"Составление характеристики Остапа и Андрия. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"". Презентация по литературе на тему Образы Остапа и Андрия – героев повести «Тарас Бульба» Презентация сравнение остапа и андрия

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия по повести Гоголя Тарас Бульба

Тема повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - не просто изображение жизни украинского казачества в давние времена, не просто экскурс в историю борьбы лучших сынов Отчизны за ее независимость - писатель показал нам душу народа, формирование его национального самосознания. Потому и проводит нас автор на Запорожскую Сечь - сердце украинского казачества. Потому и любуется вместе с нами, читателями, ее свободными, смелыми рыцарями, восхищается неколебимыми и справедливыми, хоть и суровыми законами Сечи. «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы. Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину», - с гордостью пишет Н. В. Гоголь. Автор показывает нам именно молодых казаков, сыновей славного полковника Тараса Бульбы, чтобы в их лице мы увидели молодую Украину, ее силу и стремления.

Запорожская Сечь была для них путеводной звездой. Даже Остап, изнывавший от скуки в бурсе и четыре раза закапывавший свой букварь в землю, стал хорошо учиться, как только отец пригрозил отдать неуча служкой в монастырь и сказал, что не видать ему Запорожья, как собственных ушей. Остап стал одним из лучших учеников. Андрий жил не столько мечтами о будущем, сколько настоящим, гулял, влюблялся. Сегодня он был бурсаком, а завтра еще не настало.

Характеры братьев вырисовываются еще во время их учебы в бурсе. Открытый и прямодушный, Остап переносит наказанья за бурсацкие шалости, но не выдает товарищей. Андрий умеет выходить сухим из воды, никогда не подставляя спину под розги, хотя часто руководит каким-либо набегом бурсаков на рынок. Он кажется более развитым, более чутким, романтичным, чем старший брат, не замечающим ни красивых девушек, ни цветения садов - ничего на свете, все мысли которого о дружеских гулянках и военных доблестях казаков. Андрий кажется вначале лучшим, чем Остап, более душевным и человечным, способным на более тонкие, нежные чувства и переживания.

Во время приезда братьев домой из бурсы мы видим, что старший никому не позволит смеяться над собой и даже готов драться на кулаках с родным отцом, а младший вроде и не слышит насмешки. Резковатый и даже грубоватый Остап, уезжая на Сечь, жалеет родную мать, думает о быстро промелькнувшем детстве, а «романтичный » Андрий словно отрезал себя от всего, забыл обо всем. Он кажется человеком без «корня», без стержня. Поведение братьев на Сечи, военные упражнения, занятия верховой ездой и стрельбой оценивает самый требовательный судья - их отец Тарас. Он гордится сыновьями, их мужеством, ловкостью, лидерством среди молодежи, но он же замечает и разницу в их поведении. Андрий «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знает, что значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы; то есть любит битву ради самой битвы, видит на поле боя только себя, хочет развлечь себя, показать себя.

Остап же, прежде всего, «в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом вернее преодолеть ее». Тарас понимает, что из старшего сына выйдет «добрый полковник». Именно затем, чтобы испытать сыновей в битве, чтобы воспитать их в лучших традициях казачества, он требует выступать в поход. Поход и осада Дубно действительно станут важной вехой жизненного и воинского пути братьев. Когда погибнет атаман Бородатый, уманцы единогласно выберут куренным атаманом Остапа, хоть он самый молодой среди них. Казак не будет отговариваться, потому что поймет: его час настал. Он сразу же проявит себя хорошим организатором, разумным командиром. Много эпизодов последнего боя связано именно с Остапом. Его даже победить могут чуть ли «не восьмеро разом».

Андрий же, едва увидев любимую прекрасную полячку, не просто совершает гуманный поступок - дает хлеб для умирающей от голода матери девушки, он изменяет самым близким, самым родным: «Что мне отец, товарищи, отчизна! Отчизна моя - ты! Все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Человек без чувства родины, без верности дружбе перед смертью одинок. Никто не даст ему силы выстоять перед карой, никто не встанет рядом, чтобы разделить последние мучения, поддержать. Мы видим испуганного, побледневшего Андрия, в последний раз стоящего перед отцом, - и не видим отца и сына. Тарас убивает сына собственной рукой, ибо это единственное, по его мнению, что он может сделать, чтобы избежать позора. Даже мертвому сыну он откажет в последних почестях - похоронах руками товарищей. Бульба вырвет изменника из своего сердца. Бросивши убитого на опушке, Тарас поскачет к товарищам, которые зовут его - атамана - батькой, потому что они его дети «по душе, а не по крови».

Зато к Остапу, окруженному врагами, Тарас будет пробираться до последнего, пока сам не упадет без сознания. Несмотря ни на что он поедет в самое пекло - в столицу врага Варшаву, предлагая за освобождение сына какие угодно деньги, а когда ничего не сможет сделать, не бросит его в последнюю минуту, придет на площадь, где будут казнить запорожцев. Даже в страшном горе Тарасу есть чем гордиться за сына. Остап во вражеском стане ощущает себя частицей украинского казачества, командиром, что должен быть примером для товарищей. Тарас понимает, что воспитал прекрасного сына, настоящего товарища, родного не только по крови, но и по душе. Они достойны друг друга. Последние слова Остапа на площади показывают совсем не слабость героя, а сильного человека, который на миг, перед смертью, попросил дружеской поддержки. Отцовское «Слышу!» прозвучит тем приветом из Сечи, с Украины, словом самой высокой дружбы и любви.

Автор целиком разделяет это уважение и любовь героя, даже «поминки по Остапе» поэтому не выглядят слишком жестокими, ведь мы понимаем отца и разделяем его горе. А об Андрии автор, как и Тарас, больше не вспоминает, потому что он не стоит того. Мне же, читателю, Остап нравится не только как воин, атаман уманцев, но и просто как человек сильного характера, умеющий любить мать, отца, товарищей, родную землю - все то, из чего складывается Родина. То, что защищает человек не только из чувства долга, а и по велению сердца.

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: подготовка к написанию домашнего сочинения на тему: “Две жизни - две судьбы”.

Задачи урока:

  • обучать сопоставительной характеристике литературных героев;
  • развивать навыки аналитической работы;
  • воспитывать нравственные качества (патриотизм, товарищество)

Оборудование: тексты повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” для анализа, мультимедийный проектор.

Ход урока

Учитель: Сегодняшний урок является заключительным в изучении исторической повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Мы готовимся к домашнему сочинению “Две жизни- две судьбы”, в котором вы сравните героев постараетесь ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? (слайд1, 2) (Приложение 1)

Учитель: Что значит сопоставлять, сравнивать?

Дети: Находить сходства и отличия. (слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, чего больше в сыновьях Тараса Бульбы: сходств или различий? Обсудим ваши ответы, опираясь на текст произведения.

Годы учёбы. (слайд 4)

Учитель: Как проявлял себя каждый из братьев в годы учёбы? (слайд 5) Приведите примеры.

Дети (ответы заносятся в таблицу):

Возвращение домой. (слайд 6)

Учитель: После долгого обучения сыновья Тараса дома. Как их встретили родители? Какие надежды возлагают они на своих сыновей? (слайд 7)

Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца.

(для матери сыновья одинаковы, обоих она любит, но младший более мягок, нежен. Остап никому не даст себя в обиду, даже отцу; Тарас видит и понимает это.)

Запорожская Сечь. (слайд 9)

Учитель: О чём думают Остап и Андрий по дороге в Сечь? (слайд 10)

Учитель: О чём они мечтают? (слайд 11)

Учитель: Какое впечатление произвела на них Запорожская Сечь? (слайд 12)

Учитель: Как показали себя в Запорожье?

(слайд 13) Мир чувств.

Учитель: Сравните чувственный мир героев. Кто из них больше переживает, видит, подмечает, любуется?

Дети: Андрий более мягок, нежен, склонен видеть красоту.

Учитель: На кого и на что направлены их чувства?

Любовь к Родине, матери, товарищам. Любовь к прекрасной панночке.

Учитель: Можем ли мы назвать Остапа патриотом? А что скажете об Андрии?

Учитель: Считаете ли вы предательством любовь к девушке другой национальности?

Дети: Нет, любовь не знает границ. Любовь - это не преступление.

Учитель: В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя?

(слайд 16,17) (чтение учителем фрагмента)

Последние минуты. (слайд 18)

Учитель: Как Тарас принял весть об измене сына?

Учитель: Был ли готов Андрий отказаться от любимой?

Учитель: Какие качества проявил Остап в последние минуты жизни?

Вывод (сводная таблица) (слайд 21) (Приложение 2)

Учитель: Почему Н.В.Гоголь сопоставляет Остапа Бульбу и Андрия? (Остап и Андрий родились в одной семье, воспитывались одними родителями, вместе обучались в бурсе, но в характерах и поступках братья разные)

Учитель: В чём главное отличие двух братьев? (слайд 22) (Остап верен казачеству, товариществу, Родине, он достойный сын своего отца, своего народа; Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного.

Реминисценция.

Учитель: С какими произведениями литературы перекликается предательство Андрия?

Дети: А.С.Пушкин “Станционный смотритель”, “Притча о блудном сыне”.

Учитель: Сравните финалы этих произведений.

Дети: Блудный сын покаялся и был прощён отцом; Дуняша осознала свою вину, но пришла слишком поздно к своему отцу; Андрий остался верным любви, отрёкся от Отчизны - умер от руки отца.

Учитель: Повесть написана 170 лет назад, но вопрос патриотизма является актуальным и в наше время, а потому и произведения художественной литературы продолжают жить и в творчестве наших современников. (Приложение 3 , http://www.youtube.com/watch?v=MjAnxNpG3tk )

Д\З. Написать сочинение “Две жизни - две судьбы”. Ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? Выразить собственное отношение к теме.


4 Годы учёбы Остап. Художник Е. Кибрик Андрий. Художник Е. Кибрик. 1945






7 «Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба. засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов «Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, здорово, сынку, почеломкаемся!» Художник А. Герасимов «Тарас Бульба». Глава 1. «Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!» Художник А. Герасимов. 1952


8 « А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?... что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?» « Э, да ты мазунчик,…» «… Добрый будет козак!... Добре, сынку!» «… приникла к изголовью дорогих сыновей своих …» « вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться …» «… просидела до самого рассвета и желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше …»




10 « Тарас Бульба ». Глава 2. Первая встреча Андрия с полькой. Художник П. Соколов « Тарас Бульба ». Глава 1. « Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас? » Художник А. Герасимов. 1952


11 « Тарас Бульба ». Глава 1. « Прощайте и детство, и игры, и все, и все! » Художник А. Герасимов « Тарас Бульба ». Глава 2. « Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура! » Художник А. Герасимов « Тарас Бульба ». Глава 2. « При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах... » Художник А. Герасимов. 1952










А что мне отец, товарищи и отчизна! - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто - нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! 16






«Тарас Бульба». Глава 9. Смерть Андрия. Художник Е. Кибрик «Тарас Бульба». Глава 6. «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына». Художник А. Герасимов «Тарас Бульба». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!» Художник А. Герасимов. 1952


20 «Тарас Бульба». Глава 11. Казнь Остапа. Художник М. Деригус «Тарас Бульба». Глава 11. Остап перед казнью. Художник Е. Кибрик «Тарас Бульба». Глава 11. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» Художник А. Герасимов. 1952


21 Открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. Замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать. Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца. Мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой. Мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску. Любовь к Родине, матери, товарищам. Видит красоту природы, ценит женскую красоту. Любовь к прекрасной панночке. Выносит все муки пыток, героическая смерть. Убит отцом. Бесславная смерть предателя.



При составлении презентации использовались иллюстративные материалы сайта: Урок в формате а

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Остап и Андрий Портрет. Портретная характеристика. Литературные образы героев произведения.

Герасим – главный герой рассказа « Муму » Что нужно автору, чтобы создать образ литературного героя? Что создаёт? Как это сделать? Чтобы создать образ автору надо знать:

Средства создания образа литературного героя герой имя портрет внешность одежда Род занятий поведение интерьер Поступки Мы ответили на вопрос «Что создаёт автор?»

Художник рисует красками, а писатель рисует при помощи средств художественной изобразительности: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и проч. Мы ответили на вопрос: Как автор создаёт образ?

Ответим ещё на один вопрос: Чем отличаются термины «портрет» и «портретная характеристика?» Мы выяснили, что термин «портретная характеристика» понятие более широкое, включающее в себя ещё и авторскую оценку характера, поведения героя.

Теперь поговорим о наших героях. Остап Андрий В начале автор даёт общий портрет братьев. Почему? Но здесь же подчёркивает разность братьев. Как? Братья одинаковые или разные? Заполним таблицу

Остап Андрий Где учились? Как учились? Как учились? Шалости и проказы? Шалости и проказы? Ответственность за проступок Ответственность за проступок Отношение к бедной матери своей Получились ли хорошие воины из них? Способен ли предать своих товарищей? Способен ли предать своих товарищей?

Как вы думаете, почему Андрий становится предателем? Приведите аргументы письменно: Чем бы мы могли его оправдать? Можно ли его оправдать?

В начале повести есть указание на то, что Андрий может предать свою Родину. Найдите в тексте Родину, Мать – умей защищать! Мать Какие три центральных слова – символа присутствуют в повести «Тарас Бульба », вокруг которых строится вся повесть? Родина ЛЮБОВЬ

Какие черты характера Андрия привели к предательству? Согласны ли вы с высказыванием: « Андрий мог думать только о себе, поэтому не способен был постоять за общее дело?» Дайте полный письменный ответ на этот вопрос и получите оценку

На следующем уроке мы поговорим с вами о Тарасе Бульбе, о товариществе, о современности повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"

Презентация к уроку...

Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, являются главными персонажами в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».Тараса Бульбы ОстапАндрийН. В. Гоголя Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой совершенно противоположные личности.


Остап Андрий Годы учёбы Остап. Художник Е. Кибрик Андрий..Художник Е. Кибрик. 1945


Остап Младший сын Он охотно учился, имел изобретательный ум, что позволяло ему избегать наказаний за участие в проделках бурсаков. Его отличает пылкое воображение, скрытность, любовь к уединению, впечатлительность, любовь к женской красоте. Андрий Старший сын Смел, суров и не терпел оскорблений в свой адрес Он молчалив, спокоен, рассудителен Остап считался лучшим товарищем, никогда не предавал, любил войну и разгульные пирушки.






Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил его отец, за измену и предательство. Остапа казнили. Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли- любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: "Слышу!". Это "Слышу!" - безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя – сына.



Читайте также: