Заметка в газету по русскому языку 7. Урок развития речи "Заметка в газету" (7 класс). III. Словарная работа

Цели:

  1. Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля.
  2. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля.
  3. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.
  4. Воспитание орфографической и пунктуационной зоркости.
  5. Воспитание любви и бережного отношения к «братьям нашим меньшим».

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint. Приложение 1

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В современном мире всё больше и больше начинают цениться деловые качества человека. Вам предстоит после школы выбрать профессию, найти своё дело. Думаю, интересно будет попробовать себя в роли работника газеты.

Сегодня у нас пройдёт не обычный урок, а урок-практикум в форме деловой игры и завершится он конкретным делом – написанием заметки в газету.

Кто же делает газету? Какие слова связаны с газетой?

Газетчик (разг.), редактор, журналист, корреспондент, интервью, очерк, заметка, художник-оформитель, типография, рубрика, собкор, юнкор, корректор.

II. «Работаем корректором».

В редакции газет и журналов приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них допускаются речевые ошибки. Есть предложение поработать корректорами в отделе правки. Найдите ошибки и исправьте их. Приложение 2

1. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. 1. Врач осмотрел больного и сокрушённо покачал головой.
2. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 2. Столяр сделал из дуба этажерку с четырьмя ножками.
3. Жители нашего города были свидетелями 3. Жители нашего города были зрителями театрализованного представления.
4. Мы сделали большую половину работы. 4. Мы сделали часть работы .
5. Это две большие разницы . 5. Это большая разница .
6. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям. 6. Двадцать пять лет своей жизни она посвятила детям.
7. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. 7. Эти стихи я знаю назубок .

III. Словарная работа.

Верным помощником корректора является словарь. Какой именно словарь должен быть всегда под рукой у корректора?

Орфографический словарь, толковый словарь, справочник по правописанию и литературной правке, например, Д.Э. Розенталя.

Запишите правильно следующие слова:

Публици стика, со бытие, страст ность, экспресс ивно сть, и нверси я, о цено чный, о бщественн ый, за метка.

Попробуйте на основе данных слов сформулировать определение заметки.

Заметка – один из жанров публицистики. В заметке кратко сообщается о каком-либо важном факте, событии общественной жизни, которое происходило недавно. Автор рассказывает о том, как происходило событие, высказывая к тому, о чём говорит, своё отношение. Поэтому в жанре заметки используются оценочные слова, словосочетания, предложения, которые помогают лаконично, но в то же время ярко описать событие.

Чтение §11 стр.79

Как вы думаете, о чём можно рассказать в заметке? (о каком-либо событии, которое вы считаете интересным и значимым: вернисаж, легкоатлетическое состязание, футбольный матч, кино- или театральная премьера и т.д.) Это будет темой заметки.

IV. Работа над содержанием заметки.

Предлагаю остановиться подробнее на содержании заметки. А для начала – загадка.

Все мы весело играли.
Угадайте, где?
Журавлей мы все считали.
Угадайте, где?
На керамику глазели.
Угадайте, где?
И по тропке мы шагали.
Угадайте, где?
На гнездо мы посмотрели.
Угадайте, где?
И шпионами мы были!
Угадайте, где?
Где летают журавли?
Где поют нам соловьи?
Бегают где зайцы?
Загибайте пальцы.
Может, там олени?
Их, наверно, нет.
Может быть, медведи?
И медведей нет.
Зато много журавлей
Видел класс в субботу.
И не скучно было нам
Собраться в дорогу.
Пели песни мы в пути.
Подпевали журавли.
Были мы в прекрасном месте,
Все мы дружны,
Все мы вместе.
Муравьёвский заповедник!
Он останется у нас
В наших детских,
Добрых, хрупких,
Всеми любящих сердцах!
Юшкова Анастасия, 6Г

Что вы знаете (узнали) о журавлях, побывав в Муравьёвском заповеднике?

Каково отношение народа к этим птицам?

Как это отношение опоэтизировано в народной жизни и искусстве?

Какой символический оттенок приобрело слово журавли в национальном русском языке?

Прочитайте текст, стараясь передать эмоциональное отношение автора к исчезающим птицам. Приложение 2

Журавли – это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только «умны», они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, «продуманной» гаммой окраски. У журавлей удивительный голос – грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный – будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.

Но еще одно – и печальное! – обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в «Красную книгу» Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете – только вопрос времени. Для одних видов потребуется несколько десятилетий, для других – считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.

А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и почти несъедобно... Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля – большой грех.
(В. Флинт. Операция «Стерх». В кн.: Розовые чайки и черные журавли).

1. Назовите тему текста. О журавлях.

2. Определите идею текста. «Берегите журавлей!»

3. Сформулируйте подтемы текста:

  • l-я – «Журавли – особые птицы»,
  • 2-я – «Журавли в критическом положении»,
  • 3-я – «Убить журавля – большой грех».

4. Определите тип речи всего текста и составьте его композиционную схему.

Соединение описания с рассуждением. Схема:

Тезис – «особые птицы»

Описание

  • психологических признаков журавля
  • внешности
  • голоса

Вывод – «вызывают у людей особую любовь»

Тезис – «журавли в критическом положении»

Рассуждение логическое

  • l-й аргумент – «занесены в «Красную книгу»
  • 2-й аргумент – «на журавлей охотятся»
  • следствие – «журавли обречены»

Подтекстовый тезис – «убийство журавля бессмысленно»

Рассуждение эмоциональное

  • l-й подтекстовый аргумент – «нет радости от выстрела»
  • 2-й подтекстовый аргумент – «мясо несъедобно»
  • вывод – отношение автора и народа к убийству журавля

5. Определите стиль текста.

Публицистический (злободневная тема общечеловеческой значимости, четко выраженная авторская позиция, направленность содержания на ум и чувства читателя, стремление автора убедить читателя в идее текста).

6. Назовите языковые особенности , соответствующие стилю текста.

Образные средства:

  • эпитеты – удивительное (чувство), «умны» (журавли), нежной (гаммой окраски), удивительный (голос), грустный, торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный (голос), печальное (обстоятельство), в критическом (положении), считанныe (годы);
  • сравнение – мелодичный – будто серебряный (голос);
  • олице­творения чувство собственного достоинства, чувство равенства с че­ловеком (у журавлей), (журавли) «умны», «продуманная» (гамма окраски) и др.;
  • наиболее выразительные слова из возможных сино­нимов : грация, изящество (ср. телосложение), гамма окраски (ср. цвет перьев), голос (ср. крик), обречены (ср. погибнут), придет на помощь (ср. позаботится, отнесется бережней);
  • средства, подчерки­вающие авторскую позицию : восклицание печальное!, слова нет и нет сомнения , большой грех, восклицательное предложение А ведь кое-где ещё до сих пор охотятся на журавлей! и риторический вопрос Какую радость приносит выстрел по журавлю?

V. Работа с учебником.

Прочитайте о жизни животных – наших братьев меньших. (упражнение 196, стр. 79-80)

Обратите внимание на слова так называемой «газетной образности» (это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля). Приведите примеры: наши братья ме ньшие, лоцманы моря.

VI. Итог урока.

Итак, что же нужно для того, чтобы написать заметку в газету?

З начимость того, о чём хочешь написать, злободневность.
А ктуальность.
М алый объём.
СрЕ дства выразительности, оценочные слова, словосочетания, предложения, которые помогают лаконично, но в то же время ярко описать событие.
Т очность.
К раткость.
А вторская позиция чётко выражена.

VII. Д/з. Написание заметки.

По заданию упр.197 (стр.80) или заметка о том, как однажды удалось помочь деревьям, животным, птицам или не удалось защитить «младшего брата». В заметке можно использовать слова «газетной образности»: зелёный щит земли (о лесе и др.). Постарайтесь соблюсти все каноны этого жанра и сделать заметку выразительной, интересной для чтения.

Литература:

  1. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Флинт В. Операция «Стерх» // Розовые чайки и чёрные журавли.- Л., 1985.

Рисунки:

  • 23.img.avito.st/1280x960/1646161623.jpg
  • www.catsmob.com/post/2012/04/00755/america_retro_kids_20120114_00755_071.jpg
  • static.ozone.ru/multimedia/audio_cd_covers/1012458211.jpg
  • ic.pics.livejournal.com/cherkni/15214816/261556/261556_original.jpg
  • nenuda.ru/nuda/2/1526/1526_html_m34467a76.jpg
  • 1.bp.blogspot.com/-hOx3Ck3IRAQ/UjLcdyQfmKI/AAAAAAAADuI/5rN8S81N14c/s1600/forumgazel-kuspngler+(2).png
  • sch160.minsk.edu.by/ru/sm.aspx?guid=6883
  • static1.gophotoweb.com/u8839/11209/news/61599/note_post.jpg

Тема: Заметка в газету. Подготовка к сочинению.(Учитель: Рязанова О. В)

Цель: объяснить структуру жанра заметки, повторить теоретические сведения по теме «Публицистический жанр»; развивать умения сопоставительного анализа заметок; воспитывать любовь и уважение к родному языку и отечественной истории.

Ход урока:

1.Оргмомент. Число. Классная работа.

2.Проверка домашнего задания (ответьте письменно):

  • Для этих стилей характерна официальная обстановка (4 стиля).
  • Задача этого стиля- воздействовать на массы людей, сообщить информацию о жизни страны, какого-то коллектива людей.
  • Для этого стиля характерно сочетание книжных и разговорных средств
  • Широко используются предложения с однородными членами
  • Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия)

О каком стиле сегодня пойдет речь на уроке?

3. Тема нашего урока : заметка в газету. Эпиграф: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Ротшильд)

  • Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться писать заметки?

Эти вопросы – фундамент информации, то есть событие имеет всегда своего героя (кто), который что-то совершил (что) в каком-то месте (где) в какое-то время (где) и из-за чего-то (как, почему).

Такая информация удобна читателю потому, что он сразу получает сведения о самом важном факте. Если это не заинтересует, то он не станет читать материал.

Практическое задание: посмотрите структуру заметок, которые были вам розданы. Соответствуют ли они этим требованиям. Приведите примеры.

Основные черты заметки:

  1. Оперативность
  2. Актуальность
  3. Краткость, ясность изложения (20-30 строк)
  4. Точность

Как строить предложения:

Практическая работа : заметки. Оцените позицию подлежащего и сказуемого. Приведите примеры.

Практическая работа : рассмотрите статьи. Проанализируйте глаголы. Приведите примеры.

Заголовок.

Заголовок являет краткое содержание статьи, предельное сжатое выражение сути материала.

  1. Заголовок-цитата из текста.

Практическая работа: рассмотрите заголовки предложенных вам заметок. Приведите примеры.

Делаем выводы : на какие вопросы должна отвечать информация? Как строятся предложения в заметке? Какие формы глагола рекомендуется использовать? Как можно озаглавить заметку?

Практическая работа : в группах попробуйте написать заметку, озаглавьте её.

Чтение заметок.

Домашнее задание: На листе формата А4 распечатать картинку, фотографию, расположив её сверху страницы (на фотографии расположено действие, чтобы удобнее было писать заметку)

Правила построения информации:

1.Информация должна отвечать на вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? (Какой результат?)

2.Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале материала – в первом предложении, в первом абзаце (журналисты это называют лид (намек, ключ, вводная часть). Основной текст расширяет информацию. В конце менее важные факты.

Как строить предложения:

  1. Начинать нужно с подлежащего и сказуемого, ставя второстепенные члены предложения после (Локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны)
  1. Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Они создают действие, экономят слова и раскрывают действующих лиц. Избегайте безличных глаголов, где это возможно.

Типы заголовка («солнечное сплетение», не более 4-5 слов):

  1. Заголовок – информация связан с темой материала (Нет учебника про Ваню)
  2. Заголовок-образ привлекает внимание читателя (О прожженной скатерти, второй жизни и многом другом (беседа с учителем химии)
  3. Заголовок-тема (Ярмарка-выставка)
  4. Заголовок- идея (Сделаем наш мир лучше)
  5. Заголовок-противопоставление (Не смех, а слёзы)
  6. Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого. Витязи в кедах)
  7. Заголовок-цитата из текста.
  8. Заголовок- перефразирование цитаты (Один на всех, все на одного)
  9. Заголовок – крылатая фраза (Платон мне друг, но истина дороже)

Газетная информация Заметка в газету Урок русского языка в 7 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» Ростовской области Матвеева Ольга Ивановна

  • Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий.
  • ЗАМЕТКА - краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.
Заметка бывает двух видов: информационная
  • Основой информационной заметки является описание фактов . Это последовательное изложение ответов на вопросы:
  • что произошло?
  • когда?
  • почему?
  • Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида.
оценочно-информационная
  • это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету.
  • Поэтому структура оценочно-информационной заметки выглядит более сложной. Журналист не только описывает явление или событие, но и напоминает аудитории общеизвестную истину. Таким образом, если к данной выше заметке добавить комментарий по поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт оценочно-информационный характер.
  • Чтобы привлечь внимание читателя к заметке, автор часто даёт ей интригующий заголовок либо во вступительном предложении-зачине использует необычную фразу, часто полемического характера.
ВДЫХАТЬ ИЛИ НЕ ВДЫХАТЬ? Замеры, проведённые в десяти школах, показали следующее. В классе стандартной площадью (50 кв. м), где находится около 30 детей и учитель, при закрытых форточках и двери уже через 20 минут концентрация углекислого газа увеличивается в 4 раза по сравнению с содержанием его в атмосфере, т. е. вне помещения. К концу же 45-минутного урока концентрация достигает 0,3 %, т. е. увеличивается в 8 раз. (По материалам периодических изданий) 1. Анализ учебного материала І. Определите виды заметок, ответ аргументируйте. Укажите основные структурные элементы заметок. ІІ. Проанализируйте вступительное предложение. Как вы думаете, почему такую фразу выбрал автор в качестве зачина к заметке. Озаглавьте заметку и спишите её. «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учёбе и книгам - так опротивела за три года зубрёжка наизусть», - писал человек, которого спустя полвека будут называть «великим просветителем». Более 170 лет назад, 5 февраля 1836 года, родился Иван Дмитриевич Сытин. Он начинал 15-летним приказчиком в книжной лавке купца-старообрядца Шарапова. Через десять лет открыл собственное дело и приступил к выпуску лубочных картинок. К 1914 году на книжном рынке каждая четвёртая книга выпускалась Сытиным: массовые тиражи книг известных писателей, газеты, журналы, словари и энциклопедии». Майор Солнечников, ценой жизни спасший солдат, станет Героем России 28 марта 2012 года на учебном полигоне около Белогорска во время проведения учебных стрельб погиб командир батальона связи майор Сергей Солнечников, накрыв собой срикошетившую боевую гранату. Такие стрельбы с применением боевых гранат проводились в части впервые. Бронежилета на комбате не было. Сколько могло погибнуть солдат, если бы герой не накрыл собой гранату, офицеры не говорят, срочники утверждают, что десятки. По официальным сообщениям, медики еще полтора часа боролись за жизнь офицера. Но с такими повреждениями - разрыв селезенки, печени, осколочные ранения сердца и легких - не выживают. Умер Солнечников через полтора часа, на операционном столе. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич заявил , что Солнечников будет посмертно представлен к званию Героя России. 5. Домашнее задание
  • Вариант 1. Подберите заметки двух видов: информационную и оценочно-информационную. Одну заметку спишите. Укажите её вид. Вторую заметку устно проанализируйте и принесите на урок для работы в группе.
  • Вариант 2. Напишите заметку любого вида о каком-либо событии, которое произошло в вашем классе, школе, городе.
Ресурсы
  • http://mol-mlschool2.edu.tomsk.ru/files/Image/bezopas2.jpg
  • http://www.pravdasevera.ru/?id=14082
  • http://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2012/03/521964.jpg

Урок русского языка в 7 классе

Разработала учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда Коломоец Светлана Георгиевна

Тема: Заметка в газету

Цель:

    обобщить знания о публицистическом стиле, дать понятие заметки в газету как одного из жанров данного стиля;

    развивать устную и письменную речь, творческие способности учащихся и умение подбирать материал для заметки;

    воспитывать любовь к большой и малой родине, к родной природе.

Тип урока : урок развития речи

Оборудование : интерактивное оборудование, презентация 1, 2, учебник «Русский язык» 7 класс под ред. Разумовской М., С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Ход урока

примечания

Орг. момент

Сообщение темы и целей урока

Презентация 1

Слайд 1

Обратная связь.

    Что обозначает слово «публицистика»?

    Каково назначение публицистического стиля?

    Какие вы знаете языковые приметы этого стиля?

    Назовите жанры публицистического стиля

Слайд 2,3

Словарная работа

Распределите слова в два столбика: 1 - те, которые относятся к публицистическому стилю, во 2 - остальные. Свой выбор объясните.

    Объяснение орфограмм в данных словах (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

Бл..гоуханный, д..рогуша, бездуховность, д..мократический, эксперим..нтальный, приоритетный, безнравственность, п..рушка, амперметр, г..ловомойка, рейтинг, экстремальный, р..форматор

Слайд 4

слово бездуховность разобрать по составу

Индивидуальная работа со словарем - один ученик находит в толковом словаре значения малознакомых слов (заранее написать на карточке: экспериментальный, приоритетый, амперметр, рейтинг, экстремальный, реформатор)

взаимопроверка по ответам на слайде

Слайд 5

Мозговой штурм

выберите проблемы, которые относятся к публицистическому стилю:

    построение сложных предложений

    выборы президента

    решение линейных уравнений

    работа администрации города

    использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой

    анализ текста

    причины катастроф на железной дороге.

Слайд 6

Сравнительный анализ текстов

    Определить стиль текстов.

Текст1

Тюле́ни - общее название двух семейств млекопитающих, полифилетическая группа, ранее относимая вместе с моржами (Odobenidae) в отдельный отряд ластоногих (Pinnipedia), который по современным представлениям считается устаревшим и исключён из систематики.

Тюленями называют представителей семейств сивучёвые, или ушастые тюлени (Otariidae) и тюленьи, или настоящие тюлени (Phocidae). У обеих групп обе пары конечностей преобразованы в ласты, вооружённые когтями; задние ласты направлены назад. Ушастые тюлени, вероятно, произошли от примитивных медведеобразных, настоящие, по-видимому, - от примитивных куньих. У настоящих тюленей нет ушных раковин; задние ласты служат для передвижения в воде. У ушастых тюленей для передвижения в воде служат передние конечности, а задние в воде служат рулями, а на суше подгибаются вперёд и поддерживают массивное тело. Около 20 видов из 12 родов.

Распространены широко; особенно многочисленны в приполярных широтах.

Текст 2

Это случилось ранней антарктической весной на нашей южно-полярной станции Молодежная. Под яркими лучами солнца снег стал подтаивать, обнажая скалы, побежали ручейки, ожили прибрежные острова.

Однажды, спускаясь к океану, мы нашли на прибрежных камнях тюлененка, который уползал подальше от воды. Ему было не больше месяца от роду. Мы решили, что он заблудился, и отнесли поближе к лежбищу тюленей. Но малыш снова пополз от берега вглубь материка берегу. Мы сделали несколько попыток, но тюлененок упорно уходил назад.

Через несколько дней наш механик рассказал, что видел тюлененка вдали от остальных. Его уже присыпало снегом, но он был жив, хоть и вид у него был явно нездоровый. Мы отправились за ним, отнесли его в наш медицинский домик, но есть и пить несчастный детеныш отказывался. Тогда мы опять отвезли его к стаду тюленей. Но когда мы стали уходить, он снова попоплз от берега.

Говорят, что старые и больные тюлени всегда стараются уйти подальше от берега, чтобы умереть. И у нас не осталось сомнений, что наш Тюлька умирал, возможно от какой-то болезни. Помочь здесь на станции мы не могли. И мы не стали ему мешать уйти. Уйти туда, где умирают тюлени.

Текст 3

На пляже Зеленоградска, пригорода Калининграда, поселился балтийский серый тюлень. Животное смело и без опаски плавает и отдыхает на берегу вместе с людьми, а также охотно позирует перед фотокамерами.

Когда тюленя впервые заметили на пляже, его пытались "спасти", отправив насильно подальше в море, или же забрать в зоопарк Калининграда. Однако ветеринар, осмотрев животное, сообщила, что оно полностью здорово и чувствует себя на пляже хорошо, нахождение же на берегу для его сородичей в период линьки - норма. А на пляже появилась памятка для отдыхающих, в которой написано, как можно, а как нельзя вести себя с тюленем.

Слайды 7,8,9

Объяснение нового материала .

Что такое заметка в газету - прочитать определение в учебнике

Заметка - краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. В основе заметки лежит описание факта, случая. Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем и почему, выделяя основную мысль.

Главные черты – достоверность факта, его новизна, яркий заголовок.

К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Слайд 10

Беседа с классом о понятии большой и малой родины.

Часто темами заметок становятся события, происходящие на родине: в стране, в городе, районе, дворе, школе и т. д. Прослушивание песни «С чего начинается Родина»

Презентация 2

«С чего начинается Родина»

Творческая работа

Написание заметки об интересном случае в городе, во дворе, в школе. Выборочная проверка работ

Итоги урока. Домашнее задание



Читайте также: