла наградить милостиво". Отказ Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был расценен как "недостаточное обращение русских к цивилизации". Китайский сановник откровенно заявил русскому послу, что "Русь не вассал, но обычай переменить нельзя". На что Спафарий ответил: "Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к чести, а у вас к бесчестью". Посол уезжал из Китая с убеждением, что "они легче потеряют царство свое, чем покинут обычай свой".

В то время как официальная дипломатия выполняла роль атрибута имперского величия Китая, конкретные задачи внешней политики решались методами тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия - с двойным дном (тайная дипломатия в других странах решает только немногие деликатные конкретные задачи). Тайная дипломатия старого Китая проникнута духом легизма с его приоритетом государственных интересов любой ценой (цель оправдывает средства) и исходит из реального положения вещей, а не из догм официальной политики.

Поскольку война для огромного земледельческого Китая всегда была бременем, он всегда исходил из того, что "дипломатия - альтернатива войне": "сначала разбей замыслы врага, потом его союзы, затем его самого". Дипломатию - игру без правил - Китай довольно успешно превратил в игру по своим правилам, используя стратагемный подход в качестве дипломатического каратэ, фатального для противников Поднебесной. Стратагема - стратегический план, в котором для противника заложена ловушка или хитрость. Дипломатическая стратагема - сумма целенаправленных дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана решения кардинальных задач внешней политики; философия интриги, искусство введения в заблуждение, активная дальновидность: умение не только просчитать, но и запрограммировать ходы в политической игре (см. монографию Харро фон Зенгера).

Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных ловушек, но и из разработанных на все случаи опасной международной жизни конкретных внешнеполитических доктрин:

  • - горизонтальная стратегия - в самом начале и в упадке династии. Слабый Китай вступает в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого соседям противника. Таким образом соседи отвлекаются в противоположном от Китая направлении;
  • - вертикальная стратегия - в апогее династии сильный Китай наступает на соседей "в союзе с далекими против близких";
  • - комбинационная стратегия смены союзников как перчаток;
  • - сочетание военных и дипломатических методов: "пером и мечом надо действовать одновременно";
  • - "использование яда в качестве противоядия" (варваров против варваров);
  • - симуляция слабости: "прикинувшись девицей, броситься как тигр в открытые двери".

Постоянной темой дискуссий в китайском руководстве был вопрос о размерах империи. Китай в экологическом отношении представлял собой вполне определенную природную зону, что ставило под вопрос целесообразность присоединения новых территорий, непригодных для ведения с/х привычными для китайцев способами. С другой стороны, присоединение этих новых территорий создавало буферную зону между линией передовой обороны и земледельческой метрополией, в которой концентрировалось подавляющее большинство населения страны. Здесь свое слово говорили экономические расчеты содержания передовой линии обороны и армия, "крылья, когти и зубы государства".

Во II в. н.э. в результате внутренних противоречий пала одна из величайших мировых держав древности - Ханьская империя. Народные восстания, в первую очередь восстание «Желтых повязок», разрушили старую систему органов власти и, хотя восстания были подавлены, восстановить прежний порядок управления было невозможно. Начальники правительственных войск, претендовавшие на верховную власть в государстве , развязали междоусобную войну . На территории бывшей Ханьской империи образовались три самостоятельных царства: Вэй, У, Шу. Длительные войны между этими царствами закончились победой северного царства Вэй. Во всех трех царствах утвердилась власть новой императорской династии Цзинь.

Распад Ханьской империи нанес удар по устоям рабовладельческого общества . Начинается время утверждения феодальных отношений, в рамках которых продолжало существовать рабство, не уничтоженное до конца.

В 280 г. император Сыма Янь издал указ, изменяющий систему землепользования. В соответствии с указом каждый трудоспособный земледелец (мужчина или женщина в возрасте от 16 до 60 лет) имел право на полный надел земли, с которого 1/5 собранного урожая шло в пользу государства, остальное пользователь земли оставлял себе. Лица в возрасте от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет могли пользоваться лишь половиной надела. Дети и старики не имели земельных наделов и не платили податей. Податное население помимо указанного взноса платило налог в виде шелковой ткани и шелковой ваты и, кроме того, отрабатывало на казенных работах до 20 дней в году.

В конце III в. в Северный Китай вторглись гунны, а затем и другие племена, кочевавшие вдоль границ китайской империи. Население покоренных северных районов перебиралось на юг. Пришельцы с севера теснили местных жителей, зачастую захватывая их земли. В то же время между представителями господствующих слоев разгорелась борьба за землю, за закрепощение крестьян, в результате которой образовались крупные землевладения. Государственная власть была слаба и не могла противостоять этому.

Поглощенный борьбой за землю двор не предпринимал попыток вернуть завоеванные северные земли. Попытки отдельных полководцев осуществить походы на север не получили поддержки. Между тем на территории Северного Китая установилось господство племени тоба и утвердилась власть тобийской династии Северных Вэй. С воцарением этой династии войны прекратились, и в Северном Китае стала налаживаться мирная жизнь. Здесь также начиналась борьба за землю, за крестьян. В 485 г. был издан императорский указ, установивший надельную систему землепользования. Утверждалась государственная собственность на землю, и крестьяне, свободные от власти отдельных феодалов, были держателями государственных наделов. Указ определял размер участка и обязанности держателей. Закрепляя верховенство государственной собственности на землю, указ не препятствовал образованию крупных землевладений феодальной знати.

Органы власти и управления формировались по древнекитайскому образцу. Китайские чиновники играли важную роль в управлении государством. Китайский язык стал государственным, тобийцы восприняли китайскую культуру и религию. В государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная централизованная монархия .

Во второй половине VI в. Север и Юг Китая были объединены под верховенством династии Суй. Первые представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось дальнейшим закрепощением земледельцев и наступлением на древние деревенские организации. Разосланные на места чиновники провели учет населения и выявили крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Был уменьшен размер надела, налог, напротив, возрос, увеличилась трудовая повинность. Такая политика стала причиной повсеместных народных восстаний.

Крупные феодальные землевладельцы, получившие жалованные и служебные земли, были также недовольны политикой правительства . Кроме того, их пугала неспособность правительства подавить крестьянские восстания, прокатившиеся по стране. Воспользовавшись неудачным корейским походом, феодалы подняли мятеж. Смута и борьба за власть привела на престол новую правящую династию - Тан. Чтобы прекратить народные волнения, новый император издал ряд указов, направленных на улучшение положения крестьян: была ликвидирована податная задолженность за прошлые годы, ограничивались сроки государственной барщины, освобождались проданные в рабство крестьяне, феодалам запрещалось убивать крестьян.

Представители Танской династии стремились ограничить крупное землевладение, увеличивая государственное землевладение и количество государственных податных крестьян. В 624 г. был издан декрет, устанавливающий льготные условия для крестьян. Согласно этому декрету каждый взрослый мужчина имел право на садово-огородный надел, являющийся вечным владением семьи , и на пахотный надел, бывший держанием на время трудоспособности. Престарелые, женщины и подростки получали небольшие наделы. Землю могли получить также государственные рабы. Пахотные наделы подлежали перераспределению ежегодно в каждом десятом месяце. Земли, находящиеся в вечном владении, могли быть предметом сделок , пахотные земли продавать и закладывать разрешалось в исключительных случаях. В пользу государства земледельцы были обязаны вносить продуктовую ренту-налог и отрабатывать на государственных землях 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными к земле и являлись не только экономически, но и лично зависимыми.

В первые годы правления Танской империи крупных родовых владений феодалов было не так много, их обрабатывали зависимые от хозяина крестьяне и иногда рабы. Служебные наделы чиновников, предоставляемые им только на время службы, обрабатывались, как правило, государственными надельными крестьянами.

Во время правления Танской династии было создано довольно сильное централизованное государство с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом управления.

Общественный строй Танской империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители Империи были вассалами единого сюзерена- императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титулу соответствовал определенный размер земельного владения.

Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.

Самый многочисленный слой населения - крестьянство - также не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доброго народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. К «доброму народу» причислялись и повинности. В некоторых случаях они могли быть наделены половинными земельными наделами.

В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» - держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.

Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий только ей, строго соблюдая правила поведения, используя определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, передвижение по иерархической лестнице не исключалось.

Государственный строй. Верховная власть в государстве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов . Императора называли Сыном неба. Его ближайшими помощниками являлись два цзай- сяна. Эти должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Часто именно они фактически решали государственные дела. Управление страной осуществлялось через три ведомства- палаты: одна палата ведала органами исполнительной власти , две другие готовили и обнародовали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника: правый и левый. Первой палате подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов , осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. Ко второй группе ведомств относились военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в Империи; ведомство наказаний , которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомство работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

При императорском дворце находились особые управления, обслуживающие императорскую особу, дворцовое имущество.

Важное место среди государственных учреждений занимала па- лата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение за центральным и местным аппаратом. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата .

Империя была поделена на провинции, округи, уезды. На каждом из этих уровней была своя организация чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой - объединение четы- рех-пяти дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению родовых связей, которые в деревне-были еще сильны.

Замещение государственных должностей строилось по системе государственных экзаменов.

Право

По приказу императора Ли Ши-мина началось создание свода законов уголовного права , завершившееся после его смерти. Список преступлений был огромен: хождение ночью по улице, разжигание ночью огня, быстрая езда по городу и т.д. Например, хозяин за убийство провинившегося раба наказывался 100 ударами палкой, а раб за неосторожное убийство господина подвергался смертной казни . Под влиянием конфуцианства был запрещен древний обычай физически калечить преступника.

Правление императора Сюаньцзуана (713-765) явилось временем расцвета Танской империи. Но развитие феодальных отношений привело во второй половине VIII в. к кризису государства . Традиция, согласно которой верховная собственность на землю принадлежала государству, существование социальной иерархии и системы надзора не смогли противостоять стремлениям феодалов создать крупные землевладения. Укрепив экономические позиции, феодалы стали претендовать на политическое господство в стране. На местах получили распространение сепаратистские настроения. Государство, ведя с ними борьбу, а также пытаясь пресечь стремления феодалов к политическому господству, передало военным часть функций и прав гражданских чинов. В результате этого в провинциях создалось по сути дела двоевластие, при этом более влиятельными оказались военные наместники.

Сокращение государственных земель и уменьшение численности податных крестьян опустошило казну. Все попытки императорской власти ограничить рост крупного землевладения не дали особых результатов. Захват земель и крестьян продолжался. Государственные средства сокращались и следствием этого стали потери Империей завоеванных ранее территорий .

Власть перешла к владельцам феодальных поместий. Вместо надельной системы был введен новый порядок налогообложения. Все владельцы земли были поделены на девять разрядов в зависимости от количества имеющейся земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом с земли, взимаемым независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Налоги взимались дважды в год: летом и осенью. В результате реформы налогообложению подвергались не только государственные крестьяне, но и держатели земель от частных лиц. Данная реформа официально признала земельные владения феодалов.

Крушение надельной системы привело к ухудшению положения крестьян, разорению крестьянских хозяйств, что вызвало многочисленные народные волнения.

Политическая власть императора пошатнулась. В то же время военные наместники добились наследственного права на титулы и владения. Они, лишь номинально подчиняясь императору, проводили совершенно самостоятельную политику. В Китае наступил период феодальной раздробленности. В начале X в. был низложен последний император династии Тан.

Даже в период феодальной раздробленности китайское государство до некоторой степени сохраняло свое единство. Это объяснялось следующими обстоятельствами: существовали тесные экономические связи внутри государства, большое значение для поддержания жизнедеятельности имели общественные работы на значительных территориях, периодические народные волнения, постоянная угроза набегов со стороны кочевников требовали объединения усилий.

Во второй половине X в. была восстановлена общеимперская политическая власть. Новой правящей династией стала династия Сун. С целью централизации власти была упразднена прежняя административная система, которая обеспечивала господство военных наместников. Вновь образованные районы подчинялись императору. Чтобы ограничить власть местных чиновников, были созданы параллельные органы управления . Из центра в округа и уезды назначались начальники на постоянную работу. Кроме того, практиковалось временное направление чиновников из столицы в провинции. Идеологической опорой феодальной монархии служило конфуцианство.

В XIII в. Китай был завоеван монгольскими феодалами, чье господство сохранялось до середины XIV в. В 1351 г. весь Китай был охвачен народным движением, направленным против монгольского ига. Китай вновь стал свободным. На престол взошла династия Мин. Общественный и государственный строй Минской империи точно копировали старое феодальное государство : то же деление населения на ранги и классы, препятствующее образованию сословий, тот же бюрократический аппарат управления. Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Политическое развитие Китая в XIV- XV вв. способствовало укреплению феодальных порядков.

В XVI-XVII вв. в Китае начинается кризис феодальных отношений и переход к новому историческому периоду в истории государства.

Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая. Eще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога.

При периодизации истории Китая в средние века необходимо учитывать периодические смены царствующих династий и становления крупных империй. Государство непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах.

Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне - податными держателями государственных наделов:

  • податные первого разряда - мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие "наделы в пользование" и "податные наделы", урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю;
  • податные второго разряда - все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получивших наделы в половинном размере.

Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

Новый вариант надельной системы (система "равных полей") был введен в 485 году в Северном Китае при династии Северная Вэй , а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан . Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению.
Танское законодательство формально запрещало продажу надела, но многочисленные оговорки (надел можно было продать в случае переезда семьи, с целью совершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собственников.

Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратизма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и пр. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резервов казенных земель, предназначенных для раздачи сельскому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие и предотвратить социальный взрыв, в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам своего землевладения. Одновременно были сняты запреты с продажи, отменены переделы земли, что создавало новые возможности для роста основанного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.
Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьянских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань . Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую организацию, приспособленную для выкачивания налогов с податного крестьянства. Интересно отметить, что именно в это время резко возросла в Китае численность рабов, оброчных невольников.

Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые установили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции1911-1913 гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем.

Сословно-классовая структура Китая в средние века

На всем протяжении средневековой истории Китая в низовых территориальных единицах сохранялись органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидворок, созданной для сбора налогов, несения трудовых повинностей и пр.

В состав минской империи включались удельные княжества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора. Они не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия. Им шла определенная часть местных налогов.
На особом положении в империи были некоторые самоуправляющиеся провинции, населенные представителями других народов. Местные вожди этих территорий, расположенных вдоль юго-западных границ Китая, оставались правителями после утверждения их китайским императором. Они включались тем самым в особую группу местных чиновников, которым по образцу китайских чиновников присваивались ранги, но не выплачивалось жалованье от императора.

Суд в средневековом Китае

В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни.

Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник .

В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию , где действовали особые судебно-правительственные органы :

  • "управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел;
  • "управа по военным делам", где расследовались дела военных;
  • "управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения.

Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять , а также смягчать наказание.

Армия средневекового государства в Китае

Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов.

В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью.

С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии , содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена.

В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти.
Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.
Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особые войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.

В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.

§ 26. Китай и Япония в средние века

Китай – Срединное государство

Китай – одна из крупнейших стран мира с древней историей и богатой культурой. Государство возникло здесь около четырёх тысяч лет назад. С тех пор периоды существования единого государства неоднократно сменялись временами раздробленности. Но в течение многих веков устройство государства и образ жизни обитателей Китая почти не менялись. Китайцы считали свою страну центром мира и называли её Срединным государством или Поднебесной империей. Китайцы считали своего императора повелителем и всех окрестных земель. Поэтому любое посольство иностранной державы они воспринимали как символ выражения покорности императору.

Верблюд. Статуэтка эпохи Тан

На протяжении всей своей истории китайцы вели войны с пограничными странами и племенами. Главная угроза исходила от кочевников, живших к северу от границ Китая. Для защиты от их вторжений ещё в древности была построена Великая Китайская стена.

Будда. Китайская скульптура. XII век

В периоды существования единого государства правителям Китая силой удавалось отражать вторжения врагов и даже заставлять северные племена платить дань. Ослабление Китая, его распад на враждующие государства нередко приводили к подчинению значительных частей страны иноземной власти. Однако со временем завоеватели смешивались с более культурным и многочисленным местным населением. Даже создавая свои государства, завоеватели стремились подражать китайским порядкам. Культура, образ жизни и мудрость китайцев становились образцом для окружающих народов.

Монгольское завоевание Китая

В VII веке Китай был объединён под властью династии Тан. Однако мятежи в армии и вторжения иноземцев привели к ослаблению государства, и в начале X века династия Тан была свергнута. За периодом смут и раздробленности в середине X века последовало объединение Китая династией Сун.

Кочевники – соседи Китая. Средневековый рисунок

В первой половине XIII века на страну обрушились монголы. После завоевания Северного Китая они приступили к покорению Южного Китая. В 1279 году государство Сун было уничтожено, а его последний император попал в плен. Весь Китай оказался под властью жестоких чужеземцев, став частью Монгольской державы. Монгольское правление продолжалось почти сто лет.

Китайская бронзовая монета

В середине XIV века жестокая власть монгольских правителей вызвала народное восстание. Его возглавили члены тайной организации «Белый лотос». В 1368 году восставшие заняли столицу Китая город Пекин, изгнав монголов из страны. Их предводитель был провозглашён императором и положил начало династии Мин.

Китай в VII–XII веках

Территории каких народов граничили с Китаем? Куда были направлены завоевательные походы китайских императоров? Как изменилась территория Китая в XII веке по сравнению с VII веком?

Учения китайских мудрецов

В Китае с древности было распространено несколько религий, которые мирно уживались друг с другом. Все религии находились под покровительством государственной власти, а император являлся верховным жрецом всех богов. Древние верования были языческими: все китайцы верили в духов, оборотней, почитали усопших предков, поклонялись нескольким сотням божеств, среди которых встречались и реальные люди, прославившиеся в прошлом, – мудрецы, герои, императоры, выдающиеся чиновники.

Китайская пагода – место поклонения буддистов

В I веке н. э. в Китай из Индии проник буддизм – учение об освобождении от страданий и достижении состояния полной отрешённости от внешнего мира (нирваны). Со временем эта религия стала одной из самых распространённых в Китае. Большое число почитателей было также у возникшего ещё в древности даосизма. Согласно этой религии, человек должен стремиться достичь согласия с природой и естественным течением жизни.

Китайские учёные. Средневековый рисунок

Всеобщим уважением в Китае пользовалось учение Конфуция – мудреца, жившего в VI–V веках до н. э. Благородные люди, по мнению Конфуция, должны обладать такими качествами, как любовь, благосклонность, человечность, верность, а также чувством долга. Важнейшим правилом жизни, ниспосланным людям самим Небом, Конфуций считал уважение к старшим. Сын должен повиноваться родителям, младший брат – старшему, жена – мужу, подчинённый – начальнику, друзья – долгу верности. Только если эти правила соблюдаются, в государстве царит порядок и оно процветает.

Китайская ваза. XIV век

Самой важной добродетелью человека является сыновья почтительность. По мнению Конфуция, лучше умереть, чем отказаться почитать родителей. Столь же важно, как и почитание родителей, подчинение власти государства. Однако и правитель должен вести праведную жизнь и добиваться уважения народа. После смерти мудреца китайцы стали обожествлять Конфуция и сооружать в его честь алтари и храмы.

Государство в Китае

Государственная власть играла важнейшую роль в жизни китайцев. На вершине государственной пирамиды стоял император, обладавший огромной властью. Он выступал посредником между небесными и земными силами. Китайцы считали, что его власть исходила от Божественного Неба. Поэтому императора в Китае именовали Сыном Неба. Он не только должен был правильно управлять своими подданными, но и «отвечал» за природные явления. Император в соответствии с календарём, созданным учёными, возвещал о начале сева или уборки урожая.

Император из династии Тан. Средневековая миниатюра

Император считался «подателем жизни» не только для своих подданных, но и для всех живых существ. Поэтому любое сопротивление ему рассматривалось как тягчайшее преступление. Конфуций сравнивал императора с ветром, а народ – с травой: «Куда дует ветер, туда и трава гнётся». Все жители Поднебесной были одинаково бесправны перед императором, который являлся ещё и верховным собственником всей земли в стране. Любое слово императора было законом.

Императорский дворец в Пекине

Согласно учению Конфуция, высшей целью власти было обеспечение общественного блага. Поэтому император должен был заботиться о народе и прислушиваться к его мнению, чтобы править справедливо. Народная поговорка гласила: «Когда государь нарушает закон, он становится подобным простолюдину». Утверждения о том, что император нарушил волю Божественного Неба, служили оправданием для многочисленных переворотов и мятежей. В результате императоров свергали и даже убивали.

Китайские чиновники

В Китае не было родовой знати, и власть императора опиралась на многочисленных чиновников. Они отвечали за все стороны жизни – от сбора налогов до постройки каналов, дорог, дамб, дворцов. Должности чиновников не передавались по наследству, считалось, что ими должны становиться самые мудрые, талантливые и добродетельные люди. Согласно учению Конфуция, достигнуть совершенства человек мог лишь путём упорного учения и праведного труда. Поэтому в Китае высоко ценились знания и образованные люди. Любой, кто претендовал на получение учёной степени, дававшей возможность стать чиновником, должен был выдержать трудный экзамен. Будущие чиновники писали поэму в стихах на заданную тему, а также сочинение, выявлявшее знание законов, трудов Конфуция и других древних мудрецов. Сдав экзамен, одарённые люди, даже если они происходили из простого народа, могли рассчитывать на получение важных должностей. Однако преимущество получали представители богатых семей, так как они могли обеспечить своим детям хорошее образование. Учёные и чиновники были освобождены от уплаты налогов и выполнения повинностей.

Китайский чиновник. Средневековая статуэтка

Обучение в школе было долгим и трудным. Занятия продолжались с семи утра до шести вечера. Чтобы овладеть чтением и письмом, нужны были хорошая память и твёрдая рука. В китайской письменности существует 80 тысяч иероглифов. Но лишь немногие знали все иероглифы, даже учёные помнили только 25–30 тысяч. Образованному человеку было достаточно знать 6–7 тысяч знаков.

Детей обучали грамоте по «Книге трёх иероглифов», в каждой строке которой было лишь три знака. Освоив её, ученики переходили к чтению «Книги тысячи иероглифов», в которой из тысячи знаков ни один не повторялся. Затем следовало заучивание изречений Конфуция и других древних авторов. Вслед за обучением чтению ученики приступали к постижению искусства письма. Они должны были научиться красиво и чётко писать иероглифы кисточкой и тушью.

Китайские иероглифы

Поэзия и живопись Китая

Зародившееся ещё в древности, китайское искусство в Средние века достигло совершенства. Художники и поэты любили описывать разнообразную природу Китая – его горы, речные долины, леса. Особенностью искусства было стремление показать, что человек является частью природы и должен жить в соответствии с её законами.

Традиционное японское жилище

Поэзия и живопись Китая были тесно связаны между собой. Поэт и художник пользовались кистью и тушью, чтобы создавать свои творения на бумаге или на шёлке.

Многие поэты были и живописцами. Об одном из них говорили: «В его стихах – картины, в его живописи – поэзия». Сами иероглифы, которыми записывали стихи, благодаря их живописности становились произведением искусства.

Какие мысли стремились отразить китайские художники и поэты?

Японское государство

Япония лежит к востоку от Китая и Кореи, расположена она на множестве мелких и четырёх крупных островах. Согласно легенде, изогнутая цепь гористых островов возникла от упавших в океан капель с копья древнего бога.

Предки современных японцев переселились на острова из Азии. Они умели выращивать рис, ставший основной пищей японцев, и разводили скот. Воюя с местными племенами, они постепенно заселили все четыре главных острова архипелага. Издревле большое влияние на культуру, религию и государство Японии оказывали её соседи – Китай и Корея.

Демон-фонарщик. Средневековая скульптура

Согласно легенде, первым правителем Японии был император Дзимму, живший в VII веке до н. э. Однако учёные считают, что первое государство здесь появилось на рубеже III–IV веков на землях племени Ямато. К VII веку вожди Ямато подчинили себе другие племена на островах Кюсю и Хонсю, нередко они совершали завоевательные походы против Кореи.

Многие японцы полагают, что существующая и поныне императорская династия имеет божественное происхождение. Предком императоров называют богиню солнца Аматэрасу, которая передала им знаки власти – бронзовое зеркало (символ божественности), яшмовые бусы (символ верности подданных) и меч (символ могущества). Император пользуется всеобщим почтением и уважением. Однако реальной власти у него почти никогда не было. Страной правили, сменяя друг друга, представители богатых и знатных семей.

Чиновник. Средневековая скульптура

Важное событие произошло в 645 году. Сторонникам императора удалось совершить переворот и устранить от власти могущественный род Сога. Начался период преобразований, которые японцы назвали «временем Великих перемен». Целью переворота было укрепление государственной власти. Примером для японского императора послужил Китай, где после нескольких столетий раздробленности и междоусобных войн возникло сильное единое государство. Теперь все должны были подчиняться единым законам, а местные власти – неукоснительно выполнять распоряжения императорского правительства. Знать лишилась прежней власти.

Постепенно власть императоров ослабевала. С VIII века реальными правителями государства стали представители знатного рода Фудзивара. Они правили, не считаясь с императорами, которые жили затворниками в своих дворцах.

Постепенно знатные семьи сосредоточили в своих руках большие земли и начали передавать их по наследству. Знать могла содержать военные отряды, которые использовались для войн с соседями и междоусобных столкновений. Воинов, служивших знатным хозяевам, называли самураями (от слова «служить»). Первоначально их набирали из богатых крестьян, охотников, домашних слуг, а затем воинское занятие стало наследственным. За службу самураи получали земельные наделы с крестьянскими дворами. Со временем самураями стали называть представителей всего воинского сословия – и простых воинов, и предводителей крупных отрядов.

Битва между отрядами самураев. Средневековый рисунок

Главным занятием и смыслом жизни самураев считалась война. Они мечтали о том, чтобы с доблестью погибнуть на поле боя за своего господина. Самураи не должны были сдаваться в плен или отступать. Самурай, совершивший проступок, недостойный его положения, или потерявший своего господина, должен был совершить обряд самоубийства – сэппуку (или харакири). Тем самым он доказывал своё мужество и самообладание. Правила поведения самурая, его «кодекс чести» были изложены в книге, получившей название «Бусидо» («путь воина»).

Сражение войск самурайских родов Тайра и Минамото. Средневековый рисунок

Захват власти сёгунами

В XII веке развернулись войны между различными самурайскими группировками. Победу в междоусобице одержал самурайский род Минамото. В 1192 году его глава объявил себя сёгуном. С этого времени и до XV века, когда начался период раздробленности, страной управляли сёгуны. Они лишили императоров всякой власти, но правили от их имени. Для японцев личность императора была священной, а сёгуны заявляли, что выполняют его волю. Поэтому любое непослушание военному правителю считалось выступлением против императора и жестоко каралось. В XIV веке император попытался вернуть себе власть, но удержать её не смог, и к власти пришёл новый род сёгунов-самураев.

Чтобы управлять Японией, сегуны создали военное правительство. Оно распоряжалось войском, чиновниками и сбором налогов. В разные части страны были отправлены доверенные люди сёгуна, а его главной опорой стали верные самураи. Сёгунам удалось укрепить государство и отразить первое за несколько столетий иноземное вторжение: Япония избежала монгольского завоевания. Монгольский хан – сын Чингисхана, правивший в Китае, дважды пытался захватить Японские острова. После первой неудачи в 1281 году он приказал поставить бок о бок несколько тысяч лодок, перегораживавших Корейский пролив. По проложенному по ним настилу в Японию должна была вторгнуться монгольская конница. Однако внезапно налетевший тайфун разметал суда. Япония была спасена.

Религия средневековой Японии

Так же как и в Китае, в средневековой Японии происходило переплетение различных религий. Распространённой религией был синтоизм («синто» – путь богов). Согласно мифам, в которые верили все японцы, японский народ имел божественное происхождение. Предками императора были духи Неба, а простых людей – духи более низкого порядка. Синтоисты почитают многочисленных духов предков и верят, что после смерти сами станут духами.

В VI веке в Японию из Китая пришло учение буддизма. Первыми его приверженцами стали представители придворной знати. Они рассчитывали с помощью новой религии укрепить центральную власть и объединить страну. Сосредоточенность, самоконтроль, характерные для буддизма, легли в основу воспитания и тренировки воинов-самураев. Во многих частях страны стали возникать буддийские монастыри.

Будда. Японская скульптура

Появление буддизма способствовало распространению в Японии грамотности. Японцы заимствовали из Китая иероглифическую письменность, которая использовалась при написании священных буддийских текстов.

В Японии не было религиозных конфликтов между синтоизмом и буддизмом, которые подчас в представлениях японцев сливались воедино. В синтоизме берёт начало важная черта японской культуры – почитание природы, её красоты и гармонии.

Подведём итоги

Китай в Средние века был высокоразвитым государством с богатым культурным наследием. Несмотря на вражеские вторжения и смуты внутри страны, он сохранил свою культуру и самобытность.

Власть императора в Японии была слабой, что позволило представителям самурайских родов – сёгунам – захватить власть. Многое в общественной жизни и культуре Япония заимствовала у других народов. На этой основе возникло своеобразное общество с высокой культурой.

Сёгун – титул военного правителя в Японии.

Синтоизм – языческая религия японцев.

645 год . Переворот, осуществлённый сторонниками императора. Начало «Великих перемен».

1192 год . Захват власти сёгунами.

1279 год . Подчинение монголами Южного Китая.

1281 год . Неудачное вторжение монголов в Японию.

1368 год . Изгнание монголов из Китая. Начало правления династии Мин.

«Когда ведёшь себя ты правильно, то за тобой пойдут и без приказа. Когда же ты ведёшь себя неправильно, не послушают, хоть и прикажешь».

Поучение Конфуция правителю

1. Как было устроено Китайское государство? Какова была власть императора?

2. Какие религии существовали в Китае? В чём заключались основные положения этих вероучений?

3. Почему учение Конфуция способствовало укреплению государственной власти в Китае? Обоснуйте своё мнение.

4. Расскажите о школе в Китае. Почему там высоко ценилось образование?

5. Чем отличалось положение японского императора от китайского?

6. Как сёгуны сумели захватить власть? Как они управляли Японией?

7. Каково было влияние Китая на государство и культуру Японии?

В чём заключались сходство и различия японских самураев и западноевропейских рыцарей?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 1 автора Гитин Валерий Григорьевич

Средние века Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов. Василий Ключевский Пожалуй, идеализация идолов - одна из самых характерных черт второй серии исторического трагифарса. Идолы существовали и раньше, в первой

Из книги История войн и военного искусства автора Меринг Франц

6. Средние века Показав лучшие свои стороны, историк Дельбрюк немедленно раскрывает себя и с наихудшей стороны. Он не хочет признавать внутреннего разложения Римской мировой империи - ни хозяйственного, ни духовно-морального ее упадка; по его мнению, она оставалась

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Средние века

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Средние века Интриги святой Феодоры Одним из самых известных в истории властителей Византийской империи был Юстиниан I (483-565 гг., император с 527 г.). Придворное общество времен Юстиниана представляло собой эталон мира аристократических интриг, коварства и преступлений.

Из книги История папства автора Гергей Енё

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Древняя Индия, Китай и Япония В древнеиндийской цивилизации уровень хирургических вмешательств был довольно высок. Что касается зубоврачевания, то там издавна практиковалось прижигание нерва раскаленной иглой или кипящими составами (мед, нефть или воск), заливаемыми в

Из книги Международное тайное правительство автора Шмаков Алексей Семенович

Б. Средние века

Из книги Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая автора Лависс Эрнест

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Китай и Япония Китай и Япония относятся друг к другу без какой-либо симпатии, и это отчуждение в последние десять лет скорее росло, а не уменьшалось. В начале сентября 2010 года в Китае впервые за все послевоенные годы широко отметили 65-ю годовщину «победы китайского народа

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Китай и Япония Китай. Китай был изолирован от соседних стран Среднего Востока высокими горами. Однако его заселили не позднее Европы. В Юаньмоу найдены зубы человека прямоходящего, датируемые 5 миллионами лет, а в Лантьяне - челюсть, орудия и следы огня, горевшего

Из книги Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира автора Кларк Грегори

13. Почему Англия, а не Китай, Индия или Япония? Люди этого острова Япония добродушны, учтивы превыше всякой меры и доблестны на войне; правосудие у них сурово исполняется без какой-либо пристрастности к нарушителям закона. Управляют японцами на самый просвещенный манер.

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 33. Япония в средние века Природа и население ЯпонииЯпония лежит к востоку от Китая и Кореи, расположена она на тысячах мелких и четырех крупных островах. Согласно легенде, изогнутая цепь гористых островов возникла от упавших в океан капель с копья древнего

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

Читайте также: