Стадия сосредоточения. Сосредоточение и концентрация. Упражнение для развития сосредоточения

Мы все прекрасно знаем, что чем лучше подготовлена деятельность, тем она эффективнее.

Это настолько банально, что кажется тут и обсуждать-то нечего.

Конечно, всякий знает, что подготовка — основа успеха.

Однако, поразительно, в жизни мы это правило почему-то не применяем. Чаще всего подготовку мы недооцениваем, пренебрегаем ей из-за лени или по незнанию. И поэтому наша деятельность становится НЕ УСПЕШНОЙ .

Впрочем, и это было бы не страшно, если бы из неудач мы сделали вывод и в следующий раз попробовали все исправить. Однако этого, как правило, не происходит, поэтому каждая новая попытка опять начинается БЕЗ подготовки, и опять заканчивается ПРОВАЛОМ .

Поэтому полный человек может пытаться похудеть 5-10-50 раз, но так и не похудеть.

Поэтому курящий может 5-10-50 раз попытаться бросить курить, но так и не бросить.

Поэтому спортсмен может 5-10-50 раз попытаться улучшить свой результат, но так и не добиться желаемого.

Основа этих хронических неудач одна и та же — отсутствие НУЖНОЙ подготовки.

Многие из занимающихся физкультурой имеют ОШИБОЧНОЕ представление о подготовке к упражнению. И это не их вина — так их приучали готовиться к началу упражнений еще на уроках физкультуры в школе.

Что обычно делают для того, чтобы подготовить свое тело к физическим упражнениям?

Иногда вообще ничего не делают, а сразу залезают на велотренажер и начинают мотать педали.

В лучшем случае делают общую разминку — помахать руками и ногами, покрутить головой и тазом, и т.п…

Это ошибочный подход, т.к. ГЛАВНЫМ условием начала любой деятельности является СОСРЕДОТОЧЕНИЕ на ней.

Без сосредоточения любая попытка что-то сделать будет заведомо малоэффективной.

Сосредоточение перед стартом — это ключевой момент.

Я использую слово «КЛЮЧЕВОЙ «, т.к. это действительно КЛЮЧ к достижению результата. Те, кто не используют этот ключ, пытаются ломиться в закрытую дверь, растрачивая на бесплодные попытки гигантское количество энергии и эмоций, зарабатывая при этом неврозы и неверие в свои силы.

Те, кто этот ключ используют, спокойно достигают результата без лишней суеты и нервотрепок.

Сосредоточение состоит из ДВУХ фаз:

— мысленное представление будущего действия;

— определение момента готовности к началу действия.

Спортивные психологи показали, что каждой из этих фаз соответствует своя особая био-электрическая активность коры больших полушарий головного мозга, оказывающая влияние на все тело.

Первая фаза сосредоточения — мысленное воспроизведение упражнения.

При проигрывании в уме будущего упражнения происходит возбуждение нервных центров и мышц в точном соответствии с программой будущего действия.

Человек внешне вроде бы остается неподвижным, но тонус его мышц повышается именно там где нужно, что даже эффективнее подготовит его к деятельности, чем обычная общефизкультурная разминка (которой, конечно, тоже пренебрегать не следует).

Психологами доказана прямая зависимость между отчетливостью представлений и спортивным результатом.

Вот как об этом рассказывает олимпийская чемпионка по плаванию Г.Степанова: «Перед самым стартом сосредотачиваюсь, ото всего отвлекаюсь и мысленно плыву; и насколько ярко удается мне представить каждый свой поворот, каждую техническую деталь, настолько хорошим получается и результат».

Об этом же говорят и другие спортсмены высочайшего класса — чемпионы по стрельбе, по тяжелой атлетике, по прыжкам в высоту, по прыжкам в воду, по борьбе, по баскетболу и т.д.

Спортсмены, которые хорошо освоили этот способ, часто используют его даже ВМЕСТО обычной разминки — оказалось, что способ мысленной проработки движения разогревает и подготавливает мышцы тела ничуть не хуже, чем обычная разминка.

Такая разминка даже получила свое особое название — идеомоторная подготовка.

Выглядит это, конечно, впечатляюще. Например, штангист, представляющий выполнение тяжелого упражнения, может обильно покрыться потом, да так, что майку можно будет выжимать. При этом внешне он останется совершенно неподвижным.

Экспериментально установлено, что для получения оптимального результата короткие упражнения следует мысленно представлять 3-4 раза, а длительные упражнения — один раз.

Что очень важно, сосредоточение фокусирует внимание спортсмена, в сознание перестают поступать лишние сигналы и отвлекающая информация. Возбуждается нужная доминанта, что приводит к избирательной чувствительности — теперь само подсознание из всего массива поступающей информации автоматически выбирает только нужную, направленную на достижение цели.

Все, что не имеет отношение к цели, будет отсеяно. Все, что имеет отношение к достижению цели, будет усилено.

Это состояние известно многим и обычно его описывают словами «как будто Бог помогает «, когда кажется, что все что нужно само вдруг попадается навстречу; в какой-то случайной встрече вдруг узнается именно та информация, которая крайне необходима именно в данный момент; все нужные события настолько происходят своевременно, что кажется будто кто-то подталкивает нас к успеху.

Такое состояние — это свойство сосредоточенного внимания , которое автоматически отсеивает лишнее и выделяет нужное.

Находясь в состоянии рассеянного внимания мы бы не заметили внезапно попавшегося навстречу успеха; в случайной встрече пропустили бы мимо ушей нужную информацию; не захотели бы себя утруждать использованием происходящих вокруг событий.

Следует очень БЕРЕЖНО относиться к моменту сосредоточения. (Кстати, часто некоторые не очень грамотные тренеры своими «накачками» перед стартом мешают спортсмену сосредоточиться, а значит резко ухудшают результативность спортсмена.)

Однако нужно заметить, что сосредоточение не обязательно должно быть длительным. Оно должно быть оптимальным . Замечено, что время сосредоточения уменьшается по мере роста спортивного мастерства.

Кроме того, как показали исследование спортсменов-стрелков, слишком длительное сосредоточение может отрицательно влиять на результат.

Вторая фаза сосредоточения — выбор момента начала деятельности.

Образное представление деятельности, проигрывание ее в уме, заканчивается особым чувством — «чувством ГОТОВНОСТИ «.

Спортивными психологами было проведено исследование, результаты которого очень показательны. В ходе этого исследования спортсмены выполняли одни и те же упражнения в двух состояниях — достигнув предварительно «чувства готовности» и не достигая предварительно «чувства готовности».

В первом случае (т.е. достигнув «чувства готовности») они успешно выполнили действие в 95,5%

Во втором случае — только в 13,3%.

Как видно, предварительное достижение «чувства готовности » делает практически гарантированным достижение успеха. Однако часто ли мы в своей жизни начинаем свою деятельность в «состоянии готовности»?

Признаемся честно — ОЧЕНЬ РЕДКО . Некоторые из нас вообще НИ РАЗУ В ЖИЗНИ не озаботились перед началом любой своей деятельности привести свою психику в «состояние готовности «. Разве стоит после этого удивляться тому, что результаты такой деятельности не впечатляют.

Что такое «чувство готовности»? Это чувство ЕДИНСТВА , веселой собранности, радостной сконцентрированности и тела, и психики.

Каждый спортсмен по-разному описывает это чувство.

Кто-то скажет, что «поймал кураж», кто-то, что появилась «легкость и звон в мышцах», кто-то назовет это «восторг» или «вдохновение», пловец скажет, что тело «стало обтекаемым и скользящим», стрелок скажет, что «ствол сам идет за мишенью».

Названий много, но общее одно — нерасчлененность этого чувства. Невозможно сказать, что что-то более готово, а что-то менее готово.

Состояние готовности — это когда готово всё в человеке — тело, внимание, эмоции. И такое состояние нужно ежедневно тренироваться целенаправленно вызывать.

Важно отметить одну особенность — четкую связь «чувства готовности» с положительными эмоциями, с радостью .

Хочу привести один впечатляющий пример, поясняющий эту связь.

Английский футбольный клуб Sunderland проиграл подряд 10 матчей, когда его возглавил Боб Сток . После его прихода клуб выиграл подряд 10 встреч и сенсационно завевал Кубок Англии.

Отвечая на многочисленные вопросы, касающиеся «рецепта успеха» Боб Сток сказал следующее: «Это все так просто. Секрет высоких достижений, по-моему, кроется в хорошем настроении . Поэтому я стараюсь, чтобы оновсегда у моих питомцев было на уровне . Если же мне не удается это сделать, я прибегаю к помощи людей, для которых это профессия . Команду, у которой хорошее настроение, почти невозможно победить».

Итак, образные представления и хорошее настроение приводят к особому «чувству готовности», которое приводит к победе.

Хочу привести высказывание нашего прославленного тренера по хоккею А.В.Тарасова , который видел причину поразительной психологической устойчивости игроков советской сборной в том, что наши хоккеисты «умеют тренироваться много и весело . Удача — она приходит к сильным. И к людям, которые улыбаются . Только так!».

Может сложиться впечатление, что в данный момент я говорю про спорт.

Но это не так.

Спорт — это просто хороший поясняющий пример, а на самом деле я говорю про ЛЮБУЮ деятельность , про достижение любого результата, например, про похудение, в частности про прохождение моего курса «Похудение».

Что нужно делать для того, чтобы пройти этот курс наиболее эффективно?

Нужно ежедневно ГОТОВИТЬСЯ к выполнению заданий, изложенных в курсе.

Не нужно стремиться выполнить за день ВСЕ задания недели или месяца.

Попробуйте для начала выполнить только ОДНО любое задание.

А начать нужно с того, чтобы ПОДГОТОВИТЬСЯ к выполнению выбранного задания с помощью СОСРЕДОТОЧЕНИЯ .

Т.к. процесс сосредоточения состоит из двух фаз, то именно эти две фазы и нужно пройти ПЕРЕД тем, как начать выполнять любое задание.

Первую фазу — фазу образных представлений — лучше пройти утром. Мысленно представить как Вы будете в течение дня в разных привычных ситуациях (в быту, на работе, в дороге и т.д.) выполнять выбранное задание — что и как будете делать, на что и как реагировать, что игнорировать и т.д.

Ежедневные мысленное представление выполнения заданий курса позволит правильно поступать в реальности, т.к. возникающие бытовые ситуации уже не будут для Вас неожиданными, Вы к ним будете уже готовы, и в результате парадоксальным образом они будет не мешать, а помогать выполнению заданий курса. То, что раньше мешало Вам сбрасывать вес, сбивало и отвлекало, теперь будет помогать.

Вторую фазу — фазу готовности — можно проходить и утром, и в течение дня перед выполнением каждого задания. Впрочем, на этом я не буду подробно останавливаться, т.к. некоторые задания курса как раз и представляют собой варианты прохождения этой фазы.

Итак, будем помнить, что если мы хотим добиться успеха в какой-то деятельности, то обязательно нужно к ней подготовиться с помощью правильного сосредоточения. Это с вероятностью 95,5% обеспечит достижение желаемого результата.

Сосредоточение – это способность удерживать внимание на выбранномобъекте.В йоге сосредоточение является ключевым моментомразвития.


Вообще, способность к сосредоточению лежитв основе жизни и деятельностилюбого успешного человека.В основе любого достижения. Каждый человек который чего-то достигв бизнесе,в политике, в учебе, в творчестве, в спорте, в духовных практиках - сумел это сделать благодаря своей способностисосредотачиваться.

Вместе со способностью к сосредоточению растёт сила духа и воля человека, формируется характер. Растёт сила намерений. Усиливается способность ставить цели и достигать их.

Эта статья посвящена практическим аспектам развития.А для того, чтобы что-то развивать, сначала надо понять, что это такое.

Что такое сосредоточение

Сосредоточение – термин, который применяется достаточно широко. Для практики в йоге или любой другой системе развития, понадобится иметьчеткое представление о том, что мы будем понимать под этим термином. Неправильноепредставление о предмете занятий вряд ли приведет к ожидаемому результату.

Патанджали в своих «Афоризмах» пишет (гл.1, афоризм 9): устное заблуждение происходит от слов не имеющих (соответствующей) реальности.

Попробуем определиться с«соответствующей реальностью».

История о понимании сосредоточения

Довольно долго я не придавал значения тому, что такое сосредоточение. Однако всё то время была одна мысль, которая несколько беспокоила. Может и не беспокоила, а как-то зацепилась…

В «Афоризмах Патанджали» первый афоризм звучит так:«Вот объяснение сосредоточения».

И всё.И точка. Есть какая-то незаконченность. Так мне казалось.

Для лучшего понимания приведу второй афоризм:«Йога есть удержание материи мысли (читта) от обличения в различные образы (вритти).(Эту тему я раскрывал в статье)

Каждый автор переводит по- своему. И еще надо учитывать, что текст – древний. Люди тогда говорили и мыслили по-другому. Более конкретно. Каждому слову соответствовало конкретное понятие.Соответственно, социум и люди были другими.

Отступление по теме

Вспомним не такой уж далёкий восемнадцатый век.Или даже девятнадцатый. Характерные ассоциации: честь, достоинство, благородство, дуэли, честное купеческое слово, образование, высокие морально- этические нормы,…

Язык был образный, имел созидательную силу. Слова были значимыми и обязывали.

Реформа русского языка после Октябрьской революции заменила образы фонемами. Кстати, это был один из первых законов новой Советской власти!!! Очень надо было, чтоб люди потеряли способность мыслить образами, конкретно, творчески. Чтоб потеряли способность принимать решения. Нужны были послушные исполнители. Эти вещи взаимосвязаны - образность мышления и способность принимать решения и действовать.

В итоге, сейчас уже не так часто встречаются люди,отвечающие за свои слова. Понимающие, что такое честь или чувство долга.

Практика сосредоточения

В афоризме «вот объяснение сосредоточения» - каждое слово означает конкретное понятие. Именно это всё объясняети ставит на свои места. Слово «вот» (или«сейчас») – означает конкретное понятие, конкретное состояние.И это состояние автоматически возникает в определённых ситуациях – когда мы наблюдаем нечто необычное.

Поясню. Давайте представим, для примера, что ваш домашний кот, вдруг заговорил человеческим голосом. Что с вами произойдёт в этот момент?

Как минимум две вещи:

-Вы онемеете на некоторое время.Причём и буквально(не сможете говорить) и в мыслях (мысли остановятся, замрут);

-Вы удивитесь .

Чтоб освоить сосредоточение , необходимо научиться осознанно входитьв описанное состояние.

Патанджали в своём первом афоризме дал чёткое представление о том, что такое сосредоточение . Оно описывается состояниямиВОТ или СЕЙЧАС .И это тот навык с которого должен начинать каждый практикующий йогу (или другую систему духовного развития, саморазвития,…)

Этот афоризм стоит на первом месте тоже не случайно.Это ключ. Вход в систему.

Достичьвсех тех возможностей , которые открывает перед человеком осознанное развитие возможно только одним образом – развить в себе способность к сосредоточению.

При этом важно научиться отключать неконтролируемый внутренний диалог. И уметь удивляться. Удивление делает внимание подвижным. При помощи удивления можно переместить внимание куда угодно – на материальные объекты и тонкоматериальные, на внешние и внутренние. (Достаточно лёгкого удивления).

Упражнение для развития сосредоточения

Упражнение:Наблюдение за руками. (Первый, подготовительный уровень).

1 - Сядьтеудобно на полу или на стуле, голова смотрит вперед, расслабьтесь;

2 -поднимите левую руку, так, чтоб ладонь была передсобой.Посмотрите внимательно на ладонь левой руки. При этом нужно слегка удивиться, рассматривая ладонь, и сохранять это состояние лёгкого удивления во время выполнения упражнения;

3 -закройте глаза, а внимание на ладони оставьте – старайтесь её ощущать или видеть мысленно;

4 -медленно перемещайте ладонь по произвольной траектории: влево, вверх – вниз, вперёд – назад. В пределах досягаемости. При этом внимание всё время на ладони, голова остаётся неподвижной. Старайтесь в это время ни о чём не думать.

Если во время упражнения будут возникать мысли, отметить, что это за мысли и откуда они приходят.И вернуть внимание на ладонь. Пусть вас особенно не волнуют приходящие мысли, не обращайте на них особого внимания. Просто отметьте их про себя.Старайтесь, чтоб в центре вашего внимания постоянно была ладонь.

Со временем ваша способность к сосредоточению возрастёт и всякие мысли всё меньше будут вас отвлекать.

Длительность выполнения упражнения – от 2 до 5 мин. Постепенно можно довести до10 мин.

Тоже самое проделать с правой рукой.Только теперь рука двигается вправо.

Важные замечания:

Упражнения делать определённое время. Можно по таймеру;

Во время выполнения упражнения не напрягаться,тело должнооставаться расслабленным,дыхание – лёгким, свободным;

Если возникнут дискомфортные состояния – упражнение прекратить;

Местодолжно быть тихим, спокойным. Позаботьтесь, чтоб вас никто не отвлекал во время сосредоточения;

Достаточно выполнять упражнение один раз в день.

После освоения этого упражнения, через три – четыре недели можно будет приступить к более сложным упражнениям.

Освоениеи регулярное выполнение только одного этого упражнения может заметно повлиять на вашу жизнь и вашу деятельность.

P . S . Способность человека к сосредоточению лежит в основе любой успешной деятельности . Способность сосредотачиваться формирует характер человека, его волю и целеустремлённость.

Напишите свой отзыв.


От постижения эзотерического значения положения тела как символа пребывания в Законе сейчас мы переходим к освоению первого из семи практических упражнений. Для удобства это первое упражнение мы назовем сосредоточением.

Сосредоточение - а для нас очень важно понять значение этого слова в его подлинном мистическом смысле - есть собрание воедино всех способностей ума, направление внимания на достижение единой цели. Мы используем слово сосредоточение в смысле, который выражен восточными адептами так: Сидя в одиночестве, завернувшись в мантию, мастер вошел в самадхи.

Выражение сидя в одиночестве относится к положению тела и означает пребывание в настоящем. Слова завернувшись в мантию говорят о том, что он свел воедино или интегрировал все проявления своего ума. Вот в чем смысл учения о середине.

Поразмысли о тайне, которая просвечивает в словах завернуться в мантию мудрости. Знаком отличия буддистских патриархов была мантия. Каждый архат, или наставник школы, носил пелерину определенного цвета. Мантии секты Дзэн были зелеными, а Даруму, архата Дзэн, изображают в мантии, один конец которой наброшен на голову в виде капюшона. Ученику не разрешалось носить подобное одеяние, поскольку это было прерогативой высших священников.

Посвященный пифагорейской школы Аполлоний Тианский тоже носил особую мантию из шерсти. Приступая к эзотерической практике, он садился на свою мантию и заворачивался в нее, закрывая даже лицо. Считалось, что, сидя таким образом, он совершал путешествия в самые отдаленные уголки мира. Во время одного из таких визитов за пределы тела он, как утверждается, был свидетелем убийства императора Домициана.

Мы так привыкли принимать символы за реальные сущности, что лишь некоторые ученики задаются вопросом, в чем магических смысл мантии. Мантия, как и волшебный багдадский ковер, магический перстень Соломона и кольцо Нибелунгов являются символами сосредоточения - собрания воедино и направления на достижение одной цели всех способностей души.

Как в таком случае нам определить сосредоточение? Суть сосредоточения, как и любого другого подлинного упражнения, невыразима. Она должна быть постигнута изнутри. Она может быть постигнута, поскольку само это упражнение развивает у ученика способность его практиковать. Понятно, что для занятий сосредоточением не нужно надевать физическую мантию; адепт носит одеяние не от мира сего. Особенности его традиционной одежды (по которым отличают адепта от обычных последователей в физическом мире) являются лишь отражениями или иносказаниями его подлинного облика.

Сосредоточение представляет собой мягкую и ненавязчивую концентрацию внимания без волевых усилий. Оно основывается на постижении Закона. Сосредоточение можно назвать непоколебимостью намерения. Подобно свече, которая ровно горит в безветренную ночь, постижение непоколебимо светит в лоне сосредоточения.

Сосредоточение есть постоянство духовного движения в направлении Единого. Вот как его описывает комментарий к Зохару: Последователь духовных Таинств с совершенным вниманием смотрит в лицо Реальности.

Если ложные толкования отсутствуют, простая практика сосредоточения полностью безвредна. Однако между подлинным пониманием занятий сосредоточением и расхожими толкованиями этого упражнения наблюдается большое различие.


Подготовка к сосредоточению


Ни одно оккультное упражнение не должно выполняться без надлежащей подготовки. На практике эта подготовка выражается двояко. Во-первых, она предполагает общее упорядочение индивидуального существования. Бесполезно предпринимать попытки практиковать оккультные упражнения в противоречивом и хаотическом окружении. Не следует лелеять в себе стремление уходить от мира в духовные состояния. Сосредоточение не является оазисом духовности в пустыне беспорядочной обыденной жизни.

Часто можно услышать, как люди говорят: Мои занятия медитацией дают мне силу продолжать жизнь, которая в противном случае была бы просто невыносимой! Если человек руководствуется подобными соображениями, он обречен на неудачу. Сосредоточение не может быть одной из независимый сторон жизни. Оно должно проникнуть до самого основания обыденного существования, ведь в противном случае оно не будет успешным, и человек просто потеряет время.

Способность сосредоточиваться в мистическом смысле слова проявляется в жизни человека в виде умения сохранять самообладание и добиваться успеха в повседневных делах. Следовательно, сосредоточение прежде всего должно стать интегральной частью мировоззрения человека.

Второй частью приготовления к сосредоточению являются действия, выполняемые непосредственно перед началом практики. В течение некоторого времени перед выполнением упражнения разум должен пребывать в состоянии покоя, а тело должно быть полностью расслабленным - в это время не следует предаваться праздности, нужно лишь избегать стрессов. Сидеть среди всеобщей суеты и пытаться изолировать себя от ее влияния посредством проявления какого-то особого отношения к ней - нелогично и не достойно философа. Вот почему мастер сидит в одиночестве. Эти непритязательные слова открывают великую тайну тем, кто может ее понять.


Символы сосредоточения


Священнослужители древности и современные мистические традиции, распространенные на Востоке, едины в том, что занятия сосредоточением следует проводить с использованием священных объектов. Пифагор учил своих последователей медитировать на тетрактисе - треугольном расположении десяти точек. Он также советовал всем подлинным пифагорейцам уделять время созерцанию священной фигуры додекаэдра, или правильного двенадцатигранника.

В Таинствах Изиды и Озириса Плутарх утверждал, что древние египтяне в святая святых своих храмов хранили геометрические рисунки и фигуры, лицезрение которых уподобляло их богам. Математик Теон Смирнский утверждал, что бог как состояние может быть достигнут с помощью созерцания особых числовых рядов. Значительная часть произведений религиозного искусства и архитектуры была создана под влиянием старых культов таинств и предназначалась прежде всего для занятий созерцанием. Если взглянуть на древние символы с этой точки зрения, они приобретают новый смысл и величие.

Один современный лама также использует в осуществлении своих ритуальных действий несколько символических предметов. Среди них имеется дорье, или изображение двойной молнии, церемониальный кинжал, чаша, маленький двойной барабанчик, мандала, молитвенное колесо и танка. К этим образам следует добавить также целый пантеон тибетских божеств. Каждое из них изображено в особом положении и выполняет определенные действия. Для посвященного все эти на первый взгляд незначительные детали обладают особой эзотерической важностью.

Среди объектов для сосредоточения у китайских даосов основное место занимает слово Дао. Следующим по важности идет изображение инь и янь, знаменующее собой равновесие отрицательных и положительных полюсов. Далее идет структура триграммов, вычерченных непрерывными и разрывными линиями. Имеется восемь основных триграммов и шестьдесят четыре их вторичных комбинации. Комментарии Конфуция о сокровенном смысле сочетаний триграммов считаются важным эзотерическим писанием.

Образцы каллиграфии также служат символами, используемыми для сосредоточения как китайскими, так и японскими созерцателями. Особенно эффективными считаются каллиграфически написанные иероглифы, воплощающие в себе основные формы, линии и ритмы. Религиозные рисунки, скульптуры и фрески украшают большинство восточных храмов. Они также используются посвященными в религиозных действах. Самым большим уважением пользуются произведения священников, которые создавали символические изображения, пребывая в состоянии медитации. На Востоке считается, что все прекрасные и достойные работы выдающихся художников и скульпторов обладают способностью оказывать содействие при внутреннем постижении.

Таковым является эзотерическое учение о символах для сосредоточения. Святость этих объектов признается также и некоторыми в полном смысле слова мистическими сектами. Однако для нашей цели мы должны углубиться в подлинный смысл слова

Дао, то есть попытаться проследить правильный Путь понимания священных символов.

Каждый из них изображает и представляет функцию разума, состояние души или действие воли. Таким образом, они представляют собой доступные обычному восприятию физические подобия невидимых состояний, добродетелей и проявлений Истины. Под состоянием понимается степень или уровень приближения к реальности; под добродетелью - соответствие действительности; а под истиной - сама реальность. Здесь, как и ранее, только постижение может провести различие между терминами, которые при обычном использовании считаются синонимами. В мистицизме все понятия имеют весьма утонченный смысл, причем чем ближе к реальности некоторое представление, тем труднее выразить его значение.

Когда говорится, что мастер берет дорье, смысл этих слов в том, что он получает в сознании доступ к источникам космического всемогущества, уравновешивая в ходе созерцания вселенские энергии. Когда мастер поднимает кинжал, он сбрасывает бремя органов чувств. Держа чашу, он открывается потоку духовных сущностей. Вращая молитвенное колесо, он приводит в действие механизм причины и следствия, которые крутятся на оси Я.

Ток происходит в каждым инструментом. Ни один реальный, то есть физический, символ сам по себе ничего не значит. Осязаемое остается, как всегда, всего лишь символом или ключом к тайнам неосязаемого. Для непосвященных многие подобные истины кажутся туманными, а то и вовсе бессмысленными. Таким образом секреты самой своей природой защищают себя от профанации недостойными. Тот, кто их не видит, не имеет к ним доступа и, стало быть, не может их неправильно использовать.


Магия мандал


Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, довольно симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж, нежели художественное произведение. Ее размер и палитра, хотя и подчиняются традиционным требованиям, могут в значительной мере варьировать. В целом мандала напоминает цветок лотоса, отдельные части или символические лепестки которого могут быть украшены китайскими, тибетскими или санскритскими знаками и цифрами. На экзотерическом языке мандала представляет собой некое подобие вселенской карты, символически изображающей мир, небеса, райские обители и разные части человеческого тела.

Хотя мандалы традиционного вида распространены по всей Азии, различные секты создали мандалы, кое в чем отличающиеся от общепринятого варианта. Только продвинутый ученик, глубоко знакомый со всеми тонкостями метафизических учений, может с уверенностью идентифицировать все типы мандал. Кроме того, только он может отличить подлинные культовые произведения от коммерческих копий, которые недалекие торговцы сувенирами с успехом сбывают заезжим туристам.

Известный аббат Хук был лишен сана, когда опубликовал свои книги, в которых описал практику некоторых тайных магических ритуалов в странах Центральной Азии. Среди интересных наблюдений Хука было сообщение о мандале, которую исследователь обнаружил в одном их храмов. На картине было изображено несколько фигур и среди них - луна. Если верить свидетельству Хука, на рисунке фазы изображения луны менялись в соответствии с фазами светила в небе.

На Востоке имеется многочисленная литература, объясняющая тем, кто способен понять, как создаются подобные магические изображения. Так, например, бытует легенда о буддистском монахе, который (находясь в состоянии глубокой медитации) нарисовал врата Сукхавати, дверь в восточный рай Амитабхи. Когда шедевр был создан, он повесил эту шелковую картину на стену своей кельи. Впоследствии, опять погрузившись в медитацию, он поднялся на ноги, подошел в картине, прошел ворота, которые сам нарисовал, и исчез навсегда. Так он достиг нирваны.

Как можно интерпретировать эту историю? Если мы не пойдем дальше способностей одного лишь ума, эта история покажется странной и бессмысленной. Если мы все же обладаем даром видеть подлинную тайну легенды, она предстанет перед нами как изысканная аллегория. Медитирующий монах - это Я, заключенное в человеческой форме, которая является ограничением несовершенного ума. Картина представляет собой воплощение срединного пути, или Дао. На картине изображены ворота или дверь, потому что она воистину есть Путь. Визуализировав в ходе созерцания тайну истинного Пути и приобщившись к ней, ученик оказывается в состоянии достичь совершенства, которое, как и Путь, есть Дао. Истина открывается ему в ходе постижения, и он сам становится тем, что постиг. Постижение есть врата к Реальному, мост, возведенный из утонченной субстанции, которая осознается внутри. Тот, кто строит этот мост, может пройти по нему и отождествиться с тем, что он построил.

Молодые ученики в некоторых восточных школах ежедневно практикуют сосредоточение на мандалах. Затем их спрашивают, каких результатов им удалось достичь. Обычно вначале приходит переживание, что структура движется. Если мандала имеет вид колеса, ученику кажется, что оно вращается - вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее, пока все цвета не сольются и колесо не станет одним вращающимся светлым диском. Чтобы достичь этого результата, нужно сосредоточиваться на мандале много месяцев, а то и лет.

На следующей стадии фон картины, стена, на которой она висит, и все окружение медленно растворяются, и у созерцающего создается впечатление, что вращающийся диск висит в пространстве, поддерживаемый лишь силой его сосредоточения.

На третьей стадии сосредоточения ученик видит, как диск мандалы постепенно приближается к нему, а сам он чувствует, что вливается к средоточие светящейся энергии. Когда эта стадия достигнута, ученик должен обратиться к наставнику за дальнейшими указаниями. Он оказывается на распутье. Одна ошибка в этом месте может свести на нет все его занятия в течение нескольких последних лет.

Наставник спрашивает, что ученик заметил во вращающемся диске. Смысл этого вопроса в том, чтобы установить, является ли сосредоточение ученика по существу мистическим или же оно визуально. Если оно всего лишь зрительно, занятия прекращаются, потому что в противном случае он быстро скатится к идолопоклонству. С метафизической точки зрения идолопоклонство означает принятие символов в качестве Реальности и преклонение перед этими символами. Если переживание ученика вполне обыденно, и он видел вращающийся диск так, как человек может видеть внешний объект, он потерпел неудачу.

Дело в том, что сосредоточение должно было подвести его к переживанию вращающегося колеса. Он должен был обрести его значимость, а не внешний вид. Это должно было быть живое колесо, вращение самого Закона. Наставник просит ученика объяснить подлинный смысл вращающегося колеса. Если ученик отвечает, что знает, но не может объяснить и если наставник видит в глазах ученика свет душевных сил и видит в каждом его жесте пробужденную силу постижения, он остается удовлетворен. При помощи определенных оккультных средств наставник может точно оценить, насколько глубоко постижение ученика. Если оно оказывается достаточно фундаментальным, ученик получает специальные указания и продолжает занятия. Ему дают молнию и велят разбить колесо. Он должен уничтожить структуру собственного сосредоточения, причем сделать это следует, не выходя из него. Большего на словах объяснить не удается.

Таким образом, в распоряжении ученика имеется ключ: концентрация есть визуализация Закона в трансцендентных и магических формах. Закон обнаруживается в формах. Однако эти формы должны быть разрушены, ибо сам Закон не имеет формы. Его можно обрести посредством формы, но не в самой форме. Все формы, осязаемые и неосязаемые, отражают Закон. Горе тому, кто стремится поймать Закон в сети разума!.. Таково введение в магию мандал.


Чаша для милостыни


Основным символом ученичества является чаша для сбора милостыни.

Этот цилиндрический сосуд из бронзы или глины является символом нищенства, эмблемой непривязанности. Однако чаша не имеет никакого отношения к моральной ущербности. Как и священные предметы архатов, в чаше для милостыни следует видеть состояние сознания. Одним из основных архитектурных мотивов пагоды Дракона Шве, этого едва ли не самого впечатляющего из буддистских храмов, является перевернутая чаша для милостыни. Перевернутая чаша в данном случае является не просто гробницей освобожденного адепта, но и напоминанием об одной из величайших тайн.

Поиск Истины есть процесс поиска целого частью. Этот процесс подразумевает установку на принятие. Хотя понятие о поиске - лучшее из всех, которые мы знаем, в действительности мы не ищем Истину. Мы не находим, а принимаем, получаем. Все сущее и живущее дарует нам что-то. Реальность все время струится во всем, что есть. Чаша представляет собой вселенский символ способности принимать. Поэтому подлинный буддист может получать в нее лишь то, что ему необходимо на один день, - и ничего, кроме пищи. Рис для азиатов заменяет хлеб. Христианская молитва гласит: Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Буддистский мистик даже не просит. Он просто несет с собой чашу, и все, кто чувствуют внутри себя побуждение благого Закона, поделятся с ним рисом.

Когда предлагают другую пищу, нищий может тоже принять ее. О Будде Гаутаме говорят, что в последний день его жизни на земле бедный крестьянин принес и по доброте душевной положил в чашу Будды часть своей пищи. Крестьянин был таким бедным, что его пища была непригодной для еды. Однако Просветленный принял ее и, обратившись к ученикам, возвестил их о том, что близится час его ухода. Затем, зная, что пища несвежая, но лучшая, какая была у крестьянина, он смиренно съел ее и в скором времени скончался.

История, очевидно, аллегорична, и смысл ее предельно прост. Получить Закон означает быть сытым. Закон дается нам через все, что нас окружает, и когда угодно и при любых обстоятельствах мы можем постичь Закон и достичь освобождения. Обыденные переживания, проблемы жизни, карма и дхарма - все должно быть безоговорочно принято в открытую чашу сознания. Ничто, кроме пищи, не может быть принято в чашу, но кто решает, является ли получаемое пищей или нет? В конце концов переживания достигают совершенства в Законе. Достигший освобождения переворачивает чашу. Когда Закон постигнут, время получать подходит к концу. Но до этого монах в желтой мантии ходил под дорогам мира, неся с собой чашу для милостыни.


Практика сосредоточения


Прочти этот раздел несколько раз, глубоко вникая в его содержание и стараясь избежать возможной двусмысленности. Дело в том, что автор не может заранее знать места, которые будут поняты неправильно, хотя любое непонимание ставит под сомнение успех всей практики.

Заниматься сосредоточением следует в определенное время суток, уделяя особое внимание регулярности и продолжительности. Постижения невозможно достичь какими-то ухищрениями, и поэтому продолжительность занятий не играет роли. Ученик должен сосредоточиваться раз в день в течение не более пяти или десяти минут. Истина вневременна. Поэтому желательно практиковать сосредоточение в течение пяти минут в день, тем более что число пять имеет мистические ассоциации с контролем пяти органов чувств. Для выполнения упражнения можно выбрать как утренне, так и вечернее время. Середина дня или ночи менее предпочтительны, особенно для начинающих. День и ночь являются воплощениями янь и инь соответственно; переходное время между ними оказывается самым подходящим.

Когда время и место выбраны, важно достичь соответствующего состояния. Способность концентрировать внимание следует развивать с помощью простых, непосредственных и ненасильственных методов. Ни при каких условиях разум не должен погружаться в пустоту. Ученик не должен также ждать в надежде, что мысли сами потекут в нужном направлении. Закон не сразу заполняет собой формы. Вначале художник должен нарисовать картину, на которой изображен Закон.

Выбери подходящий символ. Этот символ станет твоей мандалой, и работа с ним потребует продолжительного времени. Не впадай в уныние, если для прояснения его смысла тебе понадобятся многие месяцы. Не меняй символы слишком часто и никогда не переходи от одного к другому до тех пор, пока Закон не откроется в нем.

(((Картинка, стр. 93. Под ней написано:)))

[Китайская гравюра с изображением Будды, проповедующего учение о просветлении. ]

Объектом сосредоточения, идеалом или структурой может быть любой символ, если только он может быть определен. Другими словами, этот символ должен быть доступен если не органам чувств, то по крайней мере разуму. Такие абстрактные добродетели как добро, сострадание и альтруизм не могут быть хорошими символами для сосредоточения. Именно поэтому в восточных школах все добродетели изображаются на рисунках. Воплощением буддизма является Будда, персонифицирующий все абстрактные добродетели этого учения. В христианстве совершенство добродетелей изображается в виде жизни, самопожертвования и смерти Иисуса Христа.

Учитель не является Законом, но свидетельствует о Законе. В сосредоточении ученик не может направить свое внимание на Закон; он концентрирует его на некоторой структуре или образе, которые воплощают Закон. При этом никогда не следует принимать образ за то, что он представляет!

Нередко следует отдавать предпочтение образам, которые символически изображают одну из сфер жизни. Известно, что человек зачастую находит Истину в том, к чему он более всего предрасположен. Для ученого священными являются его книги. Математик по призванию находит Бога в числах, тогда как астроном видит Истину в звездах.

Поэтому в качестве первой структуры для сосредоточения выбери некоторую форму или предмет, о котором ты знаешь, что он вдохновляет тебя и в какой-то мере приближает к постижению. Таким образом через врата известного ты естественно и непосредственно входишь в присутствие Знающего.

На выбор предмета не налагается никаких ограничений. Если ты находишь его достойным, он является для тебя воплощением достоинства, можешь считать его подходящим.

В качестве примера давай предположим, что мы - любители природы. Вдохновение и силу мы черпаем из присутствия живых растений. В росте мы находим Закон. Поэтому давай в качестве символа роста рассмотрим одно растение, помятуя, что при этом мы не ограничиваем рост, а лишь конкретизируем его, чтобы сделать осязаемым для человеческого восприятия. Таким образом мы избежим неопределенности, причуд воображения и абстрактных построений, которые приводят лишь к бесплодным размышлениям и недалеким выводам.

Среди растений дерево является одним из самых благородных и в то же время совершенных форм растительного царства. Кроме того, дерево является красноречивым символом, поскольку с незапамятных времен оно использовалось для изображения различных форм человеческого знания. В старинных гравюрах и манускриптах мы находим деревья закона, исцеляющие деревья и деревья как религиозные символы. Целые народы нередко изображают в виде деревьев и их ветвей. Несколько древних философских учений используют дерево в качестве символа всей вселенной. Размышления на подобную тему могут послужить хорошим прологом для сосредоточения. Они дают возможность осознать величие символа и его универсальность.

Прежде чем приступить к следующей главе, в которой продолжается изучение сосредоточения, следует остановиться на каком-нибудь одном символическом объекте.


Пятое постижение


Основным предметом этой главы является постижение, которое можно коротко выразить так: пройди сквозь форму. Научись видеть идеи по существу бесформенными, однако воспринимаемыми внутренне в качестве проявлений Закона.

Когда ты читаешь книги, слушаешь проповеди и созерцаешь творения древней мудрости, пройди сквозь их форму. Обдумай слова Маймонида: В теле Закона находится душа Закона, в душе Закона пребывает дух Закона. Ищи дух учения. Не останавливайся на меньшем.

Во всем, что случается с тобой в качестве инцидента или обстоятельства узнавай символы бесформенного. Постигни, что все видимые и осязаемые физические объекты, все возможные формы знания в действительности представляют собой разноцветную бахрому на мантии Бесконечности.

Помни слова, начертанные в сайском??? храме в Египте: Я, Изида, есть все, что было, есть и будет; ни один смертный не разоблачил меня. Осознай, что весь мир - это одна видимость, и постигни, что каждый входящий в святая святых храма должен преодолеть видимость во всех ее проявлениях. Мечом озарения рассеки видимость и найди Закон.

Эта глава дает нам более конкретное представление о том, какова практическая польза классификаций событий ума в Абхидхарме, особенно для практики медитации. Здесь мы рассматриваем еще одну группу из пяти, «определяющие объект» события ума. Санскритский термин – «винията», что означает «отстраненный, взвешенный, урегулированный, ограниченный», но в данном контексте имеет смысл «особый» или «определяющий». Определяющие объект события ума – это те, в которых мы более конкретно взаимодействуем с объектом нашего внимания. Они определяют объект в том смысле, что мы определяем, что это будет тот, а не иной объект. Мы, так сказать, подходим гораздо ближе к объекту. Эти события ума связаны с ним в гораздо более живой и даже динамической манере, нежели вездесущие события ума. Определяющие объект события ума, следовательно, прежде всего, проявляются в контексте медитации, которая является процессом устремления себя к определенному объекту с все возрастающей силой вовлеченности.

Интерес (чанда)

И снова Еше Гьялцен начинает свое изложение с цитаты, на этот раз из «Абхидхармасамуччаи»: «Что такое интерес? Это желание наделить желаемую вещь тем или иным особым качеством, и его функция – заложить фундамент для начала неутомимых усилий» .

Итак, это чанда. Гюнтер переводит это как «интерес», можно также перевести это как «рвение». Прежде чем зафиксировать ум на объекте, вы, так сказать, говорите: «Пусть это будет объект моего внимания», – что подразумевает, что вы прикладываете определенные усилия в отношении этого конкретного объекта. Несомненно, это особенно важно в контексте медитации. И именно на основе интереса постепенно проявляются другие определяющие объект события ума.

Важно отметить, что это, первое из определяющих объект событий ума (и также первая из риддхипад, четырех основ психической силы), не является вездесущим событием ума. Конечно, это не новость для большинства из нас: мы очень хорошо знаем, что рвение или чанда не всегда является частью нашего переживания. На самом деле, к сожалению, можно идти по жизни, не проявляя большого рвения к чему бы то ни было. Именно в этом на первый взгляд заключается «невозмутимость» или «расслабленность». Рвение – это то, что нужно укреплять и поддерживать, и оно упрочивается в соединении с другими качествами. Сначала нам нужно увидеть ценность состояния медитации. Именно это стимулирует интерес или рвение, которое является основой устремленности или усилия, что, в свою очередь, ведет к прашрабдхи, или «целостной восторженности».

Рвение, можно сказать, является противоположностью лени, поскольку преодоление лени и развитие рвения тесно связаны. По поводу лени Еше Гьялцен цитирует тибетского мастера Цонкапу: «Если мы неспособны подавить лень, которая находит удовольствие в несклонности к практике медитации и радуется факторам, не способствующим практике, мы быстро утрачиваем интерес… Когда мы достигли состояния бодрости, проникнутого счастьем и удовольствием как на физическом, так и на ментальном уровне, когда мы не устаем день и ночь устремлять себя к тому, что положительно, леность преодолена. Для того, чтобы развить такую бодрость, важно иметь сосредоточение, которое является устойчивой причиной вышеупомянутого состояния живости, и сделать этот процесс непрерывным. Для того чтобы обрести силу сосредоточения, нужно обладать сильным и продолжительным вовлечением в сосредоточение. Для того чтобы сосредоточение было устойчивым причинным фактором, мы должны постоянно вызывать в себе твердую убежденность, которая охватывает весь наш ум, потому что мы увидели добродетели и ценность сосредоточения. Понимание этих качеств и процесс в таком порядке должно принять как наиболее важный момент, потому что они проясняются и получают определенность в нашем собственном опыте («Ламрим ченмо») .

В общем и целом Цонкапа утверждает здесь следующее:

А) Лень нужно преодолеть, поскольку она препятствует не только сосредоточению, но и непрерывности сосредоточения в медитации.

Б) Можно сказать, что лень преодолена, лишь тогда, когда мы не ощущаем сопротивления в занятии медитацией, день и ночь устремляя себя к благу, и постоянно чувствуем как блаженство ума, так и физическое блаженство.

В) Чтобы развить это, нам нужно постоянное сосредоточение – то есть нам нужно постоянно заниматься этой практикой.

Г) Для того, чтобы на самом деле достичь такого уровня вовлеченности, нам нужно постоянно вызывать в ходе практики твердую убежденность в ее ценности – особенно и преимущественно, когда сосредоточение падает.

Следовательно, лень – это значит посвятить себя чему-то, что мешает нам посвятить себя тому, что имеет большую ценность, и испытывать от этого радость. Мы склонны считать леность недостатком усердия, но буддийское представление о лени совершенно иное – и довольно шокирующее. Для Гампопы, к примеру, самая крайняя форма лени – это посвящение себя денно и нощно поражению врагов и приобретению денег .

Лень на самом деле значит, что мы заняты тем, что не способствует возникновению искусных состояний ума: наши дела на самом деле мешают нам осознавать то, чем бы мы занимались в противном случае. На самом деле, Цонкапа заходит еще дальше: лень, он утверждает, это радость от того, что мы не занимаемся тем, что имеет высшую ценность. Она подразумевает своего рода самодовольство и удовлетворение тем фактом, что мы занимаем себя низшими вещами. Чтобы преодолеть лень, нам нужно отличать то, что достойно внимания, от того, что его недостойно. Это значит, что нам нужно глубоко задуматься о последствиях достижения сосредоточенных состояний ума (дхьян): что значит достичь дхьяны и что значит не достичь ее. Рвение (чанда) основано на этом и упрочивается для того, чтобы противостоять лени.

Замечания Цонкапы о лени особенно важны, согласно Еше Гьялцену, для тех, кто склонен погружаться настолько глубоко в различные обсуждения и споры об учениях буддизма, что упускает их суть. Сколь бы добросовестно мы ни исследовали учения, если мы не применяем их на практике, такое занятие – лишь еще одна форма лени. Это не значит, что изучение и практика Дхармы – обязательно разные вещи. Изучение может быть методом практики, равно как и медитация. В конце концов, изучение – это аспект первой из трех мудростей (слушания, размышления и медитации) . Лень прокрадывается, когда мы не переходим к размышлению и медитации на учениях, которые мы усвоили.

Усиленный интерес, который задерживается на объекте (адхимокша)

«Это значит уцепиться за определенную вещь точно так же, как она была определена, и роль усиленного интереса заключается в том, что его нельзя убрать» .

Здесь Гюнтер предпочитает переводить адхимокшу, что иногда передается как «решимость» или «устремленность», как «усиленный интерес, который задерживается на объекте». В данном контексте это имеет отношение к объекту медитации, но на самом деле эту решимость можно применить ко всему. Если объект – это Три Драгоценности буддизма – Будда, представляющий собой идеал Просветления, Дхарма, учение Будды, и Сангха, духовная община тех, кто реализовал высшие этапы запредельного пути, – устремленность приравнивается к вере (шраддхе). В то время как чанда, твердая убежденность относительно качества и ценности высших состояний ума, проявляется в некоторой форме на элементарном уровне духовного развития, адхимокша ощущается лишь теми, кто действительно предан духовной жизни.

Сосредоточение. Эрнест Вуд. Желаете вы иметь успех в жизни? Хотите вы принять меры, чтобы обеспечить за собой этот успех? Хотите вы сделать выбор и сказать себе: я хочу быть богатым; я хочу быть знаменитым; я хочу быть добродетельным. Дайте своему воображению беспрепятственно вращаться вокруг избранной мысли и следите, как эта воздушная надежда будет постепенно превращаться в реальную возможность. Дайте свободный взмах своей фантазии, потому что прекраснее всякой картины, нарисованной воображением, будет то будущее, на которое имеет право человек с сильной волей. Нарисовав в своем воображении то, что вы избрали, скажите себе: я хочу. И нет ничего ни на земле, ни на небе, ни в водах, ни под землею, что могло бы надолго воспрепятствовать вам, ибо вы бессмертны и все будущее послушно вам.

Читать книгу Сосредоточение онлайн

УСПЕХИ В ЖИЗНИ

Желаете вы иметь успех в жизни? Хотите вы принять меры, чтобы обеспечить за собой этот успех? Хотите вы сделать выбор и сказать себе: я хочу быть богатым; я хочу быть знаменитым; я хочу быть добродетельным. Дайте своему воображению беспрепятственно вращаться вокруг избранной мысли и следите, как эта воздушная надежда будет постепенно превращаться в реальную возможность. Дайте свободный взмах своей фантазии, потому что прекраснее всякой картины, нарисованной воображением, будет то будущее, на которое имеет право человек с сильной волей. Нарисовав в своем воображении то, что вы избрали, скажите себе: я хочу. И нет ничего ни на земле, ни на небе, ни в водах, ни под землею, что могло бы надолго воспрепятствовать вам, ибо вы бессмертны и все будущее послушно вам.

Вы, может быть, скажете, что смерть преградит вам путь? Этого не будет. Вы скажете, что бедность или болезнь, или друзья могут стать для вас помехой? Этого не будет. Необходимо только сделать выбор и затем уже никогда больше не желать ничего. Вы должны не желать, а говорить "я хочу", и действительно хотеть, постоянно, в мыслях и в действиях, а не на одних только словах. И с этих пор никогда ни на минуту не должны вы изменять своей цели, направляя по пути к ней все, с чем вы будете соприкасаться отныне. И тогда, если только избранная цель не является вредной, она будет достигнута вами в недалеком будущем.

Вы говорите о ничтожестве человека, затерянного в изгибах огромной матери-земли, которая сама, в свою очередь, лишь пылинка среди бесконечного пространства? Это не так. Вы говорите о слабости и усталости, о безумии, о наслаждениях и случайностях жизни - как они ограничивают и теснят маленького человека. Это не так. Тело лишь одежда, а чувства лишь отверстия в телесном покрове, и когда тело спокойно, а чувства послушны и ум созерцает ваши бессмертные возможности, тогда внутри вас открывается окно и через него вы видите и знаете, что вы можете стать лишь тем, чем сами вы захотите быть, и ничем иным.

Подобно крохотному зерну, зарытому в земле, которое прорываясь, выпускает нежный росток, пробивающийся сквозь землю, чтобы выйти на простор наружного воздуха, подобно тому, как оно превращается в могучий дуб, засевающий землю своими отпрысками, или подобно большому баньяну, происшедшему от маленького семени и расстилающему свои ветви на беспредельное пространство, чтобы дать благосостояние и приют тысячам существ, - так и вы выбросьте из себя отныне первый нежный, но определенный росток воли и выберите, чем именно вы желаете быть.

Что изберете вы? Хотите могущества? В таком случае пусть у других будет большая свобода и большая сила, потому что вы хотите того для себя. Хотите знания? Тогда пусть другие станут мудрее, потому что вы избрали мудрость. Хотите любви? Тогда дайте другим наслаждаться любовью, раз вы сами можете так много дать. Таким образом, ваша воля будет в согласии с Великой Волей и с Великим Законом и жизнь ваша будет едина с Великой Жизнью, без чего невозможен прочный успех. Каковы будут ваши средства? Все, что попадется на вашем пути, и малое и великое; ибо нет ничего, чего бы нельзя было применить для достижения вашей цели. Но еще раз, пусть все люди и все предметы, которые будут служить вам, извлекут благо из этого служения. Таким образом, ваша удача станет и их удачей и Великий Закон будет соблюден.

Но что бы ни избрали вы, одно необходимо всюду и всегда - это сосредоточение намерения, мысли, чувства и действия, чтобы, подобно могучему магниту, сосредоточение это могло поляризовать все, что будет встречаться на вашем пути. Во всех задачах жизни это необходимо для удачи. Все люди, которые успевали в делах, в общественной или политической жизни, в искусстве, в науке и философии, в могуществе и добродетели, - все они отличались неуклонным постоянством цели и властью над своей мыслью, хотя многие из них и пренебрегали Великим Законом. Не было ли этого всегда и прежде, не повторяется ли то же самое и теперь, и не будет ли того же в будущем, что насколько прогресс человека зависит от него самого, он достигается не иначе, как систематической и устойчивой деятельностью, контролем над желаниями и сосредоточением мысли, без чего прогресс недостижим? Перечитайте биографии и философию значительных людей всех типов, и вы найдете у всех них тот же факт налицо. Эпикуреец древних времен сосредоточивал свою мысль на настоящем и старался жить в гармонии с естественными законами. Он не позволял своему уму останавливаться с сожалением на чем-либо прошедшем или опасаться за будущее. Стоик сосредоточивал свое внимание на предметах в сфере его влияния, отказываясь отвлекать себя чем бы то ни было выходящим из предела его власти и цели и даром растрачивать мысли и чувства свои. Платоник стремился сосредоточить свой ум на благоговейном исследовании тайн жизни. Патанджали, великий учитель индусской Йоги, удостоверяет, что человек может достигнуть своего истинного состояния единственно благодаря успешному упражнению в полной власти над своим умом. Набожный подвижник, наполняя свою жизнь и все окружающее обрядами и символами и постоянно повторяя мысленно имена Бога, стремится вызвать в своей душе все более сильные набожные чувства. Человек, успевающий в науках, настолько сосредоточен на своей цели, что он черпает знание из самых ничтожных предметов, попадающихся на его пути. Такова сила мысли, что с ее помощью все вещи могут быть направлены к намеченной цели, и такова власть человека, что он самую силу мысли может подчинить своей воле.

Разве мы не знаем, что нерешительность, волнение, беспокойство и суета порождают физическое страдание, слабость, расстройство пищеварения и бессонницу? Даже в этих мелких обстоятельствах регулярное упражнение в контроле над умом в своей простейшей форме влияет подобно магическому исцелению. Это лучший способ избавиться от зависти, ревности, досады, недовольства, заблуждения, самообмана, гордости, злобы и страха. Без контроля ума невозможно браться за построение характера, с ним же успех обеспечен. Удачное изучение чего бы то ни было зависит от умственного сосредоточения, и постоянное упражнение в таком сосредоточении намного увеличивает воспроизводительные способности памяти.

Г-жа А. Безант описывает большие усилия и достигаемые успехи сосредоточения мысли в таких словах:

"Упражняющийся должен начать с большой воздержанности во всем и стремиться сохранять ровное и светлое настроение ума; его жизнь должна быть чиста и мысли целомудренны, его тело должно быть в полном подчинении у души, а ум должен сосредоточиваться на благородных и возвышенных предметах; он должен проявлять сострадание, симпатию, готовность помогать другим и в то же время быть равнодушным к личным неприятностям и затруднениям, он должен развивать в себе мужество, устойчивость и благоговение. Добившись помощью последовательных упражнений некоторого контроля над своим умом, так, чтобы он мог направляться в течение некоторого времени по определенной линии мышления, он должен затем приступить к более строгой его тренировке ежедневным упражнением в сосредоточении над какой-либо трудной или отвлеченной темой или возвышенным объектом благоговейного почитания. Это сосредоточение означает непоколебимое устремление мысли на одну точку, не дающее себя отвлекать ни внешним предметам, ни чувствам, ни самому уму. Ум должен быть доведен до непоколебимых устойчивости и спокойствия, пока он постепенно не научится настолько отвлекать свое внимание от внешнего мира и от своего тела, чтобы чувства молчали, и тогда ум будет готов направиться со всей силой своей энергии, сосредоточенной внутри, на определенный центр мысли, наивысший, до которого он может подняться. Когда ум может держаться таким образом сравнительно свободно, тогда он готов для дальнейшего шага; сильным и в то же время спокойным напряжением воли он может подняться над наивысшей мыслью, доступной физическому уму, и в этом усилии он может слиться с Высшим Сознанием, освободившись в то же время от физического тела".

Об этой высшей жизни за пределами мозга вы можете прочитать подробнее в ценных теософических книгах г-жи Безант. Таким образом, эта жизнь открывает перед человеком бесконечные перспективы знания и могущества, совершенно невообразимые для ограниченных представлений мозга. Если же вы будете достигать духовной жизни путем благоговейной любви, вы опять встретитесь с той же необходимостью сосредоточения на одной цели. В одном древнем писании сказано, что набожный человек должен бы видеть Бога во всем и все в Боге. Что бы вы ни делали, едите ли вы, приносите ли жертву, даете ли что или стремитесь к чему - делайте все как приношение Ему. Только тот, кто достиг сосредоточения, может делать это. И тогда в чем может он еще нуждаться, раз он всегда созерцает лицо Отца своего? И для тех, кто стучится во врата Святого Пути, мы находим в недавно изданной книге "У ног Учителя" указание, что ищущий должен достигнуть сосредоточения и контроля над умом.



Читайте также: