Учимся рифмовать. Сложные рифмы в рэпе. Двойные рифмы как отличительный признак современной поэзии

Я рифмую уже двадцать лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за это время и медведь бы научился рифмовать. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует - читайте дальше, если нет - извините….

Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.

Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу - вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:

1. Муза (для женщин - музык). Привлекательное существо противоположного пола (для гетеросексуалов) или одноименного (для гомосексуалов), либо неважно какого (для бисексуалов), которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет - желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно.

2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) - любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.

3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») - событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.

4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего - она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

Писать стихи по принуждЕНЬЮ -

Кошмарнее задачи нЕТ:

И не приходит вдохновЕНЬЕ,

И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?

Нелёгкий это ТРУД;

А скажешь, что не наДО -

Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» - каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,

Слова и буквы рифмовАТЬ,

Но у меня такое чувСТВО,

Что это не предмет искусСТВА…

4) АББА - эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР

Любила в рот засунуть … палЕЦ.

Шокирован был граф-красавЕЦ

При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда - не люблю тавтологии.

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное - это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет один читатель - он сам.

В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных - не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, в финале - мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.

В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.

Писать надо только правду - вы же не будете врать себе?

При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.

Если вы можете не писать - не пишите.

Если вы не получаете удовольствия от рифмования - не пишите.

Как только вы чувствуете, что вам надоело писать - немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.

Если вам будет неинтересно писать - читателю будет неинтересно читать.

Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).

В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка - мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь достаточный объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива - карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма - запишите её. Некоторые рифмуют ночью - приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много - 35 штук, это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

К чему мне быть поэтом? http://www.stihi.ru/2011/02/03/5155

Писать стихи http://www.stihi.ru/2011/02/03/5189

Поэтам-профессионалам http://www.stihi.ru/2011/02/03/5208

ПОЭТ И МУЗА http://www.stihi.ru/2011/02/03/5357

Сижу с блокнотом http://www.stihi.ru/2011/02/03/5373

В поэме главное http://www.stihi.ru/2011/02/03/5401

НЕ ТОТ ПИИТ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5464

Поэт в России

В последние полтора года резко возросла популярность такого жанра музыки, как направление не обделило вниманием даже телевидение - исполнители, выйдя из подполья, приходят на съёмки популярных телепередач и зачитывают свои композиции. Количество любителей рэпа возрастает с каждым месяцем, а уж желающих пробиться в массы в качестве хип-хоп звезды огромное количество. Юные дарования начинают писать собственные тексты, но при первой же зачитке оказывается, что песня совсем не впечатляет слушателей. В чём же секрет стремительно взлетевших на олимп славы рэперов и почему их тексты такие цепляющие? Ответ прост - в этих песнях были использованы двойные рифмы, или даблрайм.

Что такое даблрайм

Даблрайм (англ. Double Rhyme) - приём, использующийся в написании рэп-текстов, являющий собой двойную рифму. Окончания строк в таком случае созвучны не по одному, а по двум последним словам. Таким образом, если первая часть двустишия заканчивается на сочетание «холостой патрон», то рифмуются оба слова, например, «холостой» - «областной» и «патрон» - «пантеон». Двойные рифмы, несмотря на кажущуюся простоту в плане применения, воспринимаются слушателями гораздо глубже. Создаётся впечатление усложнённости и многогранности текста, что для такого жанра, как рэп, имеет первостепенное значение. Любители жанра неоднократно отмечали, что трэки с двойными рифмами вызывают «мурашки» при прослушивании - настолько сильно «бьют» в цель сложные сочетания.

Примеры использования приёма даблрайм

Западные хип-хоп-исполнители уже давно используют в своём творчестве двойные рифмы. Примеры их применения в русскоязычном рэпе стали появляться относительно недавно. Трэки с даблраймом неизменно вызывают восторг слушателей, нахваливающих чуть ли инновационные изменения в стихосложении, хотя этот приём существовал в хип-хопе не менее двух десятков лет. Например, набравший в последнее время огромную популярность рэпер нередко использует этот приём в своих трэках:

Я помню в детстве миг, как девственник, заняв неизвестный ник,
Из протеста вник в русрэп, сказав, я буду здесь вместо них.

(Oxxxymiron, "Жук в муравейнике").

Также успешно в своём творчестве применяет двойные рифмы и рэпер Hyde:

Плачь, парень, когда Хайд в паре, ты - как ланч твари,
Шансов меньше, чем смертельно больному ВИЧ врач дарит.
(Hyde, "Побеждает тот, кто умеет ждать").

Влияние двойной рифмы на слушателя

Почему двойные рифмы так впечатляют поклонников речитатива под бит? Поэзия издавна по-особенному влияла на людей из-за особой гармонии, которую создаёт созвучие слов в конце строк стихотворного произведения. Несколько утверждений, сплетённых в одну концепцию и закреплённых консонансом, доносили эмоции и мысли поэта до читателя гораздо более метко, чем если бы они были озвучены в прозаической форме. Какой приём может быть в вопросе произведения впечатления очевиднее, чем двойные рифмы? Примеры из современных русскоязычных и легендарных западных хип-хоп-композиций убедительно иллюстрируют красочность и при этом простоту выражения мысли при помощи рифмования. Истоки же влияния консонанса на человека уходят корнями в боевые песнопения, которыми воины разогревались перед схваткой - прилив адреналина обеспечивал ритм и консонанс песни. В наше время рэп, особенно снабжённый мощным битом и даблраймом, вызывает те же ощущения у своих слушателей.

Двойные рифмы как отличительный признак современной поэзии

Не так давно в Хабаровске, по словам прессы, произошёл удивительный инцидент - школьница прочитала на уроке текст рэпера Оксимирона «Переплетено», выдав его за стихотворение Осипа Мандельштама «Бесшумное веретено», и преподаватель, не заметив подмены, поставил ученице оценку «отлично». Позже выяснилось, что девушка вовсе не собиралась выдавать рэп за поэзию 20 века - она лишь проводила сравнительный анализ двух произведений. Тем не менее шумиха, поднятая в прессе, заставила многих пользователей сети задуматься о том, насколько трудно отличить качественный русский рэп от стихов классиков. Ответ оказался очевидным - основным маркером современности поэзии являются злободневный сленг и двойные рифмы.

Минусы приёма даблрайм

Несмотря на очевидные плюсы, стоит обратить внимание на то, что двойные рифмы в рэпе стоит употреблять умеренно и со знанием дела. Чрезмерное усложнение текста метафорами, сленгом и сложными стихотворными приёмами могут дать обратный эффект - слушатели могут не разобрать смысл песни и потерять интерес к творчеству исполнителя. Бездумное компонование слов - злейший враг успеха, поэтому начинающим хип-хоп-исполнителям следует основательно подойти к использованию таких стихотворных приёмов, как двойная рифма. В рэпе примеры неудачных смешений и чрезмерной перегруженности слов настолько многочисленны, что трудно отрицать необходимость проанализировать свои поэтические навыки, прежде чем принимать решение ступить на путь современного стихотворчества и пробовать себя в популярном жанре.

Для того чтобы писать стихи нужен талант, а все остальное — дело техники. Здесь вроде бы все просто. И все-таки с техникой важно не переборщить. Гениальность поэта проявляется в его умении слушать свою интуицию, не ориентируясь на какие-то конкретные образцы. Образцы — это хорошо, но они уже были, и с точки зрения новизны эпигон вряд ли будет кому-нибудь интересен.

Как научится писать стихи с нуля

С другой стороны совсем не ориентироваться на образцы нельзя: начнешь изобретать велосипед. Задача поэта — развитие не только своей поэзии, но и поэзии в целом, посему вся бывшая до настоящего момента поэзия будет служить стартовой площадкой.

У поэта есть широкий круг чтения — это, собственно, вся выдающаяся поэзия и не только, и узкий — наиболее близкие ему вещи, которые просто приносят вдохновение и помогают писать. Если Вы вдохновляетесь чтением Ваших любимых поэтов, то только собственный природный талант поможет Вам не стать их жалким эпигоном.

Искусство настоящей поэзии — это искусство поставить абсолютно точное слово на абсолютно точное место. «Краткость — сестра таланта». Это в большей степени сказано о поэзии. О ней же сказано: «берешь кусок мрамора и отсекаешь все лишнее». Любое слово, которое необязательно и может быть убрано или заменено, должно быть убрано или заменено. Любое стихотворение, которое может быть не написано, не должно быть написано. И даже если будет написано, не станет ничем, кроме информационного шума.

Как научиться писать стихи в рифму

Честно говоря, научиться быстро рифмовать может каждый. На данный момент есть множество способов для подбора рифмы. Стоит приложить немножко усилий и проявить фантазию — и вы научитесь это делать.

Как не нужно рифмовать

Ни в каком случае не рифмуйте однокоренные слова, глаголы. Старайтесь избегать рифм, которые образуются очень очевидно. Используйте всю вашу фантазию и придумывайте оригинальные рифмы.

Как все-же научиться быстро рифмовать?

Чтобы научится быстро рифмовать, необходимо взять слово, которому нужна рифма, и начинаем про себя его произносить, далее подключаем ассоциативный ряд, при этом вспоминая слова, которые на него похожи по звучанию. Возникает перед Вами несколько слов. Из этих слов и выбираем рифму. Главное, чтобы рифма была оригинальной, а не избитой.

Как научиться писать стихи в рифму — подбор онлайн-сервисов

Очень простым способом научиться легко и быстро рифмовать есть использование онлайн словарей рифм. Но учтите, что их применение никак не будет тренировать ваше чутье на рифмы. Вот несколько известных сервисов(для перехода, скопируйте ссылку в адресную строку браузера и нажмите «Enter») :

  • http://rifmovnik.ru/find.htm
  • http://stihidl.ru/rifma/

Как быстро написать стих

Правильный экспромт – всегда плод долгой подготовки. Но бывает, что готовиться некогда, стихотворение написать нужно быстро. Что делать? Ответ на этот вопрос мы и постараемся дать в данной статье.

К примеру, у Вас есть юбиляр, которого нужно поздравить. У него есть имя, есть близкие люди, есть число прожитых лет, есть другие данные. Выберите, что бы Вы хотели подчеркнуть. Если Вы пишете рекламные стихи, то оттолкнитесь от названия товара или услуги, обыграйте его свойства. Стихи о любви могут быть ближе к разговорному стилю речи, включать в себя те слова, что вы с любимым человеком часто употребляете между собой. Проговорите частую в вашей речи фразу, уловите в ней ритм. Если не улавливается – чуть измените её, чтобы придать ритм. Это начало стиха.

Выбор ключевого слова

Выберите одно ключевое слово. Повторяйте его несколько раз, пока оно не начнёт по звучанию напоминать другие слова. Среди них наверняка появятся близкие по смыслу. С другими словами у Вас появятся парадоксальные, но от этого ещё более яркие логические цепочки. Так строится рифма. Потом сделайте это с другим ключевым словом. И так – до конца.

Несколько правил при написании стиха:

  1. Форма должна быть под стать содержанию. Для стихов о любви или мыслей подбирайте плавные, трёхстопные размеры, можете не стесняться длинной строки. Шуточные или рекламные стихи любят короткую строку.
  2. Многословие – порок. Если слово ничего не значит – избавьтесь от него, замените сходным по размеру, но имеющим значение. Если можно сжать смысл двух строк в одну – лучше так и сделать.
  3. Рифма не обязана всегда быть точной. Хорошее созвучие внутри строки не менее эффектно, чем полная рифма.
  4. Не обязательно писать от первой строчки до последней. Придумав строку, Вы можете почувствовать, что её место – в середине или даже конце стихотворения. Туда её и поставьте, а потом дополните «до» и «после».
  5. Самые эффектные рифмы ставьте в конец стихотворения. Или хотя бы в конец четверостишия.
  6. Не стесняйтесь популярных размеров или форматов. Частушки, лимерики, рубаи, «гарики», «перашки» – любая из этих известных форм может подойти для воплощения Вашей идеи.

Как научиться писать стихи — книги

А когда появится свободное время, обязательно обратитесь к двум книгам. Статья Маяковского «Как делать стихи» и книга Чуковского «От двух до пяти» – это лучшие пособия по написанию стихов на русском языке. Но не стоит следовать опыту авторов слепо. Помните: они делились своими методами. Если у Вас получается по-другому – идите своей дорогой.

Как научиться писать стихи — заключение

Поэзия — это всегда мистика, всегда религия и молитва, потому что только ей доступны тончайшие оттенки человеческой мысли. Да и, конечно, «вначале было Слово». Настоящий поэт никогда не будет склонен к словоблудию: искусство огранки стихов учит не только говорить, но и молчать.

Как научиться рифмовать? Лазил по сети в свое время и ничего путевого не нашел. Либо что-то расплывчатое,либо просто пробегаются поверхностно(хотя есть подозрение,что глубоких знаний у авторов и нет). Не буду заставлять писать себя кучу лишних букв,а вас их читать-перейдем к делу.

Квадратные рифмы.

Имхо , даже дурак умеет так рифмовать. Поэтому кучу "высоких" стихов,написанных таким методом,не воспринимаю-для современной поэзии низкий уровень. Если вы придумали какой-то новый квадрат,а не любовь-морковь,то это действительно круто. Чтобы качественно рифмовать квадратно,избегая заезженные рифмы,надо иметь большой словарный запас и хорошую фантазию ,потому что квадраты накладывают определенные ограничения на структуру строки и ее окончание.

Квадраты -это,когда ударение на одну и ту же букву и в то же время окончание на одну и ту же букву/буквы. Немного сложно сформулировал,посмотрим пример.

Каждый день я слышу эти звуки

Это мой сосед,его одолевают муки

Итак,у слов "звуки" и "муки" ударение на "у" ,то бишь на одинаковую букву. Окончание тоже одинаково -"и" . Вот так выглядит самый простой квадрат.

Есть еще неявные квадраты. Это,когда ударение разное ,но окончания одинаковы.

Пример.

По ново-садовой до ракеты

Проезжая на машине маркеты

Неквадраты -это,когда ударение на одну и ту же букву,но окончания разные.

И сразу пример.

Душа отразила оскал на всю правду
Забывая опять о той лживой мрази

Ударение на "а" . Окончания,само собой,разные.

Дополненительная информация.

Не квадраты еще бывают созвучными (или абстрактными).

Зачем они ,зачем все эти потоки
Не привыкну уже и не смогу отторгнуть

Если прочитать с правильной интонацией ,то "зачем они" и "не привыкну уже" выделяются и как бы (неожиданно так =)) рифмуются. Может быть из-за похожести "и" и "е" в произношении или "у" и "о" или все вместе влияет.

Истина где-то рядом,я чувствую это
Осколки памяти... Не видно на фоне белого

Не знаю как,но "чувствую это" и "памяти" срифмовались при должной интонации . Возможно,из-за созвучной части с буквой "т" . Потому что мы произносим [эта] и следовательно конструкция "та" из слова "это" и "ят" ,а вернее [ат] ,из слова "памяти" сочетаются. То же самое,что рифмовать Саратов-соартов (соart"ов,если кто не понял слово* ). Можно сказать,что тут простой неквадрат. Правильно,но не только он. Именно рядом стоящие похожие буквы создают созвучие, которое придает некий дополнительный окрас рифме.

Это аномальные для меня рифмы и их я еще изучаю вдоль и поперек,потому что технология построения непонятна.

Еще один пример,теперь из текста Да края.

Сколько нужно рук ,чтобы вкрутить лампочку в фонарный столб

Хотелось бы отметить,что количество слогов тоже играет роль. Гораздо "чище" рифмуется одинаковое количество слогов. Например: звуки-муки (и там и там 2 слога),прохожий-сизый (3 и 2 слога).
Это относится и к квадратам.

У неквадратов немного иначе. Так как они рифмуются на ударение ,то не имеет значения сколько слогов было до ударения.

Пример.

Просто больше нету кисти, что рисовала границу


Но в то же время эта "чистота" рифмовки зависит от количества слогов после ударения.

Пример.

Приманит очередной кусок сахара и вернутся заблуждения безнравственные

В принципе разница небольшая и при умелом чтении все будет хорошо звучать.

P .S. Не рифмуйте на однокоренные слова.

Пример.

Пока душа умир ает

Сердце не замир ает

P.P.S. Некоторые примеры взяты из моего текста,некоторые на ходу придумал. Поэтому извините за убогость тех "некоторых".

* Такого слова в природе нет(только такое название организации существует "СОАРТ"). Но в принципе,если есть сотворчество,то и art (живопись) может быть соартом (то бишь соживописью). Просто иностранщину смешал с русским =)

Эти приемы нужны для понимания,потом сможете интуитивно рифмовать (или наоборот).

Если есть вопросы,дополнения,то пишите мне .

ICQ - 395двадва8905

VK -

Научится рифмовать рэп может каждый, нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по полу.

Главные уроки рэпа на первых порах — это конечно же, основы понимания того, что такое рифма, какие они бывают и как их писать.

Чтобы научится рифмовать рэп важно понимать следующее — «забивать» на рифмы неразумно, их нужно продумывать, строить, писать.

«Крутость» рэп текста зачастую судят именно по количеству интересных рифмовок, а не за глубину философской мысли (если она там вообще есть). И это еще один момент из серии «уроки рэпа»

Рифма (др.-греч. «размеренность, ритм») - словарь определяет рифму, как созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, по хорошему, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом. То есть рифма при произнесении пары слов должна быть хорошо слышна, это достигается либо ее «явностью» либо правильным интонированием.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит нужного впечатления, от чего страдает общее впечатление, как о конкретном тексте, так и об исполнителе и его уровне вообще. Научится рифмовать рэп и не быть при этом заезженным и банальным – вот наша цель!

Поиск интересных рифмовок задача трудная, но время, потраченное на это, приносит свои плоды.

Давайте начнем разбирать схемы РИФМОВКИ. Да это самое начало – но это один из важнейших уроков рэпа! В классической поэзии их существует всего три. Мы рассматриваем рифмы в рамках четверостишья.

Параллельная, схема ее выглядит как ААББ – рифмованное слово ставиться в конец строки и рифмуется со словом в конце следующей строки. В третьей и

четвертой строчке рифма меняется. За четверостишье мы имеем две пары рифм.

Перекрестная, ее схема выглядит как АБАБ – пара рифмованных слов, обозначенных условным «А» ставиться в конец первой и третьей строки, обозначенных «Б» в конец второй и четвертой строки соответственно. Этот метод называется еще «рифмовать через строчку»!

Окольцовывающая, ее условная схема выглядит как АББА, как легко догадаться первая пара рифм ставиться в конце первой и четвертой строки, вторая пара в конце второй и третьей строки.

Стоит сказать, что это самый неудачный способ, первая пара рифм почти наверняка не будет услышана и воспринята.

Все три способа являются базовыми. И они хороши для старта. Наилучшим из них будет метод параллельной рифмовки.

Научится рифмовать рэп можно именно так от простого к сложному – пробуйте базовые техники, а дальше усложняйте их!



Читайте также: