Уложение алексея михайловича. Уложение царя алексея Соборное уложение было принято в годы правления

Самой существенной мерой правительства Алексея Михайловича явилась новая кодификация законов - издание Уложения 1649 г., которое заменило устаревший Судебник от 1550 г.

16 июля 1648 г. царь, Боярская Дума и Священный Собор, «боязни ради и междоусобия о всех черных людей», приговорили создать комиссию из 5 бояр (бояр князей Одоевского и Прозоровского, окольничих - князя Волконского, дьяков Леонтьева и Грибоедова) для составления проекта сборника законов. К 1 сентября 1648 г. в столицу были вызваны выборные от «всех людей» Московского государства для обсуждения и утверждения Уложения законов.

В ходе работы Земского Собора 1648-1649 гг. первоначальный проект был значительно изменен с учетом челобитных, которые привезли с собой выборные. Потом зачитали окончательный текст Уложения и все участники Собора поставили под ним подписи.

1. Соборное Уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего на земле.

Впервые было определено понятие государственного преступления. Таковыми были все деяния, направленные против власти, здоровья, чести царя и его семьи. За все полагалась смертная казнь: лишь за действия, наносившие нечаянный урон царскому авторитету, например, за описки в титуле или имени государя, могли выдрать кнутом или длинными палками (батогами) или сослать на вечное житие в Сибирь.

Каждый житель Московского царства, узнав о замышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево Слово и Дело!» Власти немедленно открывали следствие.

2. Особо охранялось и государево хозяйство. За кражу царского добра, «царской пшеницы», ловлю рыбы в царском пруду и т.д. назначалась смертная казнь.

3. Строго карались преступления против церкви и патриарха. «Если кто-либо, - говорилось в Уложении, - начнет в церкви произносить непристойные речи священнику, того подвергнуть торговой казни», - высечь на торгу. За «хулу на Бога и крест» предписывалось сожжение.

4. Многие статьи регулировали отношения населения и местных властей. Неповиновение простых людей каралось, но также назначались наказания для воевод и прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления.

5. Уложение регулировало служебные обязанности и землевладельческие права дворян и детей боярских. Фиксировался старый обычай. Однако в отношении владельческих крестьян было провозглашено новое.

6. С начала XVII в. служилые люди по отечеству домогались бессрочного сыска беглых своих крестьян. Боясь запустения центральных уездов и ослабления войска, еще Михаил Романов пошел навстречу дворянским челобитным. В 1637 г. увеличили срок сыска с 5 до 9 лет. В 1641 г. урочные лета были продлены до 10 лет для поиска бежавших крестьян и до 15 лет для поиска крестьян, вывезенных другими помещиками.

Уложение 1649 г. разрешало владельцам искать крестьян вечно, без ограничения срока и возвращать их в поместья.Был сделан последний шаг к установлению в России крепостного права. Нигде теперь в центре страны не мог найти укрытия беглый человек, чтобы переждать урочные лета. Урочные лета, как в свое время Юрьев день, канули в лету. (Правда, еще действовал обычай - «с Дону выдачи нет». Можно было скрыться в Сибири и на других дальних окраинах, откуда ни правительство, ни хозяева не имели возможности вернуть беглеца).

7. Уложение ограничило источники полного холопства. Обельным (полным) холопом признавали лишь холопа по рождению. Остальные холопы являлись временными, служили по кабале (по договору или отрабатывая долг). Превратить кабального холопа в обельного (полного) стало невозможно.

Власти надеялись, что теперь недовольство превращаемых в полные холопы должников спадет. Прекратится и превращение в рабов разорившихся служилых людей.

8. Московское восстание 1648 г. и ряд других городских мятежей заставил прислушаться к голосу посада. Черный посад негодовал на «конкурентов» - беломестцев, жителей слобод, принадлежащих монастырям и частным лицам. Они ремесленничали, торговали в городе, но тягот и расходов не несли. Черные тяглецы закладывали свое имущество хозяевам белых слобод, становились беломестцами, а их долю тягла приходилось раскладывать между оставшимися черными посадскими людьми. Уложение переписало всех беломестцев в черный посад, обложило тяглом, а частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городе посадские дворы и лавки.

Борясь с бегством горожан, Уложение навеки прикрепило горожан к посаду. Закон 1658 г. за бегство с посада требовал смертной казни.

8. Интересы богатых горожан - торговых людей, гостей (купцов), Уложение защищало тем, что были объявлены суровые наказания за посягательство на их добро, честь и жизнь.

«ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕМ-ТО НОВОМ»

В целом Уложение подвело итог развитию России в середине XVII в. Кроме того, оно явилось базой для дальнейшего развития российского законодательства. Как заметил В.О. Ключевский, «завершая собою законодательную работу прежнего времени, Уложение послужило исходным моментом для дальнейшей законодательной деятельности. Недостатки его стали чувствоваться скоро по вступлении его в действие. Его дополняли и исправляли по частям новоуказные статьи, служившие прямым его продолжением: таковы статьи о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 г., о поместьях и вотчинах 1676 - 1677 гг. и др. Этот детальный, часто мелочный пересмотр отдельных статей Уложения, исполненный колебаний, то отменявший, то восстановлявший отдельные узаконения свода 1649 г., очень любопытен как отражение момента московской государственной жизни, когда ее руководителями начало овладевать сомнение в пригодности норм права и приемов управления, в добротность которых так веровали, и они конфузливо стали чувствовать потребность в чем-то новом, недоморощенном, «еуропском».

29 января (8 февраля) 1649 г. Земский собор принял новый свод законов Российского государства - Соборное уложение царя Алексея Михайловича .

Появление этого документа в самом начале правления второго царя из рода Романовых было связано с серьёзным социально-политическим и социально-экономическим кризисом, в результате которого по стране прокатилась волна народных выступлений. Существовавшая в России правовая система не устраивала не только крестьян, посадских людей и рядовых стрельцов, но и дворянство, стремившееся расширить и законодательно закрепить свои права и привилегии.

В июне 1648 г. московские дворяне и верхи посада обратились к царю с просьбой созвать Земский собор для обсуждения накопившихся проблем. На основании совместного решения царя, высшего духовенства и Боярской думы была организована комиссия из 5 человек под руководством князя Н. И. Одоевского, в которую вошли боярин С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и дьяки Г. Леонтьев и Ф. А. Грибоедов.

Комиссии предстояло согласовать между собой все действовавшие нормативные акты и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс. В основу Уложения были положены указные книги приказов, московские судебники, боярские приговоры, коллективные челобитные, выписки из Литовского статута 1588 г., Кормчая книга, заключавшая в себе кодексы и законы греческих царей, постановления вселенских и поместных церковных соборов.

Текст Уложения был представлен для обсуждения и утверждения на специально созванный для этой цели Земский собор, приступивший к работе 1 (11) сентября 1648 г. Царь, Боярская дума и Освящённый собор заседали отдельно от выборных представителей сословий, которыми руководил князь Ю. А. Долгорукий. В процессе обсуждения проект документа подвергся существенной переработке, в результате чего в окончательном варианте появилось 82 новых статьи.

Разбитые на 25 глав 967 статей нового свода законов, в отличие от аналогичных документов предшествующего периода, содержали нормы не только процессуального, но и государственного, гражданского, административного и уголовного права. Уложение впервые определило статус главы государства, порядок государственной службы, виды государственных и уголовных преступлений. Наибольшее внимание было уделено вопросам судопроизводства.

Уложение окончательно утвердило в стране крепостное право, отменив «урочные лета» и объявив сыск беглых крестьян бессрочным. Устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьянина, а его имущество признавалось собственностью помещика.

Всё посадское население прикреплялось к посадам и переводилось в разряд податных сословий, но получало в качестве привилегии исключительное право на занятие торгово-промышленной деятельностью.

Уложение серьёзно ограничило права духовенства, которое, за исключением патриарха и его служащих, отныне подлежало суду на общих основаниях и не могло приобретать вотчины. Для управления прежними вотчинами монастырей и духовенства учреждался Монастырский приказ.

В интересах служилого дворянства документ уравнял поместья и вотчины, позволив помещикам владеть и распоряжаться выделенной за службу землёй.

Принятие Уложения было одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича. Оно оставалось основным законом Российского государства вплоть до 1830 г.

Лит.: Маслов К. А. Соборное Уложение: материалы к семинару по истории государства и права России [Электронный ресурс] // Сайт студентов и выпускников Юридического факультета СПбГУ. 2001-2011. URL : http ://www .law -students .net /modules .php ?name =Content &pa =showpage &pid =333 ; Соборное уложение 1649 года. Л., 1987;

Соборное Уложение - важнейший источник права XVII - начала XIX в.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. подробно освещает судебные органы, судопроизводство, >головное, гражданское, административное, семейное и другие отрасли права XVII в.

По мнению исследователей XIX в., в Соборном Уложении наиболее характерна рецепция в России римского права.

Гражданское право развивает положения об обязательствах из причинения вреда, характеризует развитие торговых

и производственных отношений, изменения в вотчинном и поместном землевладении. Институты и нормы гражданского права систематизированы по главам.

Глава XIII посвящена вотчинному землевладению, подразделяет вотчины на родовые, выслуженные и купленные (ст. 42 - 44). Следовательно, глава регламентирует порядок залога вотчин (ст. 32, 33), их наследования (гл. VII, ст.

2) , право родового выкупа на срок в 40 лет (ст. 30, 31, 38 - 40).

Глава XVI посвящена поместному землевладению. Наследственные права здесь регулируют ст. 8, 10, 16, 17, 30 - 34, 62. Порядок обмена поместий определен в ст. 54 и ст. 16, залог запрещен в ст. 69.

Гражданское право XVII в. различает семь видов договорных обязательств: гл. XVI, ст. 64; гл. IX, ст. 3 - купли - продажи; гл. XVI, ст. 2 - 5, 43; гл. XVIII, ст. 18 - мены; гл. X, ст. 189, 203 - 206, 246, 247, 254 - 256 - займа; гл. XVI, ст. 43, 48 - найма; гл. X, ст. 193, 272, 273 - подряда; гл. X, ст. 182 - 189, 194, 196 - поклажи; гл. X, ст. 194, 196, 197 - залога.

Соборное Уложение 1649 г. юридически оформило крепостное право, приравняло правовое положение крестьян и холопов, отменило "урочные лета", превратило личность крепостного крестьянина в товар. Многие положения законодательства говорят о развитии крепостного законодательства, в частности: гл. XI, ст. 13, 16,19, 33, 34 - приближение в правах крестьян и холопов; гл. XI, ст. 1,9,10 - отмена урочных лет; гл. XI, ст. 6, 7, 19, 34 - право продажи крестьян; гл. XI, ст. 22 - право внесудебной расправы (пытки) над крестьянами.

Таким образом, свод законов XVII в. развил положения предыдущего законодательства во всех сферах, относящихся к гражданскому праву, дополнил их новыми концептуальными статьями и предопределил развитие этой отрасли права на два последующих столетия.

Уголовное право XVII в. В Соборном Уложении виды преступлений систематизированы по главам. Гл. X рассматривает

преступления против личности, в том числе, ст. 200 - необходимую оборону. В гл. X (ст. 283) прописана крайняя необходимость, освобождающая от уголовной ответственности, гл. X, ст. 19 акцентирована на пособничество, гл. XXII, ст. 19 определяет подстрекательство; гл. XXI, ст. 20 - укрывательство; гл. XXI, ст. 9 - 10, 12 - первое и неоднократное совершение преступления; гл. XXII, ст. 8 - покушение, умысел и совершенное преступление; гл. IV, V - фальшивомонетничество и подделка печатей; гл. XXII, ст. 25, 26 - разбой, грабеж, кража и преступления против нравственности.

Система наказаний XVII в. разнообразней, чем в Судебнике 1550 г. Широко применялась смертная казнь, которая по виду подразделялась на простую и квалифицированную. Простой вид смертной казни предусматривал отрубание головы, повешение, утопление.

Квалифицированный вид говорит о закапывании живьем в землю, залитии в глотку расплавленного металла, четвертовании, колесовании, сожжении на костре.

Тюремное заключение в Соборном Уложении подразделялось на срочное и бессрочное. Срочное заключение предусматривает лишение свободы на срок от

одного до четырех лет или "на сколько государь укажет", а бессрочное - "до государева указа", то есть помилования (гл. I, ст. 9). В XVII в. появилась ссылка.

Наряду с тюремным заключением или как самостоятельная мера наказания применялось членовредительство (отрезание носа, ушей, клеймение, усечение руки). Широко применялось и телесное наказание (битье кнутом или палками). Известна также торговая казнь. В общем, система наказаний направлена на устрашение, поэтому штрафы в законодательстве XVII в. занимают более скромное место, чем в предыдущем.

Суд и Процесс. Соборное Уложение показывает две тенденции суда XVII в. - состязательный и розыскной суд. Суд

по объему подсудности в источнике доминирует, однако увеличивается пропорция сферы розыска. В конце XVII в. розыск (инквизиционный суд) окончательно признан единственной формой. Указ 1697г. "Об отмене в судных делах очной ставки, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах" внес существенные коррективы в конкретику Уложения. Состязательный суд отменялся в гражданских и уголовных делах "о бесчестии, обидах и разорении". Лжесвидетельство в этих делах по Указу 1697 г. наказывалось уже смертной казнью. Наиболее характерен инквизиционный суд в так называемом "Слове и деле государевом", вводившем настоящий произвол при подозрении в преступлениях против царя и государства.

Вопросам судопроизводства в законодательстве посвящена гл". X. Различия между уголовным и гражданским процессом незначительны, но отменяются вотчинные и церковные суды - их место занимает единая система государственного суда (гл. X, ст. 2, 20 - 22). В частности, гл. I "О богохульниках и церковных мятежниках" вводит в сферу юрисдикции государственного суда преступления против церкви. Кроме того, глава стоит первой в числе последующих 25 - это означает, что преступления против церкви считались тягчайшими, следовательно, здесь не был предусмотрен состязательный суд, а только розыскной. (Светский суд в отношении духовенства в 1667 г. был вновь заменен на церковный.)

Розыскной суд был предусмотрен по большинству преступлений против личности и имущества. Расследование здесь начиналось по доносам или по жалобам потерпевших, составленным письменно (ст. 91, 92, 280). Процессуальные нормы подробно излагает гл. X, ст. 100 - 104, 108 - 123. В Уложении получили дальнейшее развитие повальный обыск, очная ставка, допрос, язычная молка (обвинение другой стороны под пыткой), ограничение в правах во время расследования дела, присяга.

В гражданских делах продолжала использоваться челобитная (подавал в суд истец), при ее наличии выдавались зазывные (в суд) грамоты. Однако применялся и принудительный привод (даже по некоторым гражданским делам). В любом случае неявка в суд означала проигрыш дела.

При розыскной форме наиболее характерны такие черты, как признание обвиняемого (даже под пыткой) и социальная направленность розыска.

Названные признаки более характерны для инквизиционного суда. Однако окончательно система формальных доказательств с розыскной формой суда сформировалось в России в эпоху абсолютизма.

Хрестоматия по истории СССР. Том1. Автор неизвестен

156. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 1649 г

«Соборное уложение Алексея Михайловича». В лето от сотворения мира 7156. Десятым тиснением в Санкт-Петербурге 1820 г.

Введение

В лето 7156, июля в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всея Руси самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третие лето богом хранимый своея державы, советовал с отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным собором и говорил с своими государевыми бояры, и с окольничими, и с думными людьми: которые статьи написаны в правилех святых апостол и святых отец, и в градских законех греческих царей, а пристойны те статьи к государственным и к земским делам; и те бы статьи выписать, и что бы прежних великих государей, царей и великих князей Российских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земския дела, собрать, и те государьские указы и боярския приговоры с старыми судебниками справити. А на который статьи в прошлых годех, прежних государей в судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было; и те бы статьи по тому же написати и изложити, по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людем, от большого и до меньшаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь… то все собрати, и в доклад написати боярам, князю Никите Ивановичу Одоевскому, да князю Семену Васильевичу Прозоровскому, да окольничему князю Федору Федоровичу Волконскому, да дьякам Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царствен-наго дела указал государь, по совету… с патриархом Московским и всея Русии и бояре приговорили выбрати из стольников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жильцов, из чину по два человека; также всех городов из дворян и из детей боярских взяти из - больших городов опричь Новагорода, по два человека; а из Новгородцев с пятины, по человеку; а из менших городов, по человеку; а из гостей, трех человек; а из гостинные и суконные сотен, по два человека; а из черных сотен и из слобод, и из городов с посадов, по человеку, добрых и смышленных людей, чтобы его государево царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити, и на мере поставите, чтобы те все вели-кия дела, по нынешнему его государству указу и соборному уложению, впредь были ни чем нерушимы.

О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В ИНЫЯ ГОСУДАРЬСТВА. А В НЕЙ 6 СТАТЕЙ

1. А будет кому лучится ехати из Московского государьства для торгового промысла, или иного для какого своего дела в иное государьство, которое государьство с Московским государьством мирно: и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжия грамоты без всякого задержания.

3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжие грамоты, и быв в ином государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на нево извещати, что он ездил бес проезжие грамоты самоволством для измены, или для иного какова дурна: и по тому извету про того, кто ездил в иное государьство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в иное государьство без проезжия грамоты для измены, или для иного какова лихого дела: и того по сыску за измену казнити смертию.

4. А будет в сыску объявится, что он ездил в иное государьство бес проезжие грамоты для торгового промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати.

6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинники почают в людех своих и во крестьянех какое дурно, или измену: и им про то извещати государю, и в городех о том воеводам подавати изветные челобитные, и людей своих и крестьян проводити. А воеводам тех людей, на ково будет извет, распрашивати и сыскивати про них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том к государю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указу сажати в тюрму.

О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. А В НЕЙ 32 СТАТЬИ.

2. А в которых местех в то время ратным людем я а государеве службе быти, и на которой срок им на государеву службу прие-хати, и о том посылати в городы к воеводам и к приказным людям государеву грамоты, и велети ратных людей на государеву службу в указные места высылати безо всякого мотчания. А ратным людем идучи на государеву службу, на дороге и на станех никаким людем никакова насильства и убытка не чинити, своих и конских кормов ни у кого безденежно не имати.

3. А будет ис тех ратных людей лучится кому что купити себе и лошадям корму, и они бы те кормы у всяких людей покупали прямою ценою; а в полях бы хлеба и в запертых лугах сенных покосов не травили, чтобы однолично от ратных людей никому нигде никакова насильства не было.

6. А будет которые ратные люди, идучи на государеву службу, учнут каким людем насильство чинити, а по суду сыщется про то допряма: и тем людем наказание чинити смотря по вине, и убытки доправити, и отдати тем людем, кто чем изобижен.

7. А будет которые люди учнут ратным людем продавати людские и конские кормы дорогою ценою: и тем людем по суду и по сыску, по тому же наказание чинити, а лишнее взятое отдавати.

10. Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей с государевы службы не роспущати, и посулов и поминков не имати.

17. А будет которые служилые люди учнут государю бити челом, что им за старостию, или за увечьем, или за болезнию на государеву службу итти не мочно, и в их бы место велел государь быти на своей государеве службе детем их и братии и племянником и внучатом беспоместным, которые в государеву службу поспели, а государевы службы не служат, и ни в какие чины не написаны: и тех челобитчиков, на Москве и в городех, осматривати. Да будет по осмотру тем служилым людем на государеве службе впрям за старостию, или за увечьем, или за болезнью быти яе мочно: и тем служилым людем в свое место, на государеву службу велети посылати со всею своею службою и с запасы детей своих и братию и племянников и внучат беспоместных, которые в государеву службу поспели, в восмьнатцать лет, а никакия государевы службы не служат, и ни в какие чины не написаны; а меньши осминатцати лет никого им на службу в свое место не посылати. А будет у них таких детей и братей и племянников и внучат не будет, а самым им ни которыми делы на государеве службе за болезнию или за старостию быти немочно: и у них взяти на государеву службу даточных людей, или деньги, смотря по их поместьям и вотчинам и по прожитком.

18. А будет которые служилые люди учнут бити челом государю, чтобы им на государеве службе не быти, и скажутся стары и увечны, или больны, а по осмотру на государеве службе им быти мощно: и таких на государеву службу высылати самих.

19. А будет которой служилой человек, будучи на государеве службе, з бою збежит к себе в дом, а воеводы на него о том отпишут к государю: и у таких за тот побег ис поместных их и из денежных окладов убавити половина; да у них же ис поместей их взяти на государя половину же, да им же за то чинити наказание, бити кнутом нещадно.

20. А будет кто, будучи на государеве службе в полкех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельские полки, и в неприятельских полкех сказывати про вести и про государевых ратных людей, и в том на него кто известит, и сыщется про то допряма: и такова переезщика казнити смертию, повесити против неприятельских полков, а поместья его и вотчины и животы взяти на государя.

О МЫТАХ, И О ПЕРЕВОЗКАХ, И О МОСТАХ. А В НЕЙ 2 °CТАТЕЙ.

1. В которых в государевых дворцовых селах и в черных волостях и в патриарших и в митрополичьих и в архиепископлих и епископлих и в монастырских вотчинах и бояр и окольничих и думных и ближних людей и стольников и стряпчих и дворян московских и дьяков и жильцов и дворян и детей боярских городовых и иноземцов и всяких чинов людей, в поместьях и в вотчинах, в селех и в деревнях мыты и перевозы: и на тех перевозех и на мытах з дворян и з детей боярских и с иноземцев и со всяких служилых людей и с их людей и с запасов и с гонцов, которые посланы будут для государевых дел, мыта и перевозу и мостовщины ни где не имати.

И велел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказ крепкой, и послати свои государевы грамоты, что бы с служилых людей, з дворян, и з детей боярских и иноземцев и со всяких служилых людей и с их людей и с запасов и с гонцов никто нигде мыту и перевозу и мостовщины не имал.

СУД О КРЕСТЬЯНЕХ. А В НЕЙ 34 СТАТЬИ.

2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех… - за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам… А отда-вати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет.

3. А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдати, и тех крестьян отдавати с женами и со детьми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым…

10. А будет кто с сего государева уложенья учнет беглых крестьян и бобылей и их детей и братью и племянников приимати и за собою держати, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут… - и на тех за кем учнут жити, за государевы подати, и за помещиковы доходы, взяти за всякого крестьянина по десяти рублев на год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

27. А кто на суде в чьем крестьянине запретца 2 и отцелуется, а после тот крестьянин, в котором он отцелуется, объявится у него, и того крестьянина взяв у него, отдать исцу со всем животы против исковой челебитной, а ему за вину, что он крест поцелует не на правде, учинити жестокое наказание, бити его кнутом по торгом по три дни, чтобы про то было ведомо многим людем, за что ему такое наказание указано учинити, и бив его по торгом кнутом по три дни, посадити его в тюрьму на год, и впредь ему ни в чем не верити и ни в каких делах ни на кого суда не давати.

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли… написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещиком и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинные свои земли не сводити, и тем своих поместий не пустошити.

О ВОТЧИНАХ. А В НЕЙ 55 СТАТЕЙ.

42… Государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии, советовав со (всеми духовными властями и думными и соборными чинами), указал и собором уложили: впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати никоторыми делы; и в поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за монастыри таких вотчин не записывати; а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати.

А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати; а дати в монастырь родителям их денги, чего та вотчина стоит, или что умерший вотчине цену напишет в духовной…

О ПОСАДСКИХ ЛЮДЯХ. А В НЕЙ 4 CТАТЕЙ.

1. Которые слободы на Москве патриарши, и митрополичьи, и владычни, и монастырские, и бояр и окольничих и думных а ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло, и в службы бездетно и без-поворотно…

15. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве, и по городам покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные, и соляные варницы, и торгуют всякими товары: и тем боярским и иных чинов людем и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владети, и впредь ничьим людем и крестьяном опричь государевых торговых посадских людей тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц 3 ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглые дворы, или лавки, и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяти на государя безденежно; да им же за то быти от государя в великой опале, и в торговой казни.

4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют государево денежное и хлебное жалованье, и лавки за собою держат, и наймуют и всякими промыслы промышляют, опричь стрелцов:, и тем людем быти по прежнему в своих чинех, и служить государевы службы з государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах, и в ряд с черными людьми подати давать, а службы никакой тяглой не служить; а кто не похочет в тягле быть, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

11. А которые в городех стрелцы и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят: и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенные пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людьми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затиншики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы, сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют; и им с торговых своих промыслов по тому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле и всякий государевы подати платити и службы служити с посадскими людми в ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех, и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне они живут в закладчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за бояры и за окольничьими, и за думными, и за ближними, и за всяких чинов людьми на Москве и в городех, на их дворех и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях: и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, бездетно же и бесповоротно. И впредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в закладчики не записыватися, и ни чьими крестьяны и людьми не называтися. А будет они впредь учнут за ково закладыватися, и называтися чьими крестьяны или людьми: и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом, и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впредь за себя при-имати в закладчики, потомуже быти от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впредь учнут жити, имати на государя.

27. А которые московских и городовых посадских людей дети отходили от тяглых людей и писалися в стрелецкую службу, а у отца толко один сын, или два: и тех имати в тягло; а будет у отца три сына, а третей написан в стрелцы: и третьего сына не имати, быти ему в стрелцах.

28. А которые московские и городовые посадские люди были в посадском тягле, и стали в пушкари, и в затинщики, и в воротники, и в кузнецы, и в иные во всякие чины: и тех, по сыску, всех имати в тягло.

29. А которые московские и городовые тяглые люди в прошлых годех стали в казаки, и служат с старопоместными казаки, и денежными оклады они верстаны, и кормы месечными устроены: и тех черных людей ис казаков не имати, а быти им в службе по прежнему.

0 РАЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛАХ. А В НЕЙ 104 СТАТЬИ.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытати и в иных татьбах 4 и в убийстве. Да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил: и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдати им истцом в выть, и из тюрьмы выимая его посылати в кандалах работати на всякие изделия, где государь укажет…

10. А будет тогоже изъимают на другой татьбе: и его по тому же пытати и в иных татьбах. Да будет он повинится только в дву татьбах, а убийства он не учинил же, и его после пытки бити кнутом, и урезав у него праваго уха, посадити в тюрьму на четыре года; а из тюрьмы выимая его посылати на всякие государевы изделья по тому же в кандалах…

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре, или болши: и того татя пытав казнити смертью, хотя он убийства не учинил, а животы его отдати истцом в выть.

13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14. А церковных татей казнити смертью же безо всякого милосердия, а животы их отдавати в церковные татьбы.

УКАЗ, ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ.

А В НЕЙ 26 СТАТЕЙ.

1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство и их за отеческое или матернее убийство казнити смертию же безо всякия пощады.

3. А будет отец, или мати сына, или дочь убиет до смерти и их за то посадити в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год приходити им в церкви божий, и у церкви божий объявлять тот свой грех всем людем вслух, а смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

4. А будет кто сын или дочь, не помня закона христианского, учнет отцу или матери грубые речи говорити, или отца или матерь з дерзости рукою зашибет, и в том на них отец или мать учнут бити челом, и таких забывателей закона христианского за отца и матерь бити кнутом.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнити смертию безо всякие же пощады.

14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или скормит его отравою, а сыщется про то допряма: и ея за то казнити, живу окопати в землю, и казнити ее такою казнию безо всякие пощады, хотя будет убитого дети или иные кто ближния роду его того не похотят, что ея казнити, и ей отнюдь не давати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Правление царя Алексея Михайловича Царь Михаил умер в 1645 г., не дожив до 50 лет. Через месяц в могилу сошла и его жена, царица Евдокия. На плечи их сына, 16-летнего Алексея Михайловича, провозглашенного царем на Земском соборе, т. е., в сущности, выбранного, как некогда Михаил,

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Городские восстания 40-х гг. XVII в. Соборное уложение 1649 г. XVII столетие вошло в историю как «бунташный век». Справедливость этого определения, данного уже современниками, подтверждают бурные и трагичные события Смутного времени с их острым противостоянием практически

автора Автор неизвестен

Сватовство царя Алексея Михайловича Как изволил-тоНаш православный царь,Изволил он по Москве погулять,Погулять.Как навстречу ему-то идет,Сам идет, сам, святейший патриарх,Патриарх.Он рукой-то своей царя,Рукой правою свет-царя благословляет,Благословляет.А еще патриарх

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Смерть царя Алексея Михайловича Уж ты батюшка светел месяц,Что ты светишь не по-прежнемуНе по-прежнему, не по-старому,Все ты прячешься за облака,Застилаешься тучей грозною!Как у нас было на святой Руси.На святой Руси, в каменной Москве.Во Кремле было в славном городе,Близ

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 82. Соборное уложение 1649 г. и его значение В июле 1648 г. царь созвал у себя свою боярскую думу и совет патриарха («освященный собор») и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы «всяких чинов людям, от большого и до

автора Платонов Сергей Федорович

Время царя Алексея Михайловича (1645-1676) В 1645 г. скончался царь Михаил Федорович, а через месяц умерла и жена его, так что Алексей Михайлович остался сиротой. Ему было всего 16 лет, и, конечно, он не самостоятельно начал свое замечательное царствование; первые три года

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Личность царя Алексея Михайловича Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем, ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Известна мысль, что если бы в период культурного брожения в Московском государстве середины XVII в.

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Соборное Уложение 1649 г. и политический строй Процессы, происходящие в обществе, отразили принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича - свод государственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г). Важнейшей нормой явилось введение

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Алмазный трон царя Алексея Михайловича При царе Алексее Михайловиче государство российское шло огромными шагами к возвышению, усиливаясь в могуществе своем. Оно вступало в политические связи со многими европейскими странами, и само становилось в череду

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Время царя Алексея Михайловича (1645–1676) § 81. Начало царствования и волнения 1648 года. Летом 1645 года скончались, друг за другом, царь Михаил Федорович и его жена Евдокия Лукьяновна (из рода дворян Стрешневых), оставив единственного сына Алексея. Новому государю было всего 16

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.: СИСТЕМА ДОГОВОРОВ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО Соборному Уложению 1649 г. известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи найма имущества и некоторые другие. Формы обеспечения договорных обязательств стали

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Соборное уложение 1648–1649 гг В середине 1648 года Алексей Михайлович исполнил данное народу обещание уравнять в Русском государстве всех жителей перед законом, повелел группе бояр вместе с духовенством и Боярской думой упорядочить все существующие законодательные акты,

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Тема 4. Соборное уложение 1649 года План1. Сословно-представительная монархия в России. Центральные и местные органы власти и управления.2. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. Его значение в истории русского права.3. Категории населения по Соборному Уложению.4.

Из книги Русская история автора Платонов Сергей Федорович

Личность царя Алексея Михайловича Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Эта замечательная личность достаточно ясна. О нем сохранилось много свидетельств, рисующих его как всем

В 1649 году царь Алексей сам принялся за дела правления. По его личному указанию был составлен свод законов - Соборное Уложение. Молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумной и правильной. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен жить и судиться; это-то и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый судебник не был напечатан, его можно было только списывать, и поэтому его мало кто знал. Дополнительные указы к нему знали только чиновники, народу они не объявлялись, а только записывались в «указные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели: одни законы утаивались, другие искажались; проверить же их не было никакой возможности. Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. Кроме того, необходимо было пересмотреть содержание законов, улучшить их и дополнить, чтобы они соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это решено было сделать на земском соборе. Собор начал действовать 1 сентября 1648 года. На нем были выборные люди из 130 городов, как служилые, так и тяглые; заседали отдельно от боярской думы и духовенства. Они обсуждали старые законы и указы и просили царя об отмене устаревших или неудобных и принятии новых законов. Государь обыкновенно соглашался и новый закон утверждался.

Усиление центральной власти.

Вторая половина XVII века характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти, помимо общеисторических, вызывалось следующими конкретными факторами:

  • - закрепощением населения и обострением социальных противоречий;
  • - завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;
  • - восстановлением экономики, развитием сельского хозяйства, ремесленного производства и внешней торговли, позволяющим увеличивать налоговые поступления;
  • - усложнением системы управления, ростом аппарата чиновников;
  • - появлением новых внешнеполитических задач, необходимостью совершенствования вооруженных сил, призванных теперь противостоять не отсталым восточным, а передовым европейским армиям; кроме того, с присоединением Украины возникла острая проблема ее сохранения и интеграции в составе России.

Абсолютистские тенденции проявлялись:

  • - в изменении титула царя. Вместо прежнего: «Государь, царь и великий князь всея Руси» после присоединения Украины он стал следующим: « Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер;
  • - в укреплении авторитета власти и престижа личности царя Соборным Уложением. Преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма.

Особое значение имеет Соборное Уложение 1649 года - грандиозный памятник юридической мысли России, который подвел своеобразный итог законодательной деятельности Московского государства. Решение о его создании было принято на Земском соборе в июле 1648 года, собравшемся сразу после известного московского бунта. Специальная комиссия во главе с князем Никитой Ивановичем Одоевским подготовила проект Уложения. Он был обсужден на Земском соборе в течение сентября 1648 - января 1649 гг., а в апреле-мае напечатан первым изданием (1200 экземпляров). После утверждения собором кодекс получил название Соборного Уложения и оставался действующим законом около 200 лет, до принятия Свода законов в 1832 года.

Сохранился и оригинал Соборного Уложения. Он представляет собой свиток - столбец длиной около 309 метров, написанный разными писцами, оставившими на его полях пометы о том, из какого источника взята та или иная статья или какой материал положен в основу новых статей. На подлинном списке сохранились подписи участников Собора, принявших Уложение (всего 315). В серебряном позолоченном ковчеге, отлитом по приказанию Екатерины II, он хранится сейчас в Российском Государственном архиве древних актов в Москве.

Соборное Уложение состоит из предисловия, передающего историю его создания, 25 глав, разделенных на 967 статей. В них регулируются почти все аспекты общественно-политической и социальной жизни. По отраслям права все главы могут быть сгруппированы в несколько разделов: главы I-X объединяют нормы государственного права («О богохульниках и церковных мятежниках», «О государьской чести и как его государево здоровье оберегати», «О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было», «О подделке печатей», «О денежных мастерах, которые учнут делать воровские деньги», «О выезде за рубеж», «О службе ратных людей», «О пленных», «О таможенной службе», «О мытах и о перевозей и о мостех»). Второй раздел - нормы судоустройства и судопроизводства - главы X-XV («О суде», «Суд о крестьянех», «О суде патриарших приказных», «О монастырском приказе», «О крестном целовании», «О вершеных делах»). Главы ХVI («О поместных землях»), XVII («О вотчинах»), XIX («О посадских людях») и ХХ («О холопех») могут быть объединены под углом зрения вещного права. Наконец, уголовному праву посвящены, главным образом, главы XXI («О разбойных и татиных делах») и XXII («О смертной казни...»).

Уложение 1649 года - последний сборник права, построенный по типу московских судебников (казуальный принцип). Теоретическую основу его составило религиозно-православное вероучение. Как и ранее, в нем отсутствовали многие важные части права (о государственных учреждениях, о семейном и наследственном праве и пр.), данные о которых историки черпают из других источников. Реализация Уложения касалась следующего:

  • - в принятии самого этого Уложения, систематизирующего и кодифицирующего законы;
  • - в затухании деятельности Земских соборов. Центральная власть, окрепнув, более не нуждалась в поддержке этого сословно-представительного органа; вот почему после решения 1653 года о воссоединении с Украиной они не собирались в полном составе;
  • - в изменении состава и роли Боярской думы. С одной стороны, в ней увеличилось число и влияние думных дворян и дьяков, попадавших в Думу не за знатность, а за личные способности и службу царю, а с другой - численное расширение превращало ее в громоздкий, неэффективный орган управления, что заставляло царя обсуждать наиболее важные вопросы с узким кругом приближенных и доверенных лиц, входивших в Расправную палату;
  • - в развитии приказной системы. Примерно 40 постоянно действовавших приказов можно разбить на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. В свою очередь, среди государственных можно выделить территориальные, ведавшие управлением отдельных областей (Сибирский, Смоленский, Малороссийский и др.), и отраслевые (приказы Большой казны и Большого прихода, ведавшие финансовыми и экономическими вопросами; Поместный приказ - земельным обеспечением служилых людей; военные - Стрелецкий, Пушечный, Рейтарский; Посольский - руководил внешней политикой и т.д.);
  • - росла численность приказных людей, основную массу которых составляли «беспородные люди». Складывание профессионального чиновничества также являлось признаком абсолютизма;
  • - в укреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центра воевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты;
  • - в начале реорганизации армии. Появились полки «иноземного строя» (пехотные - солдатские и конные - рейтарские), вытеснявшие дворянское ополчение и состоявшие из русских наемных солдат под командой офицеров - иностранных наемников;
  • - в усилении подчинения церкви государству в результате учреждения (согласно Х111 главы Уложения) Монастырского приказа, на который возлагался суд над духовенством и зависимых от него людей, ограничении церковного землевладения (правда, под давлением церкви в 1677 году Монастырский приказ был упразднен), а также проведения церковной реформы патриарха Никона;
  • - экономическая отсталость, приводящая, например, к нехватке средств на содержание аппарата управления и армии, отвечающих требованиям времени;
  • - социальная незрелость дворянства, не изжившего еще патриархальность и плохо понимающего свои общесословные, а тем более общегосударственные интересы;

Сохранение многих норм и органов традиционной системы управления. Например, деятельность административных органов была основана на обычае и не регламентировалась писаными законами; функции приказов не разграничивались и нередко переплетались (практически каждый приказ занимался и финансовыми и судебными вопросами). Исполнительный аппарат практически сам определял, что выполнять из предначертаний верховной власти, а что нет.

Таким образом, приказная система, основанная на обычае, не имевшая четкого разделения функций и правовой регламентации, ограничивала верховную власть. Преобразовать эту систему на традиционной основе оказалось невозможным. Так, Алексей Михайлович создал приказ Тайных дел, подчиненный лишь ему и призванный контролировать деятельность других приказов. Но вскоре он превратился в дополнительный орган приказной системы, не изменив ее существа. Поэтому для того, чтобы преодолеть всесилие приказов, Петру 1 пришлось сломать эту систему и даже перенести управленческий центр в новую столицу.

Местная система управления также сохраняла в себе много архаичных черт. В некоторых местах, где сохранялись органы местного самоуправления, сложилось своеобразное двоевластие, препятствовавшее исполнению управленческих функций. Хотя, в отличие от кормленщиков, деятельность воеводы представляла собой службу, а не награду, она не оплачивалась государством. Воевода содержался за счет местного населения, как кормленщики XVI века.

Дворянское ополчение оставалось главной военной силой. В то же время требования современной войны заставляли создавать постоянную регулярную армию, оснащенную мощным огневым оружием. Появившиеся полки «иноземного строя» из-за нехватки средств на их постоянное содержание, вооружение и подготовку формировались лишь на время военных действий и не могли полностью заменить уже изжившую себя дворянскую конницу.

Царская власть продолжала освящаться авторитетом церкви и православия, обосновывавшим ее божественное происхождение. Но в условиях начавшегося кризиса религиозного сознания и обмирщения культуры, охвативших часть верхов общества и посада, требовалось новое рациональное идеологическое обоснование ее всемогущества. К этому же подталкивала необходимость развития экономических и культурных связей с европейскими странами, где под воздействием Реформации и прочих факторов отношение к природе королевской власти кардинально изменилось.

Личность Алексея Михайловича оказывала противоречивое влияние на ход событий. С одной стороны, во многом благодаря его личным качествам (искренней набожности, склонности к компромиссу, благородству, начитанности и уму) удалось преодолеть последствия социальных потрясений, присоединить Украину и, в итоге, укрепить авторитет царской власти. Но, с другой стороны, такие его качества, как созерцательность и пассивность, стремление перепоручить управление страной своим ближайшим приближенным (Морозова сменил князь Н.И. Одоевский, потом пришел патриарх Никон, а после его опалы следовали Ордин-Нащекин и Матвеев), а главное - желание сохранить и улучшить традиционные порядки, предопределили непоследовательность политического курса. В целом, Алексей Михайлович представлял собой уходящий тип православного царя, уже не соответствующий требованиям времени.

Важнейшие из новых законоположений были следующие:

  • 1) духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли, и потеряло некоторые судебные льготы;
  • 2) бояре и духовенство потеряли право селить около городов, в слободках, своих крестьян и холопов и принимать к себе закладчиков;
  • 3) посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них закладчиков и удалять из посадов всех, не принадлежащих к общинам людей;
  • 4) дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет»;
  • 5) купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.

Рассматривая все эти новые постановления, можно заметить, что все они сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских (горожан). Поэтому дворяне и горожане были очень довольны новыми законами. Зато духовенство и бояре не могли хвалить новых порядков, которые лишили их разных льгот. Недовольна была и чернь: закладчики, возвращенные в податное состояние, крестьяне, лишенные возможности выхода. Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье. Законодательные работы были закончены в 1649 году и новый свод законов, названный Соборным Уложением, был напечатан и распространен по всему государству.

В «Уложении» наиболее важными были три группы глав.

В одной группе глав говорилось о преступлениях против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это свидетельствовало о том, что в России фактически сложилась абсолютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране обладал царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридически.

Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по «Уложению» за дворянином признавалось право передачи поместья по наследству, при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи «Уложения» свидетельствовали о том, что дворянское поместье (получали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый слой феодалов - дворянство - всё более уравнивался в правах с боярством.

Важнейший раздел «Уложения» был посвящён крестьянам и посадским людям. Отныне по «Уложению» крестьянам запрещался переход от одного помещика к другому и устанавливался пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из одного посада в другой, переход от одного ремесла к другому - запрещался. Беглые посадские люди также подлежали розыску. «Соборное Уложение» 1649 г. завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.



Читайте также: