«Конспект урока-размышления по литературе на тему «Н.Рыленков «Я помню руки матери моей…. Конспект урока в начальной школе «Русский поэт, прозаик, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы, Николай Иванович Рыленков Родина.1. Отечество,

Н. И. Рыленков родился 2 (15 февраля) 1909 года в деревне Алексеевка (ныне Рославльский район, Смоленская область) в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Член ВКП(б) с 1945.Член правления СП РСФСР с 1958 года, секретариата СП РСФСР с 1965 года.Н. И. Рыленков умер 23 июня 1969 года. Похоронен в Смоленске на Братском кладбище.

Творчество

Печатался с 1926. Первая книга стихов - «Мои герои» (1933) . Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962, опубликован в 1963 в газете «Литературная Россия», в 1966 вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).

Награды

Орден Ленина

Орден Трудового Красного Знамени

Медали

Сочинения

Мои герои, 1933

Дыхание, 1938

Зеленый цех, 1949

Стихотворения и поэмы, 1956, то же самое, в 2-х тт., 1959

Корни и листья, 1960

На озере Сапшо. Рассказы, 1966

Книга времени, 1969

Коктебельская элегия // «Звезда», 1976, №6

Стихотворения и поэмы, 1981

Издания[править | править исходный текст]

Избранные произведения. В 2-х тт., 1974

Собрание сочинений. В 3-х тт., 1985

Стихи Николая Рыленкова

***

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Дай припасть к руке твоей, Россия

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Вечная заботница моя.

Дай поцеловать твои мозоли,

Чтоб, как в детстве, сеном я пропах,

Чтоб навек остался привкус соли

На моих запекшихся губах.

Пусть войдёт мне в душу каждый шорох,

Каждый вздох в краю моём родном.

Я всю жизнь учусь в твоих просторах

Жить, как пахарь твой – грядущим днём.

Видел я не раз иные дали,

Но мечтал лишь об одном, любя, -

Чтоб друзья и недруги сказали,

Что характером я весь в тебя.

Мне таить перед тобой не надо,

Где я плакал, где дарил цветы.

Всё, что скрыто от чужого взгляда,

Материнским сердцем чуешь ты.

Освежит виски мои седые

Лишь твоя певучая струя.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя!

* * *

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

* * *

Русская земля

От хребтов Кавказа до Урала,

Дальними дорогами пыля,

Ты не раз на бой сынов скликала,

Русская земля!

Прибавляли сил им в дни печали

Полноводных рек твоих струи,

И врагам обиды не прощали

Сыновья твои.

И всегда, цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделя,

Ты вставала из огня и дыма,

Русская земля!

О тебе в столетьях песни громки,

Вся ты как певучая струна!

И наследье предков мы, потомки,

Приняли сполна!

Вот опять ковыль дымится бурый,

Лёгкими кистями шевеля,

Вот опять ты в бой нас шлёшь под бурей,

Русская земля!

Что ж! Иль мы не русские солдаты,

Иль военный клич отцов забыт?

Не простим насильникам проклятым

Мы твоих обид!

Где б не шли, судьбой твоей хранимы,

Смерть за смерть врагам твоим суля, -

Мужеством твоим укреплены мы,

Русская земля.

Мы друзей скликаем поимённо,

Под огнём испытанных солдат,

И над ними русские знамёна

На ветру шумят!

Помяни ж героев, в битвах павших,

Осени знамёнами Кремля

Колыбель отцов и дедов наших,

Русская земля!

Прокляни отныне и навеки

Дрогнувшим перед лицом врага, -

В дни, когда катили пламя реки,

Бросив берега.

И опять цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделяя,

Встанешь ты из пламени и дыма,

Русская земля!

Кутузов в пути

Что значит слава полководца?

Давным-давно он славой сыт,

Но вновь у каждого колодца

Вновь у крутого перевала

Враги справляют торжество…

Не царь, а родина призвала

В годину трудную его!

Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось -

Готов он долг исполнить свой…

И вот спешит, забыв про старость,

К полкам в карете почтовой.

Столбы мелькают верстовые,

Поют и плачут бубенцы…

О, кто дорог твоих, Россия,

Найдёт начала и концы!

Кто может вычислить на карте,

Как дух сынов твоих велик?

Ещё увидит Бонапарте

Твой гневный, твой суровый лик!

…Текучим зноем дня нагреты,

Дороги стелются, пыля.

И он глядит в окно кареты

На перелески и поля.

Гремит кареты грузный кузов.

Полям конца и края нет…

«…Спешит Кутузов бить французов!» -

Бородачи кричат вослед.

Деревня, мостик… У колодца

Журавль скрипучий и тугой

А сердце бьётся, сердце бьётся,

Как колокольчик под Лугой.

Клятвопреступникам

Россия! Мы всюду твердим твое имя,

Священны твои седины и морщины,

Торжеств и печалей твоих годовщины

В великой твоей и суровой судьбе.

И, зрелость встречая, по праву мужчины

Мы клятву на верность давали тебе:

На верность твоим перелескам зеленым,

На верность малиновым зорям твоим,

На верность ночам соловьиным, бессонным,

На верность девическим взорам бездонным,

На верность надеждам, что с детства таим.

Пусть клятвопреступник на Русской равнине

Забудет о матери, друге и сыне, -

Их нет у него, ни друзей, ни родных.

Пусть каменным хлеб ему станет отныне,

Не даст утолить ему жажду родник.

Он в страхе падет, услыхав твое имя,

Созвучное с именем женщины той,

Что нас пеленала руками своими,

Что нас напитала сосцами своими,

Что нас согревала своей теплотой.

Левитан

1

Мы возмужаем и верней оценим

Простые краски, точные слова.

Вот снова светит в золоте осенним

Чуть тронутая солнцем синева.

И если ты художник, если зорок

Твой меткий глаз и обострён твой слух, -

Туманной тропкой выйди на пригорок,

Прислушайся и оглянись вокруг.

Перед тобой, как страницы босые,

Воспоминанья летние тая,

Бредут берёзы в дальние края,

А ветер тени путает косые,

Шумят грачи. Так вот она, Россия,

2

Смерть не страшна. Безделье хуже смерти.

С тоской не разлучается оно.

Раскинуто окно. И на мольберте

Укреплено тугое полотно.

Прозрачен день. Вглядись и кисти вытри.

Ты мастер. Будь расчётлив, строг и прост.

Есть тишина, есть краски на палитре,

Чтоб звон листвы перенести на холст.

Повесить паутинки золотые,

Пустить тропинки по полю витые,

Колючей щёткой выровнять жнивьё

И, оглянув пустынное жильё,

Забыть про всё. Перед тобой, Россия

Твоя любовь, бессмертие твоё.

3

Где б ни был ты – душа природы русской

Была с тобой. Ты позабыть не мог

Ни пруд забытый с мельницей-раструской,

Ни ветхий дворик, ни туманный стог.

Преодолев житейские тревоги,

Ты видел: сыновья моей земли

По каторжной Владимирской дороге

В распахнутое будущее шли.

Над их судьбой задумавшись впервые,

Ты вспомнил все тропинки полевые

И отсвет зорь на берегу ручья.

Ты понял: сны и чаянья людские

Такой же явью сделает Россия,

Твоя любовь, бессонница твоя.

* * *

Куда не посмотришь – родные

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружили

Простором лугов и поле,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова

Открыла мне все закрома…

Я знаю – за это сурово

С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью

Приду я от песенных рек,

Чтоб даже нечаянной ложью

Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже – отвечу

За всё: за подруг и друзей,

За самую краткую встречу

С задумчивой музой моей.

За песни которым впервые

Внимают родные края…

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя. Совесть моя!

* * *

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

* * *

Сугробов блёски слюдяные,

Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,

Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,

Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами

Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,

Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая

И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь

Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь

И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,

Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада

Зажечь, как новую звезду.

* * *

Ветер боя кусты завертит,

Вспыхнет яростный столб огня,

И, как жаркое жало смерти,

Вражья пуля кольнёт меня.

Побелеют губы сухие,

Но, глаза устремив в зарю,

Трижды имя твоё, Россия.

Как молитву, я повторю.

И тогда, – я знаю заранее, -

Ты откроешь мне все пути,

Чтобы мог я, забыв о ране,

Через поле смерти пройти.

* * *

Золотое облако зноя,

Запах трав – медовый, хмельной.

Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

И прошу я, как в дни былые,

В нескудеющем свете дня:

Солнце жизни моей, Россия,

Укрепи на битву меня.

Урок 53

Н. Рыленков «К родине»

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки, записанные на доске:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

Сегодня мы попробуем отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6 , прочитайте название произведения, фамилию поэта.

4. чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова « К родине» (с.6-7).

1. самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. выразительное чтение учителем .

3. беседа по содержанию

1) о каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку « и все ускользает от беглого взора?»

3) объясняет ли это сам поэт? (объясняет полностью на с. 7 учебника)

4) чем отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? (смотреть - значит направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие, то есть, глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать- вслушиваться )

5) почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (Такая красота медленно проникает а душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства, но постепенно наполняет его сердце.)

6) что нужно человеку уметь и иметь, чтобы понять прелесть русской природы? (человеку нужно иметь воспитанные глаз и сердце, уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках)

Физминутка

5. Работа с « Картинной галереей».

1. предварительная беседа.

Что означает понятие «малая родина »? (это то конкретное место (город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и (или) дедушка с бабушкой)

2. чтение комментария в учебнике (с.8).

3. работа с картинкой М. Шагала « окно на даче» (зал.7)

Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

Рассмотрите картину Марка Шагала « окно на даче».

Много ли места на картине занимает изображение окна ? (практически все место)

Нравится ли вам летний пейзаж за окном?

Когда? (в какое время лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной?( очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно, после короткого дождя- природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

Не кажется ли вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой,расчерчен горизонталями оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам? (если дети затрудняются в ответом, надо попросить ещё раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса,а окно на даче. Окно- это как прозрачная стена, граница, определяющая тесную дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты).

Видно ли, что комнатка тесная? (Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике, а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую).

Знаете ли вы, что в правом углу- автопортрет художника и портрет его жены.

Почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски? (люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски).

Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа? (Дмитрий Кедрин « Приглашение на дачу»- из первой части учебника)

4. работа с картинкой М. Шагала « Моя деревня» (зал. 7)

Рассмотрите картинку

Почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «моя деревня»? (это выражение ласкового отношения к родному городу, как к чему- то бесконечно близкому и любимому).

Видно ли, если внимательно рассмотреть картинку, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

По каким признакам об этом можно судить?
- как вы воспринимаете лошадку с санями, - где она находиться? за городом, в поле или идет по самому небу? (для художника границы между реальным миром и миром чудесного, фантастического, размыты. Для Шагала нет ничего особенного в том, что мужик с лошадкой бороздят небо).

Эта картина – гимн большой родине или признание в любви своей малой родине? (это признание любви своей малой родине).

6. итог урока

Что ас особенно заинтересовало на уроке?

Д.з придумать, как « малая родина» связана с большой Родиной, с отечетсвом

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Смоленской губернии.

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла мать.

5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с. Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем. В 1930 году Николай Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область», знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» - это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи». В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» (1940 ). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края. Он создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и др. Стихи Рыленкова получают признание, о них одобрительно отзывается М. Горький. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938 ), «Скоморох Овсей Колобок» (1939 ), «Великая Замятия» (1940 ).

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные. Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.

В 1943-1944 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». В адрес Рыленкова раздавалась и критика - упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленков «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы (М. Фрадкин, А. Флярковский, И. Массалитинов и др.).

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964 ), «На озере Сапшо» (1966 ) и др., книги стихов «Корни и листья» (1960 ), «Жажда» (1961 ), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе – 1965 ), «Снежница» (1968 ), «Книга времени» (1969 ) и др.

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962 ), где русская поэзия развернуто предстает от М. Ломоносова до В. Бокова, «Душа поэзии» (1969 ), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии - Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченко, А. Велюгина, А. Зарицкого, Ф. Пестрака, П. Труса, К. Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972 ).

Николай Иванович Рыленков ()






1. Где и когда родился поэт? Ответ: Смоленская губерния, 1909 год 2. В какой атмосфере прошло детство? Ответ: Трудности сельской жизни. Личное горе. 3. Что способствовало развитию поэтических способностей? Ответ: Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи). Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала) 4. Каков творческий путь? Ответ: Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика.


Где и когда родился поэт?Смоленская губерния, 1909 год В какой атмосфере прошло детство?Трудности сельской жизни. Личное горе. Что способствовало развитию поэтических способностей? Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи). Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала) Каков творческий путь?Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика.


О каких особенностях русской природы написал Рыленков? С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие? Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться» Какие ещё приёмы удалось обнаружить?

Я выбрала Тему родины и родной природы в поэзии Николая Ивановича Рыленкова, потому что мне очень интересны жизнь и творчество этого великого смоленского поэта. В данном реферате я проанализирую некоторые поэтические произведения этого известного человека. Я постараюсь отразить некоторые факты биографии поэта, рассказать, как они повлияли на его творчество. Мне хотелось бы доказать, что тема родины является основной в его поэзии. Я очень горжусь, что он - мой земляк. В своих поэтических произведениях он воспевает красоту и, как мне кажется, скромность природы родного края. На мой взгляд, мы все должны гордиться тем, что родились на смоленской земле, где когда-то жил и создавал свои чудесные поэтические произведения Николай Рыленков.


Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году, но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов с читателями, по радио и телевидению,

В день его семидесятилетия- в 1979 году- на доме по улице Нахимсона, где поэт жил последние годы, установлена мемориальная доска. На её открытие пришли писатели, любители поэзии, ученики школы, носящей имя Рыленкова.

В 1981 году в «Библиотеке поэта» вторым изданием вышел сборник стихов и поэм Николая Рыленкова, который составил и подготовил к печати профессор Смоленского педагогического института, доктор филологических наук В.С.Баевский.

В 1985 году издательство «Современник» выпустило собрание сочинений поэта в трёх томах.

Почему же люди помнят и любят Рыленкова?

Мне кажется, всё дело в его поэзии. Давайте обратимся к его произведениям.


Стихи Рыленкова говорят сами за себя. Подлинную поэзию нельзя пересказать. Стихи его не шумный водопад. Лучше всего их сравнить с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой.

Но сказать только, что Рыленков- певец родной природы, значит ничего не сказать о его творчестве. Ведь поэт воспевает красу родных краёв не как фенолог или краевед. В его стихах жизнь природы глубоко сливается с думами о жизни. И пейзаж возникает только во имя внутреннего мира человека.

Рыленков ощущал природу как откровение и поэтому писал о ней без громких слов. Его поэзия в ладу с жизнью. Поэту посчастливилось глубоко выразить застенчивую красу России. И здесь он был удивительно точен и правдив.

Поэзия всегда крылата. Но птицы Рыленкова «не в оперении ярком». Как много стихов о весне, о проталинах, стихов о чистых снегах и зимних сумерках. Верность родному краю вознаграждена удивительным живописным разнообразием в том, как поэт выражает привычное, любимое и даже традиционное.

Как ценно и замечательно, что поэт «деревенский по складу души», без всякой раздвоенности, без надлома это деревенское, трудовое щедро приносил в нашу жизнь. Как прекрасно он возвеличивает чувство Родины, чувство России, всю неизмеримую широту русской души.

Нередко поэт сознательно переходил на песенный лад. Его сокровенные думы о великом назначении Пушкина, о гении Гоголя, о человечности врубелевского «Демона», так естественно сливаются с думой «о вещем русском слове» Кольцова.

В строфах и строках Николая Рыленкова торжествует задушевность русской песни. Из прошлого она устремляется к будущему, лучится добром и счастьем. Всё сердце поэзии Рыленкова в понимании того, что мир прекрасен.

Один из своих сборников Николай Рыленков назвал «Постоянство». Литературная критика определила значение этого заголовка несколько односторонне - только как постоянство в приверженности поэта теме любви к Родине. Всё это так - любовь к Родине пронизывает всё творчество Рыленкова. (А у какого подлинно советского поэта нет этой главной струи?). Но в этом заглавии был и полемический заряд: постоянство идейно- эстетических позиций поэта-лирика. Ведь книга вышла в годы, когда кое-кто, даже из литераторов, считал, что время интимной и пейзажной лирики прошло. Сборником «Постоянство» Рыленков отстаивал позиции поэта, отдавшего лирике всю свою жизнь.

Талант Рыленкова разносторонен. Мне хочется упомянуть одну сторону его творчества - восприятие родной природы. Здесь с особой силой проявилось его дарование тонкого лирика. Сколько прекрасных стихотворений о русской природе до него было написано выдающимися поэтами России. В них и любование, и восхищение, и преклонение, и величание. Всё это в той или иной мере присутствует и в поэзии Рыленкова. Но есть в ней и ещё нечто, присущее только ему, как автору именно советскому. Это «нечто» - чувство активной приобщённости к этой природе, чувство ответственности художника за окружающую его красоту. Его поэтическое восприятие мира - восприятие, присущее человеку социалистической эпохи.

Я даже не задумываюсь, какое место в поэзии занимает Рыленков,- он мой земляк, и этим всё сказано.

История Смоленщины, её языковая стихия - всё это так или иначе питало поэзию Николая Рыленкова. Немаловажное значение имело и местоположение Смоленщины, граничащей с семью областями, где, как когда-то говорилось, петух поёт сразу на три губернии.

Сердцевинная русская земля. Отсюда, из Смоленской земли, тонкой ниточкой начинается Днепр, связывающий воедино нашу область с Белоруссией и Украиной. Сторона, где что ни камень, что ни речушка, что ни селение - всё осколок древней правды.

Отъедешь от Москвы на запад или от маленькой станции Заольша на самой западной границе области, как пойдут «зеленя да пажити», хлебодарные нивы, холмы да изволоки, берёзовые сквозные колки да синий лес по закрайкам. Только всё это потише, менее ярко, чем у соседей.

Как мы начали жить, как широко зашагали до войны, как всё по плечу нам стало - об этом скажут стихи и проза до конца жизни оставшегося верным Смоленску Николая Ивановича Рыленкова.

Того, кто всё в жизни получает легко, любая, самая малая, беда пригнетёт так, что уже и не выпрямиться. Смолянам всё доставалось и достаётся трудом - бессонным, требующим всего человека без остатка.

Смоленщина поэтическая, Смоленщина хлебопашцев мужественно встречает военное лихо.

Николай Иванович Рыленков из лириков лирик: герб - живой комочек пуха на металле. Всего лишь «комочек». И как же надобно беречь его.

Конечно же, поэт выделял, всматривался в свою малую родину сыновьим взглядом.

Подобно Сергею Есенину Рыленков стремится передать «трепет нежный зимы», готов «стихи, как молитвы, сквозь слёзы читать наизусть», он испытывает «сладкую радость и грусть», ему хочется «петь и плакать», он «белизной целомудренной захлебнуться готов».

В раннем творчестве Николая Рыленкова аллюзии, связанные с А.С.Пушкиным, Н.Некрасовым, А.Блоком, С.Есениным, прямо бросались в глаза и выдавали зависимость автора от гениальных предшественников:

Пока горит огонь в крови,

Есть в сердце нежность молодая…

У А.С.Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы…

Но все стихи, навеянные Смоленщиной, - а они составляют большой пласт в его творчестве - звучат не как призыв обособиться, изолироваться, что так худо характеризует национализм, но как приглашение к знакомству, к дружбе с нашей многострадальной землёй. Мы вот какие, просим любить и жаловать, мы всегда рады друзьям - вычитываешь в его «смоленских» стихах. Поэтому в сборниках они так естественно соседствуют со стихами о нежно любимой им Белоруссии, о Байкале, Орле, Грузии, Риге…

В них нет ни тени местечковости, обязателен выход за пределы родного края, определённого времени, тематических рамок.

С наивысшей лирической силой выражены как любовь к родному краю, так и глубинный смысл этой любви, которая много даёт, но которая ещё больше требует от человека, в стихотворении «Семь холмов».

Рыленков жил, как писал. В любви к Смоленску он объяснился не умозрительно, как это делают некоторые якобы деревенщики, не выезжающие из города. Звали его на жительство в Ленинград, в милую его сердцу Белоруссию.

Уговаривали о переезде, убеждали, склоняли не только официальные лица. В 1950 году свой голос подаёт и М.В.Исаковский: «Мне кажется, что всё это было бы очень хорошо…»

И к мнению своего друга Н.И.Рыленков, конечно, прислушивался, и заместителем председателя оргкомитета стал, и с молодыми работал многие годы, но не переехал, не изменил смоленской земле.

Извечная для заграницы загадка русского характера, может быть, как раз и состоит в том, что «всё ускользает от беглого взора». Твардовский говорил о Смоленском крае - «негромкая сторона». Рыленков из великого множества определений находит своё: «застенчивая русская природа».

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться…

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно…

И лишь умеющему всмотреться и вслушаться откроется не только «вся прелесть застенчивой русской природы», но и суть русского характера.

Большой русский лирик, тонкий знаток русского языка, мастер пейзажного стиха, Рыленков раскрывается в стихах о Родине с наибольшей полнотой.

От стихотворения к стихотворению тема любви к России всё неразрывнее связывается с темой долга перед Россией.

Куда ни посмотришь - родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя…

Бесконечно интересно прослеживать, как сущность поэта проявляется с течением лет, как накопление жизненного опыта, мастерства, всё большей требовательности к себе скажутся поэтическим словом.

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном…

Ходить босым по жёсткому жнивью, «босой подошвой касаться влажной борозды» - зримые штрихи крестьянского, да ещё сиротского к тому же детства. Но это ещё и речь о закалке временем, невзгодами, поэтическое переосмысление реальных примет деревенского быта.

За четыре года до смерти, в 1965 году, Николай Иванович опубликовал, может быть, самое целомудренное стихотворение - «Дай припасть к руке твоей, Россия».

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя…

А за несколько лет до этого, в 1957 году, Н.И.Рыленков написал стихотворение «Я помню руки матери моей..» - благодарственный гимн натруженным материнским рукам, широким, шершавым ладоням.

Без них, этих строк, не родилось бы стихотворение «Дай припасть к руке твоей, Россия». Как свободен, естественен переход от рук матери-женщины к рукам матери-Родины.

В этом стихотворении в полной мере скажется живописное мастерство поэта. Не первые попавшиеся слова о России выльются «из грудных глубин». Ибо действительно день в наших широтах скрывается в «туманы росяные». И как и знакомо, и всегда по-новому видится закатный миг, когда «отпылают облаков края».

Рыленков сдержан в проявлении своих чувств. Он находит здесь слова полновесные, несуетные, сполна обеспеченные душевно. Одно это - «вечная заботница моя» - немалого стоит. Руки Родины - с «привкусом соли», «запахом сена»…

Что значит учиться всю жизнь, «жить, как пахарь твой, - грядущим днём»? Это значит - невзирая на беды, возраст, хвори, возможно, непонимание, несправедливость - следовать давнему завету трудового человека: «Сам помирай, а рожь сей». То есть работай не только во утоление жажды трудиться, но и для тех других, кто придёт после.

Знавшим его ведомо: так оно и есть, так он и жил. Своим характером, скромным, требовательным к себе, крестьянским трудолюбием - Н.И.Рыленков настоящий сын своей матери-Родины.

Николай Иванович бывал за границей едва ли не один раз всего. По стране ездил не так уж много, да и то в последние годы. А как тонко, проникновенно знал мировую литературу, как ни одна из литератур наших братских республик не была ему чужой, далёкой, незнакомой. Но именно поэтому он мог сказать о себе:

И влюбился в Рембо,

И дивился я Аполлинеру,

Но в годину тревог

Были Блок и Есенин со мной.

С той поры я в поэзии

Знаю одну только меру:

Звук такой же щемящий,

Как эхо долины родной!

Художественное воображение, сила творческой интуиции, сила «вчуствования» в реальный объект или предмет - всё, вместе взятое, сыграло немаловажную роль в пейзажной лирике Николая Рыленкова.

Природа вся под нашим взглядом

Преображается сама, -

писал он и тем самым утверждал, что художник вольно или невольно проецирует душевное состояние на окружающий мир, придаёт ему субъективную расцветку. Лирический пейзаж - это своеобразный снимок души человека, и если этот человек - наш современник, то очевидно, что в пейзаже мы угадаем какие-то современные нам черты. Ежедневно наблюдаемые картины природы, смена времён дня и года, в свою очередь, вызывали в художнике мысли о быстротекущем времени, заставляли его острее ощущать бесконечный круговорот в природе. У Рыленкова появляется немало стихотворений на эту традиционную тему пейзажной лирики. Однако и в этом традиционном решении темы он умел оставаться самим собой - «и говорить всегда, часов заслышав звон, что песня лучшая твоя ещё не спета». Так, общение с природой почти неизменно обращало его мысленный взор на дела творческие, а если взять более широкую категорию, то - на дела человеческие. От созерцания поэт переходил к самоуглублению и вновь к природе, но уже «включенной» в поток его лирических переживаний.

Лирический пейзаж - не абстрактная проекция абстрактных человеческих чувств, это пейзаж, весь пронизанный настроениями какой-то вины и застенчивости, любви к родному простору и неумения противостоять другим, может быть, чуждым взглядам, то есть в этом пейзаже раскрывается конкретный лирический характер, раскрывается душа поэта. Рыленков не был опытным, умелым полемистом, однако на свой, рыленковский, лад он защищал свои убеждения, свою неизменную верность отчему краю. Последовательно сопрягая тему природы и тему искусства, он выходил к иным лирико-философским убеждениям.

Рыленковские времена года. В его стихах нет чётких разграничений между просто картинкой, пейзажной зарисовкой и философским стихотворением, где природа проецируется на человеческие чувства.

Наверно, самым любимым временем года для Николая Рыленкова была весна.

Читая «весенние» стихи Н.Рыленкова, вообще диву даёшься, как можно было его винить в якобы отвлечённом любовании природой.

Даже прелестная поэтическая картинка «Журавли ещё в полночь весну принесли…» завершается наиделовитейшей строкой: «И машины пошли заводить трактористы».

Здесь нет ни одного словечка всуе. Пишет крестьянин, ставший поэтом, но не утративший чувства земли, знающий все приметы.

Много скажут сердцу стихи об утре года: «После дождя чуть запахло весной…», «Весёлый вестник ливней шумных…», «На рассвете в апреле…», «У весны всё те же шутки…» и т. д.

Читая стихи о благословенной поре года - лете, замечаешь определённую закономерность. От года к году, не теряя живописности, стихи становятся ёмче, строже. В стихах о лете Николай Рыленков не раз употребит слова - медленный, медлительный, так свойственные этой поре.

Осень. Хочется привести стихотворение, под которым стоит дата - 1928 год, «Заря в зелёных сумерках погасла…». А привести ради того, чтобы ещё раз показать, что и самая наилиричнейшая поэзия, если она поэзия, запечатлевает абсолютно точные приметы и настроения. Также очень известным является стихотворение «Август».

Не правда ли, это всегда актуально звучащие стихи, ибо в характере русского человека - любить свою Родину, трудиться на благо мира, во имя мира. Думаю, что самая высокая награда поэту - когда стихи, написанные в сороковые предвоенные годы, не утратили своих глубинных качеств и по сей день.

И всё-таки из всех времён года больше всего, по-видимому, милы были душе поэта вёсны и зимы. Николай Иванович был слишком русским, чтобы не любить наших снежных, ядрёных, морозных зим. Любил многие места на земле, продлевал лето, живя в Коктебеле в октябре. А зимами всегда оставался в своих краях. С первым снегом приходит на память - «зима не любит чётких линий».

Зима так и этак поворачивается к нам своим то смеющимся, румяным от мороза лицом, то суровой личиной, то удалым бегом санок по скрипящему снежку. Во «Всех богатствах русского пейзажа…», «Не скрипи полозьями…» с радостью открываешь для себя такие русские, такие добрые слова, как «прыть», «проулочек», где так напевно звучит: «белы снеги». В стихотворении «Вновь зимы настали сроки…» накрепко запоминается концовка: «А зима чиста, как этот милый пушкинский хорей».

Ещё одно «зимнее» стихотворение - «Сумерки зимние…». Оно очень картинное - синие сумерки, серебряное марево инея… Но за этими красками человек не теряется. Ясно, что это уже немолодой человек, иначе зачем бы это - «сердце заныло так молодо-молодо».

Когда думаешь о том, скольким людям книга помогла выстоять в противоборстве с каким-то горем, выпрямляла человека, выводила из безнадёжности, то по справедливости надо сказать: поэзия тут идёт впереди прозы по глубине воздействия. Человеку в наше время, независимо от возраста, независимо даже от того, сознаёт он это или нет, крайне важно чувствовать своё единение с природой, гармоническое с ней слияние. Направленно выработать это чувство единения - значит, обеспечить себе душевное здоровье. Каждый за собой знает, как неотложно важно в иные моменты сбежать на природу. Пусть в пригородную рощу, не в деревню, не в лес. Хоть в парк, в его самую уединённую часть. Природа врачует, природа снимает с нас огрублённость. Она очищает нас, примиряет с миром, окружающими, невзгодами…

Но если нельзя вдруг сбежать в тишину, первозданность, к зелени, птицам, разноцветным снегам, тут как раз помогут стихи.

Николай Иванович Рыленков не раз говорил, что после пустопорожнего совещания, нудного разговора, очередного удара - а кто их в жизни не получал?! - он очищался поэзией, восстанавливал ею душевное равновесие.

Рыленков - это живая энциклопедия…Он отлично знал крестьянские обряды и их названия, очерёдность, стихи совсем забытых, полузабытых, известных и ещё мало кому известных поэтов. Он очень любил Блока, Есенина, Пастернака, Ушакова.

Ничем не подкупить поэту читательское сердце, если нет в его книге своего подхода к явлениям жизни, своего образного видения мира, своего поэтического голоса: не того голоса, который чем громче, тем якобы слышнее, а того истинно музыкального, который тем лучше, чем он чище.

Николай Рыленков владеет многообразной поэтической интонацией: то энергичные балладные ритмы, то пластически точные афористичные строки, то мелодичная сказовая речь. И во всех этих столь разных стихах мы нигде не услышим чужого голоса, всегда перед нами творчество одного поэта, свежее по чувству, глубокое по мысли, и именно потому богатое по интонации.

Поэзия Н.Рыленкова сохраняет для нас красоту и аромат родных мест. В неё входишь, как в весенний лес, напоенный дразнящим запахом черёмухи, в лес, где нежным цветом светится подснежник, где приветно колышутся розовые серёжки бересклета, где промелькнёт в траве ландыш с изумрудными капельками росы на широком листе.

Только очень наблюдательному, вдумчивому художнику дано увидеть и воплотить в словах краски природы.

Опять роняют пух тяжёлые гусыни,

Выравнивая дно нагретого гнезда,

Опять прозрачны дни и ночи светло-сини,

И над тобой стоит бессонная звезда.

Близость к родной природе, тонкое понимание её позволяют Николаю Рыленкову найти верный тон, придают художественную убедительность многим стихотворениям «на гражданскую тематику».

Не секрет, что многие стихотворения наших поэтов воздействуют на разум, на сознание, а не на чувство читателя, хотя искусство должно найти путь к разуму через душу, через сердце. Это верный путь. Но способы и средства достижения цели могут быть различные. Рыленкову любовь к природе помогает находить этот путь «через сердце». В стихотворении «Переяслав-Хмельницкий» строки о том, как «руки белых черёмух протянуты с лаской», проникновенно подготавливают пафосные строки о дружбе народов всей страны.

Природа для Н.Рыленкова - вечно живой, пульсирующий, как родник, источник раздумий. Конечно, это не ново. И мудрая философичность Пушкина в «Осени», и глубина тютчевских раздумий, и трогательная одухотворённость пейзажной лирики Фета - всё это давние завоевания русской поэзии. Но «секрет» этот как-то скрыт в последнее время, и тем весомее звучит поэзия Николая Рыленкова - одного из немногих современных наших поэтов, пытающихся постичь «философию природы».

Поэт пишет о весне, о том, что апрель подготовил всё для майского цветения:

Всё зацветает кругом, а ты -

Ты знай, внимая птичьим трелям,

Нам раскрывает май цветы,

Что приготовлены апрелем!

Это стихи о весне, о цветах, о птичьих трелях. Но в них есть философский вывод, ради которого написано стихотворение, - каждый из нас должен благодарно помнить, что вместе с нами и до нас делали и делают большое дело другие люди.

Прекрасный цикл - пять сонетов - написал Рыленков о русской душе и русской музыке Глинки!

Любит и знает Н.Рыленков сердце русского человека - годого и смелого, мужественного и трудолюбивого, нежного и наблюдательного. Поэтому так просты и искренни его стихи о любви, о «душевных» и строгих в своей красоте русских девушках.

Легко и вольно входят в его стихи народные песни, припевки, поговорки, делая таким непосредственным общение поэта с читателем. Причём сама настроенность его поэтического голоса, структура речи покоятся на точном и уверенном владении теми богатствами, которые созданы устной поэзией народа. Многие его песни близки к частушке, пожалуй, самому излюбленному жанру нынешнего народного творчества.

На мой взгляд, неподдельная актуальность всех стихов Рыленкова в единстве поэта с родной природой, с жизнью своего народа.

За свою жизнь Рыленков написал огромное количество стихов о родном крае, о простых людях, о родной природе и о многом другом. Я считаю, что он является не только прославленным поэтом Смоленщины, но и всей России.

В. А. Звездаева говорила:”Н. Рыленков жил поэзией и для поэзии. И если я всё же попыталась сказать о нём что-то сверх его стихов(стихи сами за себя говорят любому открытому сердцу),то лишь с надеждой: может быть, написанное мной побудит прочитать его стихи более родственно. И ещё: в каждой жизни встречается не тот, так другой большой человек. Не пропустите в жизни своего Рыленкова. Потому что явление большого человека- всегда чудо, обогащение, взлёт духовности.”

В своём реферате я рассмотрела жизнь и творчество известного смоленского поэта Николая Ивановича Рыленкова. Мне удалось доказать, что тема родины и родной природы является основной в его поэзии. На мой взгляд, этим человеком может гордиться великая смоленская земля. Закончить свой реферат я бы хотела строками Н. Рылекова:

Я не играл словами, помня

И в стужу лютую, и в зной

Что у меня деревня Ломня

Есть на Смоленщине лесной.

Там я взрастал в хлебах и травах

И всюду шёл с друзьями в ряд.

Слов неправдивых, слов лукавых

Мне там вовеки не простят.

Список использованной литературы.

1.»Добрая душа» - издательство «Советская Россия» Москва - 1973 год.

2.В. А. Звездаева «Николай Рыленков» - издательство «Современник», Москва - 1987год.

3.»Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в конспекте русской и мировой культуры» - издательство СГПУ, Смоленск - 2000год.

Подобные документы

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Краткий очерк личностного и творческого становления великого российского поэта-символиста начала XIX века В.Я. Брюсова, отличительные черты его произведений. Отражение фактов исторического прошлого России в стихах поэта. Анализ поэзии "Родной язык".

    реферат , добавлен 17.06.2009

    Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Творческий путь Н.М. Рубцова - лирика XX века, восхищавшегося красотой родной природы в своих поэтических произведениях. Поэтические стихотворения Н. Рубцова, привлекающие внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

    реферат , добавлен 04.06.2015

    Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина. Биография поэта, эмоциональный фон детских лет. Тема обреченной скоротечности бытия. Первые изданные стихи. Литературная группа имажинистов. Автобиография Есенина, версии его трагической смерти.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2009

    Детские и юношеские годы народного поэта Татарстана Роберта Мугаллимовича Миннуллина. Мир творчества поэта. Стихи для взрослых. Тональность поэзии Миннуллина. Художественное осмысление образа детства. Основные ценностные установки творчества для детей.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Поэзия Пастернака привлекает читателя напряжённостью лирического переживания, тонкостью, восприятия тех тысяч мгновений и подробностей, которые открываются человеку в мире родной русской природы и в повседневном общении с кругом близких и милых людей.

    реферат , добавлен 10.03.2002

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Основные факты биографии Афанасия Фета. Единство природы и человекы в поэзии Фета. Роль цвета, звука и контрастов в стихотворении. Любимые символы поэта. Любовная лирика. Стихи, посвященные Марии Лазич. Общее и отличное в творчестве Фета и Тютчева.

    презентация , добавлен 23.01.2012

    Создание Студии детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде в 1922 году. Основные жанры в творчестве писателя В.В. Бианки: детская сказка, рассказы о природе, энциелопедия. Познавательный и воспитательный характер произведений.



Читайте также: