Один старый пост: Боевые кличи. Какие военные кличи были у русских до «Ура!» Боевой клич шотландцев

В мемуарах одного немца присутствует упоминание о боевом кличе немецких десантников “Хорридо!” (а кое-где пишут, что его использовали в Люфтваффе), самое время разобраться

Что разные народы кричат, для устрашения противника:

“Ура!” - русский (хотя многие говорят, что в пылу боя кричат совсем другое)

Основные версии происхождения:

от татарского слове «ур» - то есть “бей”,

«уррра» - южнославянский термин обозначающий термин «возьмем верх»,

от литовского слова «вираи (vir)» - «мужи, мужчины»,

булгарский термин «Ургэ» - то есть «вверх, наверх»,

от тюркского восклицания «Hu Raj», что можно перевести как «В раю!»,

от калмыцкого «Уралан!», что переводится как «вперед».

Есть мнение, что “Ура!” кричат не только русские, но и немцы: «Hurra!», англичане: «Hurray!», французы: «Hurrah!», и итальянцы: «Urra!».


Еще несколько современных кличей:

“Аллах акбар” (Бог велик) - его реально кричат арабы в частности, и мусульмане в целом.

“Банзай”, “Гейка банзай!” , что можно буквально перевести как «Многие лета императору!» - японцы.

“Мансэ” - корейцы,

“Ваньсуй ” - китайцы.

“Jai Mahakali, Ayo Gorkhali!” — («Слава Великой Кали, идут Гуркхи!») - боевой клич гуркхов.

«Viva la France!» - (“Да здравствует Франция!”) - французы.

“Bole So Nihal, Sat Sri Akal” - “Победа за тем, кто повторяет имя Всевышнего!” - сикхи.

“Хо-хой!” - курды.

“Сигиди!” - зулусы.

«Хурра» - финны.

«На нож!” - болгары.

Уже устаревшие, но вероятно используемые конкретными подразделениями/армиями:

“Алла!” (Бог) - так кричали воины Османской империи.

“Ахарай!” — (За мной!) на иврите — боевой клич древних евреев.

“Бар-рр-а!» - клич римских легионеров, в подражание трубному крику боевых слонов

“Марга!” (Убивай!) — боевой клич сарматов.

“Монжуа!” и «Сен-Дени» (сокр. от “Mont-joie Saint-Denis” - “Защита наша Святой Дионисий”) - франки.

“Nobiscum Deus” (С нами Бог!) - так кричали византийцы.

“Caelum denique!” (Наконец-то в рай!) и «Deus vult» (Этого хочет Бог) — боевые кличи крестоносцев.

“Босеан!” - клич тамплиеров.

“White Dragon!” - англичане.

“Сантьяго!” («Святой Иаков с нами»!) - призыв испанских кабальеро при Реконкисте и конкистадоров.

“Alba gu bràth!” («Шотландия навсегда»)! — военный клич шотландцев.

“Сарынь на кичку! ” - клич ушкуйников.

“Rebel yell” - боевой клич конфедератов во время Гражданской войны в США.

“Форвартс!” - “Вперед» - так кричали пруссаки и австрийцы.

«Алга!» (вперед) - крик древних кыргызов, также как и казахов.

“Савойя!” (в честь правящей династии) - кричали итальянцы до конца Второй мировой войны.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Боевой клич - громкий призыв во время боя, призванный подбодрить товарищей, устрашить врага или обратиться за поддержкой к высшим силам. Кроме того, боевой клич был опознавательным знаком, позволяющим отличить в гуще боя своих от чужих . Ещё одной полезной функцией боевого клича является создание ощущения единения с боевыми товарищами (т. н. чувство локтя).

Реальные кличи

Древний мир (до 476 года)

Средневековье (476 - конец XV века)

  • Испания
    • Сантьяго! («Святой Иаков [с нами]!») - испанский боевой клич, использовавшийся, среди прочих, конкистадорами .
  • Чехия
    • Ktož jsú boží bojovníci (др.чеш. - «Кто же вы, божьи воины») - боевая песня гуситов , первые слова которой стали девизом их движения. Во время битвы при Домажлице отряды крестоносцев разбежались, едва заслышав боевую песнь гуситов.

Новое время (конец XV века - 1918 год)

Новейшее время (с 1918 года)

Придуманные кличи

  • Кахка! - боевой клич аборигенов планеты Эвур, использовавшийся, в частности, Биллегурри (Белогурочкой), из научно-фантастического романа Кира Булычева «Подземелье ведьм» и одноимённого фильма .
  • Логалогалогалогалог! - кричат антропоморфные землеройки в Рэдволле .
  • Еула-ли-а! - боевой клич жителей горной крепости Саламандастрона в «Рэдволле» .
  • Кавабанга! - кричат Черепашки-ниндзя в одноименном мультипликационном сериале и комиксах. А также клич Кавабанга (Cowabunga и Kowabunga) стал распространенным криком восхищения среди сёрферов .
  • Барук Казад! Казад ай-мену! (Топоры Гномов! (или «Гномы к топорам!») Гномы наступают!) - боевой клич гномов в произведениях Дж. Р. Р. Толкина
  • Урук-хай! - боевой клич орков из произведений Дж. Р. Р. Толкина.
  • Гондор! - боевой клич воинов королевства Гондор в Войне Кольца из произведений Дж. Р. Р. Толкина. Некоторые провинции имели свои кличи - у рыцарей Дол-Амрота это было «Амрот за Гондор!».
  • Аута и Ломэ! («Исчезает Тьма!») - боевой клич нолдор .
  • Waaagh! («Грааа!!»)- боевой клич орков в Warhammer 40 000 .
  • За Императора! - боевой клич Имперской гвардии в том же самом Warhammer 40 000.
  • Лок-тар огар! (Победа или смерть!) - боевой клич орков из Warcraft .
  • Лирой Дженкинс - боевой клич звезды WOW Бена Шульца.
  • Entaro Adun! Entaro Tassadar! (Во славу Адуна! Во славу Тассадара!) - боевой клич протоссов из игры Starcraft .

Напишите отзыв о статье "Боевой клич"

Примечания

  1. Ринекер Ф. , Майер Г. // Библейская энциклопедия Брокгауза . - Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. - 1226 с.
  2. //Казах.ру
  3. Государственная символика
  4. Gérard de Sorval. = Le Langage secret du blason. - Париж: Albin Michel, 1981. - С. 65. - 232 с. - ISBN 2226010920 .
  5. //britanniae.ru
  6. Чарлз Оман /Пер. с англ. В. П. Михайлов - М.: Центрполиграф, 2011. - 191 с. ISBN 978-5-9524-4945-9
  7. // Аммиан Марцеллин HISTORIAE LIBER XIX-XI 10
  8. //Энциклопедия Кольера . - Открытое общество. 2000.
  9. // Андре Миллер. «История христианской Церкви». В 2 т. Т. 1. / Андре Миллер. Б.м. : GBV, 1992. - 705 с.
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  11. // Сайт азиофила и востоколюба
  12. Дмитрий Макаров intertrend.ru
  13. Воздушно-десантные войска США //vdv-usa.ru
  14. - Shouting «Logalogalogalogalog» was the method of attracting the ferry shrew’s attention.
  15. Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец. Трилогия. Кн. 3. Возвращение Короля/Дж. Р. Р. Толкин; Пер. с англ. А. В. Немировой. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2002. - 429 с. ISBN 5-17-009971-1 (ООО «Издательство АСТ») Кн. 3, ISBN 5-17-008954-6 (Общ.), ISBN 966-03-1124-9 (Издательство «Фолио») (С. 442 )

Отрывок, характеризующий Боевой клич

«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.

Основы славянской культуры

Значения древних боевых кличей

С помощью выявленных древних кодовых слов, содержащих уникальную информацию о древней истории и культуре человечества (см. С.Карпов «Основы славянской культуры. Значения древнеславянских имён, названий и слов» http://my.mail.ru/community/blog_serg.karpov1/13933CCAE7312387.html , расшифрованы значения древних боевых воинских кличей.

АТАС! - боевой клич Ариев из сословия скотоводов и металлургов Асов образовался от слов «ата Ас!» - «отец Ас!»

АССА! - боевой клич Ариев из сословия Асов образовался от слова «Ас!»

АТАКА! - боевой клич Ариев из сословия Асы образовался от слов «ата кей!» - «отец главный!»
АТУ ЕГО! - боевой клич Ариев образовался от слов «ата Ог!» - «отец главный!»
ГЕТЬ! - боевой клич козаков образовался от слов «Ог ата!» - «главный отец!»
ГАЙДА! - боевой клич опричников Ивана Грозного и, вероятно, ГАЙДУКОВ (ГАЙДУК образовалось от слов "Гой идио кей"), образовался от слов «Ог идио!» - «главный особый!»
МАРА! - боевой клич славян от слов «имя Арий!» или «мор (смерть)!»

МОЧИ! - боевой клич Асов образовался от слов «имя ата Ас!» - «имя отец Ас!»
РУБОН! - боевой клич славян кривичей образовался от слов «Ар аба он!» - «Арий отец он!»
САРЫ О КИЧКОУ! - боевой клич у сарматов, хазар, половцев образовался от слов «сары (к)ей кипчаки!»

САРЫНЬ НА КИЧКУ! - боевой клич казаков образовался от слов «сары на кишки»
ВАР! ВАР!, ... - боевой клич Ариев из сословия земледельцев образовался от слов «вий Ар!» - «главный Арий!»
БРЫСЬ ОТСЮДА! - боевой клич Асов образовался от слов
«аба-Ар-Ас ата-Ас-идио!» - «отец-Арий-Ас отец-Ас-идио!»

B ari-tus ! - римское название боевого клича-песни германских племён времён римского (историка Тацита ок.55 г. - ок. 120 г.) образовано от слов «аба-Арий ата-Ас!» - «отец-Ариев отец-Ас!»
Abor-dage ! (фр.) - АБОРДАЖ! образовалось от слов - «аба-Орий идио-ата-Аз!» - «отец-Ориев особый-ата-Аз!»

А vant! - АВАНТЕ! (фр. Avant - вперёд) боевой клич Ариев из сословия корабелов и моряков Анты образовался от слов«вий Ант!» - «главный Ант!» или «главный он ата!»

АЛГА! (каз. АЛГА - вперёд)- боевой клич племени Алы (Уллы, Олы) образовался от слов «Ал Ог!» - «Ал главный!»

АЛЛАХ АКБАР! - исламский боевой клич образовался от слов «ил-кей Ог-аба-Ар!» - «землевладелец-главный главный-отец-Ар(ий)!»
ОЛЛА БИЛЛА! - боевой клич племён Олы (крымских татар) образовался от слов «Ол аба-Ол»!

УЛЬ! УЛЬ!, … - боевой кличь гулямов (гулямы - воины, находящиеся на службе у арабских халифов) из племени Улы (Олы, Алы) образовался от названия племени Улы (Олы, Алы). Слово ГУЛЯМЫ образовано от слов «Ог Ул имя» - «главный Ул имя»

Ахарай! (боевой клич вавилонян, который стали использовать древние евреи, после своего вавилонского пленения), Н urra ! (нем.), Н urrah ! (англ.), Н urrah ! (фр.), Ура! (русский), Х уррагх! (древнемонг.) образовались от слов «кей Арий!» - «главный Арий!»
Faugh A Ballagh! (ирл. «Расступитесь!/Дай дорогу!») - традиционный ирландский боевой клич образовался от слов «фей Ог аба Ал Ог! » - «старший главный отец Ал главный!»
Fora ! (ит., означает «вперёд») - «фей Орий»!
Forward! - ФОРВАРД! (англ. Forward - вперёд) - боевой клич Ариев образовался от слов «фей Ор вий Ор идио!» - «главный Ор главный Ор особый!»

Vorwärts! - ФОРВЕРТС! (нем. Vorwärts - вперёд) - боевой клич Ариев из сословия Асов образовался от слов «фей Ор вий Ор ата Ас!» - «главный Ор главный Ор отец Ас(ов)!»

Marche ! - МАРШ! (французский) боевой клич и команда образовался от слов «имя Ар Ас!» - «имя Арес»! - «Марс»!

Mont-joie! (фр. сокращённое от "Mont-joie Saint-Denis!" - «Защита наша Святой Дионисий!») - Мон-жуа! (французский) - боевой клич французских воинов Средневековья образовался от слов «имя-Ант ата-Аз!» или «имя-он-ата ата-Аз!»
Nobiscum Deus! (лат. С нами Бог! ) — боевой клич поздней Римской и Византийской империй образовался от слов «он-аба-Ас-кей-имя идео-Ас!» - «он-отец-Ас-главный-имя особый-Ас!»

Hostoja! - ОСТОЯ! - боевой клич Ариев, проживавших в Восточной Европе, образовался от слов «(кей) Ас ата!» - «(главный) Ас отец!» В Куликовской битве с этим кличем, стоящая в засаде 20-тысячная отборная славянская артанская конница, атаковала и разбила конницу Мамая. В Грюнвальдской битве конница из воинов артанцев участвовала в разгроме войска Тевтонского ордена.

С.Карпов


Во все времена, находясь на поле битвы, войны выкрикивали эмоциональные призывы. В нужный момент подобные кличи поднимали боевой дух воюющих, устрашали противника или помогали отличить своих от чужих в пылу сражения. Пожалуй, каждый вспомнит Уильяма Уоллеса в исполнении замечательного актера Мела Гибсона, который выкрикивал «Шотландия навсегда!», ведя за собой войско. В этом обзоре представлено происхождение пяти самых известных боевых кличей.

«No pasaran!»

No pasaran! - боевой клич.

В 1916 году в ходе Первой мировой войны французский генерал Робер Нивель (Robert Nivelle) выкрикнул фразу: «On ne passe pas!» Она была адресована немецким войскам во время столкновения при Вердене и переводилась как «Они не пройдут!» Это выражение стал активно использовать художник Морис Луи Анри Ньюмонт на пропагандистских плакатах. Примерно через год оно стало боевым кличем всех французских солдат, а затем и румынских.

В 1936 году «Они не пройдут!» прозвучало в Мадриде из уст коммунистки Долорес Ибаррури (Dolores Ibаrruri). Именно в испанском переводе «No pasaran» этот клич стал известен во всем мире. Он продолжал вдохновлять солдат во Вторую мировую войну и в гражданской войнах Центральной Америки.

«Джеронимо!»

Джеронимо (Гоятлай) - индеец племени апачей, 1887 год.

Возникновению клича «Джеронимо!» мы обязаны индейцу Гоятлаю из племени апачей. Он стал легендарной личностью, потому как в течение 25 лет возглавлял сопротивление против вторжения американцев на свои земли в XIX веке. Когда в бою индеец несся на врага, то солдаты с ужасом взывали к своему Святому Иерониму. Так Гоятлай стал Джеронимо.

В 1939 году режиссер Пол Слоан (Paul Sloanе) посвятил свой вестерн «Geronimo» знаменитому индейцу. После просмотра этой киноленты рядовой 501-го воздушно-десантного полка Эберхард, совершая тестовые прыжки с парашютом, выпрыгнул из самолета с криком: «Джеронимо!» Его сослуживцы сделали то же самое. На сегодняшний день прозвище бравого индейца является официальным кличем американских парашютистов.

«Аллах акбар!»

Демонстрация мусульман.

Если кто-то слышит «Аллах акбар», то воображение тут же рисует нелицеприятные картинки радикально настроенных джихадистов. Но эта фраза сама по себе не несет никакого негативного оттенка. «Акбар» - это превосходная степень слова «важный». Таким образом, «Аллах Акбар» можно дословно перевести как «Аллах Велик».

«Банзай!»

«Банзай!» - боевой клич японцев

В далекие времена, когда Китаем правила династия Тан, жители широко использовали фразу «Ву хуанг ваньсуй», которую можно перевести как «Пусть живет император 10 тысяч лет». Со временем от выражения осталась только вторая часть «ваньсуй». Японцы переняли это пожелание, но в транскрипции страны Восходящего солнца слово звучало как «банзей». Но его продолжали использовать только в отношении правителя, желая долгого здравствования.

В XIX веке слово снова изменилось. Теперь оно звучало как «банзай» и использовалось не только в отношении императора. С наступлением Второй мировой войны «банзай» стал боевым кличем японских солдат, особенно камикадзе.

«Ура!»

Младший политрук А. Ерёменко, призывающий бойцов к атаке за несколько секунд до собственной гибели.

Существует немало версий этимологии боевого клича «Ура». Филологи склоняются к двум версиям происхождения этого слова. Его используют в английской и немецкой культурах. Там есть созвучные Hurra, Hurah, Hooray. Языковеды считают, что клич возник от верхненемецкого слова «hurren», т. е «быстро двигаться».
Согласно второй версии, клич позаимствовали у монголо-татар. С тюркского «ur» можно перевести как «бей!»

На поле битвы, во все времена, войны выкрикивали боевые кличи. Эти призывы поднимали боевой дух, устрашали противников и помогали различать своих в жаркой схватке.

Популярные из существующих боевых кличей.

Самые известные боевые кличи

Одни из самых известных и грозных воинов всех времен и народов - римские легионеры - кричали «Бар-рр-ра», подражая слоновьему рёву.

Кроме того, то римлянам (времен поздней империи), то византийцам приписывался крик «Nobiscum Deus!» то есть, Бог с нами в переводе с латыни.

Кстати, есть версия, что легионеры использовали свой клич не постоянно, а только в качестве ободрения для новобранцев или когда понимали, что противник настолько слаб, что его можно подавить прежде всего морально.

Использование боевых кличей римлянами упоминалось при описании боя с самнитами, а вот в битве при Мутине легионы сражались в молчании.

Промежуточный вывод можно сделать такой: римлянам казались страшными слоны, а также они вполне осознавали тот факт, что если противник превосходит в силе, то никакой боевой клич тут не поможет.

Кстати, словом baritus те же римляне обозначали как раз крик слонов, а также боевые песни германских племен. Вообще, в ряде текстов слово «барит» или «баритус» является аналогом словосочетания «боевой клич».

И, раз уж мы заговорили о воинских криках древних народов, то нелишним будет упомянуть, что эллины, то бишь греки, кричали «Алале!» (по их мнению, именно так кричала жутко страшная птица сова); «Ахарай!» был кличем евреев (в переводе с иврита он означает «За мной!»), а «Мара!» или «Марай!» - это был призыв к убийству у сарматов.

В 1916 году в ходе Первой мировой войны французский генерал Робер Нивель (Robert Nivelle) выкрикнул фразу: «On ne passe pas!» Она была адресована немецким войскам во время столкновения при Вердене и переводилась как «Они не пройдут!» Это выражение стал активно использовать художник Морис Луи Анри Ньюмонт на пропагандистских плакатах. Примерно через год оно стало боевым кличем всех французских солдат, а затем и румынских.

В 1936 году «Они не пройдут!» прозвучало в Мадриде из уст коммунистки Долорес Ибаррури (Dolores Ibаrruri). Именно в испанском переводе «No pasaran» этот клич стал известен во всем мире. Он продолжал вдохновлять солдат во Вторую мировую войну и в гражданской войнах Центральной Америки.

Возникновению клича «Джеронимо!» мы обязаны индейцу Гоятлаю из племени апачей. Он стал легендарной личностью, потому как в течение 25 лет возглавлял сопротивление против вторжения американцев на свои земли в XIX веке. Когда в бою индеец несся на врага, то солдаты с ужасом взывали к своему Святому Иерониму. Так Гоятлай стал Джеронимо.

В 1939 году режиссер Пол Слоан (Paul Sloanе) посвятил свой вестерн «Geronimo» знаменитому индейцу. После просмотра этой киноленты рядовой 501-го воздушно-десантного полка Эберхард, совершая тестовые прыжки с парашютом, выпрыгнул из самолета с криком: «Джеронимо!» Его сослуживцы сделали то же самое. На сегодняшний день прозвище бравого индейца является официальным кличем американских парашютистов.

Если кто-то слышит «Аллах акбар», то воображение тут же рисует нелицеприятные картинки радикально настроенных джихадистов. Но эта фраза сама по себе не несет никакого негативного оттенка. «Акбар» — это превосходная степень слова «важный». Таким образом, «Аллах Акбар» можно дословно перевести как «Аллах Велик».


В далекие времена, когда Китаем правила династия Тан, жители широко использовали фразу «Ву хуанг ваньсуй», которую можно перевести как «Пусть живет император 10 тысяч лет». Со временем от выражения осталась только вторая часть «ваньсуй». Японцы переняли это пожелание, но в транскрипции страны Восходящего солнца слово звучало как «банзей». Но его продолжали использовать только в отношении правителя, желая долгого здравствования.

В XIX веке слово снова изменилось. Теперь оно звучало как «банзай» и использовалось не только в отношении императора. С наступлением Второй мировой войны «банзай» стал боевым кличем японских солдат, особенно камикадзе.

Интересно то, что боевые кличи были раньше своеобразным маркером рода. В качестве примера можно вспомнить казахские «ураны». У каждого рода был свой «уран», большинство из них восстановить сегодня не представляется возможным, поскольку боевые кличи вне поля сражения считались табуированной лексикой и хранились в тайне.

Из наиболее древних казахских «уранов» известен общенародный — «Алаш!» О боевом кличе казахов нам известно из рукописи «Бабурнаме», которую написал правнук Тамерлана Бабур.

В частности там говорится: «Хан и те, кто стоял подле него, тоже повернули лица к стягу и плеснули на него кумыса. И тут же заревели медные трубы, забили барабаны, а выстроившиеся в ряд воины стали громко повторять боевой клич. От всего этого вокруг поднялся невообразимый шум, который вскорости затих. Все это повторилось трижды, после чего предводители вскочили на своих коней и трижды объехали стан…».

Этот фрагмент «Бабурнаме» важен тем, что показывает: боевой клич использовался не только в бою, но и до него. Это была своеобразная формула настроя на успешную битву. Тогдашний уран казахов «Ур-р» выкрикивался наподобие нашего троекратного «Ура».

Существует немало версий этимологии боевого клича «Ура». Филологи склоняются к двум версиям происхождения этого слова. Его используют в английской и немецкой культурах. Там есть созвучные Hurra, Hurah, Hooray. Языковеды считают, что клич возник от верхненемецкого слова «hurren», т. е «быстро двигаться».

Согласно второй версии, клич позаимствовали у монголо-татар. С тюркского «ur» можно перевести как «бей!»

Некоторые историки возводят наше «ура» к южнославянскому «уррра», что буквально означает «возьмем верх». Эта версия более слабая, чем первая. Заимствования из южнославянских языков в основном касались книжной лексики.



Читайте также: