Что чувствуют немцы 9 мая. Как в Германии отмечают победу над фашизмом? День Победы — что это такое для Германии

8 мая в Европе отмечается день окончания Второй мировой войны. В Германии этот день называется Днем освобождения от национал-социализма и окончания Второй мировой войны в Европе. Это не праздник, а день памяти.

В этом году – 73-я годовщину окончания Второй мировой. Правительство ФРГ ее не отмечает, пишет DW. В последнее время официальные мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят, как правило, только в круглые даты. Однако это вовсе не означает, что о развязанной гитлеровцами войне и об их преступлениях немцам напоминают только раз в пять лет. Проработка собственной истории идет в Германии повседневно – в школах и при содействии бесчисленных общественных и частных инициатив.

В расписании Ангелы Меркель на текущую неделю, по данным DW, не запланировано ничего, что бы имело отношение к событиям 73-летней давности. Не исключено, что канцлер поздравит с победой президентов Франции и Украины – Эмманюэля Макрона и Петра Порошенко, с которыми у нее намечена встреча 10 мая в Аахене.

Каждый год 8 мая большой праздник проводит Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. В этом году в программе праздника – детский хор музыкальной школы имени Шостаковича в берлинском районе Лихтенберг, каждый час экскурсии на немецком, русском и английском языках, а также презентация доклада «Конец войны в СМИ», публичная дискуссия историков на тему «Рейхстаг – лучший советский трофей», показ советских, французских и гэдээровских художественных фильмов о войне и многое другое.

Директор музея рассказал корреспонденту DW, что на праздник приходят в основном жители из соседних домов, многие с детьми, пенсионеры, но немало и русскоговорящих жителей Берлина, в том числе ветераны Великой Отечественной войны. Приехали на праздник также делегации ветеранов из Беларуси, России, бывшие военнослужащие Западной группы войск СССР, которая была расквартирована в ГДР.

Музей в Карлсхорсте – далеко не единственный в немецкой столице, рассказывающий о Второй мировой войне и преступлениях нацистов. Кроме государственных и общественных музеев, получающих дотации из казны, есть и частные, существующие исключительно за счет состоятельных людей.

35-летний Энно Ленце – один из таких энтузиастов. Пару лет назад он за собственные полтора миллиона евро выкупил у города один из берлинских бункеров времен войны. Подобных сооружений в Берлине несколько десятков. Из тех, что приватизированы или арендованы, большинство используется либо в коммерческих целях – например, для игры в пейнтбол, – либо как фундамент под жилье.

Энно Ленце открыл в своем бункере документальную экспозицию под названием «Гитлер – как такое могло произойти». Значительное место на выставке посвящено теме холокоста. Фотографии в одном из залов – не для слабонервных. Энно Ленце рассказал корреспонденту DW, что именно эти фотографии производят особенно сильное впечатление на посетителей музея, из которых примерно треть – школьники.

К принципам демократии, одним из которых является всеобъемлющая толерантность, можно относиться по-разному. Кто-то смотрит на них с изрядной долей скепсиса, а кто-то возводит в Абсолют, превращая вожделенные свободы в верховную цель, к выполнению которой должно стремиться любое цивилизованное общество. Однако даже если смотреть на толерантность максимально негативно, нельзя не отметить положительные стороны подобной политики. Одним из таких плюсов уж который год является тот факт, что наши бывшие соотечественники могут беспрепятственно отмечать День Победы в…Германии. Сами немцы никак не реагируют на этот процесс. Нет ни протестов, ни провокаций, ни срывов. Примечательно, что вот уже второй год подряд байкеры из мотоклуба «Ночные волки» без всяких проблем попадают на территорию Германии. В отличие, например, от той же Польши, которая в этом году вставила немало палок в колёса экстравагантным патриотам из России. Или той же Чехии, где «волков» встретили агрессивно настроенные активисты с украинскими, американскими и чешскими флагами. В итоге «Ночные волки» до Берлина всё-таки добрались, возложив цветы на нескольких военных мемориалах в рамках своего мотопробега «Дороги войны». В этом году до Берлина доехало 200 участников клуба, тогда как в прошлом, из-за проблем на границе особо упёртых стран Евросоюза, в столицу Германии попало лишь три человека из России. Тогда положение спасли члены клуба с европейским гражданством, которые присоединились к российским братьям и в этом году.


Вообще, в самой Германии 9 мая – это обычный рабочий день. Немцы отмечают День Освобождения от национал-социализма 8 мая, да и было бы странно, если бы немцы отмечали День Победы СССР над нацистской Германией. Однако бывшие советские ветераны, проживающие на данный момент в Германии, да и простые эмигранты из России, День Победы отмечают, несмотря суету трудового дня. Благо есть где. В восточной части Берлина, на берегу Шпрее, расположен знаменитый Трептов-парк, в котором находится советский военный мемориал, воздвигнутый в честь разгрома гитлеровского нацизма. На территории мемориала похоронено 7 000 советских солдат, погибших в боях за Берлин. Именно сюда стекаются 9 мая ветераны ВОВ, русскоязычные жители Берлина и паломники из стран России и Восточной Европы.






Как рассказывают сами ветераны, поначалу им было неудобно праздновать День Победы в Германии, однако со временем стало намного проще. Видимо, лёгкость стала возможной в силу отсутствия негативной реакции со стороны общественности и правительства. Такие зверства, как недавнее обливание ветеранов зелёнкой в украинском Славянске, немецкое правительство ублюдкам с рук не спустило бы. Причина, видимо, в том, что Германия до сих пор испытывает чувство вины за своих агрессивных предков, отвечая по полной программе за «грехи отцов» и стараясь не допустить воскрешения нацизма. Поэтому в Берлине радикалы памятники советским солдатам оскверняют довольно редко, а администрация оперативно устраняет повреждения, когда такое всё же случается, принося свои извинения. Однако такого тотального вандализма, какой был в той же Болгарии, где советский памятник оскверняют с заядлой периодичностью, в Германии не случалось.




Собственно, здесь толерантность и чувство вины за нацизм играют на пользу русскоязычным гражданам Германии, желающим раз в год почтить память предков. Ежегодно к берлинским мемориалам в Трептов-парке, Тиргартене и Панкове стекаются сотни людей, дабы возложить цветы на могилу советских солдат, немного не доживших до конца войны. Вечная память героям и спасибо, толерантным немцам за предоставленную нашим ветеранам возможность!


Сегодняшний рассказ о жизни в Германии приурочен ко Дню Победы. Нашей Победы. А как к этому празднику относятся в современной Германии, как его отмечают и отмечают ли вообще? Знают ли современные немцы правду о Второй мировой?

День 9 мая у них, разумеется, никак не отмечается. В Германии, как и в других странах Европы, о Второй мировой вспоминают 8 мая, в День освобождения от фашизма, и посвящается этот день памяти узников концлагерей. К этой дате оставшиеся в живых пожилые люди с выколотыми на руках цифрами порядковых лагерных номеров съезжаются в Германию из США, Франции, Чехии, Польши, чтобы еще раз вспомнить о миллионах жертв Бухенвальда, Дахау, Заксенхаузена. Можно предположить, что и в этом году, по традиции, по немецкому телевидению выступит президент, покажут документальный фильм, новостные каналы дадут сюжеты о возложении цветов на могилы бывших узников концлагерей. Вряд ли будет что-то еще. И во всей стране не найдется ни одного политика, который в открытую стал бы обсуждать эту тему.

В отличие от России и других постсоветских республик, где в майские дни громко и торжественно чествуют ветеранов вой­ны, в Германии – тишина. Ветераны вермахта, в отличие от бывших воинов Советской Армии, не имеют своих структур (советов, комитетов, клубов). Они, конечно, могут собраться вместе, но что им сказать друг другу на закате жизни? Ведь большинство из них были обычными людьми, которые подверглись мощной пропагандистской обработке, а затем были брошены на мировую бойню.

И хотя о событиях 1941-1945 годов стараются вслух не упоминать, трагедия той войны воспринимается немцами на семейном уровне – они помнят своих погибших предков, зажигают свечи в день их смерти. Друзья родственников нашей Светланы, со слов которой записан этот и наши предыдущие повествования о Германии, рассказывают об одном из них – 27-летнем унтер-офицере Андреасе АМАННЕ, погибшем 8 апреля 1944 года в Восточном Крыму. Ежегодно в этот день собирается вся семья: родные братья и сестра Андреаса – 84-летний Рихард, 82-летний Ханс и 89-летняя Гезильде. Они открывают семейный архив, рассматривают похоронку брата в виде маленькой книжечки с фотографией. А еще в архиве хранится реликвия – фото крымской могилы, в которой захоронен их Андреас. Оно было сделано еще в 70-е годы, когда семья специально совершила теплоходный круиз по Дунаю с заходом в Одессу и Крым, чтобы попасть на его могилу.

День 8 мая в Германии воспринимается как поражение, вызывающее чувство стыда. Похоже, что сегодняшние немцы испытывают неловкость за своих предков – участников тех событий (трудно представить что-то подобное у нас). Победу русских они воспринимают как боль, разруху, унижение, насилие. Кстати, у них вполне официально озвучивается цифра о двух миллионах немецких женщин, будто бы изнасилованных русскими солдатами на территории Германии, хотя существуют документы той поры, в том числе и приказ Верховного главнокомандующего, о расстрельных статьях за подобные акты.

А как в Германии с памятью о национал-социализме и фюрере? Сегодня ни в школьных, ни в вузовских программах не акцентируется внимание на нацизме и злодеяниях фашистов. Историю третьего рейха «проходят» на уроках истории в обычной хронологии, как, скажем, историю Египта. А фашизм – это предмет изучения для специалистов узкого профиля. В стране практически не существует музейных экспозиций, раскрывающих сущность фашизма, а на имя Гитлер существует некое табу – оно нигде не упоминается, его стараются не произносить вслух. Немцы болезненно относятся к его деяниям. Разумеется, ни о каких памятниках Гитлеру на территории Германии и речи быть не может.

Однако было бы ошибкой утверждать, что немецким ветеранам их потомки сегодня плюют вслед. Нет, киноиндустрия создает новые документальные фильмы, обычно посвященные различным эпизодам войны (Сталинград, Курская битва). При этом используются кадры военной кинохроники, у ветеранов и бывших военнопленных берутся пространные интервью. А молодые немцы имеют возможность прикоснуться к леденящей правде о фашизме, посетив, например, польский Освенцим. Его гробовая тишина, от которой мороз идет по коже, никого не оставляет равнодушным.

А еще на первом этаже в здании Мюнхенского университета существует музей, который называется «Белая роза в коричневом городе». Его экспозиция рассказывает об активистах Сопротивления нацистскому режиму в Германии, в частности, о брате и сестре Гансе и Софи ШОЛЛЬ, которые создали группу «Белая роза». И хотя их деятельность ограничивалась проведением мирных антинацистских акций (таких, как разбрасывание листовок), 18 февраля 1943 года Софи и Ганс были арестованы по обвинению в государственной измене и подвержены страшным пыткам. В приговоре отмечалось: «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, осуждали национал-социали­стический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придется заплатить собственной жизнью». За четыре дня брат и сестра были изуродованы до неузнаваемости, а затем казнены на гильотине. В 70-х годах в Германии возник интерес к судьбе Софи и Ганса Шолль, и сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму. Их имена носят улицы и площади Мюнхена.

Нет ли сегодня в Германии опасности возрождения фашизма? Похоже, что нет. И здесь свою силу демонстрирует государственный аппарат. Если неофашистские организации иногда и заявляют о своем существовании, то чаще всего в Берлине, на уровне неформальных молодежных организаций типа московских скинхедов (аналитики отмечают, что московские – более радикальны и жестоки). Например, одним из главных событий нынешнего мая стала разрешенная властями демонстрация правых. Неонацисты собирались пройти маршем по одному из районов Берлина. Но чтобы помешать этому, тысячи берлинцев с утра блокировали все подступы к району, пытаясь прорваться сквозь выставленные кордоны (порядок в столице обеспечивали 7 тысяч полицейских из разных регионов страны). В итоге на митинг сторонников национальной идеи собралось всего около шестисот человек, и начался он с более чем часовым опозданием. Все дома, расположенные поблизости, были украшены антифашистскими транспарантами, а их обитатели пытались заглушить выступающих музыкой и шумовыми эффектами. Марш правых проходил под улюлюканье и свист берлинцев. Когда он начался, сразу же был заблокирован сидячей забастовкой немецких политиков во главе с председателем Бундестага Вольфгангом ТИРЗЕ и присоединившихся к ним людей. В итоге марш практически был сорван, поскольку, пройдя совсем небольшой участок пути, неонацисты были вынуждены повернуть назад. К слову, все участники таких группировок состоят на поименном учете в полиции, и, что самое важное, ни одна из мелких партий, поддерживающих эти структуры, никогда не была и, по мнению аналитиков, не будет представлена в немецком парламенте. Поэтому юным неофашистам позволено разве что кулуарно «поумничать» на тему чистоты арийской расы, но они должны знать о том, что с 1947 года в Германии существует конституционный запрет на фашистскую идеологию, а стало быть, графическое изображение свастики или выброс руки в нацистском приветствии автоматически подпадает под статью закона.

Все послевоенные поколения немцев испытывают на себе последствия фашизма и слышат его отголоски. До сегодняшнего дня немецкие туристы, посещая, например, Бельгию или Данию, сталкиваются с проявлениями злобы и ненависти со стороны местного населения. Европа очень медленно залечивает раны Второй мировой. А сами немцы до недавнего времени подсознательно стеснялись своей национальности. И только четыре года назад, во время Чемпионата мира по футболу, проходившего в Германии, немецкая молодежь впервые отважилась взять в руки национальные флажки. Многие пожилые немцы склонны считать это знаковым явлением, символизирующим начало новой эпохи в истории Германии.

Перегляди 1 302

Кино и немцы: Вторая мировая глазами германских кинематографистов

Уроженец Казани Александр Галкин , работающий в компании Microsoft, перебрался из Силиконовой долины (США) в Гамбург (ФРГ). В преддверии Дня Победы айтишник дает обзор немецких фильмов, связанных с событиями Второй мировой войны. Перечисленные им ленты колумнист «Реального времени» рекомендует к просмотру.

Победителем считается не только СССР

Традиционно одним из самых народных праздников в России является 9 Мая. Именно в этот день проходит Парад Победы, который уже в течение многих лет не столько связан с самой победой в Великой Отечественной войне, сколько является смотром - демонстрацией военной мощи современной России.

Так как живых ветеранов этой войны остается все меньше и меньше, появилось и развивается движение «Бессмертный полк», которое позволяет поучаствовать в параде любому человеку, чью семью затронула та война. Этот парад проходит в том числе и в Германии, хотя, конечно, в намного меньшем масштабе.

Это связано не только с тем, что для Германии 9 Мая - это совсем не праздник и помнить или отмечать его было бы странно. В первую очередь это связано с тем, что для Германии, как и практически для всех остальных стран, это была Вторая мировая война (Zweiter Weltkrieg), в которой участвовало много стран, а не только СССР. Собственно Великую Отечественную войну в немецких источниках (фильмах, книгах) обычно просто называют как Восточный фронт (Ostfront). Поэтому и победителем в этой войне в Германии считается не только СССР, но и другие страны антигитлеровской коалиции (в первую очередь Великобритания и США).

Этот парад проходит в том числе и в Германии, хотя, конечно, в намного меньшем масштабе. Фото russkoepole.de

Чтобы понять, как немцы относятся к этой войне и что чувствуют, надо родиться и прожить в Германии. К сожалению, для многих из нас это невозможно. Но есть и другой, пусть менее достоверный, но зато доступный нам путь - это посмотреть фильмы о войне, снятые в Германии для немецкой аудитории. Именно этим путем пошел я, и поэтому в своей статье я постараюсь дать ссылки на те немецкие фильмы на эту тематику, которые произвели на меня особое впечатление.

Неприятие фашизма

Фашизм как идеология стал трагедией для многих стран и народов. Для СССР (и ее правопреемницы - России) это в первую очередь трагедия войны, огромное число человеческих жертв и подвиг народа. Наверное, не так очевидно, но это стало также трагедией и для Германии: ведь идеологию Гитлера на самом деле поддерживали совсем не многие, особенно по мере того, как повышался градус ее одиозности. Однако немногие были готовы к тому, чтобы отдать свою жизнь за борьбу с этой идеологией, как, например, Ганс и Софи Шолль (Geschwister Scholl), участники группы Сопротивления «Белая роза», подвиг которых хорошо известен в СССР и Германии. Одноименный фильм, снятый в 2005 году, произвел фурор на кинофестивале в Берлине.

Хотя, конечно, были и многие другие, о подвиге и судьбе которых мы не знаем и никогда не узнаем. Об этом есть хороший немецкий фильм Napola (в русском прокате «Академия смерти »), в котором показывается идеологическая и спортивная подготовка нацистской молодежной элиты, известной как Hitler-Jugend (Гитлерюгенд). Будучи художественным фильмом, он частично основан на реальных событиях (мемуары дедушки режиссера) и показывает, что даже в семьях убежденных нацистов дети не всегда поддерживали идеологию своих отцов. И если подобного рода бунты были в семьях нацистов, то можно понять, что среди простых немцев и австрийцев поддержки было еще меньше.

После войны: с чувством вины по жизни

После поражения Германии и показательного суда и казни нацистских преступников осталось целое поколение, которое ощущало огромную вину за все те преступления, которые совершила их нация во время войны. И это даже в первую очередь не Восточный фронт, а холокост и концлагеря. Вернувшиеся с войны, побывавшие в плену в СССР немцы были вынуждены нести это чувство вины в себе до конца своей жизни, часто передавая ее своим детям. Сложно сказать, насколько был виновен каждый конкретный солдат или офицер, участвовавший в войне на стороне нацистов, но он явно ощущал свою личную вину, и для многих это стало личной трагедией. Здесь я бы посоветовал посмотреть хороший немецкий фильм «Чудо Берна » (Das Wunder von Bern), где основная история о неожиданном возвращении Германии титула футбольного чемпиона через 8 лет после окончания войны (на Кубке мира в швейцарском Берне) на самом деле является лишь канвой для рассказа об отношениях вернувшегося из советского плена отца и его 11-летнего сына.

Кстати, это чувство вины до сих пор живо и заметно в немцах. И оно проявляется не только в установке различных памятников жертвам холокоста (например, в 2000-е годы огромный памятник появился прямо в центре Берлина), но, на мой взгляд, является еще одной из причин, почему Германия так либерально относится к беженцам и приняла их в таком большом количестве в последние годы.

Трагедия Германии после войны также связана с ее разделением на Восточную и Западную Германию. И хотя это разделение существовало всего 40 лет, и уже почти 30 лет минуло с даты падения Берлинской стены, последствия этого разделения еще живы в обществе. Хотя границы уже нет столько лет, термин Восточная Германия (Ostdeutschland) для бывших земель, входящих в зону влияния СССР, до сих пор широко используется. Когда я учился в Германии (а это было в 2000-х годах, примерно через 15 лет после падения стены), знакомясь с немцами, я заметил, что немцы из ГДР практически всегда, представляясь, говорили, откуда они. ГДР по своему внутреннему устройству очень походила на СССР: идеология коммунистической партии, пионерское движение (со своими летними лагерями), партячейки на предприятиях, «дачи», очереди на квартиры и даже авоськи!

По сути, падение Берлинской стены и объединение Германии для жителей ГДР очень походило на ту метаморфозу, которая произошла у нас в стране в 1991 году, после августовского путча и распада СССР как государства. Только здесь контраст был еще более резок, ведь сразу после падения стены и отмены паспортно-визового режима любой из жителей бывшей ГДР мог поехать в западную часть и увидеть, почувствовать, что такое капитализм и в чем его отличие от коммунизма. И здесь нельзя не упомянуть один из моих самых любимых немецких фильмов - «Прощай, Ленин! » («Гуд бай, Ленин!», Good bye, Lenin!), рассказывающий о событиях, происходивших в Восточном Берлине сразу после падения стены и о жизни семьи из ГДР в это время. Одну из главных ролей в этом немецком фильме (медсестры Лары, возлюбленной главного героя) сыграла наша соотечественница Чулпан Хаматова.

Посмотрев все эти немецкие фильмы о войне, конечно, вряд ли можно простить, но стоит хотя бы понять…

Александр Галкин

Справка

Александр Владимирович Галкин - инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

  • Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
  • В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
  • В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
  • С 2002-го по 2005 год работал в Институте нейробиологии в Берлине.
  • В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
  • С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. До 2017 года - в Sunnyvale, Калифорния (Кремниевая долина, США). С 2017 года - в Гамбурге (Германия).
  • Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
  • Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru. Колумнист «Реального времени».

В Германии 9 Мая не отмечается и праздника "День Победы" нет. Отмечается День освобождения от национал-социализма (так он называется официально) - 8 мая. Но бывшие советские ветераны, живущие сегодня здесь, собираются на "свой" праздник. Никто этому, конечно, не препятствует и косо на них не смотрит.

Вечный одессит - о Второй мировой

"Первое время мне было не по себе отмечать День Победы в Германии, - рассказывает 87-летняя Мария Хомская. - А затем я подумала: ведь это уже другое государство, тут больше нет фашизма". На праздник, устроенный для участников Второй мировой войны в кельнской синагоге, из дома престарелых, где она теперь живет, женщина приехала в длинном платье изумрудного цвета и ажурной черной накидке с медалями. В ушах - крупные серьги с бирюзой.

Контекст

Про войну, которую она привыкла называть Великой Отечественной, а в Германии, как и в остальном мире, называют , мы говорим недолго. После первых же слов о том, что ей, тогда 14-летней девочке, пришлось пережить в блокадном Ленинграде, Мария начинает плакать. Переехав в Германию 22 года назад, она по-прежнему, по ее словам, остается патриоткой России: "Мне было там так хорошо, как я могу это забыть?"

Выходец из Одессы Марлен Фридман, иначе, как одесситом, себя и не называет. Чуть ли не каждый день он созванивается с родными, оставшимися там, и переживает за родной город. Тем не менее, о принятом в конце 1990-х решении уехать в Германию он ничуть не жалеет. После проведенной в немецкой клинике операции прошло уже 17 лет, хотя до операции врачи давали ему максимум три года. 87-летний Марлен (названный так, кстати, в честь Маркса и Ленина своей тетей - "ярой комсомолкой", о чем он с юмором рассказывает) выглядит гораздо моложе своего возраста. Но наша беседа заканчивается: начинается концерт, посвященный разгрому "третьего рейха".

Красные гвоздики и краткий перевод русских песен

140 гостей, среди которых 45 участников войны, узников лагерей и блокадников, рассаживаются по своим местам за столиками в большом светлом зале. На сцене - рояль и красные гвоздики в больших вазах, гвоздики стоят и на каждом столе. Несмотря на то, что праздник проходит в Кельне, ничего специфически "немецкого" здесь нет: со сцены звучат "Песня 10-го батальона", "Если б не было войны", "День победы"... Публика с удовольствием подпевает, одна пара даже начинает кружиться в вальсе.

На сцену выходит 94-летний Григорий Крупник. Бывший москвич рассказывает о том, как буквально в первые дни войны попал на Западный фронт в составе 108-й стрелковой дивизии. Историю о том, как его ранило осколками снаряда, как он очнулся среди мертвых товарищей, как полз вдоль горящего леса, переводят на немецкий. Переводят на всякий случай: лишь несколько человек из присутствующих не понимают русского языка.

На встрече ветеранов в Германии - не только о войне

Впрочем, на этой встрече выходцы из бывшего СССР говорили, конечно, не только о прошедшей войне. Разговор многие из них начинали не с воспоминаний о прошлом, а с размышлений о нынешнем .

"Я не знал, что такое украинец, русский, еврей, - у нас такого не было. А сейчас все разделились, и уже вообще нельзя понять, что происходит", - говорит Борис Дененбург, почетный председатель Совета ветеранов еврейской общины Кельна. Он попал на фронт в 1941 году, был дважды ранен, один раз контужен. Рожденный в Полтаве и получивший образование в Ленинграде, бывший хирург-стоматолог надеется на то, что все утрясется. "Да не может такого быть, чтобы украинцы воевали с русскими! Все станет на свои места!" - убежден он. Хочется верить, что он окажется прав.

Смотрите также:

  • Подписание

    Иоахим фон Риббентроп (слева), Иосиф Сталин (второй слева) и Вячеслав Молотов (ставит подпись, сидит справа). Со стороны СССР договор был подписан наркомом по иностранным делам Молотовым, со стороны Германии - ее министром иностранных дел Риббентропом. Договор часто называют "пактом Молотова-Риббентропа".

  • Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Молотов и Гитлер

    Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. С ответным визитом в Берлине был Молотов. На снимке он слева с Гитлером и переводчиком.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Гитлер о пакте и позиции Сталина

    "Наши враги рассчитывали на то, что Россия станет нашим противником после завоевания Польши... Я был убежден, что Сталин никогда не примет предложения англичан. Только безоглядные оптимисты могли думать, что Сталин настолько глуп, что не распознает их истинной цели. Россия не заинтересована в сохранении Польши… Теперь... путь солдатам открыт", - Адольф Гитлер (1939 год).

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    "Вероломный изверг" по фамилии Гитлер

    "...как могло случиться, что советское правительство пошло на заключение пакта о ненападении с такими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена со стороны советского правительства ошибка? Конечно, нет! Пакт о ненападении есть пакт о мире между двумя государствами", - из выступления Сталина (1941 год, после нападения Гитлера на СССР).

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Предыстория

    Договор был подписан после периода очень серьезного охлаждения советско-германских отношений, вызванного приходом Гитлера к власти, и вооруженных конфликтов, в которых СССР противостоял гитлеровской коалиции: Германии и Италии в Испании, Японии на Дальнем Востоке. Договор стал неожиданностью не только для третьих стран, но и для населения СССР и Германии.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Результаты

    1 сентября 1939 года Германия начала вторжение в Польшу, а 17 сентября 1939 года на территорию Польши вошли советские войска. Территориальный раздел страны был завершен 28 сентября 1939 года подписанием договора о дружбе и границе между Советским Союзом и Германией. Позже к СССР были присоединены страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина, а также часть Финляндии.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Начало Второй мировой

    Польская кампания вермахта - военная операция, в результате которой территория Польши была полностью оккупирована, а ее части аннексированы "третьим рейхом" и СССР. В ответ на агрессию Гитлера Великобритания и Франция объявили войну Германии, что ознаменовало начало Второй мировой войны. Датой ее начала ринято считать 1 сентября 1939 года - день вторжения в Польшу.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Раздел Польши

    Германские войска нанесли поражение вооруженным силам Польши. 17 сентября на территорию Польши вошли советские войска - как сообщалось официально, с целью присоединения к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Территория Польши была поделена между Германией и Советским Союзом в соответствии с секретными протоколами к договорам о ненападении и о дружбе и границе, а также Литвой и Словакией.



Читайте также: